Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

На 1884 г. журнал потерял около 1500 подписчиков



18. Журналистика 1880-1890 гг.: основные направления и типологическая характеристика.

Убийство Александра II — царя-освободителя — потрясло обще­ство и существенно сказалось на его социально-политической атмо­сфере, способствовало откату общества к реакции. После трагедии ряды защитников самодержавия не только приумножились, но и кон­солидировались. Это отразилось на всех сторонах внутренней и внеш­ней политики государства и в том числе на отношениях власти к журналистике, к контролю за ней и за распространением информа­ции в стране.

Александр III последовательно проводил курс по стабилизации ситуации в государстве, при этом он не испытывал колебаний и со­мнений, сопровождавших всю деятельность его отца. Для них в ус­пешном управлении страной тех лет не могло быть места.

В России складывалась новая социально-политическая атмосфеpa, характеризовавшаяся процессом поляризации политических сил. Развитие революционного движения, его взаимосвязь с польским освободительным движением, тактика террора организаций радика­лов, неоднократные покушения на императоров и сановников само­державия — все это выдвигало на первый план консолидацию сил, защищавших основы государства. Их программой становится уже известная уваровская формула: православие, самодержавие, народ­ность. Она снова служит опорой сил, противостоящих левым груп­пам, укреплению государственности, национального самосознания.

Консолидация защитников самодержавия выдвинула на арену политической жизни новые фигуры. В управлении государством большую роль стал играть «триумвират» из К. П. Победоносцева, Д. А. Толстого и М. Н. Каткова.

Реакционная политика Александра III по отношению к печати (напр., «Временные пр. 1882 года») привела к тому, что в стране легально не издавалось демократических газет и журналов. Николай II (с 1895 правил) не изменил отношения к печати. Пролетарские лидеры ушли в подполье, другие - за границу. Уцелевшие от преследований жандармов демократы вынуждены были работать в либ.-народнических, либ.-буржуазных изданиях и там защищать идеи свободы. Росту популярности легальных журналов способствовало их внимание к марксизму. Даже враждебное отношение к марксизму вызывало увеличение числа читателей. Рождался так называемый «легальный марксизм».

90-е гг., журналы: либеральные «Русская мысль», «Вестник Европы», народническое «Русское богатство», монархический «Русский вестник» - авторитетные; «Новое слово», «Мир божий», «Научное обозрение», «Нива», «Родина» (семейные) - новые. Наиб. прогрессивный – «Журнал для всех» Миролюбова.

Издания “легального марксизма”. Это особенное явление русской печати рубежа XIX-ХХ вв. Цензурные послабления привели к тому, что стало возможно в легальной печати обсуждать “Капитал” Маркса как экономическую научную работу. Об этом писали и в обычных общественно-политических и литературных журналах - “Отечественных записках”, “Деле”, “Вестнике Европы”. Но интерес общества к теории прибавочной стоимости Маркса был велик и привел к появлению такого течения в буржуазно-либеральной и либерально-демократической общественной мысли, как “легальный марксизм”. Его еще называли “ экономический материализм”. Многие издания цитировали и пересказывали “Капитал” Маркса: толстые журналы “Новое слово”, “Начало”, “Жизнь”, “Мир божий”, “Научное обозрение”. Это давало возможность легально высказывать свои политические суждения многим социал-демократам. В этих изданиях выступал со статьями и В.И.Ленин. Кроме статей о марксизме в этих журналах публиковались художественные и публицистические произведения лучших литераторов страны. В конце концов эти издания все-таки через некоторое время закрывались цензурой, но они все-таки позволяли открыто обсуждать многие острые проблемы современной жизни.

“Самарская газета”. Марксисты и журналисты демократического толка активно использовали провинциальные издания для пропаганды своих взглядов. Например, “Самарскую газету”. Это было типичное либерально-буржуазное издание. В нем были отделы хроники, обозрений столичной и провинциальной жизни, публиковались корреспонденции и фельетоны. С газетой сотрудничали Гарин-Михайловский, Скиталец. Тираж газеты составлял 2-3 тысячи экземпляров. Широко развернуты отделы хроники и обозрений. Горький ведет рубрику «Между прочим» - фельетоны. Под псевдонимом Иегудиил Хламида.. Это один из самых боевых отделов газеты. Протестующее-обличительный характер. Недовольство помещечье-буржуазным строем жизни. Бесправие женщины, дикость, внутренняя пустота жизни обывателей. Ряд очерков посвящен положению крестьян.

