Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Феликс Шарков: Государство как социальный институт



На современном этапе развития российского общества, когда практически не сформировалось многосубъектное гражданское общество историческая ответственность за благополучие граждан целиком и полностью лежит на государстве. Древнегреческий мыслитель Платон определял государство как общность людей достаточную для развития и процветания. Из реально существующих на тот период типов государства он отдавал предпочтение монархии и аристократии как наиболее подходящим формам осуществления власти лучших. Аристотель давал определение государству как "самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающиеся и ни от кого другого не зависящие".

Сам термин "государство" впервые применил Н. Макиавели, который пытался создать законченное учение о государстве. Он определял государство как общее благо, которое возникает от воплощения в жизнь реальных государственных интересов. Понимание Г. Гегелем государства как политической общности и области реализации гражданских политических прав близко к определению гражданского общества.

Государство является социальным институтом организации жизни людей, удовлетворяющий общественные потребности, сферой общего интереса (в отличие от гражданского общества, в основе которо?го лежит частный интерес), а также основным органом политической власти, руководящий всеми сферами общественной жизни и использующий при этом различные средства, в т.ч. принуждение. Государство играет центральную роль в политической системе. Оно также представляет собой конкретную историческую форму осуществления государственности в жизни того или иного народа. Государственность - системное единство (целостность) факторов, взаимосвязей и взаимодействий, тенденций, форм и сфер жизнедеятельности людей и их общностей. Государственность есть тип политической организованности общества, которая достигается в ходе исторического развития. Государственность обеспечивает включенность человека в общество, социализированность его жизнедеятельности (трудовая, семейно-бытовая, досуговая, общественно-политическая).

Государство - мощный институт власти. А. Смит определяет функции государства следующим образом. С одной стороны оно должно делать то, что невозможно или невыгодно для частных лиц (народное образование, общественные работы, развитие и содержание систем транспорта, связи, коммунальных служб и т.п.), с другой стороны, поддерживать режим естественной свободы (антимонопольная деятельность, регулирование нормы процента); наконец, охранять жизнь, свободу и собственность граждан (регулирование минимума заработной платы, оборона страны, полиция, отправление правосудия). Фундаментом общества по мнению А. Смита служит социальная справедливость. Опорой моральных стандартов и социальной справедливости служит система положительного права.

Центральным пунктом для разработки теории государства является интерпретация понятия власти. Для социологов, разрабатывающих проблемы социального государства концепция власти является самой необходимой, ибо власть присутствует во всех процессах общественной жизни. К. Маркс и Ф. Энгельс применяют термин "власть" не только для характеристики социальных отношений, но и применительно к отношению человека и природы. К. Маркс и В.И. Ленин неоднократно указывали, что понятие власти относится к числу коренных понятий политической власти.

Определение понятия и характера власти в обществе имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства. В.И. Ленин, объясняя, что власть существовала задолго до появления государства, проводил разграничение между властью и государством. Петр Струве утверждал, что государство сохранится и после уничтожения классов.

С точки зрения долженствования государство - гарант уверенности граждан в обладании своей собственностью. "Одинаковое у всех людей, постоянное и не исчезающее стремление улучшить свое положение - это начало, откуда вытекает как общественное, и национальное, так и частное богатство, - часто оказывается достаточно могущественным для того, чтобы обеспечить естественное развитие в сторону улучшения общего положения вопреки чрезмерным расходам правительства и величайшим ошибкам администрации" (1).

Государство представляет собой устойчивый тип и форму социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Государство как социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных статусов и ролей, типичных для данного типа государства.

Совокупная сущностная характеристика государства включает в себя: социальное назначение государства; его организационную структуру; специфические возможности, права и полномочия в сравнении с другими общественными институтами; характер отношений с обществом, классом, нацией. Наряду с функцией подавления государство осуществляет внешнюю политику, регулирование хозяйственного процесса, деятельность в сфере социальных отношений и духовной жизни.

Некоторые исследователи 80-х годов прошлого столетия (А.С. Юнг, Ф.М. Бурлацкий, А.А. Галкин и др.) указывали на следующие признаки государства: 1) право государства употреблять силу; 2) оно охватывает все сферы жизнедеятельности; 3) право обязательного привлечения к его членству всех граждан; 4) наличие своей территории; 5) независимость и суверенность.

