Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Наташа Ростова и Пьер Безухов. 3 страница



Первые читатели и критики отмечали философский характер содержания пьесы. Философская проблематика, прежде всего, рас­крывается в спорах о человеке, добре и правде.

Изображая «дно», Горький показывает общество в миниатюре. Все обитатели ночлежки в прошлом «бывшие». Актер, Пепел, На­стя, Наташа, Клещ стремятся вырваться на волю со дна жизни, но чувствуют свое полное бессилие перед запорами этой тюрьмы, что рождает в героях ощущение безысходности.

Проблема отношения к человеку связана в пьесе с образом Луки. Идеи Луки сводятся к тезису: «Человек все может лишь бы захотел» Этот герой убежден, что человека надо пожалеть, особенно когда ему тяжело, что нужно нести ему сострадание. Но это сострадание обре­тает у Луки весьма своеобразную форму. Он полагает, что людям страшна подлинная правда жизни, ибо она слишком сурова, «обух для людей». Чтобы облегчить их положение, нужно приукрасить жизнь, привнести в неё сказку, красивый обман, розовую мечту, «зо­лотой сон». Лука сторонник спасительной лжи (придуманная им прит­ча о праведной земле). Любопытно, что после рассуждений Луки, его рассказов о лечебнице для людей, страдающих алкоголизмом, Актер вспоминает стихи:

Господа, если к правде святой

Мир дорогу найти не сумеет,

Честь безумцу, который навеет

Человечеству сон золотой.

Эти стихи французского поэта Беранже, конечно же, адресуются Луке или таким, как он. Лука выступает в пьесе в роли безумца, на­вевающего «золотой сон». Он ласков с людьми, называет их «ми­лый», «голубка», «детынька». Каждому обитателю ночлежки Лука пытается «подарить» свой «золотой сон»: Анне о загробной жизни, Пеплу о золотой стороне Сибири, Актеру о лечебнице с мраморны­ми полами. На вопрос Пепла: «Зачем ты все врешь?». Лука отвечает: «И что тебе правда больно нужна, подумай-ка? Она, правда-то, мо­жет, обух для тебя».

Оппонентом Луке в споре о человеке и отношении к нему явля­ется Сатин. С одной стороны, он продолжает идеи Луки, но считает, что человека нужно не жалеть, а учить пользоваться свободой. Воп­рос о человеке для Сатина встает, потому что человек в его нынеш­ней жизни унижен. Лука и Сатин расходятся в вопросе отношения к человеку, потому что по-разному представляют себе путь, по которо­му должен пойти человек. Путь Луки нам уже понятен: спасай, об­манывая, а Сатин призывает раскрыть глаза на жизненные противо­речия и проблемы. По мнению Сатина, надо жить настоящим, трезво оценивая реальную действительность, а мечта о будущем, должна опираться на настоящее, не отрываться от реальной жизни. И в этом состоит подлинная Правда. Такая правда, в основе которой лежит глубокая вера в человека, в его бесконечные возможности, в его ис­ключительные потенциальные силы, является «Богом свободного человека». С поднимающимся к новой жизни и освобожденным от цепей и оков человеком связывает этот горьковский персонаж свою правду.

Сатин размышляет не о конкретном человеке, ныне задавленном нуждой, угнетением, а о человеке вообще. Это и является философ­ским взглядом на жизнь самого автора. Иллюстрацией такой точки зрения может служить монолог, произнесенный Сатиным: «Что та­кое человек? Это не ты, не я, не они, нет, это ты, я, они, старик, Напо­леон, Магомет... водном. Это огромно! В этом все начала и концы». Это значит, что не будет одинокого, обособленного, отчужденного человека. Настанет такое время, когда люди будут сплочены и объе­динены общими делами и идеями. Более всего в этом обществе бу­дет цениться человек. Он станет свободным, полноправным, гармо­нически развитым, прекрасным и величественным. Все будет в че­ловеке, и все для человека. Вот почему, утверждает Сатин, нужно уважать человека, не жалеть, не унижать его жалостью, а именно уважать. Это будет основой морали общества будущего, по мнению автора пьесы, поэтому имя Человека будет звучать гордо.

