Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Массовые социальные общности



Наша жизнь всесторонне пронизана понятиями, которые составляют основное содержание такой социологической категории, как “массовая социальная общность”.

Массовые общности характеризуются следующими признаками:

1. представляют собой структурно-нерасчлененные аморфные образования с довольно раздвинутыми границами с неопределенным качественным и количественным составом, не имеют точно обозначенного принципа вхождения в них;

2. для таких общностей характерен ситуативный способ существования, т. е. они образуются и функционируют на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможны вне ее, и поэтому оказываются неустойчивыми, меняющимися от случая к случаю образованиями;

3. им присуща разнородность состава, межгрупповая природа, т. е. эти общности разрывают классовые, групповые и иные границы;

4. вследствие своего аморфного образования они не способны выступать в составе более широких общностей в качестве их структурных единиц.

Типичным образцом массовых общностей являются участники широких политических или экологических движений (за мир, против ядерной угрозы, против загрязнения окружающей среды и т. д.), поклонники эстрадных звезд, болельщики спортивных команд, члены любительских ассоциаций по интересам (филателисты и т. д.). Их однотипное поведение зачастую продиктовано не разумом, а чувствами, общими эмоциями.

К массовым социальным общностям относятся:

§ этнические общности (расы, нации, народности, племена);

§ социально-территориальные общности — это совокупности людей, постоянно проживающие на определенной территории, формирующиеся на основе социально-территориальных различий, обладающих сходным образом жизни,

§ социальные классы и социальные слои (это совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющие сходные функции в системе общественного разделения труда). Классы выделяются в связи с отношением к собственности на средства производства и характером присвоения благ.

Социальные слои (или страты) выделяются на основе различий в характере труда и образе жизни (различая в образе жизни наиболее наглядны).

Среди массовых общностей социологи разделяют толпу и массу.

Толпа — совокупность людей, находящихся в прямом контакте, обусловленном физической близостью. Характеристика толпы дана в работах Н. Михайловского “Психология толпы”, “Герои и толпа”.

Масса отличается от толпы опосредованным контактом.

Если какие-то значимые потребности людей не реализуются, и они осознают это как угрозу своему существованию, включаются механизмы защитного поведения. Возникает общность интереса, основанная на беспокойстве или даже страхе — формируется толпа. Человек перестает ощущать свои ролевые маски, снимает с себя ограничители поведения, он как бы регрессирует в мир первобытных страстей.

В толпе формируется чувство особой мощи, многократного увеличения собственных усилий. Человек чувствует себя увлеченным общим порывом, превращается в часть единого, живого организма. Во главе этой свежепереплавленной общности стоит лидер, и толпа полностью, беспрекословно подчиняется его воле.

Различают четыре основных типа толпы:

§ случайную;

§ конвенциальную;

§ экспрессивную;

§ активную

Случайным называется такое скопление, где каждый преследует сиюминутные цели. Таковы очередь в магазине или на автобусной остановке, пассажиры в одном поезде, самолете, автобусе, прогуливающиеся по набережной, зеваки, наблюдающие транспортное происшествие.

Конвенциальная толпа состоит из людей, собравшихся в данном месте и в данное время не случайно, а с заранее поставленной целью.

Участники религиозной службы, зрители театрального спектакля, слушатели симфонического концерта или научной лекции, болельщики футбола соблюдают определенные нормы и правила, которые регулируют их поведение, делают его упорядоченным и предсказуемым. У них много общего с публикой.

Театральные зрители знают, что во время спектакля нельзя разговаривать и комментировать происходящее, вступать в полемику с актерами, распевать песни и т. п. Напротив, футбольным болельщикам разрешается громко кричать, разговаривать распевать песни, вставать с места, плясать, обниматься и т. п. Таково неформальное соглашение (конвенция) о приличествующем поведении в конкретных ситуациях, ставшее обычаем. Когда в 1980-е гг. чиновники от спорта решили нарушить этот обычай и запретили болельщикам громко выражать свои эмоции, стадионы погрузились в траурную тишину. Футбол перестал быть праздничным зрелищем, посещаемость резко упала.

Экспрессивная толпа, в отличие от конвенциальной, собирается не для того, чтобы обогатиться новыми знаниями, впечатлениями, идеями, а для того, чтобы выразить свои чувства и интересы.

