Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Гг. до н. э



Благодаря новым формам правления, возросшему значению Александрии и бесспорному таланту Птолемеев Египет переживает недолгий период расцвета. Будучи почитателями культуры, Птолемеи возрождают храмы, ремонтируют дороги и каналы. Александрия становится крупнейшим и важнейшим городом Средиземноморья. Так продолжалось до гибели последней египетской царицы Клеопатры, которая после убийства ее мужа, Юлия Цезаря, и новой попытки вступить в брак, на этот раз – с Марком Антонием, была побеждена в битве с Октавианом при Акции и, как повествует предание, покончила с собой, дав себя укусить ядовитой змее.

РИМСКИЙ ПЕРИОД

30 г. до н. э. – 395 г. н. э.

Египет становится частью Римской империи. Вновь восстанавливаются храмы, порой неудачно, как это произошло с северным колоссом Мемнона, утратившим после реконструкции свой загадочный голос. Египет, прочно связанный с Римом, разделил судьбу империи после ее падения. Тысячи религиозных и политических сект раздирали его на части. Банды варваров и искателей сокровищ уничтожали и расхищали все, что встречали на своем пути. Ценнейшие рисунки замазывались известью, калечились и разрушались статуи. Даже Александрия ощутила на себе губительное влияние этого мрачного периода, своего рода средневековья. Философов либо убивали, как Ипатию, либо преследовали, как Маркиона. Знаменитую библиотеку, пережившую уже один пожар во время римских гражданских войн, вновь предали огню, на этот раз христиане.

ВИЗАНТИЙСКИЙ ПЕРИОД

Гг.

Продолжается разграбление и разрушение Египта. Последние Посвященные погибают на острове Филе. Тех, кто не принимает христианство, забивают камнями или отправляют в изгнание.

АРАБСКИЙ ПЕРИОД

С 641 г.

Халиф Омар сжигает то, что осталось от Александрийской библиотеки. Принявшие христианство начинают превращаться в современных коптов, большинство же египтян становятся мусульманами. Сфинкс и храмы постепенно заносятся песками. Цикл существования египетской цивилизации заканчивается.

Верна ли хронология?

Конечно же, не все, что в отдельно взятый исторический период признает официальная наука, является истинным, и то, что утверждает один век, зачастую отрицает следующий.

Такое свойство считается «величайшим достоинством» науки, рожденной под сенью энциклопедизма, ибо эта наука, ища истину, не боится противоречить самой себе. Впрочем, сказанное верно лишь отчасти, поскольку наука, а лучше сказать – ученые на самом деле боятся противоречить самим себе; если же они отказываются от своих прежних утверждений, то делают это неохотно, да и то лишь когда поток новых фактов окончательно размоет почву под их теориями. С другой стороны, знание зачастую облекается в форму догм, и почти не остается возможностей для их пересмотра. К сожалению, действительность не всегда такова, какой популярные писатели и многознающие ученые представляют ее в своих книгах.

Палетка Нармера. I династия. Каир, Египетский музей

Говоря об истории, то есть о довольно хорошо изученных пластах прошлого человечества, мы вынуждены признать, что у нас нет точных данных даже о совсем недавних событиях, например о многих эпизодах Второй мировой войны. К тому же, как говорится, «историю пишут победители». Другими словами, разобраться в событиях прошлого практически невозможно, если, конечно, нас интересует правда, а не ее суррогат – правда, призванная заполнить пустоту, образовавшуюся в нашем уме после того, как мы узнали, что в Библии нет ничего, кроме аллегорий (эзотерических или лживых – в зависимости от того, кто их толкует). Конечно, среди множества песчинок всегда найдется крупица золота; иначе говоря, и в Библии есть реальные факты, особенно когда в ней говорится о том или ином народе (естественно, нас меньше всего интересуют вечные рассуждения о гневе Бога Израилева).

Нам необходим целостный (в философском понимании) и подлинно научный подход, чтобы прийти к выводам, которые если и не осветят все ровным и ярким светом, то, по крайней мере, рассеют мрак вокруг того или иного явления и дадут возможность увидеть его истинные масштабы, пусть даже при этом детали и ускользнут от нас.

Вход в гробницу вельможи Сешемнофера IV у подножия Великой пирамиды. Плато Гиза

Судя по хронологии, которую предлагает официальная наука, древние египтяне, находившиеся по технике обработки камня на уровне неолита, не имевшие даже зачатков архитектуры, письменности и навыков художественного творчества, жившие среди жирафов и слонов, всего за 900 лет научились возводить памятники, совершенство которых мы до сих пор не сумели оценить и которые сориентированы на местности лучше, чем астрономические обсерватории XIX Для сравнения скажем, что такой же промежуток времени – менее 1000 лет! – отделяет железный рыболовный крючок от стального, готический собор от современной церкви…

Уже одно это обстоятельство обращает на себя внимание и заслуживает более пристального изучения.

Дадим краткий анализ этого вопроса.