Нельзя, пожалуй, согласиться с Сатиным в том, что уважение к человеку должно исключать сострадание к нему, милосердие. В то же время нельзя не отметить, что Сатину дорого то внимание к чело­веческой личности, чуткость к ней, которые проявлял Лука. Именно поэтому Сатин заявляет: «Старик не шарлатан... он подействовал на меня как кислота на старую и грязную монету», иначе говоря, Лука дал импульс для размышлений горьковского героя и для его широких обобщений, которые вобрали в себя высокую философскую прав­ду жизни. Горький здесь доверил Сатину свои собственные сокро­венные мысли.

Идеи персонажей в пьесе «На дне» не всегда соответствуют за­нимаемому им и положению. Если взгляды Луки и его образ жизни совпадают, то идеи Сатина находятся в противоречии с его суще­ствованием. Слова о гордом человеке из монолога Сатина на самом деле принадлежат автору. В статье Н. Рыленкова «Мой Горький» есть такое рассуждение: «Знаменитые слова «человек это звучит гордо» мог сказать и кто-нибудь другой, но ни у кого они не прозву­чали бы с такой неотразимой силой внутренней убежденности, как у Горького». Автор пьесы не оставляет нам сомнения в том, что слова: «Ложь - религия рабов и хозяев», «Правда - бог свободного человека!», «Человек - вот правда!» - безусловно, принадлежат самому писателю.

Вариант 2

Пьеса М. Горького "На дне" написана в 1902 году. Она имела колоссальный успех и была поставлена на сценах не только российских, но и европейских театров. Интерес к ней объясняется в первую очередь тем, что писатель достоверно и подробно изобразил жизнь людей "дна". Прежде на страницах русской классики рассуждали о жизни и смерти, о добре и зле в основном люди, принадлежавшие к высшему обществу. Теперь же слово было предоставлено тем, кого обычно не только не слушали, но и не замечали.

Человек и его предназначение занимают большое место в разговорах ночлежников. Спор возникает между сторонниками двух концепций - традиционной (религиозной) и новой (атеистической).

Православное, народное понимание человека воплощено в образе Луки. Для него человек - проводник Божьей воли. От того, как он выполняет эту роль, зависит его личное счастье. Чтобы добиться успеха, человек должен верить не в себя, а в Бога.

С точки зрения Луки, есть "люди", а есть "человеки", как "есть земля, неудобная для посева... и 'есть урожайная земля...". Все обитатели ночлежки всего лишь люди. Поэтому единственная благодать, которая будет им дарована, - смерть. Вот почему Лука убеждает Анну встретить смерть как долгожданное избавление от мучительного существования.

Среди людей "дна" трудно встретить кого-нибудь, готового и способного не к смерти, а к жизни. Пожалуй, только Наташа и Пепел обретают смысл жизни друг в друге. Они еще молоды. Они могут вырваться из-под власти обстоятельств. Они способны обрести веру в Бога. А значит, они достойны надежды и благодати. Остальные же обитатели ночлежки заслуживают, по мнению Луки, только жалости. И он жалеет их, не заслуживших иной благодати, кроме смерти.

Жалость - вот что отличает религиозное понимание человека от атеистического. Для Горького это имело огромное значение. По его словам, главный вопрос, который он хотел поставить в пьесе, звучит так: что лучше - жалость или истина?

Атеистическая концепция сформулирована Сатиным. Он объявляет человека единственным законодателем, определяющим собственную судьбу. Воля каждого сильна и свободна. Человек свободен в своих поступках. Он в состоянии самостоятельно достигнуть благодати. Надо только верить в себя, а не в Бога, не в "праведную землю", не во что-либо еще. Жалеть себя или другого бессмысленно, потому что никто, кроме самого человека, не виноват в его горестях. Разве можно жалеть того, кто осуществил свою волю? Если для верующих "блаженны нищие духом", то для сторонников атеистических взглядов "блаженны сильные духом". Это по-своему очень привлекательно. Пьеса Горького такова, что в ней сторонники религиозного взгляда заходят в логический тупик. Бог дает человеку закон. "Законопослушный" блажен, преступивший закон несчастен. Но ведь именно Бог, провидение, судьба делает тебя праведным или грешным! Это тоже закон. Может быть, поэтому в религиозной концепции и есть место жалости.

