Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понятие «категория» и «закон». Типы законов. Законы диалектики



ЗАКОН - существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь (отношение) между явлениями. Категория 3. выражает в своем содержании тот, не зависящий от нашего сознания, факт, что предметы и явления окружающего мира функционируют и развиваются в соответствии с присущими им существенными, необходимыми, повторяющимися, устойчивыми отношениями (связями). Важнейшие черты 3. - необходимость, всеобщность, повторяемость и инвариантность. Традиционно принято полагать, что существуют различные типы 3. В макромире принято различать три типа 3.: 3. - тенденция, 3. однозначной детерминации, имеющий место главным образом в технике, и статистический 3. - 3. больших чисел. В микромире действуют вероятностные 3., обусловленные корпускулярно-волновым дуализмом микрообъектов. В философских системах Древнего Востока и Греции под 3. понимался объективный порядок, внутренне присущий миру естественный путь развития всех вещей. Из средневековых мыслителей первым обращается к термину "3. природы" Фома Аквинский. Понятие 3. в его учении тождественно понятию диктата, предписания, веления божественного разума. Религиозная трактовка 3. в учении Фомы Аквинского долгое время служила препятствием для использования в рамках естествознания самого термина "3.". Леонардо да Винчи, Галилей, Кеплер и другие ученые предпочитали ему такие выражения как "аксиома", "правило", "разумное основание" и т.д. Однако уже в эпоху Возрождения Бруно использует понятие "3. природы" для пантеистического выражения идеи всеобщей естественной необходимости. В науке и философии Нового времени понятие "3. природы" подвергается коренному переосмыслению. Под 3. природы начинают понимать общие, устойчивые и повторяющиеся, а также внутренне необходимые связи и отношения самих вещей и явлений природы. Начало широкому употреблению понятия "3. природы" в философии и науке Нового времени было положено Декартом. Согласно Декарту, важнейшими атрибутами 3. являются неизменность и вечность. Гоббс делает понятие 3. важнейшим элементом своей социологической концепции. Согласно Гоббсу, человек как часть природы подчинен всеобщему 3. природы - стремлению к самосохранению. На путях осуществления в обществе данного 3. встречаются различные препятствия, которые преодолеваются только благодаря разуму человека, открывающему определенные правила общежития, которые Гоббс и называет естественными 3. Спиноза полагал, что 3. природы - это такие "решения" и "постановления" Бога, в соответствии с которыми определено прежде всего его собственное существование, что в них выражена абсолютная необходимость. В учениях французских просветителей и философов-материалистов 17-18 вв. утверждается, что "законы... есть результат необходимых отношений, вытекающих из природы вещей" (Гольбах). Понятие 3. у Канта является средством выражения необходимых отношений между элементами познавательной деятельности субъекта. Чаще всего Кант использовал понятие 3. для выражения отношения субординации между общим и единичным, между категориями и явлениями в процессе их взаимодействия при формировании знания. По Канту, 3. науки являются высшей формой рассудочного знания. Гегель увязывает 3. с устойчивыми, необходимыми существенными особенностями развития абсолютной идеи, формулируя основные 3. диалектики.

