Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философию Аристотель делил на три вида: теоретичекую, практическую, поэтическую



Подверг критике философию Платона: «чистые идеи» нне существуют отдельно от «мира вещей». Существуют единичные и конкретные вещи - индивидуумы.

Выделил категории и определил что такое бытие через категории.

Бытиеэто сущность (суб­станция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

Материяэто потенция, ограниченная фор­мой.

Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выво­дам о том, что:

• все сущее на Земле обладает потенцией (собственно матери­ей) и формой;

• изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;

• реальность — это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;

• потенция (материал) есть пассивное начало, форма — активное;

• высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие

вне мира.

Носителем сознания, поАристотелю, является душа.

Философ выделяет три уровня души:

растительная душа (питание, рост, размножение);

• животная душа (+ ощущение и желание);

• разумная душа (++ рассуждение и мышления функции).

Аристотель материалистически подходит к проблеме челове­ка. Он считает, что человек:

• по биологической сущности является одним из видов высо­коорганизованных животных;

• отличается от животных наличием мышления и разума;

• имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобны­ми (то есть жить в коллективе).

Выделил 6 типов государства: монархия; тирания; аристократия; крайняя олигархия; охлократия (власть толпы, крайняя демократия); полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

Внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода — от частного к общему, обосновал систему силлогизмов — вывода из двух и более посылок за­ключения).

Вопрос 46

В античности, как понятно, различали несколько видов любви. Но до этого всего ценили силу и красоту Эрота. Обожествленный Эрос – это внутреннее рвение человека к красе и силе. Эта любовь сразу страстная и особо восторженная. Эротическая любовь основным образом проявляется в межполовых отношениях. Она, как верховная сила, обладает и заведует людьми и человеческими судьбами. Совсем по-иному осмысливается любовь филос – духовная любовь. У этого вида любви совсем большой диапазон смыслов и значений: любовь к легендам, знаниям, мудрости, искусствам, а также братская любовь. Не считая этого, у эллинов были и остальные виды любви: агапэ – любовь теплая, трогательная как выражение милосердия и сострадания; филотес – это дружба, привязанность; а адарэ – разумная любовь, уважительное товарищество и многое др. Все эти виды любви есть как совместно, так и раздельно.

к примеру, в половой любви проявляется как страсть, так и нежность, как привязанность, так и сострадание.

История философских раздумий о любви

О плотской любви было понятно с самых старых времен из легенд старой

Греции. А в эру греческой классической философии уже зарождались первые теории любви. Конкретно тогда возникает чувство духовной исключительности человеческой любви, её абсолютной несравнимости с другими человеческими чувствами. Большая часть мыслителей древности считали любовь быстрее опасной, чем полезной, видели в страстном стремлении мужчины к даме до этого всего то, что вносит в жизнь тревогу, беспорядок, опасность и беду.[3] Представления мыслителей о любви в древности расползались не меньше, чем в наше время. В частности, один из основоположников школы киников Диоген Синопский считал, что страстную любовь никак нельзя считать вещью единственной, и потому он объявил, что любовь – дело тех, кому делать нечего, в противовес ему у

Эмпидокла любовь рождает гармонию и красоту. А Платон увидел в любви необыкновенную божественную силу, помогающую человеку преодолевать свое земное несовершенство. Любовь сделает человека духовно возвышенным, полагал он.

Платон трактует любовные переживания обширно и объемно как необыкновенную энергию, идущую из Космоса. Он соображает под ней напряженное и нескончаемое рвение человека к возвышенному, это рвение к бессмертию; благодаря ей разрешается величайшее противоречие меж гибелью человека и бессмертием рода людей и человеческого духа. «Пир» – тот диалог Платона, где высказана эта мысль – самое известное в истории философии сочинение о любви.

Концепция любви у Платона стала первой попыткой философски осмыслить сущность «чистой» любви, понять и оценить то, что различает эту строну человеческой жизни от физиологического инстинкта либо обычного чувственного наслаждения.

Аристотель, великий логик, ищет в любви до этого всего полезности – для человека, семьи, общества. И в семье, к примеру, целью любви полагает дружбу.

совсем близкие к современным взорам на роль любви в домашней жизни высказывает Плутарх. Он находит в любви и поэзию, освещающую жизнь, и чисто практическую пользу не лишь для семьи, но и для общества, утверждая:

«Эрот лучше тех, кого он связывает, любовь украшает и совершенствует человека …»[4].

В античности, как понятно, различали несколько видов любви. Но до этого всего ценили силу и красоту Эрота. Обожествленный Эрос – это внутреннее рвение человека к красе и силе. Эта любовь сразу страстная и особо восторженная. Эротическая любовь основным образом проявляется в межполовых отношениях. Она, как верховная сила, обладает и заведует людьми и человеческими судьбами. Совсем по-иному осмысливается любовь филос – духовная любовь. У этого вида любви совсем большой диапазон смыслов и значений: любовь к легендам, знаниям, мудрости, искусствам, а также братская любовь. Не считая этого, у эллинов были и остальные виды любви: агапэ – любовь теплая, трогательная как выражение милосердия и сострадания; филотес – это дружба, привязанность; а адарэ – разумная любовь, уважительное товарищество и многое др. Все эти виды любви есть как совместно, так и раздельно.