Однако в критический момент утешитель Лука исчез, сбежал, дискредитировав себя и свою идею. И это не единственный сюжетный ход, позволяющий судить об авторской позиции, полагать, что сам Горький на стороне атеистов.

Человек, замученный жизнью, может утратить всякую веру. Так и случается с Актером, который, разуверившись в милосердии Бога и не надеясь на себя, кончает жизнь самоубийством. Но самоубийство - высшее проявление свободы воли, а следовательно, отрицание религиозной жалости Луки. Смерть Актера означает для Горького победу атеистического взгляда на человека. Вот почему так спокойно реагирует на страшное известие Сатин. По его мнению, Актер обрел веру в себя.

В пьесе "На дне" вера в человека одержала победу над верой в Бога. Это произошло потому, что автор сознательно сделал религиозную концепцию уязвимой. Вспомним хотя бы те случаи, когда Лука сам нарушает православные догматы.

Когда Анна спрашивает его, что будет после смерти, он отвечает, что ничего не будет. И это не единственный пример.

Горький хотел показать, что православие исчерпало себя и его надо заменять новой религией. Для "пролетарского писателя" эта религия - коммунизм. Спор о человеке в пьесе "На дне" оказывается средством, с помощью которого писатель показывает первые шаги своей новой религии, ее первые победы в умах людей. Эту тему он разовьет в романе "Мать". Борьбе за торжество новой веры он посвятит всего себя. А уж судить о правомерности его выбора предстоит поколениям читателей.

53. Образ «дна» и проблема нравственного выбора человека в пьесе М. Горького «На дне». (Билет 4)

Вариант 1

Одно из самых ярких и сильных драматических произведений Горь­кого начала 1900-х годов XX столетия - пьеса «На дне». Герои пьесы, люди самого различного характера и социального положения, оказались в подвале, похожем на пещеру или даже тюрьму. Здесь и рабочий Клещ, мечтающий о честном труде, и вор Пепел, жаждущий правильной жиз­ни, и Актер, весь поглощенный воспоминаниями о своем былом успехе, и Настя, страстно рвущаяся к большой, настоящей любви. Все они дос­тойны лучшей участи. Тем трагичнее их положение сейчас.

Судьба обитателей «дна» - грозный обвинительный акт против существующей действительности. Горький не дает подробного опи­сания жизненного пути героев пьесы, но и те черты, которые он вос­производит, прекрасно раскрывают его замысел.

В немногих словах рисуется жизненная судьба Анны, которая' никогда досыта не ела, «всю жизнь мою дрожала..., мучилась...как бы больше другого не съесть... Всю жизнь в отрепьях ходила...всю мою несчастную жизнь...»

И у рабочего Клеща доля тяжела: «Работы нет...силы нет! Вот -правда! Издыхать надо...».

Предметом изображения в драме Горького становится сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процес­сов на дно жизни в силу условий, царящих в обществе. Человек пре­доставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, ему грозит неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Погибает Анна, кончает с собой Актер, да и остальные изломаны, изуродованы жизнью.

Среди героев ночлежки есть такие, кто ищет в человеке противо­стоящие уродливой действительности душевные силы. Эти силы, рож­денные больным воображением фантазии, оказываются несостоятель­ными, подчас смешными. Но само по себе желание найти прекрасное, возвышенное в жизни удивительно одухотворяет нищенскую действи­тельность. Автор не скрывает своей чуткости к смятенным мечтам Насти (жажда подлинной любви), Наташи (разрушить, изменить нуд­ную реальность), Актера (возвращение утраченного дара, таланта), Татарина (надо честно жить). О тайных идеалах все эти люди говорят редко, сбивчиво, с трудом подыскивают слова. Между тем принципы их поведения обусловлены представлениями о добре и красоте.

Представлен автором и другой тип характеров. В чем-то близки друг другу Бубнов, Сатин, Барон. Они смирились с положением «бо­сяков», откровенно занимаются шулерством, цинично издеваются над несчастьями и чудачествами ближних, равнодушны к преступлени­ям. Но Горький вкладывает в их уста верные и глубокие суждения о. жизни. Автору дороги эти персонажи проницательностью, смелос­тью суждений, какой-то затаенной, выраженной даже в песне тоской по воле и правде. Основное противоречие этих героев - природный ум, обреченный на бездействие.

