Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

XXXV. Список сокращений 25 страница



[2181]О колдовстве и ворожбе см.: Феокрит. Идиллия II («Колдуньи»), Аполлоний Родосский III 844–868 (Медея готовит зелье Язону), Вергилий. Буколики VIII 62‑101 (заклятия, обращенные к Дарнису).

[2182] Фемида – богиня правосудия, которая некогда, еще до Аполлона, владела Дельфами и была дочерью Геи‑Земли (Эсхил. Евмениды 1‑8). Фемида даже отождествлялась с Геей‑Землей, имея, однако, «один образ под множеством имен» (Эсхил. Прометей прикованный 209 сл.).

[2183]Имеется в виду гомеровский гимн III «К Гермесу», сюжет которого – воровство и обманы ловкого малыша, сына Зевса и Майи, Гермеса.

[2184]Осуждение безначалия находим у Софокла:

А безначалье – худшее из зол.

Оно и грады губит, и дома

Ввергает в разоренья, и бойцов,

Сражающихся рядом, разлучает.

Порядок утвержден повиновеньем.

Нам следует поддерживать законы…

Антигона 672–677, пер. С. Шервинского.

[2185]У Гесиода читаем:

Есть еще дева великая Дика, рожденная Зевсом,

Славная, чтимая всеми богами, жильцами Олимпа.

Если неправым деяньем ее оскорбят и обидят,

Подле родителя‑Зевса немедля садится богиня

И о неправде людской сообщает ему.

Работы и дни 256–260, пер. В. В. Вересаева.

[2186]См.: Гомер. Ил. XVI 792–800 – Аполлон сбивает шлем с головы Патрокла, сына Менетия. XVII 125–127 – Гектор снял с Патрокла доспехи. Доспехи Ахилла были подарены богами Пелею в день его свадьбы с Фетидой (Ил. XVIII 83‑85).

[2187]См.: кн. IV, прим. 5.

[2188]Как сообщает схолиаст, фессалийца Кенея, бывшего некогда девушкой Кенидой, превратил в мужчину Посейдон. Эта история рассказана Овидием в «Метаморфозах» (XII 189–209), где Кенида превращена в мужчину по собственной воле, получив в дар от Посейдона неуязвимость.

[2189] Евфины – 10 должностных лиц в Афинах, проверявших денежные отчеты в государстве. Греч, ευθύνη – отчет.

[2190] Гелиос – сын титана Гипериона (Гесиод. Теогония 371–374), бог‑Солнце, с которым позднее отождествляли Аполлона.

[2191]В греч. тексте остается неясным механизм первоначального избрания евфинов: является ли 75‑летний возраст пределом пребывания в должности, или он ограничивает лишь возможность участия в выборах; не ясен также и механизм дополнительных выборов евфинов.

[2192] Феория – священное посольство. Например, известны феории. посвященные Аполлону, на о‑в Делос. См.: Критон, прим. 1, а также Федон 58а‑с.

[2193] Пифия – пророчица в Дельфийском храме Аполлона (см · Федр, прим. 27).

[2194]Блаженным после смерти считается добродетельный и безупречный человек. Ср. у Гесиода об умерших людях серебряного века:

После того, как земля поколенье и это покрыла,

Дали им люди названье подземных смертных блаженных.

Работы и дни 140 сл., пер. В. В. Вересаева.

[2195]См.: Апология Сократа, прим. 54.

[2196]См. у Гесихия Александрийского и в словаре Суда о Радамантовой клятве (Ραδάμανθυς όρκος).

[2197]Здесь феор – блюститель законов. В Мантинее, например, феоры принимали договорные клятвы верности (Фукидид V 479).

[2198]В Олимпии (долина реки Алфея в с.‑з. части Греции, Элиде) была роща, посвященная Зевсу, его храм со статуей работы Фидия и стадион, где происходили Олимпийские игры и где некогда победителем оказался сам Аполлон (Павсаний V 7, 6‑11). В Немее праздновались игры, основанные семью вождями во время их похода на Фивы. На Истмийском перешейке были роща и храм Посейдона и устраивались игры, основанные Тесеем (Плутарх. Тесей 25). В Олимпии победителей увенчивали венком из маслины, в Дельфах – лавром, в Немее – венком из сельдерея, а на Истме – сосновым венком (Павсаний VIII 48, 2). См. также: Критон, прим. 4, Феаг, прим. 25, Федр, прим. 27.

[2199] Героический стих – гекзаметр – шестистопный дактиль с усеченной последней стопой. Им писались героические поэмы.

[2200]Солон, например, издал закон, запрещавший женщинам вопли и причитания по покойникам и хождение на чужие могилы, кроме как в день похорон (Плутарх. Солон XXI).

[2201]О видах добродетели ср.: Менон, прим. 8, а также: Протагор, прим. 29, Горгий, прим. 27 и 31.

[2202]Анельт предлагает поправку: вместо не очень уместного κεκτημένους – «имеющих», которые вынуждает переводчика добавлять «эти знания» (в тексте таких слов нет), – читать κεκλημένους – «называемых» и переводит: «Будем ли мы называть одинаково?» (т. е. одних и других).