"К сожалению, россияне из поколения в поколение сталкиваются с такими формами государства, которые не относятся к благоприятным для большинства населения. Отсюда массовая недооценка той роли, которую могло бы при определенных обстоятельствах сыграть государство в становлении гуманистической и демократической социальной политики" (2).

Ф.Энгельс главным признаком государства считал наличие публичной власти, отделенной от массы народа. Современные ученые выделяют следующие основные признаки государства являются: а) наличие определенного механизма (особой системы органов и учреждений), реализующего функции государственной власти; б) закрепление определенной системы норм, санкционированных государством (право); в) распространение юрисдикции государства на конкретную территорию.

Государство в любой стране осуществляет совокупность необходимых функций, независимо от того каким типом государства оно является. "Таковы функции защиты государственного строя; предотвращения и устранения социально опасных конфликтов; регулирования экономических и других общественных отношений; осуществление общей для страны внутренней политики как системы ее конкретных проявлений - социальной, экономической, финансовой, научной, культурной, образовательной и прочей политики; внешнеполитические функции защиты интересов страны; функции обороны страны и ведения вооруженной борьбы и многое другое" (3).

Важнейшими характеристиками государства являются государственное устройство и политический режим. В политическом обиходе понятие государства используется и для обозначения одного из институтов политической системы, располагающей аппаратом принуждения и как официальное выражение всего общества.

"Государственное устройство России имеет три уровня публичной власти: федеральный центр, субъекты Федерации и местное самоуправление. Каждый уровень обладает собственной исключительной компетенцией, вторгаться в которую органы иного уровня власти не вправе. Кроме того, государственная власть разделяется на законодательную исполнительную и судебную" (4).

Таким образом, государственное устройство находит свое выражение в территориальной организации государственной власти, характере взаимоотношений между государством в целом и его частями, а также между частями государства, центральными и местными органами. Одним из его типов является социальное государство.

Обобщая, можно выделить следующие признаки государства: 1) наличие особой группы людей, занятых исключительно управлением всем обществом и охраной его экономической и социальной структуры; 2) наличием монополии на принудительную власть в отношении всего населения; 3) правом и возможностью осуществления внутренней и внешней политики - экономической, социальной, военной - от имени всего общества внутри и вне страны; 4) суверенным правом издания законов и правил, обязательных для всего населения; 5) организацией власти по определенному территориальному делению; 6) монопольным правом на взимание налогов и сборов со всего населения, на формирование общественного бюджета и др. (5). Если же государство все отмеченные права и возможности направляет на создание условий по повышению благосостояния своих граждан, развитие человеческого потенциала членов общества, обеспечивает достойную жизнь и свободное развитие человека, его социальную защиту, то оно при полном соблюдении демократических и правовых принципов становится социальным.

"Под государством в более узком смысле слова обычно понимается организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, религиозных, национальных, расовых и т.п.) в пределах определенной территории. Государство - универсальная общественно-политическая организация (целостность), обладающая публичной властью т специализированным аппаратом управления социальными процессами в пределах определенной территории, на которую распространяется ее суверенитет.

К числу важнейших атрибутов современного государства относятся:
- государство является единственным официальным представителем всего общества;

- выполняет общесоциальные функции;

- имеет право - систему норм, санкционированных государством;

- обладает, как правило, монополию на правотворчество;

- находится в устойчивых правовых связях с населением, приживающим на его территории (институт гражданства);

- обладает суверенитетом;

- имеет специальный аппарат власти и управления;

- использует право принуждения и использует его;

- обладает вооруженными и другими специализированными силами, обеспечивающими его целостность и безопасность;

- имеет систему правосудия (конституционный, арбитражный, уголовный, гражданский суд);

- обладает материальными средствами для проведения государственной политики (собственность, бюджет, валютные запасы и др.) и применяет систему налогов и займов;

- имеет административно-территориальное деление;

- имеет свои символы (герб, гимн, флаг) и памятные даты" (6).

В России государство всегда являлось мощным институтом управления обществом. "Оно декларировало общенациональные ценности, и качество и сообразно этому определяло меру и формы реального участия населения в политической жизни, что всегда осуществлялось под жестким контролем государственного аппарата. Характерной особенностью политической социализации государства было то, что оно целенаправленно подавляло политическую субъективность человека - нормативное политическое поведение предполагало подготовку человека для официальных структур, а не структуры создавались для человека, его свободного и самостоятельного волеизъявления. Для современной России задача построения социального государства равносильна задаче по сохранению и последующему укреплению самой государственности.

