Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Цивилизационный подход: его достоинства и слабые стороны



Достоинства: 1) данный подход ориентирует на познания соц-х ценностей, присущ конкретному обществу; 2) значительно богаче и многомернее формац. подх., т.к. позволяет рассматривать Г не только как организа политич господства одного класса над другим, но и как большую ценность для общ-ва; 3) цив подход к решению вопроса о соотношении Г и социально-экономического сторя исходит из стемления покончить с абсолютизацией материально-экономического начала, из взгляда на Г с предельно широких позиций определяющего воздействия на него прежде всего духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития.

Слабые стороны: классификация по цивилизационному признаку страдает схематизмом, нечеткостью, серьезной недоработанностью.

Цивилизационный подход: тип Г, его социальная природа определяются идеально-духовными, культурными факторами. Цивилизационный подходориентирован на познание прошлого через все формы деятельности человека: трудовую, политическую, социальную. Концепция цивилизации позволяет различать не только противостояние классов и соц. групп, но и сферу их взаимодействия на базе общечеловеческих ценностей Есть и цивилизационный подход, который основан на выделении различных цивилизаций. Основоположник анг. историк Тойби. Он выделял 21 цивилизацию при этом разделял их на первичные и вторичные. Позиция Тойби подвергалась критике не только в отеч, но и в западной из-за отсутствия четких критериев (уровень экономического развития, этнические особенности, религия, мораль, особенности культуры) типологии гос-ва. Тем не менее в совр. отеч. лит-ре цивилизационный подход в типологии гос-ва рассматривается одним из основных. Можно использовать опред-ый вариант цивилизационного подхода в типологии гос-ва, основываясь на истории челов-го общ-ва. Всю историю челов-го общ-ва совр. наука разделяет на 4ре периода. Их можно называть цивилизациями: древняя, средних веков, новое время, новейшее время. Соответственно 4ре типа гос-ва.

При цивилизационном подходе учитывается ряд важнейших духовных факторов, поэтому более полно раскрывается характер государства, однако в этом случае недооцениваются социально-экономические факторы. Наиболее известным исследователем теории цивилизаций является А. Дж. Тойнби. Он дал следующее определение цивилизации. Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, гео-графических и иных признаков, причем религия и формы организации, а также степень удаленно-сти через того места, где данное общество первоначально возникло — остаются неизменными.

17. Гражданское общество — это система внегосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества. Проводятся специализированные курсы и тренинги по государствоведению.

Гражданское общество не представляет собой некое изолированное от государства социальное пространство, противостоящее ему в любых формах. Наоборот, гражданское общество и государство соединены друг с другом целым рядом структурных связей, поскольку государство, осуществляя управленческо-посреднические функции в общественной жизни, не может не соприкасаться с гражданскими ценностями и институтами, так как последние через систему горизонтальных связей как бы охватывают все общественные отношения. Кроме того, ряд общественных элементов и институтов занимает маргинальное положение, частично переплетается с государственными структурами, а частично — с гражданским обществом. Примером здесь может служить, скажем, правящая в данный момент политическая партия, которая вышла из недр гражданского общества, но в то же время тесно связана в своей деятельности с государственным аппаратом. Вместе государство и гражданское общество как бы погружены в обволакивающее их "глобальное человеческое общество" в самом широком смысле этого слова.

Таким образом, государство и гражданское общество неразрывно связаны друг с другом, составляют две части единого общественного организма. В идеале развитое гражданское общество создает условия для свободных, демократических межличностных отношений, для удовлетворения разнообразных интересов и потребностей общественных индивидов. Степень независимости институтов гражданского общества (различных объединений, ассоциаций, партий, движений, средств массовой информации, семьи, церкви и др.) от государства, демократичности общественно-политической системы оказывает решающее влияние на характер и распределение власти в обществе. В таком обществе власть не может быть сконцентрирована в одних руках, а разграничивается на полицентричной основе. Разделение властей (законодательной, исполнительной и судебной), разграничение между различными общественными субъектами экономических, социальных и политических функций, сфер деятельности становятся в демократической общественно-политической системе важнейшим жизненным принципом. В ней правовое положение общественного субъекта не тождественно его социально-экономической роли в гражданском обществе, что делает личность одновременно и частным лицом и гражданином государства.

До появления гражданского общества в подавлявшем большинстве стран существовали абсолютистско-монархические режимы. Государственная власть средствами прямого принуждения или с помощью правил сословной системы жестко регламентировала жизнь индивидов. Государства в лице монарха одним сословием даровало некоторые правила и привилегии, а других лишало всего. Переход от традиционного, феодального общества к гражданскому, в основе своей буржуазному, означал появление гражданина как самостоятельного социального и политического субъекта с неотъемлемыми правами и обязанностями. Развитие горизонтальных невластных социальных связей, образующихся автономными ассоциациями граждан, наталкиваясь на противодействие централизованного государства. Государство было вынужденно не только считаться с возникшими ассоциациями граждан, но и встать на путь правового упорядочения своих отношений населением, существенно перестроить собственные властные структуры.

