Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Статусный портрет человека и его изменение



Под статусом подразумевается позиция индивида в группе или в обществе. Проводя далее аналогию с физикой, мы видим, что статус, как и точка, внутри себя нематериален и ни чем не заполнен. Это некоторое место, взятое по отношению к другим точкам, телам и системам координат. Статус - это пустое место, ячейка в общественном разделении труда. Рас смотрим подробнее, что это такое.

Слово <статус> пришло в социологию из латинского языка. В Древнем Риме оно обозначало состояние, правовое положение юридического лица. Однако в конце XIX века ученые придали ему новое звучание. Статус - социальное положение человека в обществе. Социальное положение - обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека. Водитель - профессия; работник наемного труда, получающий средний по размерам до ход - экономическая черта; член демократической партии - политическая характеристика; мужчина в возрасте 40 лет - демографическое свойство. Все они описывают социальное положение одного и того же человека, но с разных сторон.

Хотя статус чуть ли не самое распространенное понятие в социологии, единой трактовки его природы в этой науке не достигнуто. Ф. Бейтс пишет, что статус принято понимать как обо значение ранга, места в социальной структуре, связанное с определенным набором норм. Известно также, что некоторые применяют термин <роль> к поведению, а другие обозначают им социальную позицию, третьи - нормативную пространственную неповеденческую вещь и т.д.

Для одних социологов статусы - это предписанные нормы, для других - культурно определенные позиции внутри институциональной системы. М. Вебер рассматривал социальный статус в значении престижа и связывал его с высоким положением индивида в обществе.

Классическую формулировку в 30-е годы предложил американский антрополог и социолог Ральф Линтон. Он четко отделил статус от роли, говоря при этом, что статус человека занимает как некую ячейку (occupy a status), а роль человеку необходимо играть (play a role). Следовательно, статус - это позиция в социальной структуре, а за ролью стоят опреде ленное мышление и поступки. Если статус указывает на ме то человека в обществе или группе, то роль - на способ или модель поведения. Позиции Р. Линтона придерживались если не большинство, то очень многие современные социологи, в том числе автор самого известного в нашей стране зарубежного учебника по социологии Н. Смелзер. С ним согласны другие социологи. В частности, Т. Маршал и М. Хагопьян считают, что статус указывает на позицию, которая связана с кругом прав и обязанностей, привилегий и обязательств, приписанных законом возможностей или ограничений, признанных публично и поддерживаемых авторитетом общественного мнения.

Некоторые социологи, в том числе известные - достаточно назвать П. Сорокина - смешивают два понятия: статус и престиж. По существу статус выступает здесь синонимом престижа. Между тем другие социологи, в том числе специализирующиеся в данной области, в частности Е. Бергель, настаивают на необходимости различать два понятия - престиж и статус. К примеру, Рейган и Джонсон - оба президенты США. У них одинаковый статус, но разный престиж. Престиж относится к специфическим достижениям в хорошо известной или устоявшейся области. Статус и его значение - понятие более широкое, но менее четкое. Престиж удачливого врача создан высоким качеством оказываемых им медицинских ус луг. Но статус того же врача определяется высоким званием его профессии, которая высоко оценивается общественным мнением и обществом в целом.

Однако П. Сорокин, в отличие от Р. Линтона и Н. Смелзера, понимал под статусом не только престиж, но также социальный ранг. Иными словами, не просто позицию в социальной структуре, а высокую, среднюю или низкую. В повседневном языке чаще всего употребляется именно эта трактовка статуса, и когда хотят подчеркнуть высокое положение человека или страны, то говорят о том, что у них высокий статус.

Кроме этих подходов существуют еще минимум две точки зрения, авторство которых трудно или невозможно установить. Первая позиция заключается в отождествлении статуса и роли, вторая - в приписывании статусу интегрирующей функции. Статус понимается как интегральный показатель общественного положения личности, социальной группы, охватывающий профессию, квалификацию, должность, характер, реально выполненной работы, материальное положение, партийную и профсоюзную принадлежность, деловые связи, национальность, религиозность, возраст, семейное положение, родственные связи и др. В таком случае говорят о классовом, профессиональном, политическом и т.д. положении человека как о разных аспектах его статуса.

Относительно этих позиций нужно сказать вот что. Первая неправомерна по существу, поскольку совмещает статическую картину (статус) с динамической (роль как модель по ведения), вторая не совсем корректна, так как понятие статуса как самостоятельной и четко различимой позиции в социальной структуре исчезает. Статус превращается как бы в обобщенный портрет социального положения индивида в обществе. Но для этих целей используется специальный термин, введенный в свое время американским социологом Р. Мер тоном - статусный набор. Он включает сумму всех статусов индивида, а не один-единственный, к тому же очень размытый. Существует и другое обобщающее понятие - социоэкономический статус. Он включает образование, профессию и доход.