к примеру, в половой любви проявляется как страсть, так и нежность, как привязанность, так и сострадание

Страстной проповедью любви пронизано практически все христианское учение. Практически все тексты Нового завета восхваляют, воспевают, всесторонне внедряя в духовный мир человека любовь к Богу, его творениям. Отцы церкви на протяжении всей истории христианства проповедовали любовь как божественный завет. Апостол Павел считает, что любовь возможна лишь в браке, следовательно, и брак возможен лишь в любви. Любовь к ближнему в

Новом завете – нужное условие любви к Богу.

Любовь к Богу – одно из древнейших светлых и глубочайших человеческих чувств. Оно в базе собственной и в собственном истоке уже само любовь. В общем виде, я думаю, что любовь к Богу – это чувство какого-то особенного внутреннего благоговения перед силой, породившей тебя и тебе схожих. Но любовь к

Богу истинна лишь тогда, когда человек искренне любит как собственного близкого, так искренне уважает неприятеля собственного: обоих сотворенных Богом. Не зря ведь одной из самых основных заповедей, провозглашенных в христианстве является заповедь, которая гласит: «… возлюби близкого твоего, как самого себя. Другой большей сих заповедей нет».

Августин разъяснял, что есть два вида любви: земная (плотская), а другая – святая любовь, возвышающая людей до небесных высот; при этом он указывал, что любовь обязана составлять базу жизни всех людей и служить им основным стимулом в познании смысла мира и его первопричины.

Раннехристианские, потом византийские мыслители усматривали в любви важнейший и универсальный принцип Вселенной, на котором основывалось все её духовное и жизненное бытие. По их мнению, лишь любовь очищала дух человека от ложных и низменных пристрастий и открывала духовные сокровища в нем самом, в глубинах его сердца.

чуток позднее, уже у византийских «гуманистов» X – XII вв. Наметилось рвение достигнуть любовного совершенства средневекового человека и соединение его с божественным началом. Они выработали принципиальное представление о любви как «каритасе» – сострадании, милосердии, жалости.

При этом христианство проклинало половой акт и благословляло его последствие – деторождение. Резко осуждая половую любовь как нечто греховное, они стремились заменить её чисто духовным видом – «вхождением в

Бога». Это было итогом христианского учения о любви.

«Любовь» в эру Возрождения возвратила себе статус жизненной философской категории. Любовь была возведена во всепроникающую космическую силу, которая делает человека непобедимым.

В XVII – XVIII вв. Происходят значительные конфигурации в отношении к любви и её оценки. Для Гегеля любовь совсем не неповторимое переживание, а лишь форма нравственной связи двух индивидов. Естественно, в различные эры и у различных народов это чувство смотрелось по-различному. Но их объединяло то, что любовь приносит человеку и человечеству не лишь удовлетворенность, но и ответственность. Она не лишь поднимает, вдохновляет людей, а порой и просит от них особо нравственных поступков.

В истории философских раздумий о любви, её смысле и назначении в истории человечества особая роль принадлежит философам XVIII – XIX вв.

И. Кант был уверен, что любовь играется первостепенную роль в судьбе человека, т. К. «когда дело касается выполнения долга, а не просто представления о нем, когда речь идет о субъективной базе деяния, в первую очередь определяющей, как поступит человек (в различие от объективной стороны, диктующей, как он обязан поступить), то конкретно любовь, свободно включающая волю другого в свои максимы, нужно дополняет несовершенства человеческой натуры и заставляет к тому, что разум предписывает в качестве закона»[5].

Мысль о том, что любовь представляет собой ответственность не лишь перед собой и за себя, но и перед другими и за остальных людей, пронизывает многие произведения философов XIX века.

Уже самые первые признаки любви – восхищение, благоговение, милосердие

– молвят сами за себя. Обожают ведь не за что-то, а потому, что по-другому нельзя. Я считаю, что любовь – это такое состояние человека, когда хочется дать как можно больше другому, даже отдать самого себя и без остатка. Эта же мысль подчеркивается в произведении Эриха Фромма «Искусство любить»:

«Наиболее общее определение активного характера любви можно сконструировать так: обожать – означает до этого всего давать, а не получать … Но самое принципиальное

– отдавать не материальные, а специфически человеческие ценности. Что же отдает один человек другому? Он делится с ним самим собой, собственной жизнью, самим драгоценным, что у него есть. Это отнюдь не означает, что он непременно обязан жертвовать жизнью ради другого, - просто он делится тем, что есть в нем живого: собственной радостью, своими интересами, своими мыслями, знаниями, своим настроением, собственной печалью – всеми проявлениями собственной жизни»[6]

Но нельзя упускать из виду и еще одну сторону любви, формирующую личность. Отдавая все, что лишь можно отдать любимому человеку, любящий стремится к получению ответной реакции – заслужить любовь к себе, т. К.