Городские танцплощадки, молодежные дискотеки, рок-фестивали, праздничные гуляния и народные фестивали (самые яркие проходят в латиноамериканских странах) — примеры экспрессивной толпы.

Активная толпа - любой из предшествующих типов толпы, которая проявляет себя в действии. Она собирается для того, чтобы принять участие в действии, а не для того только, чтобы наблюдать события или выражать свои чувства.

Видное место среди массовых социальных общностей занимают этнические общности (этнос), которые могут быть представлены различными социальными образованиями: племенем, народностью, нацией. Этнос — это устойчивая совокупность людей, исторически сложившаяся на определенной территории, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).

Естественной предпосылкой формирования того или иного этноса является общность территории, поскольку именно она создает условия для тесного общения и объединения людей. Впоследствии, когда этнос сформировался, этот признак приобретает второстепенное значение и может совсем отсутствовать.

Другим важным условием формирования этноса является общность языка, хотя и этот признак этноса не имеет абсолютного значения.

Наибольшее влияние в этнической общности имеет единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей.

Интегративным же показателем сформировавшейся этнической общности служит этническое самосознаниечувство принадлежности к определенному этносу. Видную роль в этническом самосознании играет представление об общности происхождения и исторических судьбах, входящих в этнос людей, опирающееся на генеалогические предания, участие в исторических событиях, на связь с родной землей, родным языком.

Сформировавшийся этнос функционирует как целостный социальный механизм и постепенно воспроизводится путем внутренних браков и через систему социализации. Для более устойчивого существования этнос стремится к созданию своей социально-территориальной организации племенного или государственного типа. С течением времени отдельные части сформировавшегося этноса могут быть разделены политико-государственными границами. Но и в этих условиях они могут сохранять этническую идентичность как принадлежащие к одной социальной общности.

Социальная общность и личность

Личность – системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

В структуре личности можно выделить три компонента:

1. биогенный – физические данные, состояние здоровья (этот компонент учитывается социологами лишь в случае увечья или болезни человека);

2. психогенный – эмоции, переживания, волевые устремления, память, способности и т. д. (в данном случае для исследователя важны не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле деятельности индивида); 3. социогенный: а) объективные социальные потребности личности (физиологические, потребности в безопасности, занятости, дружбе, заботе, любви, престиже); б) способности к творчеству, знания, навыки; в) степень овладения культурными ценностями общества; г) нравственные нормы, принципы; д) способ реализации социальных качеств (семейная жизнь, труд, общественно-политическая, культурная деятельность, досуг). Согласно интеракционистской теории, личность, обладающая относительно постоянными внутренними свойствами, внешне может проявлять себя по-разному в зависимости от складывающихся обстоятельств. Большую роль при этом играет окружение человека – те социальные группы, членом которых он является. Чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон личности и подавления того, что в ней есть худшего.

Установки человека связаны с социальными установками, обычно проявляющимися в группах, к которым этот человек принадлежит. Термин референтная группа используется для обозначения любой социальной общности, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке.

Процесс вхождения личности в социальную среду включает в себя три стадии:

1. Адаптация – предполагает активное усвоение действующих в группе норм и овладение соответствующими приемами и средствами деятельности.

2. Индивидуализация – порождается обостряющимися противоречиями между достигнутым результатом адаптации – тем, что субъект стал таким, как все в группе, – и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации.

3. Интеграция – детерминируется противоречиями между стремлением субъекта проявить свою индивидуальность, с одной стороны, и потребностью общности культивировать лишь те индивидуальные особенности субъекта, которые ей импонируют, – с другой стороны. На стадии интеграции складываются и закрепляются новообразования личности, которые отвечают потребностям, ценностям и стандартам социальной группы. Если противоречие между индивидом и группой не разрешается, то наступает стадия дезинтеграции: личность либо вытесняется из группы, либо изолируется внутри группы, либо заново проходит стадию индивидуализации.

Суть социального коллективизма не сводится к совместной деятельности для достижения общей цели, к общности социальных и производственных интересов. Высшая цель коллектива – создание условий для раскрытия индивидуальности и полноценного развития каждого члена группы.