Таким образом, в понимании статуса сложилось несколько подходов: а) стратификационный - статус как престиж или ранг в вертикальной иерархии общества; б) функциональный - статус как позиция в социальной структуре общества, функционально связанная с другими позициями; в) нормативно-ролевой - отождествление статуса с ролью либо с нормами в социокультурном пространстве общества; г) интегративный - объединение в одно понятие статуса множества социальных (профессиональных, экономических, политических и др.) позиций, занимаемых индивидом.

Нормативно-ролевой и интегративный подходы, по всей видимости, следует признать ошибочными, а стратификационный и функциональный, представленные Р. Линтоном, Н. Смелзером, М. Вебером и П. Сорокиным, можно объединить в одну модель, которая имеет четыре параметра, описывающих понятие <статус>:

1. Название статуса (состоит обычно из одного слова: мужчина, подросток).

2. Определение статуса (описывает сущность статуса и его место в группе или обществе). Примеры определения статуса: адвокат - лицо, профессия которого - оказание юридической помощи гражданам и организациям, защита их интересов в суде; акционер - физическое или юридичес кое лицо, владеющее акциями данного акционерного общества.

3. Содержание статуса - совокупность прав и обязанностей, то есть круг функций, которые выполняются индивидом на данном рабочем месте или на данной позиции. Содер жание конкретизирует определение статуса: учитель имеет право оценивать знания учеников, следить за дисципли ной, переводить или оставлять их на второй год и т.д.

4. Ранг статуса - место данного статуса в социальной иерар хии (высокое, среднее, низкое).

Последний параметр статуса связан со стратификацией. Место в иерархии указывает на определенные привилегии и престиж данного статуса. Но помимо того еще и на степень распространенности статусов в обществе таким образом, обобщив всевозможные точки зрения на проблему статуса, предлагаем понимать его как сложносоставное явление, различными аспектами которого являются престиж, ранг, совокупность прав и обязанностей. Но статус в целом описывает только одну позицию, занимаемую индивидом в социальной структуре общества.

Статус - синоним позиции. Но он нечто большее, чем только позиция, так как существует официальная позиция, которую часто называют должностью, реже - статусом. Совокупность прав и обязанностей проистекает от официальной позиции. Но кроме того существует неофициальный статус с совокупностью неписаных, но строго соблюдаемых правил. Так, статус главы семейства в современном обществе никаким законом не предписан, но соответствующая ему роль всеми выполняется. Неформальные правила поведения предписывают, что низший по статусу должен первым здороваться, но первым протягивать руку может только высший по статусу. В учреждении начальник отдела, когда коллектив <сбрасывает ся на подарок>, сдает денег больше других. Таково неписаное правило. Никто его к тому не обязывает. Если он сдаст меньше, то прослывет скрягой, однако никаких формальных санкций не последует.

Позиция обозначает место в социальном пространстве, или в социальной структуре, которое ассоциируется у нас с набором норм, называемых правами и обязанностями (rights and duties), которым также приписан определенный объем престижа.

Важно усвоить следующее:

1. Социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но не взаимодействуют между собой.

2. Взаимодействуют между собой только субъекты (обладатели, носители) статусов, то есть люди.

3. В социальные отношения вступают не статусы, а их носители.

4. Социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через людей - носителей статусов.

Статусный набор (портрет) индивида

Права и обязанности (содержание статуса) могут быть писаными и неписаными (формальными и неформальными). У всех или у большинства профессий существует формальное определение статуса, которое фиксируется в должностных инструкциях. У пассажира метро также существуют формально закрепленные права и обязанности. Однако в современном обществе у значительной части статусов содержание формально не фиксируется, а представляет собой совокупность закрепленных традиций, конвенциональных (условных) норм. Права и обязанности гостя мы знаем не из формальных инструкций, а из жизненного опыта. Большинство прав и обязанностей мужа и жены закреплены традициями, а не юридическими законами.

Кратко четыре параметра статуса мы будем выражать од ним термином - позиция. Таким образом, статус - это позиция индивида в группе и/или обществе:

Позиция индивида в группе (в данном случае речь идет о малой группе, то есть сообществе знакомых людей) дает нам совокупность личных (межличностных) статусов, а позиция в обществе - совокупность социальных статусов. Личный статус - это позиция человека в семье, спортивной коман де, бригаде, кругу друзей и т.д. Он приобретается благодаря индивидуальным качествам или заслугам и существует только в узком кругу людей. Напротив, социальные статусы человек обретает в широком кругу незнакомых людей благодаря участию в общественной жизни. Лидер, аутсайдер, душа компании или зануда - пример межличностных статусов. С этой стороны человека знают только его знакомые. Напротив, статусы генерал или православный, будучи социальны ми статусами, распространяются на все сообщество людей. Они определены местом индивида в социальной структуре общества.