Нижегородский листок - - оценка новых течений в живописи. Врубель, Гален. Критикует импрессионистов. Декадентов, символистов.. Высоко ставит реализм живописи Маковского, игры актеров Малого театра.

19. Политика правительства в области печати в 1870-1880 гг.

В 1870 г. в России произошла первая крупная забастовка на Невской бумагопрядильне, и министерство внутренних дел немедленно разослало циркуляр о борьбе со стачками. Особенно большое количество стачек отмечено во второй половине 70-х годов. В это же время возникли и первые рабочие союзы (1875 г. – Южнороссийский союз рабочих, 1878 г. – Северный союз русских рабочих). В создании этих организаций проявилась сравнительно высокая политическая зрелость русских пролетариев.

Представители господствующих классов, тем не менее, чувствовали опасность, которая грозит им со стороны развивающегося пролетариата, и предпринимали всевозможные меры, вплоть до издания специальных газет и журналов для рабочих (!) с целью нейтрализовать рабочее движение.

Так, например, в 1875 г. некая вдова статского советника М.Г. Пейкер с помощью и поддержкой министра внутренних дел получила разрешение выпускать в Петербурге ежемесячный иллюстрированный журнал «Русский рабочий», хотя Главное управление по делам печати считало неудобным и ненужным, «чтобы произведения, предназначаемые для народного чтения, выходили в определенные сроки в форме периодических изданий»

В 70-е годы революционные газеты для рабочих пробовали издавать народники. Факты реальной жизни заставили революционных народников прийти к выводу, что городской рабочий значительно восприимчивей к социалистической пропаганде, чем крестьянство. И это нашло отражение в практической деятельности семидесятников. Революционные народники начали искать в рабочих помощников для подготовки крестьянской революции. Лучшие из них все больше внимания уделяли рабочему вопросу.

Вместе с ростом промышленности и городов после реформы 1861 года развивается пролетариат. С нач. 70-х рабочее движение – ощутимая сила. 70 – первая рабочая забастовка, во второй половине – первые рабочие союзы. Однако официальная реакционная пресса до 1885 года (год морозовской стачки) пыталась убедить общество в том, что рабочего движения в России нет. Предшественниками этого типа изданий можно считать народнические и рабочие издания 70-х гг.: газеты “Работник” (1875), “Рабочая газета” (1880-1881), журнал “Земля и воля” массовое иллюстрированное издание “Русский рабочий”, газета “Рабочий” (1885). Первой русской революционной рабочей газетой была “Рабочая заря” (1880). Это орган Северного союза русских рабочих. Но главная задача газетыслужить центром консолидации революционных сил, призывать к объединению ради строительства лучшего будущего. Основные публицистические методыпропаганда и агитация, задачаорганизация революционного переворота.

20. Редакторская и публицистическая деятельность М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Публицистическая и редакторская деятельность M.E. Салтыкова-Щедрина в «Отечественных записках» явилась новым этапом той работы, которую он начал еще в «Современнике». В «Отечественных записках» сатирик работал шестнадцать лет, с 1868 по 1884 г.; его произведения появлялись почти в каждой книжке и во многом определяли характер и направление журнала. В литературном наследстве писателя 70–80-х годов особое место занимают крупные сатирические обозрения – циклы очерков, в которых органически слиты элементы публицистики и художественной прозы. В своих очерках Салтыков-Щедрин достигал огромной силы сатирической типизации и широты охвата событий внутренней и международной жизни. Начиная свое сотрудничество в «Отечественных записках», писатель опубликовал в 1868–1869 гг. два цикла: «Признаки времени» и «Письма о провинции», Оценивая реформы 60-х годов, Салтыков-Щедрин так же недвусмысленно раскрывает их крепостническую сущность. В «Признаках времени» писатель дал верную характеристику земской реформы. Основные усилия дворян-земцев, по сатирическому определению Салтыкова-Щедрина, свелись к тому, чтобы снабжать друг друга фондами и подрядами из такого расчета: «мне тысячу, тебе тысячу».

В 1872–1876 гг. Салтыков-Щедрин печатает на страницах «Отечественных записок» два новых публицистических произведения: «Дневник провинциала в Петербурге» (1872) и «Благонамеренные речи» (1872–1876). Оба эти цикла преимущественно посвящены дальнейшему развитию капитализма в России и отражению этого процесса в политической жизни страны.

Писатель одним из первых в русской литературе создал типические образы представителей русской буржуазии 70–80-х годов и ее идеологов – либералов. Разоблачение либерализма становится одной из главных тем его литературной деятельности. Писатель смело осуждает политическую реакцию конца 60-х годов, критикует последующие реформы царского правительства, судебную в частности, затеянные для того, чтобы приспособить самодержавный режим к нуждам капиталистического развития.

