Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Культура с позиций методологии органицизма 4 страница. Но вот настала Восточная война



Но вот настала Восточная война. Полезные действия ее у нас превозносятся применительно к пословице: «Гром не ударит, русский мужик не перекрестится». Но едва ли не справедливее приписать те благодетельные внутренние реформы, которые последовали за Парижским миром, не военной неудаче, а единственно благому почину императора Александра, который, без сомнения, предпринял бы их так же точно и при всяком другом исходе Восточной войны. Война эта, однако же, не осталась без действительно благодетельных последствий. Она показала нам, что ненавидела нас не какая-либо европейская партия, а, напротив того, что каковы бы ни были разделяющие Европу интересы, все они соединяются в общем враждебном чувстве к России. В этом клерикалы подают руку либералам, католики – протестантам, консерваторы – прогрессистам, аристократы – демократам, монархисты – анархистам, красные – белым, легитимисты и орлеанисты – бонапартистам. Прислушайтесь хоть к толкам во Французском законодательном собрании о внешней политике империи. Та или другая оппозиционная партия находит слова осуждения и для итальянской, американской, и для германской политики французского правительства; но все партии согласны и между собою, и с императорским правительством в оценке его восточной политики, поскольку она была враждебна России[32]*. Та общая (поглощающая все различия партий и интересов) ненависть к России, которую и словом и делом обнаружила Европа, начала наконец открывать нам глаза. К сожалению, это отрезвляющее действие Восточной войны не было довольно сильно, потому что ему не помогало хотя сколько-нибудь свободное публичное слово[33]*.

Всякое оскорбительное слово о России было тщательно не допускаемо до нашего слуха, точно до слуха молодой девушки, девственную чистоту и деликатность которой могло бы нарушить все непристойное и грубое. От официальной защиты русского интереса все еще продолжало веять казенщиной, которая нам претила. Мы так привыкли к официальной лжи, что нам виделась и слышалась ложь даже там, где была одна святая истина. Большинство образованных людей не могло еще отстать от старой привычки смотреть европейскими глазами на все наши дела и считало себя весьма проницательным, думая про себя, что Европа ополчилась на нас, дабы наказать нашу нестерпимую гордыню. Нашу гордыню, – любопытно было бы посмотреть на эту диковину! В чем, когда и где проявлялась она? Еще после Восточной войны ходила по рукам рукопись, справедливо или нет приписываемая профессору Грановскому, где именно представлялась Восточная война справедливым возмездием за нашу политическую гордыню, хотя, в сущности, она была произведена выходившими из границ политическим смирением и скромностью. Я не смею утверждать, чтобы означенная рукопись была действительно произведением знаменитого профессора; но ежели она и подложная, то при более национальном направлении общественного мнения, конечно, никто бы не вздумал приписывать перу всеми уважаемого лица взглядов такого рода.

Чтобы еще более раскрыть русские глаза на действительное отношение европейского общественного мнения к России, нужно было другое событие: вмешательство Европы в польские дела. То, чего не могла совершить Восточная война, совершило вмешательство Европы в польские дела[34]*, несмотря на то, что это вмешательство далеко не имело ни того оскорбительного характера, ни тех тяжелых последствий, как события 1853, 1854, 1855 и 1856 годов. Но на помощь раскрывающим глаза событиям явились тут – зарождавшиеся уже гласность и общественное мнение[35]*.

Все перечисленные здесь и поясненные примерами виды европейничанья суть, конечно, только симптомы болезни, которую можно назвать слабостью и немощью народного духа в высших образованных слоях русского общества. Но, будучи симптомами болезни, они составляют вместе и родотворную причину болезни, от которой она ведет свое происхождение и которая беспрестанно ее поддерживает. Болезнь эта в целом препятствует осуществлению великих судеб русского народа и может, наконец (несмотря на все видимое государственное могущество), иссушив самобытный родник народного духа, лишить историческую жизнь русского народа внутренней зиждительной силы, а следовательно, сделать бесполезным, излишним самое его существование, ибо все, лишенное внутреннего содержания, составляет лишь исторический хлам, который собирается и в огонь вметается в день исторического суда. Какая же сила излечит нас от постигшего нас недуга и, упразднив в нем все, искажающее наш народный облик, обратит и эту болезнь к росту, как обратила уже татарское данничество и закрепощение народа? И прямое действие власти, и сила слова кажутся нам для сего недостаточными. Оскудение духа может излечиться только поднятием и возбуждением духа, которое заставило бы встрепенуться все слои русского общества, привело бы их в живое общение, восполнило бы недостаток его там, где он иссякает в подражательности и слепом благоговении перед чуждыми идеалами, из того сокрытого родника, откуда он не раз бил полноводным ключом, как во дни Минина, и начинал бить в более близкие к нам годины испытании 1812 и 1868 годов[36]*. Для избавления от духовного плена и рабства надобен тесный союз со всеми плененными и порабощенными братьями, необходима борьба, которая, сорвав все личины, поставила бы врагов лицом к лицу и заставила бы возненавидеть идолослужение и поклонение своим открыто объявленным врагам и противникам. Совершить это в силе только суровая школа событий, только грозный опыт истории. Эти целительные события, от которых придется (ходим ли, или не хотим) принять спасительные уроки, уже восходят на историческом горизонте и зовутся Восточным вопросом.