«если ваша любовь безответна, то есть если ваша любовь не порождает любовь; если, проявляя свою любовь, вы не добились ответа и не стали тоже любимы, - означает, ваша любовь немощна, означает, она не удалась» (К. Маркс)[7].

Для того, чтоб заслужить любовь другого человека к себе, по мнению автора произведения, нужно «заботиться, нести ответственность, уважать и знать», «любовь есть деятельная озабоченность, заинтересованность в жизни и благополучии того, кого мы любим».

Тема любви постоянно была совсем близка российской философской мысли. Много глубочайших и умопомрачительных страниц написали о любви Владимир Соловьев, Лев

Толстой, В. Розанов, Николай Бердяев, И. Ильин, С. Франк и многие остальные. В философии любви известного российского религиозного мыслителя Вл. Соловьева проповедуется увлекательная мысль об особом смысле любви в нравственном преображении человека и всего человечества. Качественное преображение человечества, по Соловьеву, - в красе. А краса может быть достигнута лишь любовью. «Признавая вполне великую значимость и высокое достоинство остальных родов любви, которыми ложный спиритуализм и импотентный морализм хотели бы заменить любовь половую, мы видим, что лишь эта последняя удовлетворяет двум главным требованиям, без которых нереально решительное упразднение самости в полном жизненном общении с другими. Во всех иных родах любви отсутствует ил однородность, равенство и взаимодействие меж любящим и любимым, либо же всестороннее различие восполняющих друг друга свойств»[8].

Как видим, на протяжении всей жизни человечества высказывались разные представления относительно того, что же такое Любовь и для чего она нужна, какое значение она имеет для человека. Многие ученые, философы давали разные ответы на этот непростой вопрос, но сходились они все в одном, что любовь – это самая загадочная и самая феноминальная действительность. В чем же заключается эта действительность, её философский смысл, каково её значение для человека и его духовного развития?

Глава II. Философский смысл любви

О философском смысле любви молвят многие факты, хотя бы то, что конкретно любовь представляет человека как личность и, более того, является фактором более глубочайшего, а потому и более осознанного человеческого формирования. При этом невольно появляются трудности в философском осмыслении любви из-за того, что она постоянно как бы «случается» спонтанно,

«любовь подобна лихорадке, она родится и гаснет без мельчайшего роли воли»[9].

Не секрет, что любовь у людей возникает нежданно и полностью ко всему, что вообще может тревожить сердце и разум человека. При этом каждый человек владеет особым искусством индивидуально обожать по-своему. Ведь каждое любовное чувство, каждое любовное отношение хотя и похожи в собственной базе, но все-таки они совсем по другому появляются в повседневной жизни и необычны по своему содержанию. Любовные проявления бывают совсем и совсем неповторимыми по объекту и по своему содержанию в целом: любовь к родителям, детям, близким, друзьям, Богу, половая любовь. Все эти и многие остальные виды любви примечательны собственной эмоциональной окрашенностью и имеют личное значение.

Воспринимается же любовь людьми как божественный дар и даже собственного рода вознаграждение. Человек ведь не может обожать по чьей-то указке, как, наверняка, и по своей воле и желанию в неком смысле. Она, как гром посреди ясного неба, приходит вдруг и, казалось бы, без каких – или на то видимых обстоятельств. Все это так, но я считаю, что у настоящей любви есть свои природные законы, т. Е. Она возникает лишь тогда, когда люди познают потребность в ласковых любовных чувствах, их огромное общечеловеческое и публичное назначение в сохранении и продолжении рода человеческого.

Философский смысл любви не в статике устроения личной жизни, а в динамике движения её, неизменном человеческом самотворчестве. Это совсем принципиально: нельзя ведь научиться верно жить, не научившись страстно обожать.

Ведь любовь не просто возвышенное чувство либо красивая эмоция, - это мера и степень нравственной чистоты человека, которая способна наполнить всю его жизнедеятельность великим смыслом человеческого бытия. Незапятнанная любовь свидетельствует о духовной развитости человека. Не зря же молвят, что

«любовь правит миром». При этом речь в первую очередь идет об эротической

(половой) любви. Эрос, к примеру, античными мыслителями связывался с духовной силой и красотой. Они называли его естественной тягой к совершенству, желанием обладать идеалом, рвением восполнить недостающее в себе. Эта творческая энергия человека проявляется вовне как сила завоевательная, но совместно с тем возвышающая. Любовь во всех вариантах выступает уникальным методом преодоления духовной самоизоляции и одиночества, т. К. Она постоянно соединяет людей, рассматривая любимого как самого себя.