Главное обвинение автора адресовано героям, неспособным най­ти в себе силы противопоставить свою волю действительности. Горькому удается вскрыть одну из характерных черт русского на­ционального характера: неудовлетворенность реальностью, резко критическое к ней отношение и полную неготовность что бы то ни было предпринять для того, чтобы эту реальность изменить. Имен­но поэтому столь теплый отклик находит Лука в сердцах ночлеж­ников: ведь он объясняет неудачи их жизни внешними обстоятель­ствами и вовсе не склонен винить самих героев в неудавшейся жиз­ни. Как улей, начинает гудеть давно застоявшаяся жизнь ночлежки. Почти каждый ее житель получает опасную игрушку - ложную надежду на спасение. Так «лечит» угасающие души Лука. И мысль о попытке как-то изменить обстоятельства не приходит в голову ни Луке, ни ночлежникам. Поэтому столь драматично переживают ге­рои уход Луки: надежда, разбуженная в их душах, не может найти в их характерах внутренней опоры; им всегда будет необходима вне­шняя поддержка.

Образ Луки, созданный М. Горьким на страницах пьесы «На дне», заставляет задуматься об истинном и ложном представлении о гума­низме. А ещё наводит на размышления о возможности человеческо­го счастья: не может быть человек счастлив, пока он несвободен, пока несправедливость господствует на каждом шагу. Но человек досто­ин счастья и свободы потому уже, что он человек.

По мысли писателя, пассивная идеология может лишь примирить героя с его нынешним положением и не подвигнет его к попытке это положение изменить, как это случилось с Настей, с Анной, с Актером.

Каждый из последних трех актов пьесы заканчивается смертью: Анна, Костылев, Актер. В финале второго действия Сатин кричит: «Мертвецы - не слышат!, Мертвецы не чувствуют... Кричи... реви... Мертвецы не слышат!» Прозябание в ночлежке автор сравнивает со смертью. Обитатели «дна» так же глухи, слепы, как покойники. Дви­жение драмы Горького связано с пробуждением «живых трупов», их слуха, эмоций. В четвертом действии происходят сложные процессы в сонной душе, и люди начинают слышать, чувствовать, что-то пони­мать. Именно здесь таится главный смысл пьесы.

Вариант 2

В начале XX века Максим Горький создает свои первые пьесы - "Мещане", "Дачники", "Дети солнца", среди них и пьеса "На дне", которая была опубликована в 1902 году. Предметом изображения в драме становится сознание людей, выброшенных на "дно" жизни в результате глубинных социальных процессов в русском обществе на рубеже XIX и XX веков.

В самом названии пьесы уже заложен глубокий смысл: люди, которых изображает М. Горький, оказались на дне жизни, их существование в ночлежке Костылева ничтожно и чудовищно. Но читатель видит лишь результат общественных неурядиц, столь трагично отразившихся в жизни людей, но не сами эти столкновения, которые вынесены за пределы сцены и о которых мы узнаем лишь из диалогов горьковских персонажей. Каждый из героев пьесы в прошлом пережил свою неудачу, в результате которой и оказался в таком жалком положении. Так, например, из разговора Бубнова и Луки читателю становится известно, что в прошлом Бубнов был женат и как-то между супругами начался конфликт из-за того, что жена "связалась с мастером" и решила одолеть Бубнова. Дошла эта история до того, что сам Бубнов задумал убить свою супругу; но, по его словам, вовремя спохватился и ушел, таким образом спасшись от тюрьмы. И оказался он в ночлежке Костылева. Сейчас Бубнов - шулер, зарабатывает тем, что ворует и обманывает, о себе же честно говорит: "Как начну я заливать - весь пропьюсь, одна кожа останется... И еще -ленив я. Страсть как работать не люблю!.."

О Сатине читатель узнает лишь то, что он отсидел в тюрьме четыре года и семь месяцев за убийство "подлеца в запальчивости и раздражении" из-за родной сестры. Сейчас, как почти все обитатели ночлежки, пьет, играет в карты, ворует.