Любое взаимодействие людей, даже при минимальном их количестве, начинается с распределения функций. Без этого невозможно существование группы как единого целого. А. В. Петровский считает необходимым при классификации групп учитывать характер межличностных отношений, формирующихся в зависимости от ценностно-ориентационного единства группы (совпадение целей, связывающих личность, группу, общество).

Иерархия реальных контактных групп:

1. диффузная группа – группа, в которой взаимоотношения опосредуются не содержанием групповой деятельности, а только симпатиями и антипатиями;

2. ассоциация – групппа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями;

3. корпорация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются личностно значимым, но ассоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности;

4. коллектив – группа, в которой взаимоотношения опосредуются личностно и общественно значимым содержанием групповой деятельности.

Возможно регрессивное развитие группы, приводящее ее к положению замкнутой изнутри общности, отличающейся внутригрупповой антипатией, межличностным эгоцентризмом и эгоизмом, агрессивностью.

Малая группаэто небольшие по составу общности людей, объединенных единой целью своей деятельности и находящихся в непосредственном личном взаимодействии (общении, учебной, профессиональной и т.д. деятельности). Их возникновение обусловлено общественно-экономическими причинами. С одной стороны общество создает для себя те «ячейки», в которых формируются начальные экономические и социальные ценности на которых оно само существует. С другой – каждый человек, находясь в обществе, в силу социальной значимости, престижности профессиональной деятельности, желания самоутвердиться стремиться войти в интересующую его группу.

Анализ группового объединения людей показывает, что в диалектике формирования и развития группы можно выделить несколько этапов, каждый из которых имеет свое содержание и преследует специфические цели.

1-й этап - формирование случайной группы - начального объединения людей на основе их территориальной близости в данный момент времени (например, абитуриенты образовательного учреждения, прибывшие на вступительный экземен);

2-й этап - формирование неорганизованной группы (номинальной группы, конгломерата), предусматривающей добровольное объединение людей на основе некоторого совпадения их интересов, проявившихся в ходе непродолжительных межличностных контактов;

3-й этап - формирование организованной группы – объединения людей, способных к эффективным совместным действиям. Она, в свою очередь, бывает нескольких уровней.

Низкий уровень (ассоциация) представляет собой объединение на основе распоряжения администрации (приказ ректора о зачислении в образовательное учреждение и формировании учебных групп) или интереса (поклонники определенного музыкального направления). В составе такой группы может быть до 10 человек. Период функционирования - от 3 до 5 дней. По истечении указанного временного периода ассоциация или прекращает свое существование, или переходит на более высокий уровень.

Средний уровень (кооперация) - для нее характерна более осознанная деятельность и организованность. Возникает она, как показывают специальные наблюдения, через 10-15 дней после установления межличностного взаимодействия.

Высокий уровень (автономизация) характеризуется четкой организационной структурой и согласованностью действий, внутренним единством целей и мотивов учебной, профессиональной и т.д. деятельности.

Высший уровень группового объединения людей в отечественной психологии, в отличие от большинства зарубежных школ, принято называть коллективом. Коллектив - понятие латинского происхождения, означающее «собранность» или целостность, сохраняющую неприкосновенность индивидуальности. Понятие же группы тождественно смыслу старого русского слова «кружок». Однако в основе того и другого находится связь, соединяющая людей. Этому виду малой группы присущи строгая организация, регламентация жизни и деятельности, наличие пользующегося уважением руководителя, бесконфликтность межличностных отношений, единство моральных и нравственных позиций. Считается, что именно в коллективе каждый его член развивается всесторонне и творчески.

Наблюдения психологов-исследователей за формированием малых групп позволили выделить четыре основных стадии развития коллектива.

1. Стадия социального единства - начальная стадия развития коллектива, которая характеризуется тем, что большинство его членов сознательно относятся к исполнению порученной социальной роли, отчетливо представляют свои обязанности и цели деятельности, ориентируются на единую систему духовных ценностей, которая не противоречит их личностным ориентациям.

2) На стадии корпоративного товарищества в основном, завершается процесс взаимного изучения, устанавливаются товарищеские взаимоотношения между людьми. На этой стадии уже можно обнаружить достаточно стабильную психологическую структуру коллектива: коллективное мнение и настроение, взаимоотношения и сплоченность, дисциплинированность и коллективные привычки. Руководитель, умело используя эти явления, более эффективно управляет коллективом и каждым подчиненным в отдельности.