Любовь, с точки зрения её философского смысла, представляет собой высшее ценностное измерение человеческой личности, которое характеризует её духовную зрелость и нравственную чистоту. Без любви даже не дано раскрыть полностью жизненный потенциал человеческой личности. Эту же мысль делит и увеличивает ученый-естественник И. И. Мечников. Для него любовь есть вообще драгоценное благо, счастье и условие человеческой жизни – более того, единственная подлинная её база – это истина общераспространенная, как бы прирожденная человеческой сущности.[10]

Любовь (а в ней - неповторимость больших человеческих чувств) – одна из немногих сфер публичного бытия, в которой человек становится гуманнее, нежнее, душевнее, умнее и сильнее. Российский религиозный философ и психолог

С. Франк в связи с этим предупреждал: «Любовь не есть холодная и пустая, эгоистическая жажда удовольствия, но любовь и не есть рабское служение, ликвидирование себя для другого. Любовь есть такое преодоление нашей корыстной личной жизни, которое и дарует нам блаженную полноту подлинной жизни и тем осмысливает нашу жизнь» [11].конкретно любовь способствует раскрытию в человеке нравственных и интеллектуальных начал. В любви ведь каждый человек получает особо личное ублажение от реализации истинно человеческих потребностей в общении, когда соединяются эмоциональная симпатия с радостью сексуальной интимности, что по сути и служит стимулом для интеллектуального творчества. Любовь как бы «добавляет» человеку разума и, в свою очередь, находит в нем же себе опору. А это наивысшее предопределение смысла в человеческой жизни. Не испытав на себе лично красот истинной любви, человек остается обыденным земным существом, так и до конца не познавшим свое жизненное предназначение.

Любовь многообразна и противоречива, как сама жизнь. Ей присущи всевозможнейшие вариации, хитрости, фантастические требования, проявления разума, иллюзии. Мы частенько разочаровываемся в любви оттого, что ждем от нее чуда. Но любовь только более свободно и вдохновенно выражает саму личность. А волшебство нужно находить в людях!

С точки зрения философии, любовь – это единство самоотрицания и самоутверждения личности. Такое понимание открывает возможность объяснить многие споры, связанные с любовью и её противоположностью – ненавистью.

Если личность не в состоянии отрицать себя, чтоб утвердиться в другом, то она не способна и глубже понять, прочуять другого человека, и любовь может существовать лишь в ситуации, не требующей самопожертвования.

Человек, который опасается предназначить себя иным, опасается и любви.

посреди философских раздумий о любви, её смысле и назначении, заметная роль принадлежит русскому философу Владимиру Сергеевичу Соловьеву, который увидел в ней необыкновенную общечеловеческую ценность, выраженную в способности растворить свой жизненный энтузиазм в интересе другого, т. Е. Слиться с ним единой судьбой. В работе «Смысл любви», самой замечательной из всего написанного о любви, философ заметил: «Смысл и достоинство любви как чувства состоят в том, что она принуждает нас вправду всем нашим существом признать за иным то безусловное центральное значение, которое, в силу эгоизма, мы ощущаем лишь в самих себе. Любовь принципиальна не как одно из наших чувств, а как перенесение всего нашего жизненного энтузиазма из себя в другое, как перестановка самого центра нашей личной жизни. Это свойственно всякой любви. Забота о остальных и энтузиазм к ним обязаны быть подлинными, искренними, в неприятном случае любовь ничего не значит»[12]

.чувство слитности, которую фактически и дает лишь истинная любовь, неописуемо по силе собственного внутреннего самовыражения. Рядовая забота о самом себе как бы вдруг резко меняет направление, переходя на другого человека.

Его интересы, его заботы делаются сейчас твоими. Перенося свое внимание на другого человека, проявляя трогательную заботу о нем, происходит любознательная ситуация – эта забота о любимом как бы проходит через массивный усилитель и делается намного сильнее, чем забота о самом себе. Более того, лишь крупная любовь раскрывает духовно-творческий потенциал личности. Это признается практически каждым, даже никогда не испытавшим на себе этого высокого чувства.

Владимир Соловьев соображает любовь не лишь только как субъективно- человеческое чувство, любовь для него выступает как космическая, сверхприродная сила, работающая в природе, обществе, человеке. Это сила взаимного притяжения. Человеческая любовь, до этого всего любовь половая, есть одно из проявлений любви космической. Конкретно половая любовь, по мнению великого российского философа, лежит в базе всех остальных видов любви – любви братской, родительской, любви к благу, истине и красе. Любовь, согласно

Вл. Соловьеву, кроме того, что ценна сама по себе, призвана выполнить в человеческой жизни многообразные функции:

(во-первых, через любовь человек открывает и познает безусловное достоинство личности – собственной и чужой. «Смысл человеческой любви вообще есть оправдание и спасение особенности чрез жертву эгоизма»[13]. ересь эгоизма не в абсолютной самооценке субъекта, «а в том, что, приписывая себе по справедливости безусловное значение, он несправедливо отказывает иным в этом значении; признавая себя центром жизни, каков он и есть в самом деле, он остальных относит к окружности собственного бытия…»[14]. И лишь через любовь человек принимает остальных людей в качестве таковых же абсолютных центров, каким он представляется себе.

(во-вторых, сила любви открывает нам идеальный образ любимого и образ идеального человека вообще. Любя, мы видим предмет любви таковым, каким он

«должен быть». Мы обнаруживаем его фаворитные свойства, которые при равнодушном либо отрицательном отношении остаются скрытыми от нас. Любящий вправду принимает не то, что остальные лишь любя, мы способны усмотреть в другом человеке, может быть, еще не реализовавшиеся, открывшиеся нам через любовь фаворитные черты характера, способности и таланты. Любовь не вводит в заблуждение. «Сила любви, переходя в свет, преобразуя и одухотворяя форму внешних явлений, открывает нам свою объективную мощь, но потом уже дело за нами; мы сами обязаны понять это откровение и пользоваться им, чтоб оно не осталось мимолетным и загадочным проблеском какой-то тайны»[15].