На рубеже 80-90-х годов государство утрачивает монополию на выдвижение и обоснование общенациональных ценностей, но, это существенно не изменило суть практики социализации, которая по прежнему направлена на ограничение политической субъективности человека, на сохранение статус-кво политических структур и функций, их ведущей роли в формировании нормативного политического поведения россиян.... И все-таки новые социополитические ценности прорастают на российском политическом поле: развинчиваются стереотипы о том, что государство может быть монопольным или главным агентом политической социализации, что оно в одиночестве способно предложить и выработать нормативные образцы поведения и тем самым разрешить проблему нынешней политической дезорганизации" (7).

В современном мире демократическое государство в наилучшей степени обеспечивает условия для развития социальной активности граждан, социальных групп и общностей. В таком государстве в многообразии функций на одно из первых мест выдвигается его всеобъемлющая социальная функция. Социально ориентированное государство создает благоприятное пространство общественных возможностей, защищенных от какого-либо произвола, гарантирует возможность беспрепятственного взаимодействия социальных групп и других элементов социальной структуры, способствует улучшению социального положения граждан и социальных групп.

"К важнейшим социальным функциям государства относятся:

1) обеспечение целостности общества и создание основных условий для его безопасного развития;

2) обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина;

3) создание условий для быстрого экономического роста;

4) обеспечение свободы, независимости и безопасности народа в мировом сообществе" (8).

Социальный институт при таком рассмотрении определяется как ведущий компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий не только огромное количество индивидуальных действий людей, но и регулирующий социальный отношения людей и взаимодействия различных компонентов общества. Государство, как главный социальный институт общества направляет свои усилия на реализацию основополагающих потребностей общества в области культуры, науки, образования, здравоохранения и др. сфер; на обеспечения материальной жизнедеятельности, интеграцию социальных групп и коллективов, поддержание и сохранение духовных ценностей и многое другое.

Таким образом, деятельность государства, при рассмотрении его в качестве социального института определяется разработкой и применением специфического набора социальных и правовых норм и предписаний, регулирующих поведение различных сообществ и людей; интеграцией других социальных институтов в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества; созданием материальных средств и условий, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность всех структур общества; созданием основ для осуществления устойчивых связей и отношений в рамках социальной организации общества.

Социальное государство, функционирующее как социальный институт макроуровня, формирует свою структуру и организует жизнедеятельность всех сфер общество опираясь на конституционные основы. Кроме того, как наша страна провозглашена социальным государством, согласно ст. 1 Конституции РФ, ныне Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Статья 3 Конституции подчеркивает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ.
Конституционные обязанности социального государства в реализации трудовых прав закреплены в ст. 37, согласно которой каждый гражданин России имеет а свободно распоряжаться своими способностями, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Этой статьей признаются права трудящихся на индивидуальные и коллективные, в том числе в форме забастовки, трудовые споры. Также закреплены права работающих на отдых, регламентированную продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Права в сфере защиты детей, материнства, детства, семьи, а также обязанности трудоспособных детей, достигших 18 лет установлены в ст. 38. Гарантии социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, выплат государственных пенсий и пособий раскрывает ст. 39. Права на жилище определены в ст. 40, на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплены в ст. 41, охрану окружающей среды - в ст. 42, на образование - в ст. 43. Права в области культуры раскрыты в ст. 44. Этими правами граждане России согласно ст. 19 обладают независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию (ст. 4), соответственно права распространяются на всех граждан, независимо от того, в каком из субъектов Российской Федерации они проживают... Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов - равноправных субъектов Федерации. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство (ст. 5).

Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство Федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов Российской Федерации (с. 5). Гражданство является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (органы последних самостоятельны). Осуществляют государственную власть в РФ Президент РФ, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды РФ. Действует местное самоуправление. Согласно ст. 7 Конституции, Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. РФ - светское государство. Как отмечает ст. 14 Конституции, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Вопрос 46 Религия как социальный институт
Чтобы раскрыть содержание вопроса «Религия как социальный институт», необходимо прежде всего отметить, что религия является одним из самых древних социальных институтов. Социолог относится к религии как к социальному явлению, старается понять, как организованы религиозные группы, каковы нормы и ценности их членов, какова роль религии в жизни отдельных верующих и общества в целом, и почему, собственно, существуют религии. Соблюдая эту специфику, поначалу рассмотрим понятие религии, различные ее типы и функции.
Слово «религия» означает дословно — благочестие, набожность, святыня. Религия — совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, в сверхъестественные силы, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ) ее сторонников. С точки зрения социологов, религией называется особая система верований и ритуалов, с помощью которых определенная группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным.
Как всякий социальный институт религия существует для выполнения определенных функций, в частности, для удовлетворения социально-психологических потребностей индивидов. Э. Дюркгейм считал, что основная функция религии — отражение и укрепление групповых связей. Главными же атрибутивными признаками религии являются:
1. Обязательное наличие группы верующих (хотя религия может быть связана с глубоко личным переживанием индивида).
2. Религии присуще наличие священных предметов, явлений, обладающих какой-то сверхъестественной силой, живого существа, возможности которого не ограничены законами природы. В каждой религии практически существуют свои священные предметы. Так, в Европе коровы относятся к объектам повседневной жизни, в случае заразного заболевания (коровье бешенство) их безжалостно уничтожают. В Индии же корова считается священным животным, она связана с богом Вишну, поэтому некоторые члены сект не могут носить кожаную обувь, индус не может есть говядины. В Древнем Египте обожествлялась кошка, в Монголии — лошадь. Список сакрального (священного) можно продолжить до бесконечности.
3. Религия как всякий социальный институт имеет свои особые культурные символы, которые в предельно концентрированной форме создают представление о религии. Распятие, полумесяц, звезда Давида — символы определенных религий. Православный храм — святое место, считается, что здесь нельзя арестовать человека, поскольку каждый находится в храме как бы под покровительством Бога. В православии ряса — верхняя одежда духовенства, молитва, икона являются элементами культа. (Икона Казанской божьей матери, например, считается покровительницей и заступницей Москвы).
4. Религия опирается на определенную систему институциональных норм, систему верований — вероисповедание. Эти верования объясняют и человеческую натуру, и окружающую природу, и сверхъестественные силы. Так, с точки зрения большинства религиозных людей, человек в случае смерти предстанет перед Богом и там будет решаться его судьба — попадет он в рай или в ад в соответствии со своими поступками в земной жизни.
5. Религия имеет особую совокупность действий, или ритуалов. Ритуалы — это одобренные образцы поведения по отношению к сверхъестественным силам. Так, заходя в храм, православный снимает головной убор и крестится. Новорожденного несут в церковь для совершения обряда крещения, молодые люди венчаются в церкви, умершего отпевают; построив новое здание, просят священника освятить его. Иными словами, вся жизнь верующего человека — от рождения до смерти — как бы направляется церковью.
6. Большинство религий предписывает верующим систему заповедей, или норм, регулирующих поведение. Эти нормы определяют, как верующему следует себя вести. Так, в христианстве имеется десять заповедей, которые запрещают убийство, прелюбодеяние, ложь и другие грехи, т.е. религия формирует определенную ценностную и этическую ориентацию, которая определяет поведение людей и их взаимоотношения. Родоначальник функционализма в социологии Э. Дюркгейм считал, что основная социальная функция религии связана с тем, что она способствует консолидации общества, укреплению и развитию солидарности всех его членов благодаря именно совместному выполнению ритуалов всеми членами сообщества. В ходе ритуальной практики индивиды остро переживают ощущение близости и единства, основанное на едином понимании сакрального и низменного.
3.1 Основные документы
Религиозные воззрения первоначально передавались изустно от поколения к поколению. Затем с развитием и усложнением общественной жизни, с появлением письменности возникает необходимость официального закрепления религиозных заповедей. Появляется религиозная литература, в которой излагаются вероучения и мифы. Некоторые из этих религиозных книг приобрели ореол святости, их стали называть священными, т.е. заданными самим Богом. Так появились в разных странах в разное время Веды, Авеста, Коран, Танах, Библия, Тора и другие книги.
На Западе наиболее распространена Библия — книга, собранная из древних идеологических, исторических и литературных памятников, созданных на Ближнем Востоке (XIII в. до н.э. — II в. н.э.). С точки зрения иудаизма, Библия — это книги, написанные до нашей эры, и отобранные в качестве священных из прочей литературы комиссиями древнееврейских ученых-богословов. Таких книг 39. Они объявляются каноническими, т.е. правильными. Христиане и иудеи считают их Ветхим Заветом.
Кроме этого, христиане признают еще 27 книг Нового Завета, которые написаны в I — II вв. н.э. на старогреческом языке. Библия — важный историко-культурный документ, включающий реальные события и большое количество мифов. Библия вобрала в себя целый ряд древних литературных памятников, которые являются национальным достоянием древнееврейского и некоторых других народов и общечеловеческим культурным наследием.
Коран — главная священная книга мусульман. Она служит основой мусульманского законодательства, как религиозного, так и гражданского. Согласно мусульманской мифологии, Коран был передан аллахом пророку Мухаммеду через архангела Джебраила. Коран составлен многочисленными авторами и утвержден при халифе Османе (644 — 656 гг.). По преданию, ученики записывали проповеди, наставления и изречения Мухаммеда на пальмовых листьях, пергаменте, костях, затем переписывали их в одну книгу. При упомянутом халифе специальная редакционная комиссия составила Коран как сборник религиозно-житейских правил, обязательных для всех мусульман. Коран разделен на 114 глав (сур). Каждая глава, или сура, имеющая своим назначением передать целое откровение, состоит из стихов, или аятов. Слово «аят» означает «знамение», «чудо».
Коран представляет собой собрание законов, установлений и традиций, а также изложение различных мифических сказаний, в том числе и заимствованных из других религий, легенд и преданий, распространенных среди арабского населения на Аравийском полуострове в период VI — VII вв. н.э. В Коране говорится об обязанностях верующих по отношению к правителю, духовенству, об отношении мусульман к другим религиям, об аллахе — едином боге, которому следует безропотно поклоняться, о судном дне, воскресении и загробном мире. В Коране есть указания, касающиеся регламентации торговли, имущественных отношений, приведены моральные нормы, обязательные для мусульманина. Коран подтверждает и узаконивает сословное неравенство, освящает частную собственность, провозглашает неравенство женщины. С точки зрения мусульман, в Коране «сокрыты величайшие ценности и глубочайшие мысли» для истинно верующих, которым дано проникнуть через внешнюю оболочку коранических слов в недра божественной мудрости.