3) Стадия социальной зрелости. Коллектив достигает единства воли действий, знаний и убеждений, интересов и ценностных ориентаций. Взаимодействие между людьми основывается на взаимопомощи, взаимоподдержке, взаимозаменяемости и бесконфликтности. Все члены этой малой группы предъявляют к себе высокие требования, старательно совершенствуют свою учебную, профессиональную и другую деятельность..

4) На стадии самоуправления коллектив понимает своего руководителя (менеджера), как говорится, с полуслова и воспринимает его распоряжения и требования как свои собственные. При этом отпадает необходимость контроля действий подчиненных - эту функцию выполняет адаптированное под коллективные устремления личностное сознание людей и коллективный контроль его сотрудников.

Рассмотренные стадии развития коллектива являются типичными для малых групп всех видов. Однако его темпы могут быть различными в зависимости от социально-психологической подготовки руководителя, индивидуальных особенностей членов группы, характера решаемых коллективом учебных, профессиональных и других задач. Следовательно, общие закономерности развития коллектива должны учитываться руководителем подразделения и конкретизироваться в зависимости от сложившихся условий его деятельности. Вместе с тем эффективность этой деятельности повысится, если он четко определит вид малой группы и выделит содержание ее структурных компонентов.

Целевая аудитория (target group, target audience) - это все потенциальные и реальные потребители товара (услуги), сохраняющие заинтересованность в нем определенное время или готовые изменить свои предпочтения в пользу данного товара (услуги) под маркетинговым давлением, реализация товара для которых, во-первых, выгодна
продавцу в данный промежуток времени и, во-вторых, возможна.
Целевая аудитория - это общий термин. Как правило, нельзя направить конкретную рекламную кампанию на всю целевую аудиторию. Целевая аудитория разбивается на части (сегменты) со схожими характеристиками и рекламная кампания направляется на определенный сегмент, одинаково реагирующий на выбранное рекламное воздействие. Таким образом, целевая аудитория - более широкое понятие, чем сегмент рынка и может объединять в себе несколько сегментов.
Ключевыми параметрами, характеризующими целевую аудиторию, являются такие понятия как заинтересованность покупателя в товаре (услуге), готовность потенциального покупателя изменить свои предпочтения под маркетинговым давлением, заинтересованность продавца в реализации товара данной аудитории и возможность такой реализации.

Социальная организация. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Социальные отношения. Понятие социального статуса. Формирование позитивного имиджа средствами PR

Социальная организация общества – это система социальных групп и отношений между ними. Социальная стратификация – центральная тема социологии. Она объясняет социальное расслоение на бедных, зажиточных и богатых. Рассматривая предмет социологии (социум), можно обнаружить тесную связь трех фундаментальных понятий социологии – социальной структуры, социального состава и социальной стратификации. Социальная структура общества – это часть социальной системы (совокупность социальных явлений), объединяющей в себе два компонента: социальные связи и социальный состав. Социальный состав - это набор элементов, составляющих социальную структуру. Социальная структура — это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальные функции (роли), объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально - территориальные, этнические и иные общности. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т. д., указывая на различное поло­жение людей по отношению друг к другу. В зависимости от того, какой элемент выделяется в качестве главного, структура общества может быть представлена как группо­вая, классовая, общностная, стратификационная, институциональ­ная, организационная и т.д. система. Таким образом, социальная структура — это строение общества в целом, система связей между его основными элементами.

С точки зрения социального состава все элементы социальной структуры общества расположены горизонтально, т.е. формально как составные элементы системы они равны. Но в реальном социаль­ном взаимодействии они не равны. В каждом конкретном обществе различные индивиды, группы, классы, общности, институты и орга­низации занимают неравное положение. Социальное неравенство предполагает наличие иерархической структуры общества. Одни индивиды, группы, классы и общества располагаются выше или ни­же других. А это значит, что они обладают большим или меньшим бо­гатством, властью, имеют ряд преимуществ и привилегий по сравне­нию с другими. Исходя из принципа неравенства, социальный состав превращается в социальную стратификацию — совокупность распо­ложенных в вертикальном иерархическом порядке социальных об­разований (групп, классов, каст, сословий и т.д.). Таким образом, стра­тификация представляет собой дифференцирование, ранжирование индивидов, групп, классов в соответствии с занимаемым ими местом в данной социальной системе.

