Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Книга пророка Исайи. Общая характеристика. Основные пророчества. Мессианские пророчества



Пророк Исаия, сын Амосов. Его служение совершалось на протяжении полувека в Иерусалиме. Исаия был царского рода, ибо считался братом Иудейского царя Амасии. Свое пророческое служение Исаия проходил при царях Озие, Иоафаме, Ахазе, Езекие.

Св. Отцы называют его в.з. евангелистом. Т.к. он, показывает в своих пророчествах страдания Иисуса Христа. О его жизни знаем довольно мало. Его имя — Исаия — «слава Яхве» или — «Яхве спасает».

Происходил из Иудеи из Иерусалима, (Ис.1,1). Начало его служения совпадает с годом смерти царя Иудеи Озии (742 г.).

В библ. тексте упомин. жена пророка (Ис.8,3), и два сына Его жена также именуется пророчицей. Исаия пользовался свободным доступом к царскому двору как при безбожном царе Ахазе, так и при его предшественнике Иоафаме. Мы знаем, что он стал другом и советником богобоязненного принца Езекии (716—687 гг.). Напис.биографию этого принца.

Исаия явл. главой пророческой школы (Ис. 8, 16), однако, в своих пророчествах он всегда выступает только от своего имени.

Книга пророка Исаии в современном виде, представляет собой сборник проповедей, составленный его учениками и последователями. Содержание книги многообразно. Он возвещает народам Израиля их судьбу, и предсказывает о Христе.

Когда молодой Исаия молился в Храме, Господь открылся ему; это произошло в год смерти царя Осии.

Исаия смело обличает князей иерусалимских за роскошь, цинизм, жестокость.

Книга Исаии является не единым текстом, а скорее антологией, где с 1-40 Исаия, далее анонимный пророк времени пленения с 40-55 и, школа учеников, последователей Исаии. Такое разделение основывается на том, что в случае признания единого авторства, для всех трех частей невозможно согласовать между собой различные противоречия.

1.разница в стилистике частей; 2.различный набор трактуемых тем, многие из которых не могли быть в центре внимания предполагаемой аудитории VIII века

Книга делится на пять разделов. В Н.З.11 цитат из Исаии (Мат. 12, 17-18), (Деян.8, 28-35), (Рим. 10) и т.д.

1. раздел «Книга суда над Израилем и Иудеей» (1—6). Осн. темы — общее введение в пророческое служение, жалобы и обвинения, приговор к помилованию, пророчество о бесплодном винограднике и плач пророка над ним. Гл.6 о призвании Исаии и посвящении его в пророки.

2. раздел книга об Еммануиле (гл.7—12). Самое важное пророчество о рождении Еммануила (гл.7). гл.8 пророчество о Дамаске и Самарии. Гл.9 о наказании Израиля через Ассирию. Гл.10 о самонадеянности и унижении Ассирии — это позднейшая вставка в текст, касающаяся более позднего периода. Гл.11 говорит о Мессии и царствии Его на Земле. Гл. 12 — благодарственные песни избавленных от поругания и наказания.

3. раздел, гл. 13-27, «Книга плача о врагах Господних». гл.13—23 описание различных городов, суда над ними, их людьми и народами. Гл. 24-27 «Апокалипсис Исаии». Здесь

4. раздел книга бедствий Сиона, Книга суда и спасения. (гл.28-33); гл.34 «Суд над всеми народами» и гл.35 «Слава Мессии».

Далее «Книга приложений» повествует: об освобождении Иерусалима, о болезни и выздоровлении Езекии, о компромиссе Езекии (гл.38).

Далее раздел Второ-Исаия, 40-66: о национальном избавлении царем Киром, о возвращении из вавилонского плена (гл.40-48), о духовном избавлении отрока Господня, о страдании и победе. Мессианские места гл.53. описание страдания Иисуса

Последние главы с 58 по 66 повествуют о мессианском Царстве Божием, славе, очищении и совершенстве народа Божия.

Ключевое слово, «кадош» — святость — к которой пророк призывает всех своих слушателей.

Символика Книги. 1.притча о винограднике Господнем (гл.5) и проч.

Мессианские тексты. Прежде всего, это «отрасль» (Ис. 4,2). Второе — это знаменитое пророчество об Еммануиле («с нами Бог») — (Ис. 7,14). Следующее — «Свет для народов» (Ис. 9,1 и 49,6). Затем, то, что мы с вами слышим в песнопениях «С нами Бог...» — «...Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (гл.9,6). Гл. 28,16, где о Христе говорится «...камень испытанный, краеугольный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится». Гл.42,1 — «Отрок Мой, которого я держу за руку, избранный Мной, к которому благоволит душа моя...» и гл. 53,11 близкое по смыслу. Гл. 53,3? — «Муж скорбей...». «Яко овча на заколение ведесе, яко Агнец прямо стрегущего его безгласен. Во смирение его суд его взят, род же его кто исповесть. Яко в землю из земли живот его...» и вся глава 53. И последнее — «Ангел лица Его...» (63,9).

Мученическую кончину пророка Исаии подтверждают ап. Павел (Евр.11, 37), мч. Иустин, Тертуллиан, блж. Иероним. Этого же мнения придерживается и свт. Василий Великий.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 600 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...