Вопрос 47 Образова́ние — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).[1]Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

Также образование можно определить как — целенаправленную познавательную деятельность людей по получению считающихся надёжно установленных, истинных научных знаний или должных быть повсеместно применяемых знаний, пусть даже противоречащих истине, но установленных в качестве обязательной нормы писанными и неписанными законами и нормами общества; а также умений, либо по совершенствованию знаний и умений.

В широком смысле слова, образование — процесс или продукт «…формирования ума, характера или физических способностей личности… В техническом смысле образование — это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие — накопленное знание, ценности и навыки — от одного поколения другому [между поколениями]».[2] В контексте социального прогресса образование помимо формата передачи социального культурного наследия позволило человеку разорвать связь с Природой, в которой объем познание и длительность жизни взаимосвязаны. В настоящее время человек посредством образования использует в своей жизнедеятельности опыт всех предыдущих поколений чем и олицетворяет социальный прогресс.[3]

В обыденном понимании образование кроме всего прочего подразумевает и, в основном, ограничено обучением учеников учителем. Оно может состоять в обучении чтению, письму, математике, истории и другим наукам. Преподаватели по узким специальностям, таким как астрофизика, право,география или зоология, могут обучать только данному предмету, обычно в университетах и других вузах. Существует также преподаваниепрофессиональных навыков, например, вождения. Кроме образования в специальных учреждениях существует также самообразование, например, через Интернет, чтение, посещение музеев или личный опыт. Право на образование в настоящее время подтверждено национальными и международными правовыми актами, например, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым ООН в 1966 году.

Осознание возможностей использования обязательного образования как средства обезличивания человека вызвало в демократическом обществе развитие движения за негосударственное и даже семейное образование, за бо́льшую долю курсов по ответственному выбору учащегося (при участии родителей и педагогов) в программе средних общеобразовательных школ (то есть после окончания начальной школы), поддержку самообразования, непрерывного образования в течение всей деятельной жизни человека (по мере возникновения образовательной потребности), внешкольного, дистанционного и дополнительного образования и т. п.

Вопрос 48





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 563 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...