Неравенство людей — социальных общностей является одной из главных характеристик общества на протяжении всей истории его развития. Каковы же причины социального неравенства? В со­временной западной социологии господствует мнение, что социаль­ная стратификация вырастает из естественной потребности обще­ства в стимулировании деятельности индивидов, мотивируя их дея­тельность через соответствующие системы наград и поощрений. Однако данное стимулирование в различных научно-методологиче­ских школах и направлениях интерпретируются по-разному. В этой связи можно выделить функционализм, статусную, экономическую теории и др.

Представители функционализма объясняют причину социального неравенства дифференциацией функций, выполняемых раз­личными группами, слоями, классами. Функционирование общества, по их мнению, возможно только благодаря разделению труда, когда каждая социальная группа, слой, класс осуществляют решение соот­ветствующих жизненно важных для всего социального организма задач; одни занимаются производством материальных благ, другие создают духовные ценности, третьи управляют и т.д. Для нормально­го функционирования общественного организма необходимо опти­мальное сочетание всех видов деятельности, но некоторые из них с позиций этого организма являются более важными, другие менее важными. Так, на основе иерархии социальных функций складыва­ется соответствующая иерархия групп, слоев, классов их выполняю­щих. На вершину социальной пирамиды ставятся те, кто осуществляет общее руководство и управление, ибо только они могут поддер­живать единство государства, создавать необходимые условия для успешного выполнения других функций.

Подобная иерархия существует не только на уровне государ­ства в целом, но и в каждом социальном институте. Так, по мнению П. Сорокина, на уровне предприятия - основу меж профессиональной стратификации составляют два параметра: 1. важность занятия (профессия) для выживания и функционирования организма в целом; 2. уровень интеллекта, необходимый для успешного выполнения профессиональных обязанностей. П.А. Сорокин считает, что наиболее социально – значимые профессии – это те, которые связаны с функциями организации и контроля.

Следовательно, высокие статусы и занима­ющие их люди лучше вознаграждаются, имеют больший объем власти, выше престиж их занятия, более высоким должен быть и уровень образования. Вот мы и получили четыре главных измере­ния стратификации — доход, власть, образование, престиж. А по­тому что они исчерпывают круг соци­альных благ, к которым стремятся люди. Точнее сказать, не са­мих благ (их как раз может быть много), а каналов дос­тупа к ним. Последние при­обретаются благодаря доступу к деньгам и власти, которые в свою очередь достигаются благодаря высокому образованию и личным качествам.

Таким образом, социальная структура возникает по поводу об­щественного разделения труда, а социальная стратификация — по поводу общественного распределения результатов труда, т.е. со­циальных благ.

Теория социальной стратификации, выдвигающая те или иные критерии деления общества на социальные слои, служит методологической основой для формирования теории социальной мобильности или социального передвижения. Социальной мобильностью называется совокупность социальных перемещений людей, т.е. изменений индивидом или группой со­циального статуса, места, занимаемого в стратификационной струк­туре общества. Термин «социальная мобильность» был введен в соци­ологию в 1927 году П.А. Сорокиным. Согласно Сорокину, существуют два типа социальной мобильности: вертикальная и горизонтальная. Вертикальная мобильность, в свою очередь, в зависимости от направления перемещения подразделяется на восходящую мобильность (социальный подъем, движение наверх) и нисходящую мобильность (социальный спуск, движение вниз). Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одного социального слоя в дру­гой, расположенный на том же уровне. Этот тип мобильности может быть связан с изменением места проживания (миграция), переходом в иную религиозную группу и т.д.

Социологи различают также групповую и индивидуальную мобильности. Групповая мобильность происходит тогда, когда пере­мещения совершаются коллективно, изменяется статус той или иной страты. Групповая мобильность имеет место, прежде всего, там, где происходят изменения самой системы стратификации. Она, как пра­вило, связана с крупными социальными преобразованиями в том или ином обществе: социальной революцией, научно – технической революцией, гражданскими войнами, реформами и т.д.