(в-третьих, половая любовь соединяет материально и духовно существа мужского и дамского пола. Вне половой любви человека как такового нет: есть только раздельные половины человека, мужская и женская, которые в собственной отдельности не представляют человека как такового. «Создать истинного человека, как свободное единство мужского и дамского начала, сохраняющих свою формальную обособленность, но преодолевших свою существенную рознь и распадение, - это и есть собственная наиблежайшая задачка любви»[16].

(в-четвертых, любовь, по Вл. Соловьеву, не есть лишь только сфера частной жизни. Любовь значима для жизни публичной. Зарождаясь как личное отношение одного человека к другому, любовь по мере исторического прогресса все более распространяется на разнообразные сферы публичных отношений, группируя людей в единое целое. Конкретно в любви заложена большая внутренняя энергия объединения и консолидации людей. Она становится своеобразным духовно-нравственным катализатором их естественного сближения: устраняя препятствия, отделяющие одного от другого и бескорыстно соединяя в единый альянс. Любовь укрепляет энтузиазм человека к социальной жизни, пробуждая у него заботу о остальных людях, вызывая душевный трепет и изъявление больших чувств. Это происходит потому, что любовь проявляется как внутренняя, чисто человеческая потребность «отдать самого себя» другому человеку и сразу сделать его «своим», а в эмоциональном пределе и

«слиться» с ним. Совсем ярко эта мысль подчеркивается в произведении

Стендаля «О любви»: «Любить – означает испытывать удовольствие, когда ты видишь, осязаешь, чувствуещь всеми органами чувств и на как можно более близком расстоянии существо, которое ты любишь и которое любит тебя»[17].

Любовь считают, и не без основания, социально-природным чудом, более свободным и открытым проявлением человеческой сущности. Ведь она не терпит полностью никакого вмешательства действия: навязывания, нормирования, либо корректирования любовных чувств. Не может быть и речи о каком-или предписании либо принудительном преодолении любви.

Философское толкование любви постоянно многогранное и объемное поле пересечения научных знаний, полученных физиологией и психологией, а также осмысление общественного и индивидуально-биологического, сугубо интимного и сразу открытого чувства. То есть философская мысль разглядывает любовь как действительный факт естественной природы (дар Божий), имеющийся независимо от человека. Любовь постоянно есть и отражение духовного климата исторической эры либо нравственного состояния общества.

Любовные чувства постоянно остро и тревожно переживаются личностью, так как не бывает вообще чувств без заметных внешних проявлений и выражений. А любовь

– это глубоко личное чувство изъявление внутреннего тепла особо тонких душевных, романтических чувств. Любовь возбуждает и возвышает чувство полноты человеческого вида жизни.

Любовь вправду большой духовно-нравственный, гуманистический потенциал человека. Она придает ему дополнительные силы жить самому прекрасно, с наслаждением и быть хорошим стимулом для жизни остальных.

рвение созидать в людях все наилучшее: доброе, умное, прекрасное развивает и углубляет в людях любовь. Любовь – это постоянно решение трудности. Сила любви и состоит в сокровенно-загадочном пробуждении внутренней, глубинной энергии человека. Она превосходит силу самого изощренного и узкого разума, искуснее его. Любовь сильнее всего на свете. Она сильнее уз крови, мощнее даже инстинкта сохранения жизни. Сила незапятанной любви благотворно сказывается на судьбе каждого человека и, по сути, всего человечества. Без любви человечество было бы обделенным, более того – душевно обнищавшим.

совместно с тем, любовь, как особо противоречивая область философского самопознания жизни, сразу является стимулом к творческому созиданию жизни человека – формированию самого себя и сама любовь – творчество. Это творчество любовью человеческого счастья, радости, хороших отношений меж людьми. Совсем много замечательных мыслей по этому поводу можно отыскать в книге Н. А. Бердяева «О назначении человека». «Любовь, - писал он в ней,

- есть не лишь источник творчества, но и сама любовь к ближнему, к человеку, есть уже творчество, есть излучение творческой энергии»; либо, «что любовь есть жизнь в себе, первожизнь, и творчество есть жизнь в себе, первожизнь»[18]. И этим все сказано. Любовная энергия – вечный источник творчества – творчества самого светлого из всех узнаваемых видов человеческого творения. В творческом акте любви раскрывается историческое предназначение и призвание каждой личности. Обожать значит человеческое призвание творить человеческое благо на Земле.

Любовь

Одним из фундаментальных свойств человеческого бытия, важнейшей составляющей человеческого духа является любовь.

Общепринятого определения любви нет и не может быть, так как она является глубинным экзистенциальным переживанием и не объясняется ни условиями человеческого существования, ни законами природы. Человек любит потому, что не может не любить, любит не за что-то (хотя порой человек и может перечислить достоинства своего избранника), а просто любит. Никогда не любившему человеку невозможно объяснить, что такое любовь.

