Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Билет № 8. Революция и кризис физики конца 19-начала 20в



Революция и кризис физики конца 19-начала 20в. Ленинское определение материи. Материя как субстанция. Современные представления о видах и формах материи. Понятие «форма материи». Основные формы материи (характеристика субстрата, свойств, способы существования)

В конце 19 — начале 20 веков естествознание переживало период революции. Новейшие естественнонаучные открытия опрокидывали старые метафизические представления о неделимости атома, о неизменяемости химических элементов, о постоянстве массы тел и т. д. Крушение старых принципов науки и открытие новых свойств материального мира часть физиков восприняла как кризис, исчезновение материи и отказалась от материализма. "Кризис физики", по характеристике Ленина, состоит в повороте части учёных-физиков к идеализму (философским взглядам которых Ленин дал название "физического идеализма"), происшедшем в обстановке крутой ломки старых понятий под влиянием новых открытий. В "М. и э." Ленин вскрыл социальные и гносеологические корни "физического идеализма". Он показал, что вся обстановка капиталистических государств мешает учёным воспринять единственно научное мировоззрение — диалектический материализм. Физики "свихнулись" в идеализм главным образом потому, что не знали диалектики и поэтому не сумели "...прямо и сразу подняться от метафизического материализма к диалектическому материализму" (там же, с. 331). Одной из причин, породивших "физический идеализм", является, указывал Ленин, математизация физических понятий; успехи науки, позволяющие выразить сё законы в форме математических уравнений, из которых могут быть выведены следствия, оправдываемые на опыте, создают у некоторых естествоиспытателей иллюзию, будто разум диктует свои законы природе, будто "..”материя исчезает”, остаются одни уравнения" (там же, с. 326). Другая причина кроется в непонимании соотношения между относительным и абсолютным в познании, в возведении относительности нашего знания в некий "принцип релятивизма", который — при незнании диалектики — неминуемо ведёт к идеализму. "Этот вопрос о соотношении релятивизма и диалектики, едва ли не самый важный в объяснении теоретических злоключений махизма" (там же, с. 327). Разбирая вопрос о том, являются ли научные теории отражением объективной реальности или они, как утверждали "физические" идеалисты, суть лишь условные знаки, символы, произвольные продукты человеческого разума. Ленин опроверг эти попытки отрицать объективность научного знания.

§ 1. Кризис современной физики.

Известный франц. физик Пуанкаре говорит о признаках кризиса в физике: «исчезает масса. Подрываются основы механики. Перед нами – руины старых принципов физики». Идеалистические выводы автора: не природа дает нам понятия S и t, а мы даем их природе. Все, что не есть мысли, есть ничто.

В течение 1 и 2 трети 19 века физики верили в чисто механистическое объяснение природы. Новое течение в физике видит в теории только символы, знаки для практики, т.е. отрицает существование объективной реальности, независимой от нашего сознания и отражаемой им. Махизм был опасен тем, что это течение обращалось к физике за подтверждением своих идеалистических выводов. Кризис: новейшие открытия (электрон, радиоактивность) пришли в противоречие со старыми представлениями.

§ 2. Материя исчезла.

Можно встретить у современных физиков: «Атом дематериализуется – материя исчезает». Это значит, исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор, исчезают такие св-ва материи, которое казались ранее абсолютными (инерция, масса) и которые теперь обнаруживаются как относительные, присущие только некоторым состояниям материи. Ибо единственное св-во материи, с признанием которого связан фил-ий мат-зм, есть св-во быть объективной реальностью, существующей вне сознания.

Ошибка махизма вообще состоит в том, что игнорируется эта основа фил-го мат-ма и различия м\д материализмом метафизическим и диалектическим.

Природа бесконечна, и это единственное категорическое признание ее существования вне сознания и ощущения человека и отличает диамат от релятивизма, агностицизма и идеализма.

§ 3. Мыслимо ли движение без материи?

Использование фил-им идеализмом новой физики делает попытку осмыслить движение без материи.

Идеалисты и не подумают отрицать того, что мир есть движение, именно: движение моих мыслей, чувств, представлений, ощущений. Вопрос о том, что движется, идеалисты отвергают и считают нелепым: происходит смена моих ощущений, исчезают и появляются представления, и только. Вне меня ничего нет.

Основное отличие мат-ма и идеал-ма состоит в том, что общее сознание чел-ка принимается за образ объективной реальности. Мир есть движение этой объективной реальности, отражаемой нашим сознаием. Движению представлений соответствует движение материи вне меня.

Понятие материи ничего иного, кроме объективной реальности, данной нам в ощущениях, не выражает. Поэтому оторвать движение от материи равносильно тому, что оторвать мышление от объективной дейст-ти.

§ 8. Сущность и значение «физического» идеализма.

Махизм связан с новой физикой. Разглагольствования на тему, что Ф. Маха есть «фил-ия естествознания» 20 века. Но 1. махизм связан идейно только с одной школой в одной отрасли современного естествознания, 2. с этой школой связано в махизме то, что обще со всем фил-им идеализмом вообще.

Основная идея этой школы – отрицание объективной реальность, данной нам в ощущениях и отражаемой нашими теориями или сомнения в существовании такой реальности.

Связь современного физического идеализма с кризисом современной физики общепризнана. Все старые истины физики считались незыблемыми, а оказались относительными истинами, - значит, никакой объективной истины, не зависящей от чел-ка, быть не может. Так рассуждает и махизм, и весь физический идеализм (при незнании диалектики).