Индивидуальная мобильность означает социальное переме­щение конкретного человека. К факторам индивидуальной мобильно­сти относятся продвижения по служебно - профессиональной лестни­це, связанной с повышением квалификации, уровнем образования, за­нятием административных должностей, т.е. того, что называется служебной карьерой. Индивидуальная мобильность может быть также связана с полити -ческой и предпринимательской деятельностью, службой в армии, в церкви и других государственных институтах. Одним из эффективных способов восходящей индивидуальной мобильности считается выгодный брак.

Социологи различают также межпоколенную и внутрипоколенную мобильность. Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опуска­ются на более низкую ступеньку, чем их родители. Внутрипоколенная мобильность означает изменение социальной позиции одним и тем же индивидом вне сравнения с его родителями.

Социальная мобильность изменяется при помощи двух глав­ных показателей: объема и дистанции мобильности. Под объемом мобильности понимается число индивидов или социальных слоев, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном на­правлении за определенный промежуток времени. Дистанция мобильности — это количество ступеней, по кото­рым удалось подняться или пришлось опуститься индивиду или группе. Нормальной дистанцией считается перемещение на одну-две ступеньки вверх или вниз. Не нормальной - неожиданный взлет по социальной лестнице на ее вершину или падение к ее основанию. Многочисленные исследования показы­вают, что социальная мобильность происходит интенсивно в переход­ных, быстро развивающихся обществах. Стабилизация социальной жизни приводит к снижению темпов социальной мобильности. Чем вы­ше социальный слой, тем труднее в него проникнуть. Тенденция к со­циальной закрытости присуща всем обществам.

Строение общества – ключ к пониманию его устройства.

Связующим элементом любой социальной структуры являются социальные отношения. Социальные отношения – отношения между людьми (группами людей), которые устанавливаются в соответствии с законами социальной организации общества.

Структура любого социального отношения: несколько субъектов, потребности, значимый для них объект, система ценностей. Социальные отношения – порождение общества и сами поддерживают его существование.

Роль регуляторов социальных отношений выполняют социальные институты (установление, устройство). Любой институт – система правил общественных отношений. Социальный институт – специфическое общественное устройство, созданное для удовлетворения общественных потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

Можно выделить пять основных групп институтов: экономические, политические, институты стратификации (распределение социальных позиций, общественных ресурсов), институты родства, институты культуры, образования. Назовем условия появления социальных институтов: возникновение потребности, наличие необходимых ресурсов, наличие особой культурной среды. Институты и сами формируют субкультуру.

Институциональная структура общества – многомерный лабиринт: потребности порождают институты, те – новые потребности и т.п.

Если потребность не признана обществом, то возникают подпольные институты. Они формируют свою субкультуру – тоже не признанную.

Институционализация – признание обществом ранее нелегальных социальных отношений и соответствующих им институтов.

В обществе переходного типа меняется социальная структура.

Социальная мобильность – движение, приводящее к изменению статусных позиций. Затухание мобильности порождает кризис общества.

Социальный статус – определенная позиция в социальной структуре. У каждого человека множество статусов, т.к. он участвует во множестве групп и организаций. Совокупность всех статусов индивида называется статусным набором. Всегда есть главный статус, с которым его идентифицируют другие люди. Для мужчины главный статус как правило определяется его работой. Для женщины дот недавнего времени главный статус определялся семейным положением.

Социальная роль – модель поведения, ориентированная на данный статус и характеризуемая предписанными правилами поведения (социальные нормы).

Существуют статусный набор и ролевой набор. Роль – шаблон поведения индивида в обществе. Максимальное слияние с ролью называется ролевой идентификацией, а среднее или малое – дистанцированием от роли. У каждого свой ролевой набор, но не со всеми ролями он идентифицирует себя одинаково.

Помимо статуса человек имеет имидж, сформировавшийся либо сознательно, путем целенаправленных усилий, либо стихийно. Разумеется, имидж корпораций, государственных и иных структур формируют с помощью PR-средств. Деловой имидж специально проектируется в интересах человека или фирмы с учетом особенности деятельности, внутренних и внешних качеств.

Имидж (от англ. image - «образ», «изображение») — искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия. Имидж создается с целью формирования в массовом сознании определённого отношения к объекту. Может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые.

Имидж объекта — это мнение рационального или эмоционального характера об объекте (человеке, предмете, системе), возникшее в психике группы людей на основе образа, сформированного в их психике в результате восприятия ими тех или иных характеристик данного объекта.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 1515 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...