Нравственная природа любви выявляется в ее устремленности не просто к существу другого пола, а к определенной, индивидуально неповторимой личности.

Сама человеческая жизнь начинается с материнской любви, созидающей не только защиту, здоровье ребенка, но и его способности и характер. Любовь оказывает огромное влияние на формирование личности, на ее самоутверждение.

Любящий человек живет в постоянной самоответственности, самоотверженности, самоотдаче. И из художественной литературы, и из истории, и из практики мы знаем, какой мощный творческий потенциал порождает любовь – от создания гениальных произведений, научных открытий до подвигов на войне и в экстремальных ситуациях.

Любящему человеку открывается особое видение жизни, любого явления и качеств любимого человека, бесконечных и непостижимых другими оснований для любви. Это делает любовь таинством. Как отмечает В.В. Зеньковский, случай расширения психического зрения со всей неотразимостью подлинного откровения выступает перед нами в материнской любви, со всей силой утверждающей ценность дорогого существа – ребенка – вопреки всем фактам. Смысл материнских переживаний сводится к утверждению идеальной ценности любимого существа,

к твердому, вечно живому чувству его индивидуальности, его незаменимости. В нем не дано содержания самой индивидуальности, в нем лишь утверждается, что в ребенке есть творческие силы, в нем есть, чему раскрыться. В.В. Зеньковский призывает и педагогов искать и находить

в детских душах задатки к добру, к положительной индивидуальности.

Нельзя не сказать несколько слов о психоаналитической трактовке феномена любви

3. Фрейдом. Он считал, что человеческая жизнь определяется двумя инстинктами: инстинктом чувственной любви и инстинктом смерти, Эросом и Танатосом. Эрос – основа человеческой психики. Не культура, не политика, не социальные институты, а половая энергия определяет развитие человека, более того, именно сексуальная любовь, по Фрейду, является базисом человеческой культуры, объединяя нации и народы в единое целое.

Русские мыслители XIX – начала XX веков развивали гуманистические традиции в понима-нии природы любви и связывали сексуальную энергию человека не только с продолжением рода, но и с духовной культурой – с религией, художественным творчеством, поиском нравственных ценностей. Любовь, по общему мнению русских мыслителей, – это феномен, в котором наиболее адекватно проявляется богочеловеческая сущность личности. Даже в физиологических основаниях любви они находят подтверждение основной философской идее: человек есть самая великая тайна Вселенной. Так, В.В. Розанов считал, что пол как источник жизни – это нечто потустороннее, и соприкосновение с иными мирами более непосредственно происходит через половое общение, т.е. новая жизнь возникает не от мира сего. Картина мира, связь всех вещей – человека, природы, Бога – осуществляется через чувственную любовь. В.В. Розанов сближает любовь с красотой и истиной.

Н.А. Бердяев видел любовь в ином плане бытия, вне человеческого рода. В любви воля более высокая, чем человеческая – именно божественная воля соединяет любящих, предназначает их друг другу. Поэтому любовь космична и нужна для мировой гармонии. В книге “Смысл творчества” он развивает мысль о том, что эротическая энергия является вечным источником творчества, а эротика связана с красотой. Эрос означает поиски пути к прекрасному.

По В.С. Соловьеву, любовь является высшим проявлением нравственности. В работе “Смысл любви” он утверждает, что смысл человеческой любви в оправдании и спасении индивидуальности через жертву эгоизма. Эгоизм есть отрицание любви и индивидуальности, любовь же есть подлинное самопожертвование. Сама любовь может быть разных видов – от низшей (животной) любви до божественной. Смысл и назначение человека и человечества в том, чтобы встать на путь высшей, божественной любви. Человек, вставший на путь такой любви, вступил на путь “Богочеловека”. По сравнению с такой любовью все второстепенно, только истинная любовь “наполняет абсолютным содержанием нашу жизнь”.

Одно из самых больших и доступных человеку чудес – это непостижимое чудо явления другого, второго “я”, пишет С.Л. Франк. Это чудо осуществляется в феномене любви. Любовь, отмечает он, есть осознание подлинной реальности чужой души, ее бесконечной, неисчерпаемой бытийственной глубины. В самой своей сути, считает С.Л. Франк, любовь есть религиозное восприятие конкретного живого человека, видение в нем некоего божественного начала. Всякая истинная любовь, с точки зрения С.Л. Франка, есть религиозное чувство, и именно это чувство христианское сознание признает основой религии вообще. Любовь научает любящего воспринимать абсолютную ценность самой личности любимого. Через внешний, телесный

и душевный облик любимого мы проникаем к его глубинному существу – к тварному воплощению божественного начала в человеке.

У П.А. Флоренского любовь всегда связана с истиной (понимаемой в объективно-метафизическом смысле). Любовь всегда вхождение в Бога, процесс слияния всех любящих

с божественной сущностью. Это было выводом из христианского учения о любви.

