Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Долгорукий основатель Москвы



Князь Георгий (Юрий) Владимирович Долгорукий, безусловно, принадлежит к числу наиболее известных деятелей древнерусской истории. Конечно, остался он в исторической памяти прежде всего как основатель столицы Русского государства, как князь, положивший начало династии владимиро‑суздальских и московских правителей, устроитель Северо‑Восточной Руси, ставшей ядром будущей Великороссии. Имя его прекрасно соответствует и широко распространенной трактовке московского герба – изображению Георгия Победоносца, поражающего копьём змея. Именно как создатель Москвы Юрий упоминается во всех учебниках истории, он был ключевым историческим образом в дни московских празднеств, включая и широко отмечавшееся 800‑летие Москвы в 1947 г., когда Юрию был поставлен величественный памятник в центре столицы (правда, монумент был открыт через несколько лет). В связи с новым юбилеем города (вернее, первого упоминания Москвы в историческом источнике) интерес к личности и деяниям Юрия Долгорукого, князя, построившего в Москве первую крепость – кремль, заметно возрос. Его имя вновь замелькало на страницах прессы, в научных и не совсем научных исследованиях, был снят даже фильм «Юрий Долгорукий» (изобилующий, кстати, грубейшими историческими ошибками). Однако эта волна интереса повлекла за собой, как это часто бывает, не столько попытку анализа самой личности Юрия, сколько создание его мифологизированного образа, весьма далекого от исторической реальности.

Каким же предстает теперь Юрий Долгорукий в современном общественном сознании? Без преувеличения можно сказать, усилиями любителей истории перед нами своего рода идеальный правитель, некий «великий муж» уровня Владимира Мономаха или даже Владимира Святого, мудрый и бесстрашный, талантливый полководец, прозорливый политик и даже, как это ни странно, ревнитель единства и собиратель русских земель. К примеру, можно встретить утверждения, что Долгоруким князь прозван за то, что слишком далеко простирались по русской земле его интересы (только теперь это трактуется как необычайная «заботливость» Юрия о всей Руси), это якобы способствовало объединению русских земель, к чему стремился Юрий (кажется, такова основная идея художественного фильма), Киев Юрия почти как бы и не интересовал (в фильме об этом вообще ни слова), Юрий оказывается фактически последним великим князем киевским, потому что якобы столица Руси переместилась во Владимир уже в следующем поколении Рюриковичей, и в этом проявилась особая дальновидность Юрия, честолюбив он был в меру, так же как и все другие князья, наконец, он был образцом благочестия в то тяжелое время, когда только‑только распространялось на Руси христианство, да и к тому же из одиннадцати его сыновей пятеро – святые Русской православной церкви. Итак, создан очередной миф: Юрий Долгорукий встал в ряд великих русских князей где‑то между Владимиром Мономахом и Александром Невским. Попытаемся более основательно разобраться в исторических фактах и посмотрим, соответствуют ли они созданному образу.

Во‑первых, знаменитое прозвище – Долгорукий. К сожалению, популярная историческая беллетристика не может избавиться от идеологических влияний, и те прозвища князей, которые в советскую эпоху трактовались с отрицательным оттенком, теперь превращаются в положительные. Классическим примером такой метаморфозы является Иван Калита. Уже давно установлено, что означает само слово «калита», – это сумка, которую привешивали к поясу и в которой могли храниться деньги. Но ранее прозвание Калита объяснялось тем, что князь Иван Данилович был скуп, жаден на деньги, многие политические вопросы решал с помощью подкупа и к тому же получил в Орде право самостоятельного сбора ордынской дани. Теперь же о «собирателе русских земель» неудобно так говорить, и прозвание «Калита» стало трактоваться как свидетельство необыкновенного благочестия Ивана: он, оказывается, для того только и носил калиту, чтобы постоянно раздавать милостыню бедным. Этот пример показывает, как легко можно объяснить любое прозвище, исходя из сиюминутной идеологической конъюнктуры.

То же самое произошло и с Юрием. Ранее он считался «Долгоруким» за то, что постоянно пытался захватить Киев, распространить свою власть на другие, кроме Ростово‑Суздальской, русские земли, теперь же оказывается, что это была забота о Руси, стремление обеспечить ее единство. Вообще, единство Руси как было, так и остаётся устойчивым рефреном всех околоисторических сочинений. Не успела Русь распасться на отдельные княжества, как тут же появились тенденции к объединению, безусловно, прогрессивные, а те князья, которые пытались сохранить свою самостоятельность или объединить земли вокруг своих владений, а не московских, объявляются противниками централизации и, следовательно, своего рода ренегатами, врагами Руси.