[2203]См. X, прим. 6.

[2204]См. там же, прим. 7.

[2205]Ср.: Государство X 607с и прим. 12.

[2206]См. X, прим. 20.

[2207]По схолиасту, эта поговорка из комедии Ферекрата «Человеко‑муравьи» основана на том, что в игре в кости трижды шесть свидетельствует о «полной победе».

[2208]Ср. у Софокла (Эдип в Колоне 1215–1217, 1224–1227, пер. С. Шервинского.):

Что нам долгие дни! Они

Больше к нам приведут с собою

Мук и скорби, чем радостей.

Или:

Не родиться совсем – удел

Лучший. Если ж родился ты,

В край, откуда явился, вновь

Возвратися скорее.

[2209]Текст испорчен.

[2210]Ср.: Тимей 34а – 36e – о числовых законах и соотношениях космоса, который есть не что иное, как божество.

[2211]Для Платона с его пифагорейскими симпатиями все выразимо через число. Ср.: т. 3, Государство, ки. VIII, прим. 14 – о брачном числе.

[2212]Известны «Теогонии» Гесиода, Ферекида Сирского, Эпименида, орфиков.

[2213]Неясно, что имеется в виду. Выше об этом не говорилось.

[2214]Текст древних рукописей испорчен. Перевод по варианту более поздних рукописей, приводимому Барнетом в критическом аппарате.

[2215]См.: Законы, кн. X, прим. 20.

[2216]Ср.: Тимей, прим. 40, 70 – о геометрическом соотношении элементов и происхождении живых существ.

[2217]Ср.: Тимей, прим. 57.

[2218]См.: Политик, прим. 46.

[2219]См.: Горгий, прим. 80; Государство, кн. X, прим. 29.

[2220]Ср.: Тимей 40с.

[2221]Ср.: там же 40d – 41а – о богах, произошедших от Земли и Неба.

[2222]См.: там же 41а – 42е – противопоставление богов народной религии «богам видимым», звездам и даймонам.

[2223]О даймонах (гениях) см.: Апология Сократа 27с‑е, прим. 29; Пир, 202de.

[2224]Имеются в виду нимфы вод, рек, источников.

[2225]Неясное место; перевод «мог бы» – по принятой рядом издателей поправке, даваемой Барнетом в критическом аппарате. В самом тексте у Барнета, как в рукописях: «не мог».

[2226]Солнечный и лунный год не одинаковы.

[2227]Ср.: Федр, 246b, 247а‑с.

[2228]Не вполне ясное место; в рукописях разночтение.

[2229]Ср.: Тимей 38с и прим. 52 – об именах богов‑планет.

[2230]См.: Законы IX, прим. 13.

[2231]Ср.: Гесиод. Работы и дни 383, 571, 597, 609, 615 сл., 619 сл. – о Плеядах Сириусе, Орионе, Арктуре. О видах движения ср.: Тимей, прим. 49, 52.

[2232]Слово «геометрия» букв, означает «измерение земли».

[2233]Ср. учение пифагорейцев о соответствии арифметических чисел и линий на плоскости, где единица соответствует точке, два – линии, определенной двумя точками, четыре – плоскости, определенной четырьмя точками, восемь – трехмерному телу, определенному восемью точками (кубу).

[2234]Платон здесь имеет в виду числа 9 и 8: 9 состоит из 6 + 3, т. е. 1 /2 числа 6, а 8 состоит из 6 + 2, т. е. 1/3 числа 6.

[2235]Здесь явно учение о восхождении от единичного к общему, родовому.

[2236]Имеется в виду изучение законов космоса, неба, движения звезд, открывающих человеку мудрость демиурга, как его понимает Платон в «Тимее».

[2237]Согласно «Федру», искусство диалектики «в душе человека насаждает и сеет… речи, способные помочь и самим себе и сеятелю, ибо они не бесплодны, в них есть семя, которое родит новые речи в душах других людей, способные сделать это семя навеки бессмертным…»

[2238]Enthymema – «то, что находится в уме» (en thymoi) – логическое доказательство, высказанное неполностью, часть которого подразумевается, т. е. такое умозаключение (силлогизм), в котором из двух высказываний (посылок) следует новое высказывание (заключение) той же структуры, что и посылки. Аристотель относил энтимему к «риторическим доказательствам», к «самому важному из способов убеждения».

[2239] Аподиктические – доказательные. Эристические софистические, эристика – софистический спор (от древнегреч. eris спор, раздор) ради спора, которому Платон противопоставлял диалектическую беседу, направленную на достижение истины.

[2240]Платон не употребляет слова hyle для обозначения материи, как это делает Альбин, заимствовавший его у пифагорейца Тимея Локрского и Аристотеля. О материи у Аристотеля и сравнении его понимания материи с платоновским см.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975, с. 56–68.

[2241]О божественном образце см.: Государство VI 500 E. В «Тимее» Платон называет создателя космоса демиургом, т. е. мастером.