Однако не во всех странах конфликт между гражданским обществом и государством решался установлением конституционно-правовых принципов их взаимоотношений. В ряде случаев он вылился в столкновении парламента как органа народного представительства и королевской власти по поводу их политической роли и объемов полномочий. Их борьба была отражением продолжавшегося поиска конкретных политическо-организационных форм обеспечения стабильного и умеренного правления, при котором осуществлялось бы сбалансированное распределение политической власти в обществе.

Разновидности конституционализма Переход от абсолютистско-монархического правления к демократии начинался, как правило, с подчинения государства и гражданского общества правовым нормам, с введения принципа разделения властей, составивших единую систему конституционализма. Однако соотношение государства и гражданского общества, пределы вмешательства государства в жизни граждан в разных странах имели конкретно-исторические формы.

оотношение между правовым государством и гражданским обществом. Формирование и развитие институтов гражданского общества идет одновременно и в тесной связи с формированием политических институтов правового государства. Гражданское общество и государство неразрывно связаны между собой и немыслимы друг без друга. Гражданское общество выступает как сфера реализации частных интересов и потребностей – индивидуальных и коллективных, часто противостоящих друг другу. Государство же как выразитель воли всего населения призвано примирить, совместить эти интересы, обеспечить консенсус по основным вопросам общественной жизни.

Взаимоотношения между гражданским обществом и государством носят сложный, часто конфликтный характер. Саморазвивающаяся система гражданского общества постоянно испытывает давление со стороны государства. В условиях тоталитарных режимов происходит этатизация (огосударствление) общества, фактическое уничтожение или крайнее сужение независимости общественной жизни от государства. При демократическом режиме государство и гражданское общество выступают как равноправные партнеры. Решение общественных проблем осуществляется путем компромисса между государством и обществом. Действительно демократический политический режим возможен только там, где имеется гражданское общество.

Сегодня проблема взаимоотношений церкви и государства остра как никогда. По данным опросов населения, подавляющее большинство россиян так или иначе осознают себя православными. Если принять во внимание, что крупнейшей и наиболее структурированной религиозной организацией в нашей стране является Русская православная церковь (Московский патриархат), осуществляющая активные контакты с государством, то становится очевидной необходимость особого подхода к изучению взаимоотношений церкви и государства. Ведь Россия – светское государство, не закрепляющая ни одну религию в качестве государственной. Данный подход должен лечь в основу более взвешенной, предсказуемой и оправданной государственной политики в этой области.

Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости.

В правовом государстве выделяют как минимум четыре основных признака:

1. Разделение властей;

2. Верховенство закона;

3. Строгое соблюдение прав и свобод человека;

4. Социальная и юридическая защищенность личности.

Кроме этого иногда выделяют также и другие признаки правового государства.

Ш. Монтескье полагал, что деятельность государства, его законы должны соответствовать природе человека, национальным, физическим свойствам страны, образу жизни его народов. Единство воли отдельных индивидов, по Монтескье, составляет гражданское состояние, которое и призваны охранять гражданские, политические законы и правительство. Правовое государство, по В.Ф. Яковлеву, это образ жизни общества и его граждан, основанный на верховенстве закона. По В.Д. Зорькину, правовое государство представляет собой разумный способ соединения начал власти и свободы под углом зрения гуманизма. Философское осмысление процесса строительства подлинно демократического, гуманистического и правового государства с необходимостью требует обращения к таким объективным условиям осуществления этого процесса, как экономический уклад общественной жизни, характер функционирования институтов гражданского общества, образ жизни различных социальных групп и индивидов. Все эти факторы составляют объективные основы формирования правового государства; г) необходимостью теоретически осмыслить содержание существующих общественных отношений, прежде всего экономических, а также политических, правовых и других, диалектику их взаимодействия и взаимодетерминации; д) анализируя экономические отношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ применительно к проблемам данного диссертационного исследования, следует рассмотреть вопрос о путях и способах реализации отношений собственности и связанных с ними вещных прав в современной России. Вместе с тем анализ объективных экономических основ формирования и развития правового государства предполагает уяснение значения и роли в этом современной техники и наукоемкой технологии. В условиях, когда наука становится важным элементом производительных сил, философское осмысление ценности научного знания и основанных на них высоких технологий для строительства экономического фундамента правового государства представляется особо актуальным; е) необходимостью исследования сложившегося в современной России образа жизни различных категорий населения, его влияния на становление правового государства. Ведь сложившийся образ жизни людей в любом обществе в немалой степени определяет содержание деятельности функционирующего в нем государства, в том числе правового; ж) требуют осмысления вопросы, связанные с развитием представлений о гражданском обществе и его тесном взаимодействии с правовым, гуманистическим государством; з) исключительно важными являются вопросы, связанные с решением конституционно-правовых проблем в правовом государстве. Это требует обращения к теоретическим и практическим аспектам деятельности политико-правовых институтов; и) исходя из учёта диалектического взаимодействия общественного бытия людей и их общественного сознания представляется необходимым уяснение роли различных форм общественного сознания, в том числе философского, политического, правового, в процессе становления, функционирования и развития правового государства.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 853 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...