О Бароне становится известно, что он выходец из довольно знатной дворянской семьи, что дед его, Густав Дебиль, занимал высокий пост при Николае I и был очень богат. Про себя же барон рассказывает следующее: "Учился - носил мундир дворянского института... Женился - одел Фрак, потом - халат... Прожил все, что было, - носил какой-то серыйпиджак и рыжие брюки... Служил в казенной палате... растратил казенные деньги,- надели на меня арестантский халат... потом- одел вот это..." Именно условия "дна", в которых оказались герои, уравнивают бывшего аристократа Барона с шулером Бубновым, с вором Васькой Пеплом, с падшей девушкой Настей и другими постояльцами ночлежки семьи Костылевых, члены которой и сами не так уж далеко в общественном плане ушли от своих обитателей.

М. Горький не приемлет то равнодушие, с которым герои его пьесы "На дне" относятся друг к другу и к самим себе, их озлобленность на весь мир и жестокость. Например, смерть исстрадавшейся за всю свою тяжелую жизнь Анны, жены слесаря Андрея Митрича Клеща, совершенно не тронула обитателей ночлежки, наоборот, Бубнов сказал, что она, наконец-то, не будет кашлять и мешать всем. Равнодушие к самим себе проявляется в том, что эти люди не хотят (или не могут?) ничего сделать, чтобы хоть немного улучшить свое положение, они смиряются со своим трагическим существованием на "дне" жизни. Из-за чудовищности социальных условий происходит нравственное оскудение героев пьесы. Даже такое возвышенное чувство, как любовь, ведет не к обогащению личности, а к смерти, увечью, каторге. Постепенно формируются общие для всех ночлежников черты сознания: неприятие действительности и в то же время пассивное отношение к ней.

Герои пьесы "На дне" слабы и не способны противостоять безжалостным жизненным обстоятельствам. Хотя М. Горький и показывает, что с появлением Луки, такого же нищего, "беспачпортного", оказавшегося на "дне" жизни, как и все остальные, но доброго, способного пробудить в душах ночлежников что-то светлое, подарить надежду, происходит некоторое возрождение: Актер бросает пить, начинает собирать деньги, чтобы поехать лечиться от алкоголизма, а затем заняться актерским делом; Настя мечтает о настоящей, светлой любви; Васька Пепел хочет поехать с Наташей в Сибирь, чтобы начать жить заново. Но с исчезновением Луки вера в свои силы у героев пропадает, они остаются все в той же ночлежке Костылевых, продолжают играть в карты, пьянствовать, воровать. И именно за неспособность противопоставить свою волю сложившимся обстоятельствам автор адресует своим героям главные обвинения.

М. Горький в драме "На дне" продолжает сложившиеся традиции критического реализма. Это проявляется в его негативном отношении к социальным сторонам жизни и во многом к героям, в эту жизнь погруженным и поддавшимся ее давлению. Последний акт пьесы заканчивается смертью. Уход из жизни Актера - шаг человека, не выдержавшего правды. Но и оставшихся в ночлежке с трудом можно назвать живыми, прозябание босяков мало чем отличается от смерти.

54. Своеобразие художественного мира одного из поэтов Серебряного века (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 25)

Вариант 1

«Серебряным веком» - в сравнении с «золотым» пушкинским, - принято называть в истории русской поэзии, литературы и искусства конец ХIХ - начало XX века. Условные хронологические границы это­го явления можно определить по двум знаменательным для литера­туры явлениям: речь Достоевского о Пушкине (1880 г.) - речь Бло­ка «О назначении поэта» (1921 г.). С именем Пушкина и Достоевского связаны две основные тенденции в русской литературе как Серебряно­го века, так и всего XX столетия - гармоническая и трагедийная. Пе­рекличка двух веков русской поэзии - «золотого» пушкинского и «серебряного» — звучит у лучших поэтов начала XX века, которые росли и формировались под влиянием Пушкина, новаторство которых возросло на основе прекрасного знания русской поэтической класси­ки. Особенно наглядно сказалось это в творчестве Валерия Брюсова, Марины Цветаевой, Анны Ахматовой, Александра Блока, Сергея Есе­нина, Владимира Маяковского... У каждого из них - свой Пушкин.

