Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социологии



Проблема соотношения внутренней и внешней политики. Национальный интерес: критерии и структура. Глобализация и национальные интересы. Глобальные вызовы и национальный суверенитет. Основные этапы и важнейшие направления российской внутренней и внешней политики в постсоветский период и проблемы реализации национальных интересов России.

Проблема взаимосвязи и взаимовлияния внутренней и внешней политики — одна из наиболее сложных проблем, которая была и продолжает оставаться предметом острой полемики между различными теоре­тическими направлениями международно-политической науки.

Так, например, для сторонников политического реализма, внешняя и внутренняя политика, хотя и имеют единую сущность, которая, по их мнению, в конечном счете, сводится к борьбе за силу, тем не менее, составляют принципиально разные сферы государственной деятель­ности. Но убеждению Г Моргентау внешняя политика определяется национальными интересами. Национальные интересы объек­тивны, поскольку связаны с неизменной человеческой природой, географическими условиями, социокультурными и историческими тра­дициями народа. Они имеют две составляющие: одну постоянную — это императив выживания, непреложный закон природы; другую пере­менную, являющуюся конкретной формой, которую эти интересы при­нимают во времени и пространстве. Определение этой формы принад­лежит государству, обладающему монополией на связь с внешним миром. Основа же национального интереса, отражающая язык народа, его культуру, естественные условия его существования и т.п., остается постоянной. Поэтому внутренние факторы жизни страны (политичес­кий режим, общественное мнение и т.п.), которые могут меняться и меняются в зависимости от различных обстоятельств, не рассматрива­ются реалистами как способные повлиять на природу национального интереса: в частности, национальный интерес не связан с характером политического режима. Соответственно, внутренняя и внешняя политика обладают значительной автономией по отно­шению друг к другу. Напротив, с точки зрения представителей ряда других теоретичес­ких направлений и школ, внутренняя и внешняя политика не просто связаны друг с другом, но их связь детерминирована. Существует две версии их детерминации. Согласно ортодоксальному марксизму, внешняя политика является отражением классовой сущности внутриполитического режима и зависит в конечном счете от определяющих эту сущность экономических отношений общества. Отсюда и международ­ные отношения в целом носят «вторичный» и «третичный», «перенесенный» характер.

Для представителей таких теоретических направлений в междуна­родно-политической теории, как неореализм и структурализм (приобретающий относительно самостоятель­ное значение), внешняя политика является продол­жением внутренней, а международные отношения - продолжением внутриобщественных отношений. Однако решающую роль в опреде­лении внешней политики, по их мнению, играют не национальные ин­тересы, а внутренняя динамика международной системы. При этом главное значение имеет меняющаяся структура международной систе­мы: являясь, в конечном счете, опосредованным результатом поведения государств, а также следствием самой их природы и устанавливающихся между ними отношений, она в то же время диктует им свои законы.Таким образом, вопрос о том, детерминируется ли внутренняя поли­тика государства его внешней политикой или наоборот, решается в пользу внешней политики.

Представители концепций взаимозависимости мира в анализе рас­сматриваемого вопроса исходят из тезиса, согласно которому внутрен­няя и внешняя политика имеют общую основу — государство.

Еще дальше в этом отношении идут сторонники школы транснационализма. По их мнению, в наши дни отношения между государствами уже не являются основой мировой политики. Многообразие участников (межправительствен­ные и неправительственные организации, предприятия, социальные движения, различного рода ассоциации и отдельные индивиды), видов (культурное и научное сотрудничество, экономические обмены, родственные отношения, профессиональные связи) и «каналов» (межуни­верситетское партнерство, конфессиональные связи, сотрудничество ассоциаций и т.п.) взаимодействия между ними вытесняют государст­во из центра международного общения, способствуют трансформации такого общения из «интернационального» (т.е. межгосударственного) в «трансна­циональное» (т.е. осуществляющееся помимо и без участия госу­дарств). Для новых акторов, число которых практически бесконечно, не существует национальных границ. На наших глазах возникает гло­бальный мир, в котором разделение политики на внутреннюю и внеш­нюю теряет всякое значение.

2. Критерии и структура национального интереса

В основе всякого интереса лежат объективные потребности, нужды субъекта или социальной общности, обусловленные экономической, социальной, политической и т.д. ситуациями, в которых они находят­ся. Процесс познания социальных потребностей - это процесс форми­рования интересов людей. Таким образом, интерес — категория объективно-субъективная. При­чем объективным в своей основе может быть не только истинный, но и ложно понятый интерес.

Существуют также мнимые и субъективные национальные интере­сы. Примером мнимого национального интереса может служить такая ситуация, когда идея становится национальным мифом, овладевает умами людей, и доказать им эту мнимость чрезвычайно трудно. Хрестоматийный пример субъективного интереса — поступок Герострата, добившегося бессмертной «славы» поджогом храма. Пример субъективного «национального интереса» в современных международ­ных отношениях — мотивы, которыми руководствовался Саддам Хусейн при вторжении Ирака в Кувейт в 1991 г.

Наряду с основными (коренными, постоянными) и неосновными (второстепенными, временными), объективными и субъективными, подлинными и мнимыми интересами различают также интересы со­впадающие и взаимоисключающие, пересекающиеся и непересекаю­щиеся и т.д.

Исходя из сказанного, понятие «интерес» можно определить как осознанные потребности субъекта (социальной общности), являющие­ся следствием фундаментальных условий его существования и дея­тельности. Но интерес — это и отношение потребности к условиям ее реализации. Соответственно, национальный интерес — осознание и от­ражение в деятельности его лидеров потребностей государства. Это относится и к многонациональным и этнически неоднородным госу­дарствам: фактически под национальным интересом подразумевается национально-государственный интерес.

Национально-государственный интерес включает следующие основные элементы: военная безопасность, пред­усматривающая защиту государственного суверенитета (националь­ной независимости и целостности), конституционного строя и системы ценностей; благосостояние страны и ее населения, подразумевающие экономическое процветание и развитие, безопасное и благоприятное международное окружение, предполагающее свободные контакты, об­мены и сотрудничество в регионе и за его пределами.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 670 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...