Русская литература, поэзия и проза, постоянно обращалась к теме любви, пытаясь понять

и донести до людей ее философский и нравственный смысл. Достаточно вспомнить А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Ф.И. Тютчева, А.А. Ахматову, А.А. Блока и многих других. Вряд ли у кого-то из них мы найдем широко бытующий в современной иностранной литературе, да и в нашем теперешнем обиходе термин “заниматься любовью” (сравните: “заниматься совестью”, “заниматься честью” и т.п.).

Не противопоставляя отечественные философские и литературные исследования феномена любви традициям мировой и западноевропейской мысли, все же считаем вклад русской культуры в мировую сокровищницу познания любви весьма значительным и самобытным, а главное – человечным.

Вопрос 31

Системность и самоорганизация

Под системностью бытия понимается тот факт, что все существующее не является хаотичным скоплением отдельных, никак не связанных друг с другом предметов, явлений, процессов. Мир представляет собой сложную систему, со стоящую из многих подсистем и элементов, находящихся в многочисленных структурных связях.

Система - это ограниченное множество элементов, находящихся в устойчивых взаимосвязях. Под элементом понимают объект, который при определенном подходе к системе рассматривается как далее неразложимая ее часть (хотя при другом подходе он может рассматриваться как система). Так, планета Земля может рассматриваться и как элемент Солнечной системы, и как система, состоящая из элементов. Сложные системы включают в свой состав ее части - подсистемы. Например, культура как сложная система состоит из трех подсистем: материальной, социальной и духовной культуры. Совокупность связей, обеспечивающая упорядоченность элементов системы, ее самоорганизацию, относительную устойчивость, называется структурой. Эти категории широко применяются в современной науке, особенно при анализе сложных систем.

Наиболее крупной системой является вся известная современной науке Вселенная (мегамир, космос). Это развивающаяся система, состоящая из множества подсистем и элементов. Она может представлена следующей схемой.

Вселенная - Система галактик - Наша Галактика - Солнечная система, звезды -Земля, планеты - Живая и неживая природа на Земле - Молекулы - Атомы - Ядра атомов - Элементарные частицы

В этой гигантской системе можно выделить три крупные подсистемы: микромир — элементарные частицы, ядра атомов, атомы, молекулы; макромир — живая и неживая природа на Земле; мегамир — Земля, планеты, Солнечная система, звезды, наша Галактика, система галактик, Вселенная. Каждая из этих подсистем представляет собой относительно самостоятельную систему.

Микромир (греч.— малый) — система, состоящая из предельно малых, непосредственно ненаблюдаемых объектов. Молекулы включают в свою структуру атомы, причем их структурная организация образует новые, интегративные свойства молекулы. Так, молекула воды имеет свойства, отсутствующие у ее элементов — водорода и кислорода. В структуру атома включены ядро и электроны, которые, как и другие элементарные частицы, представляют собой сложные образования, хотя их организация остается пока неясной.

Макромир (греч. — большой, длинный) — система, включающая две крупные подсистемы: неживую и живую природу, каждая из которых также имеет сложную организацию. Это относительно крупные структурно организованные жидкие, твердые и газообразные тела неживой природы. Сложную подсистему представляет собой живая природа нашей планеты. Нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК) и белки образуют живые клетки и одноклеточные организмы. Формируются более сложные образования: многоклеточные организмы — растения и животные, надорганизменные структуры: популяции и биоценозы. Как особо сложные системы могут рассматриваться биосфера Земли, человек, человеческое общество.

Мегамир (греч. — большой) — это космос, Вселенная, где расстояния измеряются световыми годами, а время миллионами и миллиардами лет. Сложную структуру имеют планеты, в том числе Земля с ее ядром, литосферой, гидросферой, атмосферой, биосферой. Звезды и планеты образуют планетные системы, скопления которых вместе с планетами, межзвездной пылью и другими космическими телами образуют галактики, входящие в систему галактик; система галактик составляет Метагалактику. Современная наука исходит из предположения, что за ее пределами возможны другие метагалактики, образующие Большую Вселенную.

Таким образом, и микро-, и макро-, и мегамир представляют собой сложные, структурно организованные подсистемы. И хотя каждая из них имеет свои особенности, они находятся во взаимосвязи и взаимодействии, образуя единую гигантскую систему, в основе которой лежат элементы микромира. Все существующее — живая и неживая природа Земли, космические тела — состоят из элементарных частиц, атомов и молекул.

Самоорганизация. Свойством Вселенной и всех ее элементов является не только системность, но и самоорганизация, направленность материи и усложнение ее структур. Однако к этой наука пришла не сразу. В XIX в. под влиянием учения Ч. Дарвина в науке утвердилась идея эволюции растительного и животного мира. Но эта идея не была распространена на представления о неживой природе. Равновесная термодинамика (раздел физики, изучающий процессы взаимопревращения различных видов энергии) основываясь на положении, согласно которому необратимая направленность процессов преобразования энергии в изолированных системах ведет к превращению всех видов энергии в тепловую энергию, которая рассеивается. Этот процесс ведет к возрастанию энтропии (мера беспорядка системы), к хаосу, к тепловой смерти Вселенной.

