![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Согд (или Согдиана) включал в себя долины рек Зеравшана и Кашкадарьи.. На северо-востоке он доходил до среднего течения Сырдарьи. Столицей Согда была Мараканда1 — современный Самарканд. В конце VI в. начинается подъем Согда, включавшего территорию Зеравшанской долины, долины р. Кашкадарья и позднейшей Уструшаны. Согд стал такой силой, что тюркский каган счел необходимым вступить в родственные отношения с правителем Самарканда, отдав ему в жены свою дочь. Найденные документы имели громадное значение для изучения согдийской письменности. Как отмечалось, согдийский шрифт, восходит к арамейскому. Писали согдийцы справа налево. Самые древние среди обнаруженных документов относятся к первым векам н. э. В них буквы четко отличаются друг от Друга и по большей части пишутся раздельно. В дальнейшем буквы стали соединяться, развилась своего рода «скоропись», Согдийские рукописи, обнаруженные на горе Муг,— это дипломатические и хозяйственные документы, сведения астрономического характера и т. д., относящиеся к концу VII—началу VIII вн. н. э. Они написаны на коже, бумаге, деревянных палках. В государственном аппарате согдийских правителей имелась. специальная должность — «глава..писцов». Одним из лучших писцов Согда в начале VIII в. являлся Рачтиш, у которого был прекрасный каллиграфический почерк.
Обитатели замка носили одежду из хлопчатобумажных, шерстяных и шелковых тканей. Хлопчатобумажных тканей было, например, найдено до 15 видов: от тонких, как современный батист, до грубых, как мешковина. При этих же раскопках найдена глиняная и деревянная посуда, крышки, подносы, плетенные из прутьев корзины.
Вооружение жителей замка на горе Муг было высокого качества. Они пользовались стрелами из камыша и дерева с же-лезными наконечниками и деревянными, обтянутыми кожей щитами.
Наряду с замком на горе Муг выдающимся памятником согдийской культуры является древний Пенджикент (его развалины находятся в 1,5 км от современного Пенджикепта), где в течение многих лет ведутся археологические раскопки. Город существовал с VI в. до середины VIII в., пока он не был оставлен жителями из-за арабского завоевания.
Городище Пенджикент представляет собой памятник, состоящий из четырех четко выделяющихся частей: цитадели — резиденции правителя, шахристана—основной городской территории, обнесенных в отдельности крепостными стенами, пригородного поселения и находившегося в стороне от них своеобразного некрополя, состоявшего из наземных склепов.
Археологи раскопали большое количество жилых, хозяйственных, торгово-ремесленпых и культовых помещения. Одними из наиболее интересных объектов являются два рядом стоящих храмовых здания. Внутренние стены главных и некоторых вспомогательных помещений храмов были украшены разнообразной по сюжетам многокрасочной живописью. Другим украшением служила скульптура в виде рельефных панелей у 'стен н круглых статуй, стоявших на постаментах или в углублениях ниш. К сожалению, эти произведения искусства сильно пострадали, а большая часть их погибла. Однако и то, что сохранилось, представляет громадный интерес для истории среднеазиатского искусства и для изучения материальной и духовной культуры домусульманского населения Согда.
Древние живописцы изображали на стенах храмов культовые сцены. С большой выразительностью представлен момент оплакивания покойного юноши, лежащего в своеобразном купольном сооружении. Вокруг него стоят в скорбных лозах мужчины и женщины. В оплакивании участвуют также божества, головы которых окружены лучистыми нимбами. Эта сц'енаГпере-клнкается с легендой о Снявуше, популярном герое среднеазиатского эпоса.
Какую религию исповедовали жители Согда, пока не выяснено. Судя по архитектуре и внутреннему убранству храма, существовала сложная система верований, основанная на местных религиозных представлениях.
Здесь уместно отметить, что жители Согда и других среднеазиатских областей отличались большой любовью к музыке и танцам. Среднеазиатское танцевальное и музыкальное искусство пользовалось широкой популярностью. Известны названия десяти бухарских музыкальных инструментов. Существовали песенные и танцевальные мелодии. Танцы исполнялись мужчинами и женщинами, одним или несколькими танцорами.
На территории Таджикистана раскопаны и другие памятники, относящиеся к VI-VIII вв. городище близ поселка Шахрн-стан Ура-Тюбинского района, крепость-замок Калаи-Боло близ Исфары, Аджина-тепе близ Курган-Тюбе, Гардони-Хисор в долине Зёравшана, Кафыр-кала в райцентре Колхозабад и др. Много интересных памятников культуры того времени открыто и изучено также на территории братского Узбекистана.
По-видимому, существовали и другие формы брака, но из приведенного документа следует, что женщины в знатной согдийской семье были равноправны с мужчинами.
На высоком уровне находилось сельское хозяйство. Согдийцы занимались земледелием, садоводством и огородничеством. При раскопках замка на горе Муг были найдены семена хлопка, зерна, ячменя, проса, бобы, косточки вишни или черешни, абрикоса, персика, яблони. Большие площади засевались пшеницей. По-видимому, несколько раньше появляются водяные мельницы, получившие широкое распространение к VII—VIII вв.
Большое развитие получила торговля с другими странами и между. областями Средней Азии. Важную посредническую роль в торговле играли согдийские колонии, о которых уже говорилось. Среди памятников согдийской письменности есть и документы, представляющие торговую переписку. Одновременно происходило интенсивное развитие внутренней торговли, о чем, в частности, свидетельствует обилие бронзовых монет, относящихся к VII в. Они выпускались государями Согда, а также чеканились в Уструшане и на территории Южного "Таджикистана.
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 1543 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!