Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Существует внутренняя и внешняя периодизация ДРЛ. Итак,
внешние границы:
1. 11в. – нижняя граница («Слово о законе и благодати» Иллариона – 1076г., «Изборник» Святослава, «Сказание о Борисе и Глебе»).
- А.И. Лазарев предложил считать точку отсчёта 10 в. (он считает, что произведения 10в. не дошли потому, что растворились в более поздних произведениях, забылись или сгорели в ходе татаро-монгольского нашествия).
- Академик Рыбаков предложил считать точку отсчёта 9 в. – 867 г. (крещение Руси Аскольдом и Диром)
- Асов предлагает 8 в. (переводит рунические тексты этого века).
2. Верхняя планка – 17 в. (Профессор Николаев считает последним 16 в., а 17 – век лит-ры перехода).
Внутренняя:
- Периодизация Лихачёва
I. – 11 – нч 12 вв. – период относительного единства литературы (едино т.к единое гос-во – Древняя Русь). Но единство не во всём, т.к было 2 книжных центра: Киев и Новгород. У Киева больше напыщенности и витиеватости; Новгород – стиль, близкий к разговорному.
В этот период начал формироваться 1ый стиль – монументального историзма.
Слово о законе и благодати, Изборник Святослава, Киево-Печерский 1ый и 2ой летописные своды, Житие Бориса и Глеба, Житие Феодосия Печерского, Повесть временных лет (3 редакции), Поучение В. Мономаха, Хождение Игумена Даниила.
II. – сер. 12 – 1ая треть 13 вв. Период появления новых литературных центров. Центры: Ростов, Суздаль, Смоленск, Галич, Владимир Волынский.
Лит-ра становится более злободневной, оперативной.
Слово о князьях, Слово о полку Игореве, Моление Даниила Заточника, Повесть о битве на реке Калке, Киево-печерский патерик.
III. – 1ая треть 13 в. – 70-е гг. 14 в. Литература периода татаро-монгольского нашествия и ига.
Повесть о разорении Рязани Батыем, Житие Александра Невского, Слово о погибеди Русской земли, Галицко-волынская летопись, Повесть о тверском восстании.
IV. – конец 14 – 1ая половина 15 вв. – предвозрождение. Происходят процессы, напоминающие европейское возрождение. Появляется интерес к человеку как к личности. Было много антицерковной литературы. Появляется жанр исторической повести и панигилической агеографии.
Повести Куликовского цикла: Задонщина, краткая и пространная летописные повести о куликовской битве, Сказание о мамаевом побоище, житие Стефана Пермского, Житие Сергия Радонежского.
V. – 2ая половина 15 – середина 16 вв. Период формирования централизованного государства.
Появляются 1ые образцы светской литературы (Повесть о Дракуле, Повесть об Асорге и сыне его Борзосмысле)
Лит-ра выполняет 2 задачи: - подготовить общественное мнение; - кидает «пробный шар».
Повесть о взятии Царьграда, Сказание о Вавилоне, Житие Михаила Клопского, Хождение за 3 моря Афанасия Никитина, Повесть о Петре и Февронии, Домострой.
VI. 2ая половина 16в - период 2ого монументализма.
Грозный подавляет индивидуальные начала в лит-ре.
Послание И. Грозного, Казанская история, Сказание о царе Константине.
VII. 17в. – период перехода к лит-ре нового времени. Появляется чувство авторской собственности, поэзия, национальный театр.
Новая повесть о преславном Российском царстве, Житие Юлиании Лазаревской, Калязинская Челобитная, Повесть о шемякинском суде, Житие протопопа Аввакума
- Кускова
1) 11 – ½ 13 вв. – лит-ра Киевской Руси
2) 2/2 13 – ½ 15 вв. – лит-ра периода феодальной раздробленности за объединение северовосточной Руси
3) конец 15 – 17 вв. – лит-ра создания и развития централизованного гос-ва.
- Водовозова
1) 11-12 вв
2) 13-15 вв
3) 16-17 вв.
Историко-культурные предпосылки возникновения древнерусской литературы. Явление трансплантации.
Литература зарождается лишь в условиях развития классового общества. Необходимыми предпосылками ее возникновения являются образование государства, появление письменности, существование высокоразвитых форм устного народного творчества.
Возникновение древнерусской литературы неразрывно связано с процессом создания раннефеодального государства. Развитие экономических, торговых и политических связей вызывало потребность в письменности, существование которой является одной из необходимейших предпосылок появления литературы.
Данные советской лингвистической и исторической науки свидетельствуют о том, что письменность на Руси появилась задолго до официального принятия христианства. О существовании каких-то форм письменности у славян уже во второй половине IX в. свидетельствуют черноризец Храбр и «Паннонское житие Кирилла».
Создание славянской азбуки Кириллом и Мефодием в 863 г. явилось актом величайшего культурно-исторического значения, способствовавшим быстрому культурному росту как южных, так и восточных славян.
Мощный толчок широкому распространению и развитию письменности на Руси дало официальное принятие христианства в 988 г., которое помогло закрепить идеологически новые общественные отношения складывающегося феодального общества.
Для развития самобытной древнерусской культуры немаловажное значение имело то обстоятельство, что Русь приняла христианство из Византии, являвшейся в то время носителем самой высокой культуры. Византийская православная церковь, уже фактически к тому времени обособившаяся от западной римской католической (формальное разделение церквей произошло в 1054 г.), давала гораздо больший простор формированию национальных особенностей культуры.
С конца X в. можно говорить о появлении определенной системы образования на Руси — «книжного учения».
Христианство сыграло прогрессивную роль в становлении культуры Древней Руси.
В 30—40-е годы XI столетия в Киеве уже много искусных переводчиков, которые переводят книги непосредственно с греческого языка на «словенский».
В развитии книжной образованности, в том числе и литературы, большую роль играли монастыри, являвшиеся в первые годы своего существования очагом новой христианской культуры. Особенно велика была в этом отношении роль Киево-Печерского монастыря, созданного в середине XI столетия.
Итак, образование раннефеодального древнерусского государства и возникновение письменности явились необходимыми предпосылками появления литературы.
Следует говорить не о влиянии византийской литературы на древнеболгарскую, а этой последней на русскую или сербскую. Речь может идти о своеобразном процессе трансплантации, когда литература как бы целиком переносится на новую почву, но и здесь, как подчеркивает Д. С. Лихачев, ее памятники «продолжают самостоятельную жизнь в новых условиях и иногда в новых формах, подобно тому, как пересаженное растение начинать жить и расти в новой обстановке»
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1939 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!