В 1874 г., еще не закончив «Благонамеренных речей», Салтыков-Щедрин начинает новый цикл очерков – «В среде умеренности и аккуратности» – и работает над ним до 1880 г. Два основных события отразились в этом цикле: политическая реакция первой половины 70-х годов и события, связанные с русско-турецкой войной 1877–1878 гг. Цикл «Убежище Монрепо» (1878–1879) осветил положение мелких и средних дворян в конце 70-х годов. Автор снова обращается к важнейшей теме: что дала России реформа, как она отразилась на различных слоях населения, каково будущее русской буржуазии. В «Круглом годе» сатирик страстно и самоотверженно борется против молодых бюрократов-монархистов вроде Феденьки Неугодова, против диких репрессий правительства, напуганного размахом революционной борьбы народовольцев, защищает честную журналистику и литературу – «светоч идей», «источник жизни» – от правительства и от «московских кликуш» Каткова и Леонтьева.

После поездки по Европе Салтыков-Щедрин печатает в «Отечественных записках» цикл очерков «За рубежом» (1880). Симпатизируя передовой, революционной Франции, восхищаясь ее прогрессивными традициями, писатель беспощадно разоблачает современную французскую буржуазию, затоптавшую из алчности и страсти к наживе славные идеалы якобинцев.

«Письма к тетеньке» (1881–1882), «Современная идиллия» (1877–1883) и публицистические произведения, написанные после закрытия «Отечественных записок», рисуют русское общество в период обострения революционной борьбы и реакции, наступившей вслед за разгромом движения народников. Яркой сатирой на царский суд и расправу является сценка «Злополучный пискарь, или драма в Кашинском окружном суде». В наиболее обобщенном виде тупость и реакционность царской бюрократии была воплощена писателем в образе ретивого начальника, который решил закрыть Америку. Во многих обозрениях, почти во всех публицистических циклах Салтыкова-Щедрина встречаются фигуры буржуазных журналистов, сатира на буржуазно-консервативную прессу, как и на либеральную (Суворин «Новое время»).. Его публицистика 70–80-х годов – это подлинная революционно-демократическая летопись всей пореформенной России

Обязанности членов редакции распределялись так: Некрасов осуществлял общее руководство журналом и вел отдел поэзии, Салтыков-Щедрин редактировал беллетристику, Елисеев – публицистические материалы.

Особенно сильно страдали от цензуры произведения Некрасова и Салтыкова-Щедрина. «Отечественные записки», по замыслу организаторов, призваны возродить, продолжить в новых условиях дело «Современника».

Выдающееся значение имела литературно-критическая деятельность Салтыкова-Щедрина. После трагической гибели Писарева в 1868 г. отдел литературной критики «Отечественных записок» остался без руководителя. Это побудило Салтыкова-Щедрина внимательно заняться отделом и принять в нем активное участие. Его статьи «Напрасные опасения», «Уличная философия», «Бродящие силы» и др., а также многие рецензии явились серьезным вкладом в русскую литературную критику.

21. Журнал «Нива» А.Ф. Маркса.

Адольф Федорович МАРКС по праву считается одним из крупнейших издателей России. Выходец из Германии, он начинал свое дело, не имея рубля в кармане, а умер, оставив миллионное состояние. Время как нельзя способствовало его начинаниям: пореформенная Россия переживала годы промышленного подъема. Особенно заметные сдвиги произошли в развитии культуры и просвещения.

В сентябре 1859 г. Маркс приезжает в Петербург. За весьма короткое время он организует иностранный отдел книжной торговли Битепажа и Кулагина и берет на себя ведение дел с Германией. Как свидетельствуют современники, он успешно справился с этим, способствовав в «значительной степени расширению фирмы».

18.12.1870 вышел первый номер «Нивы» → 9 тыс. подписчиков. Неплохое начало и низкая цена. После смерти Клюшникова – новый период в истории «Нивы». Тогда он приобрел свое подлинное лицо. Облик журнала, определивший его место в истории журналистики, факт. сложился в посл. десятилетие перед кончиной Маркса. Маркс начинал с того же, с чего начинали многие издатели. Первым приложением к «Ниве» стал ежемесячно рассылаемый с 1871 г. журнал «Парижские моды», содержащий выкройки, узоры для рукоделия и рисунки.

В сентябре 1879 г. Министерство внутренних дел разрешило ему выпускать к «Ниве» «бесплатные премии,

В сентябре-октябре 1888 г. Маркс получил право увеличить подписную цену на журнал с 4 до 5 руб. и выпустить приложением к нему сборник из семи повестей и рассказов.