Господствующим художественным мировосприятием и стилем серебряного века стал символизм, то есть новая форма романтизма.

Истоки новых течений в русской литературе Серебряного века (модернизма) уходят в 80-е годы - пору глухого безвременья. По­эзия тех лет представлена именами С. Надсона, К. Случевского, А. Апухтина и К. Фофанова. Их творчество отмечено переходными свойствами: реалистическая поэтика постепенно сменяется роман­тической, а гнетущая атмосфера современной действительности все заметнее воспринимаются в свете романтических идеалов.

Поэты-восьмидесятники во многом подготовили почву для по­явления так называемых декадентов 90-х годов: Д. Мережковского, З. Гиппиус, Ф. Сологуба, В. Брюсова, К. Бальмонта, И. Анненского. Декаденство в данном случае означало разрыв с идейным наследи­ем революционной демократии и народничества, сосредоточенность на сложном внутреннем мире собственного «Я» и особого рода эсте­тизм, связанный с болезнью красоты.

Особенно значительная роль - в постижении высоких идеалов любви, добра и красоты - великого русского философа и замеча­тельного поэта В. Соловьева, духовное наследие которого оказало глубокое воздействие на поэзию русских символистов, прежде все­го на А. Блока и А. Белого.

В поэзии Серебряного века принято выделять три основных те­чения: символизм, акмеизм, футуризм.

Для символистов основной идеей искусства (поэзии) становит­ся постижение тайн мира, изображение мира через систему симво­лов-образов.

Символистов сменили акмеисты, провозгласившие, что «для акмеистов сознательный смысл слова, «логос», такая же прекрасная форма, как музыка для символистов» (О. Мандельштам).

Футуристы - следующий этап в развитии поэзии начала века. «Только мы - лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в сло­весном, искусстве».

Одним из представителей поэзии Серебряного века является Игорь Северянин.

Игорь Северянин (настоящая фамилия Лотарев) родился в 1887 году в Петербурге. Позже с семьей он переехал в Новгородскую губер­нию, а затем в 1904 году вновь возвращается в Петербург.

Поэтическая биография Северянина начинается в 1907 году. Именно тогда поэт определяет свое место:

Не изменяй намеченной тропы,

И помни: кто, зачем и где ты.

Поэт любил, по его собственному выражению, ошеломить пуб­лику самовосхвалением:

Я, гений Игорь - Северянин,

Своей победой упоен.

Такими стихами Игорь Северянин вызвал весьма неоднозначное отношение к себе и к своему творчеству. У многих его имя ассоцииро­валось с самовосхвалением, появился даже термин «северянщина».

В 1915 году, вовремя Первой мировой войны, чувствуя прибли­жение потрясений, поэт пишет:

Чем дальше, все хуже и хуже.

Все тягостней, все больней.

И к счастью тропинка уже, и ужас уже на ней.

Тяжело переносит Игорь Северянин Октябрьскую революцию и гражданскую войну. Он пишет:

Дни розни партийной для нас безотрадны

среди озверелых людей.

С 1918 года Северянин по воле случая оказывается в эмиграции в Эстонии, и с этого времени до 1941 года, то есть до своей смерти, он живет на чужбине.

Тема Родины для Северянина становится главной. Проникно­венны стихи о родной земле, о трагедии народа, которому досталась нелегкая судьба. Поэт переживает вместе с Россией, пропуская че­рез свое сердце все ее боли и страдания:

Безбожная моя Россия, священная моя страна.

Есть у Северянина цикл стихов, посвященных русским литера­торам: Гоголю, Фету, Гумилеву, Сологубу. Есть стихотворение, ко­торое поэт пишет о себе и называет его без ложной скромности «Игорь Северянин». В феврале 1918 года на одном из вечеров в По­литехническом музее его назвали «королем поэтов».

Полны очарования его стихи, посвященные прекрасной даме. Стихотворение «Кензель» не может не вызвать восторга у читателя:

В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом

По аллее олуненной Вы проходите морево…

Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева,

А дорожка песочная от листвы разузорена.

