Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Слово «скульптура» первоначально означало высекание, вырубание (ваяние) фигур из твердых материалов. Впоследствии этим понятием обозначались и произведения, создаваемые посредством лепки.
Через всю историю скульптуры проходят темы материнства, любви, страдания. Она ищет как бы формулы извечных человеческих чувств. Но эти формулы всегда и современны по ощущению мира и человека. Стремясь вскрыть внутреннюю энергию материала, заставить ее «работать» на мысль, скульптор сегодня порой: сознательно расчленяет объемы, прерывает плавность течения линий. Резкие углы и грани нарушают спокойствие пространства.
Скульптор в зависимости от звучания его работы, будет ли она мощной и монументальной или интимной, камерной, сжимает или увеличивает внутреннее давление формы и материала, выбирает центр тяжести. Тем самым он определяет масштабность и пропорции. Самой пластикой он добивается цельности и необходимой интонации, действуя на наш глаз и чувства силуэтом или, наоборот, предельной обобщенностью фактуры.
Восприятие скульптуры - это не только осмотр ее объемов и граней. Скульптура имеет свои невидимые границы, которые часто не совпадают с ее абрисом, силуэтом. Она организует вокруг себя как бы зону воздействия. Это окружающее пространство тоже выявляет смысл работы, придает ей жизнь. От того, насколько скульптор чувствует эту связь кажущейся замкнутой в себе пластической формы и ее «служебное» пространство, во многом и зависит действенность на нас пластики скульптуры.
В различных сферах скульптуры эстетическое воздействие организуется разными способами. В круглой трехмерной скульптуре важнейшую роль приобретает учет движения зрителя со всех сторон вокруг работы. В рельефе, то есть в скульптуре на плоскости, наиболее близкой в зрительном отношении живописи и графике, возрастает значение света и тени. Они выявляют пластическое своеобразие произведения, декоративную цельность композиции.
Задача художника обусловливает в принципе выбор материала, материал, в свою очередь, - особенности эстетического воздействия работы. Суровость серого гранита явно была бы неуместна в парковых скульптурах Франции XVIII века, в их нежной истоме и чувственной расслабленности.
Как и их коллеги - живописцы и графики, скульпторы работают во многих жанрах. И портрет, и исторические и современные по сюжету композиции, изображения зверей - анималистику - со всем этим мы встретимся и здесь..
Лепка - действие по значению глагола лепить; создание скульптуры из мягких материалов: воска, глины, пластилина.
До нас дошло большое количество скульптурных произведений разных народов и эпох. Широко известны статуи и барельефы Древнего Египта, Индии и Америки. Античная Греция подарила миру бессмертные произведения выдающихся ваятелей - Фидия, Мирона и Поликлета. Древнеримские портреты, созданные почти тысячи лет назад, волнуют и трогают нас, возможно, так же, как и их современников, своей реалистичной выразительностью и одухотворенностью.
Скульптура бывает «круглой» (ее можно обозреть со всех сторон) и рельефной.
Скульптор-любитель может работать в разных жанрах, создавать скульптуру на разные темы и сюжеты, из различных материалов. Чаще всего он будет, вероятно, обращаться к скульптуре небольшого размера.
Скульптура малых форм существовала с незапамятных времен. В музеях можно встретить немало различных статуэток, которым тысячи лет. Здесь и Древний Египет, и Древний Восток, и скульптурки Помпеи, и произведения эпохи Возрождения. Паоло Трубецкой впервые в малой пластике создал фигурные портреты, которые до него были лишь достоянием живописи.
Малая скульптура особенно подвижна, она может часто менять свое место, может стоять выше наших глаз, на уровне или ниже. Восприятие ее при этом будет меняться: иная малая скульптура, расположенная выше глаз зрителя, может восприниматься величаво, как маленький памятник. Когда она на уровне наших глаз, мы становимся как бы соучастниками изображенной ситуации.
Малые формы отличаются от большой скульптуры и материалами. Большие скульптуры выполняются из камня, бронзы, дерева, бетона. Возможности малой пластики гораздо шире - ее создают из фарфора, кости и из многих других материалов, из которых большой скульптуры не создать.
Монументальная скульптура всегда уникальна: памятник Петру в Петербурге или Пушкину в Москве - составная часть художественного облика именно этих городов, никому не придет в голову размножить эти скульптуры и расставить их по многим городам. Малые же формы скульптуры могут рассчитывать на большое тиражирование.
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 808 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!