Но только ли потому, что князь «тянул свои руки» на юг Руси, а точнее, в её подлинное сердце – златоглавый Киев, заслужил он своё прозвание? Действительно, начиная с конца 1140‑х гг., он постоянно боролся за киевский великокняжеский престол, воюя с племянником Изяславом Мстиславичем. Но само по себе стремление Юрия стать киевским князем вполне естественно и отнюдь не удивительно. Вспомним, что на Руси бытовала лествичная система наследования. Трое братьев Юрия: Мстислав, Ярополк и Вячеслав Владимировичи последовательно занимали киевский стол в 1125–1139 гг., затем произошла узурпация власти Всеволодом Ольговичем, после смерти которого последовало недолгое правление его брата Игоря. Ольговичи принадлежали к тому же поколению Рюриковичей, что и Мономашичи. И те и другие приходились друг другу троюродными братьями и являлись правнуками Ярослава Мудрого. Причём Ольговичи по генеалогическому счету были даже старше Мономашичей, потому что их дед Святослав Ярославич был старшим братом деда Мономашичей – Всеволода Ярославича.

Великий князь Юрий Владимирович Долгорукий. Рисунок В.П. Верещагина. 1891 г.

Тем не менее киевский стол в 1125–1146 гг. находился в принципе в руках одного поколения, но затем произошло коренное нарушение лествицы. Киевский престол вернулся во владение Мономашичей, но князем стал представитель другого поколения Рюриковичей, уже праправнук Ярослава Мудрого Изяслав (в крещении Пантелеймон) Мстиславич, сын Мстислава Великого и соответственно племянник Юрия. Это было прямое нарушение прав, так как дядя, безусловно, всегда считался «старше» племянника. Имевший же место факт приглашения киевлянами князя принципиально не менял ситуации. Поэтому вполне естественно, что Юрий счёл себя обойденным и не согласился с тем, что Киев занял его племянник (пусть даже и сын старшего брата).

К 1146 г. из сыновей Мономаха в живых оставалось только двое: Вячеслав и Юрий. Вячеслав имел печальный опыт, будучи уже свергнутым с киевского стола, и потом стал поддерживать племянника Изяслава. Юрий же оставался, таким образом, последним Мономашичем этого первого поколения, не занимавшим киевского стола, и, значит, не мог мириться с реальным старшинством племянника. Поэтому его права на Киев были вполне законными.

Могла ли такая ситуация стать причиной появления впоследствии прозвища Долгорукий, впервые зафиксированного, кстати, только в XV веке? Помимо Юрия в роду Рюриковичей было ещё два человека, имевших такое прозвище. Это родоначальник князей Вяземских, потомок Мстислава Великого Андрей Владимирович Долгая Рука; и потомок святого Михаила Всеволодовича черниговского, князь Иван Андреевич Оболенский, по прозвищу Долгорукий, родоначальник князей Долгоруковых. Прозвище первого объяснить сложно, вероятно, оно могло быть связано с его военными делами. Второй якобы был прозван Долгоруким за свою мстительность. Уже эти объяснения показывают неоднозначность трактовки характеристики «Долгорукий».

Золотые ворота в Киеве. Современный вид

Русь того времени, по сути, представляла собой конгломерат вполне самостоятельных в политическом отношении княжеств‑государств, но тем не менее киевское княжение оставалось главным. Процесс раздробления Руси начался ещё при Владимире Святом, хотя княжения, которые он выделил своим сыновьям, были скорее «держаниями», нежели отдельными княжествами.

Но после смерти Ярослава Мудрого, когда княжеский род стал разрастаться всё сильнее и сильнее, распад Руси оказался неизбежным. Раздробленность продолжалась вплоть до 1520–1521 гг., когда было ликвидировано последнее княжество в пределах династии Рюриковичей, и до 1591 г., когда исчез последний удел в пределах ее московской ветви. Следовательно, можно сказать, что Русское государство по‑настоящему единым при Рюриковичах было лишь очень непродолжительное время: в 980–1015, 1036–1054 и 1521–1598 гг.

Раздробленность Руси была закономерным явлением, более того, подобного рода ситуации существовали и в других европейских странах. Князья прежде всего ощущали себя владетелями своих земель, они всячески укрепляли их и способствовали их процветанию. Удельный период – это время экономического роста, активного культурного и духовного развития отдельных княжеств, а значит, и в целом Руси. Культурные достижения XII–XV веков – во многом результат самостоятельного существования русских княжеств. Поэтому раздробленность была не только закономерным, но и во многом положительным явлением русской истории.

Процесс объединения начал происходить в силу естественного стремления князей расширить границы своих владений, причём этот процесс характеризовался полицентризмом, то есть объединительные тенденции присутствовали в различных княжествах, не только в Московском. Но это признаки более позднего времени, а в середине XII века, бесспорно, никаких объединительных тенденций не существовало да и не могло существовать. Когда Юрий Долгорукий рвался в Киев, он вовсе не хотел присоединить его к своим собственным владениям, он желал занять лидирующее положение среди других русских княжеств. А свои земли он не столько расширял, сколько укреплял от внешней опасности, чем и объясняется его бурная градостроительная деятельность.

Если рассматривать деятельность Юрия в общерусском масштабе, а не с точки зрения Ростово‑Суздальской земли, следует признать её в целом малозначимой. Остановимся на ней подробнее.