Стихи Северянина музыкальны, отличаются большой напевностью и своеобразным лиризмом. Свои устные выступления он называл «поэзоконцертами», и, по словам современников, почти пел свои стихи. Поэт нередко прибегал к сочетанию «высокого» и «низкого» стиля. Характерно в этом плане стихотворение «Мороженое из сирени»:

Мороженое из сирени! Мороженое из сирени!

Полпорции десять копеек, четыре копейки буше.

Сударыни, судари, надо ль? - не дорого - можно без прений...

Поешь деликатного, площадь: придется товар по душе!

С юности Игорь Северянин стремился быть только поэтом - и ни­кем другим. Он хотел достичь высшей поэтической славы - достиг. И в тяжелые годы вынужденной эмиграции он мог оставаться толь­ко тем, кем был всю свою жизнь, — поэтом, умевшим претворять обыденные жизненные явления в откровения русского слова.

Мгновенья высокой красы!

Совсем незнакомой, чужой

В одиннадцатом году,

Прислал мне «ночные часы».

Я надпись его приведу:

«Поэту с открытой душой»...

Поэтом с открытой душой назвал Игоря Северянина другой поэт -Александр Блок. Эта надпись на подаренной книге относится ко времени, когда Игорь Северянин еще только вступал на литературное поприще. Определение, данное поэту Блоком, очень точно раскры­вает поэтическое дарование Игоря Северянина, его необычную для русской поэзии XX века личность, которая до конца не понята.

Поэзия Серебряного века отразила в себе, в своих больших и ма­лых магических зеркалах, сложный и неоднозначный процесс соци­ально-политического, духовно-нравственного, эстетического и куль­турного развития России в период, отмеченный тремя революциями, мировой войной и особенно страшной для нас - войной внутрен­ней, гражданской. В этом метафорическом процессе, запечатленном поэзией, есть высокие подъемы и резкие спады, светлые и темные стороны, драматические и комические сцены, но в глубине своей -это процесс трагедийный. К сожалению, трагедия страны изменила судьбы многих ее граждан. Игорь Северянин не стал исключением.

55. Тема России в лирике А.А. Блока (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 13)

Вариант 1

А. А. Блок пишет: «Тема о России не только больше меня, она больше всех нас; и она всеобщая наша тема... Этой теме я сознатель­но и бесповоротно посвящаю жизнь».

Исследователи давно заметили, что народ и Россия для А. Бло­ка - явления не столько социальные, сколько духовные. Наряду с при­родой они в первую очередь выражают стихийные основы бытия. Может быть, поэтому столь обобщен образ родины во многих сти­хах, например, в одном из самых ранних стихотворений «Русь» об­раз родины окружен дремотной таинственностью. Но постепенно родина всё чаще открывается взору автора через конкретные карти­ны и отдельные судьбы («Россия», «Осенний день», «На железной дороге», «Петроградское небо мутилось дождем...»).

В 1908- г. Блок создает стихотворение «Россия». Тема родины в этом стихотворении уходит корнями в глубокое прошлое - здесь многое перекликается с восприятием родины Пушкиным и Турге­невым, Гончаровым и Некрасовым. Близость судеб отчизны лич­ной судьбе, вера в неизбывные силы страны и народа особенно род­нит стихи Блока с традицией патриотической поэзии XIX века. Бо­лее всего подлинная народность в её индивидуально-творческом проявлении сближает исповедь Блока со «странной» лермонтовской любовью к отчизне. Многие совпадения нельзя не заметить: в сти­хах этих поэтов сходны даже ситуации, в которых возникают пере­живания.

Глубокое различие привносит в эту сыновнюю исповедь сама эпоха - времена «лет темных и глухих», но уже предвещающих сти­хийные ветры революции - с разбойным посвистом, уничтожением усадеб. Но эта тема «свободы без креста» проходит лишь намеком, неосознанным предчувствием:

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка...

«Россия». 1908

1908 год ознаменован выходом в свет нового цикла «На поле Куликовом», который стал духовным итогом всех предыдущих лет. Именно в нем сошлись воедино все переживания Блока - и личного, и общего характера. Прежде всего здесь представлена новая филосо­фия жизни, новое представление о её сущности, как бы синтез пре­жних концепций «храма» и «стихии»:

...И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль...

Летит, летит степная кобылица





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 498 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.019 с)...