Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Под воскресенье (если с ним не совпадает двунадесятый или храмовой праздник) после стиха: «Помилуй мя, Боже…..», полагается стихира воскресная: «Воскрес Иисус от гроба…..»



В великие праздники – (Господние, Богородичные и храмовые – даже если они случатся в воскресенье) вместо воскресной стихиры поется праздничная. В праздники великих святых (с бдением или полиелеем), случившиеся не в воскресные дни, поется также стихира празднику или святому.

После этого читается литийная молитва : «Спаси, Боже, люди Твоя….»

Далее следует «Господи, помилуй» (12 раз) и возглас: «Милостью и щедротами и человеколюбием……». После возгласа начинается пение канона. В воскресные дни по Уставу каноны поются в следующем порядке: сначала из Октоиха – 1) воскресный, 2) Крестовоскресный, 3) Богородицы, 4) святому. Катавасия положена после каждой песни.

Служба св.без знака: Шестеричн. / славосл. Св.:
К:О Вск с ирм. на 4; К:О Крестовск на 3; К:О Б на 3; К:М на 4. К:О Вск с ирм. на 4; К:О Крестовск на 2; К:О Б на 2; К:М на 6.
Катавасия рядовая. По 3-й песни: малая ектения, кондак и икос М; седален М; Слава, и ныне: Б. Святоотеческое чтение (обычно опускается). По 6-й песни: малая ектения, кондак и икос О. Чтение Пролога (обычно опускается). По 8-й песни: Хвалим, благословим, катавасия, Честнейшую По 9-й песни: малая ектения, Свят Господь Бог наш; воскр. эксапостиларий; Слава: светилен М.; И ныне: Б воскр.

На 3-й, 6-й и 9-й песнях канона совершается все так же, как и на вседневной утрени.

После малой ектении и возгласа священника: «Яко Тя хвалят вся силы небесныя….», полагается диаконский возглас: «Свят Господь, Бог наш». Хор: повторяет тот же текст. Затем диакон возглашает 1-й стих: «Яко свят Господь Бог наш….», затем диакон возглашает 2-й стих: «Над всеми людьми Бог наш», а хор: «Свят Господь Бог наш».

Так как указанное стихословие является особым прославлением воскресения Господня и всемогущества Его всепобеждающей силы, то его полагается петь в субботу св. праведного Лазаря и в Великую субботу.

Далее положены светильны, или экзапостиларии. Порядок пения светильнов и экзапостилариев регулируется 16-ой главой Типикона.

После светильна – экзапостилария стихословятся, в некоторых случаях антифонно, псалмы 148, 149 и 150. Перечисленные псалмы называются «хвалитными», так как в них часто повторяется слово «хвалите» и восхваляется Господь, стихословие это соединено с пением стихир. Эти стихиры называются «стихирами на хвалитех» или «стихирами хвалитными». Они, как правило, поются в конце 149 псалма и за каждым стихом 150 псалма.

Если случается воскресенье, владычный праздник или праздник святых с великим славословием, то поется текст на соответствующий глас: «Всякое дыхание да хвалит Господа. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. (Пс.148,149) Тебе подобает песнь Богу».

В другие дни поются (т.е. антифонно стихословятся) псалмы в следующем порядке. Хор: «Хвалите Господа с небес. Тебе подобает песнь Богу. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Тебе подобает песнь Богу». Второй хор: «Хвалите Его солнце и луна» (Пс.148,3). «Воспойте Господеви песнь нову…» (Пс.149).

Здесь начинаются стихиры «на хвалитех». «Сотворите в них суд написан….» (Пс.149,9) «Хвалите Бога во святых Его хвалите…..» (Пс.150).

В этих псалмах прославляется всемогущество и правосудие Божие. Если же поются стихиры на 8, то к этим стихам присоединяются другие стихи.

На «хвалитех» на «Слава» полагаются (если случится воскресенье) стихира евангельская. Затем на «И ныне» поется Богородичен: «Преблагословенна еси, Богородице Дево….» (в воскресенья, кроме тех, с которыми совпадают великие праздники Господни, как то: Рождество Христово, Богоявление, Преображение, Воздвижение креста, Вход Господень во Иерусалим, Пятидесятница). В другие дни – другой Богородичен.

Кроме того, «Преблагословенна еси, Богородице Дево…..» поется еще в Субботу Лазареву (если она совпадает с праздником Благовещения) и в Страстную Субботу у (даже если случится Благовещение).

Перед началом пения Богородична отверзаются царские врата, и по окончании Богородична священник возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам свет». За этим возгласом поется великое славословие: «Слава в вышних Богу…..» А в конце: «Святый, Боже, Святый крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас!» (трижды).

Трисвятое не является частью великого славословия, но представляет примыкающую к нему самостоятельную часть.

За трисвятым, если случится воскресенье, поется тропарь воскресный или праздника. Если случится воскресенье, предпразднство, попразднства, отдание праздника и двунадесятые праздники Богородицы, то поется тоже воскресный тропарь. Но в праздник Господень поется тропарь праздника.

Тропарь воскресный в недели (1-го, 3-го, 5-го и 7-го гласов): «Днесь спасение миру бысть, поем Воскресшему из гроба и Начальнику жизни нашея….»

Тропарь воскресный в недели 2-го, 4-го, 6-го и 8-го гласов: «Воскрес из гроба, и узы растерзал еси ада, разрушил еси осуждение смерти….»

Оба тропаря являются торжественным заключением великого славословия и с ними части утрени, центром которой является радостная, благая весть Евангелия о воскресении.

После пения великого славословия полагается сугубая ектения, начинающаяся словами: «Помилуй нас, Боже…..» Она примыкает к заключительному Трисвятому великого славословия и перечисляет лиц, о помиловании которых Церковь умоляет Господа.

После сугубой ектении произносится просительная ектения: «Исполним утреннюю молитву…..» Затем следует возглас диакона: «Премудрость!» Далее совершается все в таком порядке, как и во время совершения службы святому с великим славословием.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 444 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...