Первым княжением Юрия была Ростовская земля. В 1096 г. князь Олег Святославич совершил поход на эти земли и очень быстро захватил и Ростов, и Суздаль. Олег поставил здесь своих посадников и начал собирать дань. Но в 1097 г. Любечский съезд князей признал Ростов и Суздаль владениями Всеволодовичей‑Мономашичей (Олег принадлежал к старшей ветви – Святославичам).

Когда начал здесь княжить Юрий – неясно. В историографии утвердилась дата – 1096–1097 гг., но в источниках нет никаких сведений на этот счет. Юрий вообще впервые в летописях упоминается только в 1108 г. в связи с женитьбой. Вероятно, тогда он уже был ростовским князем. В то время обычно князь мог послать своего сына на княжение в какую‑то землю в возрасте примерно 14 лет, а чаще и ещё более взрослым. В 1096 г. Юрию было примерно 6 лет. Ростовская земля находилась на значительном отдалении от Переяславля, где княжил Владимир Мономах. Это была очень неспокойная окраина Руси, соседствовавшая с Волжской Булгарией. Впрочем, в письме к Олегу Святославичу, написанному после гибели своего сына Изяслава Владимировича (убит 6 сентября 1096 г. в сражении с Олегом), Владимир Мономах говорит о «малом брате» Изяслава, сидящем недалеко от Олега. Но именно в это время Олег готовился к захвату и Суздаля, и Ростова. Поэтому, вероятно, Юрий мог начать княжить там только в более менее взрослом возрасте. По всей видимости, начало ростовского княжения Юрия следует отнести ко времени незадолго до 1108 г.

Воспитателем, пестуном Юрия был ростовский тысяцкий Георгий Симонович (ум. после 1130 г.). Он являлся и воеводой Юрия, и его ближайшим советником и помощником. Георгий происходил из знатной семьи, его дедом был некий «варяжский князь» Африкан, брат Якуна (Хакона) «слепого», служившего еще Ярославу Мудрому. Это, вероятно, была дружинная аристократия, которая в качестве наемников служила русским князьям, а потом осела на Руси. Потомки Георгия Симоновича вошли в состав русской знати: один из них – Протасий Фёдорович был московским боярином при Иване Калите, его потомки – Вельяминовы, в свою очередь, были московскими тысяцкими при Семёне Гордом, Иване Красном и Дмитрии Донском (последним московским тысяцким был Василий Васильевич Вельяминов, по некоторым сведениям можно заключить, что его сестра была матерью Дмитрия Донского). Таким образом, род Симона Африкановича, служивший основателю Москвы, позже служил и первым московским князьям. Род Вельяминовых разросся и дал начало нескольким родам русского дворянства, из них наиболее известными были Аксаковы (давшие нескольких замечательных деятелей русской культуры), Вельяминовы, Исленьевы (по одной из линий это предки Софьи Андреевны Берс – графини Толстой), Протасовы (впоследствии даже получившие графский титул) и Воронцовы‑Вельяминовы. К последнему роду принадлежал и знаменитый астроном, академик Академии педагогических наук, автор классического школьного учебника по астрономии, по которому обучалось не одно поколение советских школьников, Борис Александрович Воронцов‑Вельяминов (1904–1994). Он много занимался историей своего рода, начиная с Симона Африкановича, и написал большую работу об этом, которую назвал весьма остроумно: «От варягов к строителям коммунизма».

Но вернёмся в начало ХII века. Несмотря на то что политическим центром княжества был Ростов, сам князь Юрий жил в Суздале. Вероятно, это было вызвано определенным настороженным отношением местной ростовской знати к Юрию, но, пока был жив Георгий Симонович, ему как тысяцкому удавалось удерживать обе стороны от конфликтов.

Владимиро‑Суздальская земля в тот период находилась на подъёме: процветала торговля, развивались ремесла, строились города. Определённый приток населения шёл с юга, наиболее сильно страдавшего от княжеских усобиц и нападений степняков. Недаром на северо‑востоке возникли города – «тёзки» южных: Переяславль, позже Галич. Однако очень сильной оставалась опасность со стороны Волжской Булгарии: у христианства с исламом были не очень теплые отношения. Города на границе с Булгарией укреплялись, незадолго до 1107 г. были сооружены валы около Суздаля. В 1107 г. булгары напали на город. Суздаль был осаждён, но «чудом» спасся от разгрома. Горожане «из града изшедше, всех избиша». Это событие, вероятно, подтолкнуло Мономаха к союзу с половцами против булгар, который был скреплён 12 января 1108 г. женитьбой Юрия на дочери половецкого хана Аепы Осенева. В том же 1108 г., по свидетельству Львовской летописи, Владимир Мономах строит город Владимир‑Залесский и ставит в нём церковь Святого Спаса. Впрочем, в историографии существует мнение, что Владимир был построен ещё Святым Владимиром Святославичем. Однако, возможно, Мономах и не строил город, а лишь значительно укрепил его, создав мощные стены, валы и рвы. Стройка была очень большой и потребовала мобилизации усилий тысяч людей. Юрий, возможно присутствовавший на ней, понимал значение градостроительства для нормального развития княжества и как бы «перенял» у отца стремление создавать новые города и укреплять старые. За свою жизнь он построил не один город.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 546 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...