19 сентября 1890 г. А Ф. Маркс обращается в Главное управление по делам печати с просьбой превратить ежегодные сборники «Нивы» в ежемесячные приложения. Препятствий его просьба не встретила, и через три дня он получил разрешение, при условии прохождения сборником предварительной цензуры9. Чуть позже он увеличил число книг приложения с 12 до 24.

В таком виде сборники выходили до 1894 г., когда они были преобразованы в фактически самостоятельное по характеру периодическое издание, выходящее параллельно основному журналу.

В середине 80х годов тираж «Нивы» перешагнул стотысячный рубеж. Рано или поздно он должен был пустить в ход козырь, которым не обладал ни один из них. Так рождается идея издания полных собраний сочинений крупнейших русских писателей в качестве бесплатного приложения к «Ниве». в числе первых иллюстрированных изданий оказалась классическая поэма Джона Мильтона «Потерянный и возвращенный рай». Перевод был издан с параллельным текстом на английском языке и иллюстрирован 50ю картинами Гюстава Доре, творчество которого в этот период усиленно пропагандировалось в России. когда тираж журнала приблизился к 100 тыс. экз., он предпринимает новое аналогичное издание и выпускает «Фауста» Гете (в переводе А.А. Фета)

Затем в 1893 г. Маркс выпускает в аналогичном издании знаменитые «Сказки» братьев Я. и В Гримм. Маркс стал издавать в качестве приложений к журналу альбомы с картин Айвазовского, Репина, Орловского и др., благодаря которым провинция впервые получила возможность познакомиться с работами крупнейших русских художников.

Так, в 1892 г. выходят полные собрания сочинений А.С. Грибоедова, И.И. Козлова, А. В. Кольцова и А.И. Полежаева. Все они однотипны: кроме основного текста содержат биографический очерк писателя и его портрет.

В 1893 под редакцией А. И. Введенского вышли «Сочинения» М. В. Ломоносова и «Полное собрание сочинений» Д. И. Фонвизина.

8 марта 1893 г. Маркс покупает у В.В. Думнова за 150 тыс. руб. авторские права на сочинения Н.В. Гоголя, а 15 апреля того же года перекупает у наследников Достоевского за 75 тыс. руб. принадлежащие им авторские права, но с условием, что полное собрание сочинений покойного писателя должно выйти обязательно в виде приложения к «Ниве» в течение ближайших трех лет..

Сочинения Ф.М. Достоевского дали «Ниве» дополнительно 50 тыс. подписчиков, другими словами, 250 тыс. рублей и, главное, привлекли общественное внимание к задуманному предприятию, но издания сочинений Гоголя не пользовались успехом и понесли убытки.

В начале 80-х годов, когда «Нива» достигла тиража в 70 тыс. экз.. Маркс через Д.В. Григоровича предложил Тургеневу опубликовать в журнале любое из своих произведений.

22. «Северный вестник». Роль А.Л. Волынского в направлении журнала.

К умеренно-либеральным журналам 80-х годов надо отнести «Северный вестник», издававшийся с 1885 г. в Петербурге как ежемесячный литературно-научный и политический журнал под предварительной цензурой. Издательницей его первоначально (до 1889 г.) была А.В. Сабашникова, редактором – А.М. Евреинова.

В 1885 г. Евреинова пригласила в свой журнал ряд сотрудников закрытых «Отечественных записок», в том числе Плещеева, Южакова и Михайловского. В «Северном вестнике» печатались Г. Успенский, Короленкои некоторые другие видные демократические писатели и публицисты (Менделеев, Миклухо-Маклай). Статьи Южакова, Абрамова, Воронцова, принявших активное участие в журнале Евреиновой, и некоторых других либерально-народнических публицистов с первых же номеров придали журналу народнический колорит. Особую роль в журнале в качестве негласного соредактора с весны 1886 по 1888 г. играл один из видных народнических публицистов Михайловский.

Журнал состоял из двух частей: научно-беллетристической и публицистической. В каждом номере в первой части журнала помещались одна-две статьи научного характера по самым различным отраслям знаний. Во второй части, кроме отдельных статей, постоянно печатались такие рубрики, как «Иностранное обозрение», «Дневник читателя», «Библиография», регулярно велся областной отдел.

Период 1886–1888 гг. наиболее интересный и значительный в истории журнала «Северный вестник». К этому времен относится сотрудничество в журнале, кроме названных писателей и публицистов, Чехова, Мамина-Сибиряка, Гаршина, Каронина, Надсона и др. Наряду с Михайловским большую роль в укреплении журнала, его беллетристики играл Плещеев, редактор литературного отдела.