Различия между двумя видами статусов - социальными и личными - хорошо видны на следующем примере: старший сын и любимый сын. Это разные статусы. Статус <любимого сына> - это позиция относительной конкретной семьи. В этой семье он - любимый сын. А в другой - он совсем не любимый, и в обществе он - не любимый сын. А вот позиция <старший сын> - это характеристика общественная, или социальная.

Социальные статусы

Экономический статус - это статус, который мы получаем независимо от образования, но благодаря месту, занимаемому этим статусом в экономической системе разделения труда (собственник, наемный рабочий, арендатор, кредитор).

Политический статус - мы понимаем его как принадлежность к государственному аппарату управления или политическим ассоциациям (партиям, движениям). Этот статус направлен на удержание и эффективное использование власти.

Профессиональный статус - любой статус, для получения которого следует пройти длительное или кратковременное обучение (для отдельно взятой страны норма составляет около 40 тысяч профессиональных статусов).

Статусы в области культуры состоят из четырех базовых сфер (элементов): наука, образование, искусство, религия.

Территориальные статусы. Граждане и люди, живущие в дерев не, отличаются друг от друга уровнем жизни. Также терри ториальные статусы получают: мигранты, эмигранты, тури сты, беженцы, люди без определенного места жительства.

Под эпизодическими статусами мы будем понимать только те, которые существуют очень короткое время (пешеход, пас сажир), они также называются неосновными.

Все общественные статусы относятся к основным. Неосновные (эпизодические) статусы - такие статусы, которые суще ствуют достаточно короткое время (пассажир, пешеход, зритель, покупатель).

Эпизодические статусы и социальное время

Статусный портрет, составленный только лишь из социальных статусов, оказывается неполным. Мы не включили в него личные статусы и статусы ситуационные, или эпизодические. Если за образование социальных статусов отвечает общественное разделение труда, то про личные, или межличностные статусы такого сказать нельзя. Они - плод системы распределения ролей в малой группе. Если мы добавим к совокупности социальных еще и личные статусы, то будем иметь портрет человека, который живет в этой квартире, относится к этому полу и имеет эту профессию.

Личные и социальные статусы именуются постоянными, или основными. Наряду с ними существует группа неосновных, или эпизодических. К примеру, статус пассажира существует столько времени, сколько вы едете в троллейбусе, автобусе, поезде, такси, метро или летите на самолете. К эпизодическим относятся статусы пешехода, покупателя, больного, гостя, посетителя ресторана, ожидающего в очереди, и т.д.

Эпизодическим считается такой статус, который принадлежит человеку достаточно короткое время.

Главный и личный статусы

В наборе статусов всегда найдется ключевой, или главный. Главным статусом называется наиболее характерный для дан ного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его.

Для женщин главным чаще всего оказывается статус до мохозяйки, а для мужчин - статус, связанный с Основным местом работы или занятием: директор коммерческого банка, научный сотрудник, полицейский, рабочий на промыш ленном предприятии.

Вопрос 56

Социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. [1] История

Слово «группа» попало в русский язык в начале 19 в. из итальянского (ит. groppo, или gruppo — узел) как технический термин живописцев, используемый для обозначения нескольких фигур, составляющих композицию.[2]. Именно так объясняет его словарь иностранных слов начала 19 в., где среди прочих заморских «диковин» содержится и слово «группа» как ансамбль, композиция «фигур, целое составляющих, и так приноровленных, что глаз разом их озирает»[3].

Первое письменное появление французского слова groupe, от которого, позже произошли его английский и немецкий эквиваленты, датируется 1668 г. Благодаря Мольеру, год спустя, это слово проникает в литературную речь, пока еще сохранив техническую окраску[4]. Широкое проникновение термина «группа» в самые разные области знания, его поистине общеупотребительный характер создают видимость его «прозрачности», то есть понятности и общедоступности. Оно чаще всего употребляется применительно к некоторым человеческим общностям как совокупностям людей, объединенным по ряду признаков некой духовной субстанцией (интересом, целью, осознанием своей общности и т. п.). Между тем социологическая категория «социальная группа» является одной из самых трудных для понимания в силу значительного расхождения с обыденными представлениями. Социальная группа — это не просто совокупность людей, объединенных по формальным или неформальным признакам, а групповая социальная позиция, которую занимают люди. «Мы не можем отождествлять агентов, объективирующих позицию, с самой позицией, даже если совокупность этих агентов является практической группой, мобилизованной для единых действий ради общего интереса»[5].

