Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общественно-политические преобразования в начале 90 годов 20 века



В жизни страны в этот период обозначились три силы: консерваторы, центристы, радикалы.

Консервативные силы:

Консерватизм (от лат. conservate - сохранять, охранять) - одно из политически-идейных течений политической мысли, отражающее приверженность его сторонников к сохранению традиций и устоев государства и общества.
Консерватизм ориентирован на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, ее ценностных устоев, воплощенных в религии, семье, собственности и т.д.

Что касается современной России, то в последнее десятилетие интерес к консерватизму усилился, поскольку 90-е годы предыдущего века прошли в России под флагом радикально-либеральных реформ, не приведших к улучшению жизни большинства российского населения. Цивилизационный разлом 90-х годов, произошедший в России, вызвал острую и мощную реакцию в российском обществе, результатом которой стало оформление современной консервативной идеологии.
Российская консервативная идеология оформилась, как известно, ещё в досоветский период как автохтонная идеология российской цивилизации с собственным уникальным, неповторимым идейным обликом. Возникновение российской консервативной идеологии как рационализированной формы собственной традиции произошло в первой половине XIX века; исторически первой формой российской консервативной идеологии явилось славянофильство.

После развала СССР консервативные идеи отражали обеспокоенность определенной части граждан в связи с утратой советского «старого порядка», их заинтересованность в стабильности и соблюдении законов, неприятие различных форм анархии и экстремизма.
По ходу радикально-либеральных социально-экономических преобразований в 90-е годы XX века, их, во многом, катастрофических последствий для простых россиян, усиливалась консервативная политическая идеология.

Одним из основных идеологов российского консерватизма 90-х годов был В. Рыжков - лидер фракции НДР в Госдуме. В концептуальном плане философия современного российского консерватизма была сформулирована в его выступлении на заседании Программной комиссии НДР (апрель 1999 г.).
В основу своей идеологии российские консерваторы положили три ценности: свободу, развитие и традиции. Ценности российских консерваторов в интерпретации В. Рыжкова выглядели следующим образом: «Общественные: свобода печати, слова, собрания, митингов, вероисповедания. Вечные... Частная собственность ставится нами во главу угла всей экономики, в то же время государство должно железной рукой собирать налоги и бороться с теневой экономикой. Разумеется, государство не определяет цены и не решает, как и что производить. Низкие налоги и благоприятные условия для открытия и ведения «своего дела». Под «своим делом» консерваторы имеют в виду не только предпринимательство, но и труд врача, учителя, журналиста — любого квалифицированного и честного специалиста. Необходимо возвратить в общество высокую деловую этику».
Что касается традиции, то в изложении российских консерваторов это: «патриотизм, государство, религия, семья, язык, культура... И, конечно, история».

Круг российских консерваторов, конечно же, не ограничивался В. Рыжковым. К числу консерваторов себя относили немало других политических и общественных деятелей. Один из них известный ученый-политолог президент фонда «Политика» В, Никонов и многие другие.

Центристский блок оформился в первой половине 1992 года непосредственно под влиянием начавшихся кардинальных экономических реформ. Его лидеры поддерживают общее направление реформ в сторону рыночной открытой экономики и общества западного типа, но призывают проводить эти реформы в более медленном темпе и в более щадящем режиме как для населения, так и для существующих предприятий. Важнейшим инструментом такой политики является государство, которое должно, по их предложению, сохранить свой контроль над экономикой в течение еще долгого периода.

Консервативные партии, как никакие другие, опираются на сложившиеся политические, экономические и хозяйственные традиции, а также на свое лобби в производственной сфере - директорский корпус, чиновничество и управленцев среднего и высшего звена.

Коммунистическая многопартийность. К ней относятся Коммунистическая партия РФ во главе с Г. А. Зюгановым, Российская Коммунистическая рабочая партия (РКРП) В. А. Тюлькина, движение "Трудовая Россия" (ТР) Анпилова, блок "Движение коммунистических и социалистических сил России" (ДКССР), Аграрная партия России (АПР) М. И. Лапшина, депутатская группа "Народовластие" Н. И. Рыжкова и др. В лагере этих сил наметился целый ряд весьма перспективных тенденций, большинство которых в той или иной степени связано с двумя ключевыми обстоятельствами: неудачным для коммунистической оппозиции исходом президентских выборов 1996 года, а также углубляющимся внутренним размежеванием. В целом все коммунистическое направление фактически выступало за революционный путь свержения правящего режима, началу которого должны предшествовать политические стачки, забастовки, митинги и т.д.

Политический традиционализм и национально-патриотическое движение. К ним относятся ЛДПР В. В. Жириновского, Русский национальный собор генерала А. Н. Стерлигова, Народная национальная партия А. К. Иванова-Сухаревского, "Память" В. Васильева, "Держава" А. В. Руцкого, "Русское национальное единство" (РНЕ) А. П. Баркашова, "Честь и Родина" А. И. Лебедя и др. Национал-патриотизм представляет собой идейно-политическое течение, основанное на абсолютизации исторических (в большинстве своем православных) традиций - монархизма, соборности, общинности, стихийного коллективизма и т.д. Большинство партий этого типа отличается стремлением к патриархальному общественно-политическому устройству и откровенно апеллирует к антидемократическим ценностям - установлению в России сильного авторитарного режима (личной власти, диктатуры "твердой руки", самодержавия и т.п.). Им присущ подчеркнутый антикоммунизм (чему способствовал разрыв с коммунистическим движением), антидемократизм, национализм и даже шовинизм. Ситуация в национал-патриотизме исключительно сложна и противоречива, а отсутствие единства часто приводит к фракционной борьбе.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 800 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...