Современная физика лежит в родах. Она рожает диамат.

Современное определение дал В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909 год): материя – это «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».[1]

Субстанция как философское понятие обозначает внутреннее единство конкретных многообразных вещей, свойств и отношений, посредством которых и через которые она и существует. Понятие субстанции выражает наиболее фундаментальную, саму себя определяющую основу и сущность бытия. Согласно Гегелю субстанция есть «некое бытие во всяком бытии».

Первоначально в древней философии буддизма, исходя из учения Упанишад, было выдвинуто новое теоретическое положение: всё есть одно. Европейская философия также самостоятельно пришла к этому выводу через античную философию. Так, Фалес (VI в. до н.э.) – первый европейский философ поставил фундаментальный вопрос: что является началом всех начал? Сам же он и ответил: таким первоначалом является вода. Всё многообразие мира возникло из воды. Его ученик Анаксимен пытался свести все бесконечное многообразие мира к другому общему чувственно-конкретному началу – воздуху, Гераклит – к огню. В целом в греческой ионийской философии ни одно из начал не было достаточным для объяснения всего существующего. Однако следует подчеркнуть, что античные философы пришли к мысли, что, несмотря на изменения тел, в них должно быть нечто устойчивое, которое сохраняется при всех превращениях. Эта устойчивая основа получила название субстанции (лат: substantia – сущность). Мыслители считали: различные тела могут возникать и исчезать, субстанция несотворима и неуничтожима. Она лишь меняет формы своего бытия, переходит из одних состояний в другие. Она причина самой себя и основание всех изменений. Понятие субстанции выражало убеждение в единстве мира.

Только характеристика материи как субстанции позволяет выявить взаимосвязь и единство её атрибутов. Понимание субстанции может быть различным – это может быть и материя, и дух, и духоматерия. Вопрос о материи является центральным вопросом всей материалистической философии на протяжении всей истории философии. Если материализм стремился обосновать способность материи производить многообразие в мире, то идеализм, наоборот, стремился развенчать материю, принизить её, низвести её к мёртвой и пассивной. Домарксовские философы-материалисты высказали многие глубокие положения о материи, которые сохраняют своё значение и в современном знании: положение об абсолютности материи как субстанциальной основы всех явлений, её несотворимости и неуничтожимости, вечности существования во времени и бесконечности в пространстве, объективности и независимости её от сознания. Но всё же сам материализм оказался неспособным дать вполне последовательное научное решение вопроса о материи. Это объясняется тем, что старый материализм (домарксовский) страдал существенным недостатком: метафизичностью мышления, т.е. старый материализм был по своему существу метафизическим материализмом.

1. Какие бы точки зрения и концепции на материю не высказывались в истории философии, все они (философы-материалисты) сводили материю к состояниям или проявлениям вещества, т.е. к веществу. Если даже сказать: материя есть вещество. Сегодня это суждение о равенстве будет неверным, ибо физика с конца 19 века стала изучать полевой вид материи.

2.Прежняя (домарксовская) материалистическая философия отрывала материю как субстанцию от форм её проявления: это означает, философия (господствующая её тенденция на то время) допускала: с одной стороны, могут существовать отдельные образования, а, с другой стороны, может существовать материя сама по себе., т.е. материя в чистом виде, то, из чего состоят материальные вещи. Был и другой путь в подходе к пониманию материи: можно найти последний предел, последний уровень организации материи, который имеется везде.

3. Материя мыслилась как физическая, природная реальность. А это означало, раз материализм должен объяснить сознание из материи, т.е. он должен вывести сознание из природного бытия, т.е. сознание есть плод лишь природы, биологического. Сознательное преодоление всех указанных выше недостатков старого материализма было осуществлено диалектическим материализмом Маркса, Энгельса и Ленина. Они свершили следующий шаг: создали последовательное, целостное учение о материи. Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая копируется нашими ощущениями,существуя независимо от них.

Виды материи:

- вещество – вид материи, сост из частиц, имеющих массу покоя (жидк., тв., газообр)

- поле – вид материи, сост из частиц, не имеющих массу покоя (гравитац., электромагн.)

- вакуум – самый фундаментальный вид материи, порождает вещество и поле. Обладает огромной энергией, разгоняет вселенную.

Сегодня современная наука ведет речь о существовании 3-х систем материи (неживая, живая, социальная). Каждая система имеет свою структурную организацию.

Уровни неживой материи:

*уровень электронных частиц и полей

*уровень атомно-молекулярный

*макро и мегатела

Уровни живой материи:

*Молекулы ДНК и РНК

*Клетки

*Ткани

*Органы как систематика живых организмов

Самым низшим структурным уровнем материи на конец 90-х годов считается уровень лептонов и кварков.(гипотетических элементарных частиц с дробным зарядом) Впервые идеи об их существовании были выдвинуты в 1963 Гель-Манном. В настоящее время физики ведут речь о существовании 6 типов кварков. Сегодня наука выделяет 3 вида материи (известных): Вещество, антивещество, поле. Вещество - все то, что имеет массу покоя. Антивещество состоит из античастиц (позитроны и т.д.) и существует реально. Поля - гравитационные и электромагнитные. Особым состоянием в-ва все считают плазму (частично или полностью ионизированный газ, в котором плотности положительных и отрицательных зарядов одинаковы)





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1275 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...