Категория - древнегреческое слово, означающее указание, выс- казывание. Категории диалектики - это основные понятия, в которых отражаются существенные стороны всеобщей связи и развития природы, общества, мышления. Категории диалектики - это ступени, узловые пункты познания мира, в которых отражаются взаимосвязь, взаимопе- реходы и противоречивость предметов и явлений природы, общества и мышления. К ним относятся также понятия, как причина и следствие, сущность и явление, необходимость и случайность и целый ряд дру- гих. Надо сказать, что система категорий диалектики не является замкнутой, она продолжает пополняться новыми категориями, отражая не только бесконечность развития материального мира, но и непре- рывное углубление его познания человеком. Задача познания - исследовать природу и общество как законо- мерный процесс движения и развития, подметить нечто общее, сущест- венное, характерное для более или менее обширной группы явлений или для всех форм движения материи. Это общее, существенное, необ- ходимое находит свое выражение в законах. Законы науки с большей или меньшей точностью отображают законы природы и общества, мышле- ния. Категория "закон" рассматривается в материализме и идеализме с противоположных позиций. Идеалистическое направление в философии понимает под законом форму рассудочной деятельности, средстве упо- рядочивания ощущений и эмпирических данных, как это свойственно представителям субъективного идеализма, либо как мысленное воспро- изведение человеком развития абсолютной идеи, что характерно для объективного идеализма Гегеля. Современные неопозитивисты трактуют закон как результат соглашения между учеными, удобные приемы мыш- ления и не более того. Материалистическое направление в философии исходит из того, что законы объективны по своему содержанию. Так, например, антич- ные материалисты под законом понимали объективный порядок, внут- ренне присущий миру, естественный путь развития всех вещей. Современная материалистическая диалектика продолжает эту ли- нию, полагая, что законы развития природы и общества носят объек- тивный характер, а значит, и законы науки, которые более или менее точно отражают их, также объективны по содержанию и субъективны по форме своего выражения. Мы не будем их отменить или изменить, но, зная эти законы, можем преобразовать природу и общество. Иначе мы были бы рабами слепой необходимости. Закон, по определению Гегеля, есть отношение между сущностя- ми. Следовательно, не всякая связь явлений есть закон. Она должна носить необходимый, устойчивый, повторяющийся характер, для того чтобы быть законом. Таким образом, закон - это устойчивая, общая, существенная, необходимая, повторяющаяся связь явлений природы и общества. Законы различаются по степени общности: всеобщие - это законы диалектики, общие - законы, характерные для большего круга явлений (закон сохранения энергии), частные законы - законы, отражающие связи определенного круга явлений - биологические, химические, со- циальные и др. Законы различают также по форме проявления в зависимости от типа детерминации и по этому признаку выделяют динамические и ста- тистические законы. Динамические законы выражают более простую, однозначную связь. Это такая форма связи, при которой начальное состояние сис- темы однозначно определяет все последующие. Зная первое, можно с большей степенью точности предвидеть вторые. Эти законы действуют в каждом явлении, представляющем ту или иную форму движения мате- рии: закон тяготения, инерции. Классическая механика изучала дина- мические законы движения тел и планет Солнечной системы, разрабо- тала способы предсказания небесных явлений, (например, затмений Солнца). Эти законы абстрагируются от случайности, необходимость действует здесь в относительно чистом виде. Действие статистических законов характерно для больших групп явлений, где велика роль случайности. Иными словами, это законы средних чисел, которым подчиняется масса случайностей. Причинность здесь проявляется иначе, чем в динамических законах. Начальное состояние системы лишь с некоторой вероятностью определяет после- дующие в форме средних, случайных тенденций. Например, закон Бой- ля-Мариотта, закон естественного отбора Дарвина, законы истории в своем большинстве носят статистический характер. Кроме того, различают законы развития и функционирования. Первые характеризуют переходы от одного состояния к другому, прев- ращение систем в друг друга и т.д. Это законы диалектики, биологи- ческие законы развития популяций. Законы второго вида отражают способ существования систем в определенном качестве, воспроизводят тип структурных отношений в результате влияния на систему условий ее существования, других систем, а также взаимовлияния собственных элементов (закон спроса и предложения, ценообразования). Завершая анализ понятия закон, подчеркнем, что законы науки, отражая законы природы, общества и мышления, являются одной из форм теоретического знания. В диалектике выделяют три основных за- кона: единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода ко- личественных изменений и изменений качественных и отрицания отри- цания. Взаимосвязь в рамках каждой пары категорий (необходимость - случайность, сущность - явление и т.д.) тоже дает особые законы, выражая отдельные существенные стороны, моменты процесса развития. Однако названные выше законы являются основными, поскольку выража- ют наиболее существенные стороны развития: его источник, взаимоот- ношения между формами развития и его ведущую направленность. Так же, как и количество категорий, число основных законов диалектики не может быть ограничено. Развивается мир, начинают действовать новые законы, которые вскрывает наука, более или менее точно их отражая.

1. Единство и борьба противоположностей. Ответ на? – где находится источник развития? – Внутри данного явления. Что есть развитие? – зарождение внутреннего противоречия и его разрешение, потом возникновение нового противоречия. Нельзя абсолютизировать ни момент единства, ни момент борьбы.

Противоречия: внутренние \ внешние; основные \ неосновные; антагонистические \ неантагонистические.

«Гроза» - быт и бытийность.

2. Переход количества в качество. Ответ на? – как происходит развитие? – постепенные кол-ые изменения переходят в кач-ые через преодоление меры посредством скачка.

Свойство – неотъемлемое качество предмета, а совокупность основных свойств дает качество.

Количество – хар-ка предмета со стороны объема, величины, массы и пр.

Мера – граница м \д качеством и количеством.

Скачок - рождение нового качества, прерыв постепенности (закипание воды).

Чтение текста – знакомство с сюжетом, действующими лицами и т.п. – с каждым разом все более глубокое понимание идей – поэтика, метауровни, сквозные мотивы и пр.

3. Отрицание отрицания. Ответ на? – куда направлено развитие? – вперед, назад, общей направленности нет, по кругу (Прокл), по спирали (Гегель).

Тезис – антитезис (первое отрицание) – синтез (второе отрицание). Не абсолютное отрицание предыдущего, а сохранение лучшего, что было в прошлом + отказ от устаревшего.

Не всегда видно второе отрицание: если человек отрицает природу, то кто отрицает человека?

Сталин отбрасывал 3 закон.

Каждая новая интерпретация – отбрасывает не нужное.

Все три закона действуют одновременно.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 760 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...