Однако из-за разногласий с Евреиновой в 1888 г. Михайловский порывает с журналом.

С уходом Михайловского «Северный вестник» теряет определенность направления, состав сотрудников становится случайным, изменчивым. В журнале продолжают некоторое время печататься Чехов, Короленко, Южаков, Менделеев. Однако их оттесняют такие литераторы и публицисты, как Боборыкин, Алексей Веселовский, Мережковский и особенно Волынский (Флексер). Журнал некоторое время редактирует беллетрист М. Альбов, а затем он переходит в руки Л. Гуревич.

С 1891 г. «Северный вестник» окончательно меняет свой до известной степени прогрессивный характер. Волынский активно включается в борьбу с революционно-демократическим наследством 60-х годов, с критическим реализмом, с идеями Белинского, Чернышевского и Добролюбова. Журнал заполняется массой скабрезных рассказов и повестушек, в нем культивируется поэзия декадентов, пропагандируется космополитизм, ведется борьба с материализмом. Неудивительно, что с 1897 г. журнал разрешено было издавать без предварительной цензуры. Однако престиж журнала неуклонно снижался.

Если в 1897 г. тираж Северного вестника» составлял еще 4000 экземпляров, то в 1898 г. упал до 2800.В легальном журнале «Новое слово» Плеханов высмеял взгляды Волынского на искусство, его «грозные филиппики против материализма». Отрицательное отношение передовой критики к ведущему публицисту «Северного вестника» не способствовало увеличению числа подписчиков журнала. Столкнувшись с серьезными материальными затруднениями, редакция с 1899 г. прекратила издание журнала.

23. «Вестник Европы» М.М. Стасюлевича.

Одно из старейших русских периодических изданий, лидер либе­ральной оппозиции последней четверти XIX в., «Вестник Европы» начал издаваться с 1866 г. как научный журнал раз в три месяца, без предварительной цензуры; подписная цена назначалась в 8 рублей серебром. В программе было 5 отделов, подчеркивающих специаль­ный характер издания: критические исследования важнейших вопро­сов исторической науки, обзор деятельности исторических обществ, анализ новейших исторических произведений, вопросы преподава­ния истории,историческая хроника.

Издателем и редактором журнала стал Михаил Матвеевич Стасюлевич, сорок лет руководивший крупным издательским комплексом.

М. М. Стасюлевич родился в дворянской семье, окончил историко-филологический факультет Императорского Петербургского универ­ситета. Преподавал историю в гимназии, защитил магистерскую и докторскую диссертации. С 1852 г. Стасюлевич стал доцентом кафед­ры всеобщей истории Петербургского университета. Два года он слу­шал курсы в университетах Англии, Германии, Италии, Франции. Вер­нувшись в Петербург, Стасюлевич получил должность профессора.

В 1861 г. Петербургский университет в связи со студенческими вол­нениями наводнили войска. Бунтующих студентов разогнали, универ­ситет временно закрыли. В знак протеста против нарушения универ­ситетских прав, наступления реакции четверо профессоров подали в отставку. Среди них был и М. М. Стасюлевич. После ухода из универ­ситета и долгих поисков работы М. М. Стасюлевич принял решение стать издателем. В конце ноября 1865 г. согласие Главного управления по делам печати на выпуск нового издания было получено. Новый журнал Стасюлевич назвал «Вестником Европы» — в память о жур­нале с таким же названием, выходившем в начале XIX в. под редакци­ей И. М. Карамзина.

Соиздателем Стасюлевича стал известный историк Н. И. Костома­ров. Он оценивал поступавшие статьи, публиковался исключительно в «Вестнике Европы». За это соиздателю выплачивался высокий го­норар — 100 рублей за печатный лист. Немалую помощь в редакци­онных делах оказывали ученый и публицист А. Пыпин, известный журналист Л. Полонский; специальными корреспондентами стали братья Утины. Но основную часть работы выполнял сам Стасюле­вич. Он принимал посетителей, выправлял рукописи, объяснялся с цензурным комитетом и типографией, добывал средства для выпуска каждого номера. Ему же принадлежали политические обзоры, часть рецензий и заметок.

Деньги с самого начала издания стали самой большой проблемой, журнал был убыточным. Стасюлевич берет в долг, сокращает личные расходы. Он объявляет о расширении программы журнала, т. е. о превращении специализированного издания «Вестника Европы» в литературно-общественно-политическое.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 394 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...