Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Антипасха и ее попразднство



Фомина неделя – Антипасха.

Особенности: Отмена воскресной службы (как в 12 праздники), Нет паремий, Нет праздничных антифонов

Особенности служб от Фоминой (понед) до отдания Пасхи: Начало: Христос воскресенье, Вместо «видихом свет истинный» «Христос воскресе.», После «слава тебе Христе Боже» «Христос воскресе» – 3р., В воскресения не поют минею, кроме великих святых (Георгия Победоносца, св. Николая и др.), В воскресения: «Воскресенье Христово» 3 р., в будни 1 раз.

Недели: 2 -Фомина. 3 – Мироносиц (Иосиф Аримофейск),4 – расслабл.,5 – самарянка:6 – о слепом, 7 – св. отцев вселю. Соборов, 8 – 50-ца, 1-я по 50-цы – Всех святых, 2-я по 50-цы – Всех святых в земле российской просиявших. В среду 4-й недели – преполовение Пасхи, В среду 5-й недели – отдание преполовения, В среду 6-й недели – отдание Пасхи, В четверг 6-й недели – Вознесение, В пятницу 7-й недели – отдание Вознесения, В суб. 7-й недели – Троицкая Вселенская панихида., 1-й день по 50-цы – Св.Духов день. В суб. 1-й нед по 50-цы – отдание 50-цы.

Неделя Антипасхи (Фомина). Светлая седмица заканчивается Фоминым воскресеньем, являющимся как бы заменой (повторением) самого Пасхального дня, отчего оно и названо еще Антипасхою (в переводе с греческого – «вместо Пасхи»). В этот день в первый раз обновляется память Воскресения Христова, т.е. воспоминаются те события, при которых Христос являлся женам-мироносицам, апостолам. В девятый день Господь благоволил обновить радость Своего Воскресения новым явлением апостолам, в том числе и Фоме, который осязанием язв Господа удостоверился в действительности Его Воскресения.

Уставные особенности в Неделю Антипасхи. Богослужение посвящено главным образом воспоминанию явлений Христа по Воскресении апостолам, а в том числе и Фоме. Согласно Уставу, в Неделю Антипасхи воскресные песнопения из Октоиха не поются, вся служба – праздника (по Цветной Триоди). Не поются и пасхальные песнопения, за исключением тропаря «Христос воскресе...» в начале и конце служб и ирмосов пасхального канона на катавасии.

Начиная с Фомина воскресенья, возобновляется на службах (на вечерни и утрени) стихословие Псалтири, полиелей и прочее последование, Восстанавливается обычная структура всенощного бдения, а также часов и литургии (за исключением некоторых особенностей). Земные поклоны во время богослужения до дня Святой Троицы Устав отменяет.

В Неделю Антипасхи, в начале великой вечерни, перед шестопсалмием, после начального возгласа литургии и после отпуста ее поется (трижды) тропарь «Христос воскресе...». На утрени – «Бог Господь...» и тропарь праздника трижды: «Запечатану гробу...». По полиелее тропари: «Ангельский собор...» не поются, а сразу величание: «Величаем Тя, Жизодавче Христе, нас ради во ад сшедшаго и с Собою вся воскресившаго». Степенна – 1-й антифон – 4-го гласа. Прокимен: «Похвали, Иерусалиме, Господа, хвали Бога твоего, Сионе». Евангелие от Мф., зач. 116-е. После Евангелия – «Воскресение Христово» (трижды). «Слава: Молитвами апостолов...», «И ныне: Молитвами Богородицы...», «Помилуй мя. Боже...», «Воскрес Иисус от гроба...».

Канон праздника Антипасхи: «Поим вси людие...» Припев к тропарям канона: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Катавасия – пасхальные ирмосы: «Воскресения день...». На 9-й песни «Честнейшую» не поем; диакон, совершая обычное каждение, перед местным образом Божией Матери запевает ирмос: «Тебе светлую свещу…». Хор продолжает: «И Матерь Божию, пречудную славу и высшую всех тварей, песньми величаем».