[1]* Отрывок из стихотворения А.С. Хомякова «Не говорите; то былое...».

[2]* Признаю это за горькую, с моей стороны, ошибку. – Посмертн. примеч.

[3]* Делая хорошую мину при плохой игре (франц.)

[4]* Огромные потери в боевых действиях во время Крымской войны 1854-1855 гг. и преднамеренное затопление военных кораблей на входе в Севастопольскую бухту.

[5]* Сцилла и Харибда – мифические чудовища, описанные Гомером в «Одиссее». Выражение: «Находиться между Сциллой и Харибдой» – означает подвергаться опасности с двух сторон.

[6]* Слова Чацкого – героя комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

[7]* Изделия из Парижа; предметы роскоши (франц.)

[8]* Все написанное мною здесь – вздор. Реформа только что началась, и хотелось верить, а потому и верилось, что она примет разумный характер; на деле она обратилась в иностранную карикатуру. При большей трезвости мысли это можно и должно бы предвидеть. – Посмертн. примеч.

[9]* Представители местной власти, избираемые из среды бояр и дворян от губы (от округа, уезда).

[10]* Есть вздор, – форма, соответствующая лишь первобытному эпическому строю народности, а не усложненности государственной. – Посмертн. примеч.

[11]* Суд пэров – «суд равных», учреждение для разрешения конфликтов в среде высшей аристократии; патримониальный суд – высший суд в католической церкви.

[12]* Не избегли, а опять карикатурно усилили. – Посмертн. примеч.

[13]* Вышло – нет – Посмертн. примеч.

[14]* Журнал «Мир»издавался последователями Сен-Симона во главе с П. Леру в 1824-1831 гг.

[15]* Газета «Мирная демократия» выходила в Париже (1843-1851) под редакцией фурьериста В. Консидерана.

[16]* Английская газета «Таймс» («Времена») – самая влиятельная газета, которая издается в Лондоне с 1785 г.

[17]* Газета основана Московским университетом в 1756 г. и издавалась до 1917 г. С 60-х гг. XIX в. она перешла в руки М.Н. Каткова и стала органом консервативного направления в русской журналистике.

[18]* Автор этой статьи – Н.Г. Чернышевский (журнал «Современник». 1861. № 7), который, выражая симпатии к польскому народу, проводил мысль, что национальное движение не может рассматриваться вне классовых отношений.

[19]* На войне, как на войне (франц.).

[20]* И не излечила; нигилизм продолжает расти. Теперь приписывают его реформе университетов 1863 года, – и это опять сваливание великого зла на совершенно ничтожную причину. – Посмертн. примеч.

[21]* Она, впрочем, как оказывается, и Франции не оставила, но все же в Германии приняла самую радикальную и наиболее заразную форму. – Посмертн. примеч.

[22]* Английский естествоиспытатель Т. Гуксли (Хаксли), сотрудник и последователь Дарвина, опираясь на данные сравнительной анатомии, доказывал близость человека и высших обезьян, происходящих от общего первоначального предка.

[23]* Здесь налицо несоответствие посвящения книги «Моей любимой Юльхен» с ее содержанием, т.к. М. Штирнер все человеческие ценности объявлял призраками и пропагандировал крайний эгоизм и цинизм.

[24]* К несчастью, утрировка оказалась возможной на практике; но и это не без помощи доброжелателей наших, а во-вторых, при бестолковости нашей полиции. – Посмертн. примеч.

[25]* «Что скажет княгиня Марья Алексеевна!» – выражение Фамусова – героя «Горе от ума» А.С. Грибоедова.

[26]* Мыс Гибралтар, где была создана крепость и военная база Великобритании.

[27]* Концепция объединения славянских народов под эгидой России – так в Австро-Венгрии и Германии в середине XIX в. называли идеологию западных славян, которые боролись за освобождение из-под власти турок и немцев, а также внешнеполитические действия России в поддержку национальной независимости болгар, сербов, хорватов, чехов, словаков. Мнимая опасность возникновения «Всемирной Российской Империи», активно внедрявшаяся в общественное сознание во второй половине XIX в. на Западе, позволяла надежно прикрывать собственный антиславянский и антирусский политический курс.

[28]* Впервые принципы внешней политики США (в дальнейшем подтвержденные как доктрина Монро) определил Дж. Адамс, посланник США в России (1809-1814). При президенте США Дж. Монроэ в 1823 г. была провозглашена декларация (доктрина Монро) об опеке США над всеми странами Западного полушария.

[29]* Укрепление позиции России в Прибалтике в целом – результат внешнеполитической деятельности России при Екатерине II.

[30]* В XIX в. греческий народ, боровшийся за независимость, несколько раз (восстание 1821 г.; русско-турецкая война 1828-1829 гг.) восставал против владычества Турции и Австро-Венгрии.

[31]* Эскамотировать – присвоить обманным путем.

[32]* Даже и теперь оскорбленная Германией Франция чурается России. – Посмертн. примеч.

[33]* Глаз не открыл и Берлинский конгресс, а разумного слова и произносить некому: раз – два – и обчелся. – Посмертн. примеч.

[34]* На весьма краткое время! – Посмертн. примеч.

[35]* Увы, плохая опора! – Посмертн. примеч.

[36]* И 1876, и 1877. – Посмертн. примеч.





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 143 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...