[править]Признаки

Признаки социальной группы:

1. наличие внутренней организации;

2. общая (групповая) цель деятельности;

3. групповые формы социального контроля;

4. образцы (модели) групповой деятельности;

5. интенсивные групповые взаимодействия.

Определение социальной группы включает четыре основных момента:

§ социальная интеракция — то есть коммуникативное взаимодействие, осуществляемое с помощью знаковых систем («кодов»);

§ стигматизация — «наклеивание ярлыков», по которым мы распознаем членство в группе, оформившееся в социальный гештальт (образ в массовом сознании) — стиль жизни данной группы;

§ идентификация — отождествление индивидом себя с данной группой через противопоставление «мы — другие» с установлением социальных границ и фильтров на «входе—выходе», а также через механизм социального контроля;

§ хабитуализация — то есть «опривычивание», освоение индивидом данной социальной позиции и формирование у него установок, стереотипов, присущих данной группе.

Знаки, по которым определяется членство в группе, и которые лежат в основе идентификации, могут совпадать, а могут и не совпадать друг с другом. Например, члены организации отличают друг друга по удостоверению, а не-члены идентифицируют их по форме одежды.

[править]Виды групп

Выделяются большие, средние и малые группы.

В большие группы входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих).

К средним группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).

К многообразным малым группам относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличает наличие межличностных отношений и личных контактов друг с другом.

[]Функции социальных групп

Существуют различные подходы к классификации функций социальных групп. Американский социолог Н. Смелзер выделяет следующие функции групп:

§ Социализации: только в группе человек может обеспечить свое выживание и воспитание подрастающих поколений;

§ Инструментальную: состоит в осуществлении той или иной деятельности людей;

§ Экспрессивную: состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии;

§ Поддерживающую: состоит в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях.[6]

[]Социальные группы в настоящее время

Особенностью социальных групп в странах с развитой экономикой в настоящее время является их мобильность, открытость перехода из одной социальной группы в другую. Сближение уровня культуры и образования различных социально-профессиональных групп приводит к формированию общих социокультурных потребностей и тем самым создает условия для постепенной интеграции социальных групп, систем их ценностей, их поведения и мотивации. В результате можно констатировать обновление и расширение самого характерного в современном мире - среднего слоя (среднего класса)

Социа́льная о́бщность — относительно устойчивые совокупности людей, для которых характерны более-менее сходные черты жизнедеятельности и сознания, а следовательно, и интересы.

Общности различного типа складываются на различной основе и крайне многообразны. Это общности, формирующиеся в сфере общественного производства (классы, профессиональныегруппы и т. п.), вырастающие на этнической основе (народности, нации), на основе демографических различий (половозрастные общности) и др.

Исторически первой формой социальной общности была семья и такие, основанные на кровнородственных отношениях, социальные общности, как род и племя. В дальнейшем социальные общности формируются также и на других основаниях и несут на себе отпечатки конкретного социально-экономического строя.

Для социальных общностей характерно не только наличие общих объективных характеристик, но и осознание единства своих интересов по сравнению с др.общностями, более или менее развитое чувство «мы». Именно на этой основе происходит превращение простой (статистической) совокупности людей, обладающих общими объективными характеристиками, в реальную социальную общность (в частности, «класса в себе» в «класс для себя»).

Люди одновременно являются членами различных общностей, с разной степенью внутреннего единства. Поэтому часто единство в одном (напр., в национальной принадлежности) может уступить место различию в другом (например, в классовой принадлежности).

Социальные институты – устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни, обеспечивающие закрепление связей и отношений в рамках общества. Социальный институт включает в себя: общественную потребность (на основе которой он возникает), функцию (или множество функций, которые он выполняет), систему норм (которые регулируют и обеспечивают его функционирование), совокупность ролей и статусов (так называемый "персонал" участников), и организации (в рамках которых осуществляется то или иное социальное действие, направленное на удовлетворение общественной потребности).

Один из видов классификации соц.институтов - по основным общественным сферам:

– экономические (экономика, собственность, предпринимательство, бизнес, труд, реклама и т.п.), которые служат производству и распределению общественных благ, ценностей и услуг;

– политические (политика, государство, армия, власть, гражданство,...) регулируют использование этих благ, ценностей и услуг и связаны с легитимацией различных общественных изменений;

– институты родства (брак и семья, отцовство, материнство,...) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи;

– институты культуры (культура, мораль, традиция, коммуникация, религия, наука, образование,...), которые связаны прежде всего с сохранением и трансляцией ценностей материальной и духовной культуры;

и прочие социальные институты, которых с развитием любого общества становится все больше.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 2069 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...