Дальнейшее развитие науки привело к представлению о нарастающем усложнении организации материальных объектов, об эволюции не только органической, но и неорганической природы. Стационарная модель Вселенной была заменена на развивающуюся. Сформировалась концепция глобального эволюционизма.

В последние десятилетия XX в. на основе открытий в области математики, кибернетики, химии, биофизики и некоторых других наук сложилось новое направление междисциплинарных научных исследований — синергетика (греч. — согла-сно действующий, совместный). Ее идеи выдвинуты и получили развитие в трудах ученых бельгийской школы во главе с Пригожиным, школы, возглавляемой Г. Хакеном (ФРГ), а также в работах российских ученых А. Самарского, С. Курдюмова, Н. Моисеева и др.

Синергетика исследует общие закономерности процессов самоорганизации открытых нелинейных систем. Система является открытой, если она находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой, обменивается с ней веществом, энергией, ин формацией. В любой открытой системе живой и неживой природы — физических взаимодействиях, химических реакциях, живой клетке, организме, обществе происходят аналогичные процессы самоорганизации, т.е. организации, обусловленной внутренними причинами. В результате взаимодействия с внешней средой устойчивая система при определенных условиях переходит в динамический режим, соответствующий неравновесному со стоянию; система становится неустойчивой, подверженной случайным отклонениям от неравновесного состояния — флуктуациям (колебаниям). Нарастание флуктуации расшатывает структуру, ведет к ее изменениям и, следовательно, к изменениям всей системы в целом. Становление новой устойчивой структуры проходит через точку разветвления путей эволюции системы — точку бифуркации (раздвоение, разветвление). Случайные отклонения, флуктуации ведут к нелинейному процессу развития; процесс может развертываться по одному из многих возможных путей, сформировать одну из многих возможных структур.

Таким образом, новая устойчивая (равновесная) система образуется из неустойчивости, неравновесности в результате действия случайностей, флуктуации. Неустойчивость порождает устойчивость, из хаоса возникает порядок. Система самоорганизуется.

Важную роль в открытых нелинейных системах играет случайность. Она оказывает решающее влияние на процесс самоорганизации системы, определяет направление ее развития, становление новой структуры. Случайность является существенной характеристикой нелинейного, многовариантного развития, открывая множество возможных путей эволюции. Случайность является не только дополнением и формой проявления необходимости, не оказывающей существенного влияния на процесс самоорганизации; при определенных условиях она выступает причиной коренных изменений системы, переходом ее в новое качественное состояние. Вызванные случайными явлениями катаклизмы в природе и обществе и последующая самоорганизация их структур- примеры формирования необходимости на основе случайности.

Синергетика дополняет и уточняет ряд положений диалектики, по-новому трактует такие понятия, как саморазвитие, порядок и беспорядок, устойчивость и неустойчивость. Развитие понимается не как однолинейный, однонаправленный процесс, связанный с необходимостью, а как процесс, содержащий в себе возможность «выбора» одного из многих путей, «выбора», определяющегося случайностью. Беспорядок, неустойчивость, хаос не являются, с точки зрения синергетики, чем-то разрушительным, деструктивным, отклонением от магистрального пути эволюции, а выступают необходимым ее этапом, конструктивным началом, ведущим к организации новых, более сложных структур.

Рассматривая структуры, процессы самоорганизации, этапы развития, роль случайности, общие для любых открытых систем, синергетика создает условия для формирования универсальной концепции глобальной эволюции, а также эволюции Вселенной, сводит воедино результаты исследований многих наук, формует общую парадигму исследований, подводит естественно- базу для философских обобщений, принципов самодвижения и саморазвития материи, расширяя и углубляя диалектную концепцию развития, динамическую картину мира.

Значение открытых синергетикой закономерностей состоит, в частности, в том, что управление сложными самоорганизующися системами оказывается эффективным, если оно согласуется внутренними процессами самоорганизации. Даже слабо согласованное (так называемое резонансное) воздействие эффективнее сильного, но несогласованного воздействия на систему, которое нередко приводит к нежелательным последствиям. Так, воздействие человека на природу, господство над ней привело, как известно, к процессам, ставящим под угрозу само существование человечества. Подход с позиций синергетики означает, что природу надо не покорять, а жить в согласии с ней, учиться резонансному воздействию на происходящие в природе процессы. Подобным же образом следует воздействовать и на социальные процессы; воздействия на экономику, социальные отношения, политику, культуру должны согласовываться с процессами самоорганизации этих систем и общества в целом.

Детермини́зм (лат. determinare — определять, ограничивать) — философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.

Вопрос 32

Структура психики (сознание)

1) чувственное. Отражение действительности.

2) Абстрактное - логическое отражение с помощью понятий, суждений.

3) Эмоции - это субъективные реакции человека и животного на воздействие внутреннего и внешнего раздражителей. Эмоции отражают не сами объекты, а лишь объективные отношения к человеку.

4) Воля - способность человека к выбору цели и ее реализации

5) Бессознательное - совокупность психологических процессов не представленных в сознание человека.

- сновидение

- интуиция

- случай мгновенного решения задачи





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 679 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.024 с)...