[2242]Для Платона идеи не составляют мышления бога. Они сами божественны, а «идея идей», т. е. предельное обобщение идей, тождественна божеству. Что касается настоящей трактовки, то здесь заметно влияние неоплатонической философии и терминологии.

[2243]Ср. учение Анаксагора, у которого Ум – Нус имел все функции божества.

[2244]Вся дальнейшая характеристика ума (3‑8) связана с представлениями Аристотеля об уме‑перводвигателе, получившими дальнейшую неоплатоническую разработку.

[2245] Физиками, или фисиологами, именовали в Древней Греции натурфилософов, или философов природы (от древнегреч. physis природа). Гераклит (VI в.) из Эфеса в Ионии – один из основателей диалектики.

[2246]См. «Тимей» 30 BC, где в оригинале ennoyn («мыслящий»), а не noeron, – термин, обычно употребляемый неоплатониками.

[2247]Стихи из недошедшей трагедии Еврипида «Хрисипп». Фиванский царь Лаий похитил Хрисиппа, сына Пелопса, за что навлек на себя и свой род проклятие богов. Известна страшная судьба сына Лаия Эдипа и его детей.

[2248]Здесь Альбин использует аристотелевские термины «потенция» или «возможность» (dynamis), и «действительность» (energeia) (в настоящем переводе возможное и действительное).

[2249]Мысль, не раз высказываемая Сократом в платоновских диалогах, например в «Горгии»: «…если бы оказалось неизбежным либо творить несправедливость, либо переносить ее, я предпочел бы переносить».

[2250] Идеальны, по Платону, государства, основанные на «беспредпосылочном начале»; это начало есть абсолютное благо, которое само себя обосновывает и символически выражено в образе солнца.

[2251]Имя «Платон» происходит от древнегреч. platos – ширина, широта; имя «Феофраст» – от древнегреч. Theophrastos – «богоречивый», отличающийся божественным слогом. Феофраст из Эреса (IV–III вв.) – философ‑перипатетик, ученик Аристотеля, автор ряда сочинений, в том числе «Характеры» и «О слоге, или стиле» (последний трактат до нас не дошел).

[2252] Симмий из Фив, друг Сократа, учился у пифагорейца Филолая.

[2253] Таргелион, одиннадцатый месяц аттического года – от середины мая до середины июня. Седьмой день Таргелнона – 21 мая, когда на о‑ве Делосе, по преданию, родился бог Аполлон.

[2254]Гора Гиметт вблизи Афин славилась душистыми травами и медом.

[2255] Мимы – драматические бытовые сценки. Софрон из Сиракуз (Сицилия) – автор V в.

[2256] Кратил из Афин – последователь Гераклита. Кратилу принадлежит высказывание о том, что нельзя войти в одну и ту же реку даже один раз. См. также «Кратил». Гермипп из Смирны (Малая Азия) – греческий грамматик III в. Ему принадлежат жизнеописания философов. Парменид, греческий философ, глава элейской школы (V в.), учил о едином бытии как истинном предмете мысли, находя в чувственном мире только смутные и нерасчлененные ощущения.

[2257]Дионисий Старший – сиракузский тиран (Сицилия), при дворе которого в 389–387 гг. находился Платон, приглашенный туда своим другом, известным государственным деятелем Дионом.

[2258]Диоген Лаэрций упоминает Аксиофею (а не Дексифею), которая даже одевалась по‑мужски.

[2259]Приводимый оракул засвидетельствован только здесь.

[2260]Имеются в виду философы‑стоики Древней Стои – Зенон, Клеанф, Хрисипп (IV–III вв.).

[2261]Имеются в виду Эпикур (IV–III вв.) и его последователи, развивавшие учение о невмешательстве богов в жизнь мира.

[2262] Перипатетики – последователи Аристотеля, представители философской школы IV в. до н. э. – III в. н. э.

[2263] Новые академики – основатель Новой (3‑й) Академии Карнеад и его ученик Клитомах (III–II вв.) разрабатывали теорию вероятностного знания, т. е. стояли уже на пути к скептицизму.

[2264] Спарты – букв. «посеянные» (от древнегреч. speiro сею), по преданию, люди, появившиеся из земли, когда герой Кадм, убив дракона, посеял в землю его зубы.

[2265]Ср. высказывание в «Пире» о том. что «все люди беременны как телесно, так и духовно».

[2266]Автор «Пролегомен…» пользуется христианской и неоплатонической терминологией.

[2267] Эсхин (IV в.) – афинский оратор и политик, противник Демосфена. настроенный промакедонски.

[2268] Агафон – афинский трагический поэт (V в.), близкий к софистам.

[2269] Фукидид, сын Олора (V в.), – древнегреческий историк, автор сочинения «Описание Пелопоннесской войны», отличающегося сжатым, деловым стилем и стремлением к объективному изложению фактов. Описание доведено до 411 г.

[2270] Прокл (V–VI вв.) Афинский – знаменитый философ‑неоплатоник.

[2271] Cпевсипп, племянник Платона, возглавил после его смерти Академию.

[2272]См. «Горгий», где проводится аналогия между риторикой и поварским искусством.

[2273] Этимологии посвящен диалог «Кратил».





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 284 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...