На литургии – изобразительны. По входе – тропарь: «Запечатану гробу...», «Слава, и ныне» – кондак: «Любопытную десницею...». Прокимен: «Велий Господь наш и велия крепость Его и разума Его несть числа». Стих: «Хвалите Господа, яко благ псалом; Богови нашему да усладится хваление». Апостол – Деян., зач. 14-е. Евангелие от Иоанна, зач. 65-е. Задостойник: «Ангел вопияше... Светися, светися...». В конце литургии вместо «Видехом Свет истинный» поется тропарь «Христос воскресе...» (один раз). По возгласе: «Слава Тебе, Христе Боже...» – «Христос воскресе...» (трижды). Отпуст: «Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш...». Этот же отпуст бывает и на утрени до отдания Пасхи. Неделя Антипасхи имеет попразднство, которое продолжается до субботы, а в субботу – отдание. В течение всей Фоминой седмицы тропарь, кондак, прокимен и причастен – праздника (Недели Антипасхи) и святому. В Фомино воскресенье вечером совершается великая вечерня, которая предваряется 9-м часом. После начального возгласа чтец читает (трижды) тропарь: «Христос воскресе...», Трисвятое по «Отче наш», «Приидите, поклонимся...» и прочее последование 9-го часа. На вечерни кафизмы нет. Вход с кадилом. Великий прокимен: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса». После прокимна – сугубая ектения, «Сподоби Господи...» и просительная ектения. Далее обычное последование великой вечерни. По «ныне отпущаеши...» – тропарь святого Минеи, «Слава, и ныне» – тропарь праздника. В прочие воскресные дни вечером (до Пятидесятницы) вечерня бывает без входа и великого прокимна – обычная. Во вторник (или в понедельник) Фоминой седмицы бывает служба с поминовением усопших (этот день известен под названием «радоница»). В Триоди нет специального последования этой службы. Обычно после вечернего богослужения или после литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. После литургии бывает великая панихида. С Фоминой Недели начинастся обычное ежедневное поминовение усопших (панихиды, сорокоусты и проч.), а также совершается таинство Брака.

Особенности служб от Фоминой Недели до отдания Пасхи. В состав воскресных богослужений от Недели Фоминой до Пятидесятницы входят песнопения: 1) пасхальные, 2) воскресные (по гласу Недели) и 3) Цветной Триоди. Все эти песнопения помещены последовательно в Цветной Триоди.

Уставной порядок пения и чтения тропаря «Христос воскресе...». От Фоминой Недели до отдания Пасхи все службы начинаются (после возгласа иерея) троекратным пением или чтением тропаря: «Христос воскресе...». Так, в начале всенощного бдения «Христос воскресе...» поется трижды священнослужителями, причем третий раз они поют половину тропаря, а хор доканчивает: «И сущим во гробех живот даровав». Перед шестопсалмием этот тропарь трижды поет хор. На литургии, после возгласа: «Благословенно Царство...», священнослужители в алтаре поют два с половиной раза тропарь: «Христос воскресе...», хор доканчивает: «И сущим во гробех живот даровав». Но в конце всех прочих служб (вечерни, утрени и др.), после возгласа: «Слава Тебе, Христе Боже...» – конец обычный: «Слава, и ныне...» и прочее. Тропарь «Христос воскресе...» поется также в начале молебна, панихиды, таинства Крещения, венчания, отпевания и других служб. На воскресном всенощном бдении, после прочтения Евангелия, «Воскресение Христово видевше...» поется трижды. Канон Пасхи с Богородичными поется (в соединении с каноном Цветной Триоди) в Недели: жен-мироносиц, о расслабленном, о самаряныне и о слепом. К Богородичним тропарям припев: «Пресвятая Богородице, спаси нас». К тропарям Триоди припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Заключительное «Христос воскресе...» (трижды) в конце каждой песни не поется. После канона – светилен Пасхи и Триоди. В седмичные дни канон Пасхи не поется, но и в полиелейные праздники на катавасии поются только ирмосы Пасхи. Указание Типикона относительно пения в седмичные дни (от Недели Фоминой до отдания Пасхи) «канона праздника» следует понимать в том смысле, что в эти дни поется из Цветной Триоди канон настоящей Недели (Фоминой, жен-мироносиц и т.д.) или Преполовения (от праздника Преполовения до отдания его). Во все Недели (воскресенья) до отдания Пасхи «Честнейшую» не поется, после катавасии 8-й песни сразу следует ирмос 9-й песни. Но в седмичные дни «Честнейшую» поется. Экзапостиларий «Плотию уснув» поется в тех же неделях, когда поется и канон Пасхи. На 1-м часе принято петь вместо «Взбранной Воеводе...» кондак: «Аще и во гроб...».

В воскресные и седмичные дни – в период пения Цветной Триоди – на литургии поются изобразительны. После малого входа (в воскресенья) – тропарь воскресный, «Слава» – кондак Триоди, «И ныне» – кондак Пасхи. Вместо «Достойно» – «Ангел вопияше... Светися, светися...». Причастен Пасхи – «Тело Христово приимите» (во все дни от отдания Пасхи, кроме седмиц Фоминой и Преполовения с его попразднством).

В воскресные и седмичные дни отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых, Христос, истинный Бог наш...». Пасхальный отпуст произносится только после литургии в день отдания Пасхи.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 450 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...