1. Памятников капсийской культуры, существовавшей в эпоху верхнего палеолита в районе Египта, осталось значительно меньше, чем памятников магдаленской и ориньякскои культур, которые в тот же период были распространены в Европе. Поэтому нелогично предполагать, что столь высокоразвитая цивилизация в Египте возникла за 3000 лет до того, как в Европе появились первые высшие культуры, не способные, однако, выразить себя в сооружениях, сравнимых с гизскими пирамидами.

2. Культура Негады абсолютно несовместима с ее видимым логическим продолжением в архаический – собственно египетский – период.

3. По современным представлениям, так называемые Тинисские династии правили после Менеса, но полвека назад исследователи полагали иначе и относили Менеса, или Нармера, к III династии, называя его объединителем Египта. Однако современные открытия показывают, что номы (провинции) были прекрасно организованы уже при I династии. Это обстоятельство отводит Менесу роль, которую ему изначально и приписывали, – роль родоначальника «исторических династий» Египта. Но если египтяне уже были объединены и имели систему номов, уже одержали несколько политических побед, о чем свидетельствует хотя бы палетка самого Нармера, то как же они могли совсем незадолго до этого быть дикарями неолита и находиться на гораздо более низкой ступени развития, чем их современники в континентальной Европе, вышедшие, за небольшим исключением, из каменного века в начале I тысячелетия до н. э.?

Вспомним, Юлий Цезарь в своей знаменитой «Галльской войне» со всей авторитетностью умного человека и непосредственного свидетеля утверждает, что еще в I веке до н. э. все народы континентальной Европы, за исключением кельтов, жили в шалашах, воевали примитивным оружием, приносили человеческие жертвы (в том числе и кельты); они не умели обрабатывать камень и не знали каменных построек, у них не было городов, храмов, мостов и оросительных каналов. Там, где центры цивилизации уже существовали, их было мало, они были удалены друг от друга и всегда развивались из колоний средиземноморского бассейна. В Европе Цезарь не нашел ничего хотя бы отдаленно напоминавшего тот уровень цивилизации, который существовал за 30 веков до этого в Египте.

Стела фараона Тутмоса IV, установленная у подножия Сфинкса. XVIII династия. Плато Гиза

4. Многие крупные сооружения невозможно датировать. Так, на Большой пирамиде нет ни одной надписи. Ее приписывают Хеопсу, поскольку над так называемой Царской камерой на гипсовом покрытии одной из разгрузочных камер обнаружили картуш, неверно воспроизводящий его имя (или слово Кем – древнее название Египта). Похоже, никому так и не пришло в голову, что этот весьма сомнительный картуш мог быть оставлен уже после перестройки пирамиды и что он может служить примером весьма частых в Египте случаев повторного использования вещей (нередко повторно использовали даже погребальные статуэтки ушебти). То же самое произошло со Сфинксом в Гизе – с той лишь разницей, что в этом случае нет никаких данных для датировки, кроме надписи на каменной плите, оставленной Тутмосом IV. Надпись гласит, что в его царствование (XVIII династия) Сфинкс уже был занесен песком и что только благодаря особому вещему сну, приснившемуся Тутмосу, был найден и извлечен на свет Божий.

Главная ошибка официальной науки не в предлагаемой ею хронологии, а в той безапелляционности, с какой наука говорит о ней, хотя составители этой хронологии опирались на весьма скромные, а порой и вовсе эфемерные доказательства.

5. Значительное число наиболее крупных памятников Египта, достраивавшихся и реставрировавшихся в разные эпохи, на самом деле невозможно было возвести теми способами и из тех материалов, которые, как считается, использовались при их строительстве (это относится, по крайней мере, к их основным частям). Например, большой откос, который, предположительно, возвышался перпендикулярно одной из граней основания Большой пирамиды, должен был, чтобы выдержать огромный вес блоков, быть сложен из крупных камней и иметь длину не менее 1600 метров. Однако не найдено никаких остатков и даже следов таких откосов, а ведь они должны были быть не меньше, чем пирамиды, ради строительства которых они возводились.

Обелиск Рамсеса II. XIX династия. Храм в Луксоре

Платон в диалогах «Тимей» и «Критий», основываясь на рассказах египетских жрецов, подробно описал город, украшавший последний осколок Атлантиды. Среди приводимых им точнейших технических сведений нет ни слова о каких‑либо технологиях строительства (хотя о них‑то и должны были ему поведать в самом Египте); более того, от них не осталось никаких следов и они не фигурируют ни на одном рельефе. И все же вновь и вновь высказываются предположения, каким способом могли быть построены Большая пирамида, храм в Карнаке, Осирийон в Абидосе.

Оставим фантазии и домыслы о вмешательстве инопланетян, для них у нас нет доказательств. Бесспорно по‑прежнему одно: мы не знаем, как были построены многие из этих памятников. Не знаем мы и того, как египтянам удавалось сверлить с такой видимой легкостью самый твердый диорит для своих каноп, ведь они не знали ни алмазов, ни металлопластики, ни металлокерамики. А между тем эта легкость доказывается результатами измерений глубины проникновения режущего инструмента в материал за один оборот. Кроме того, спектрографы зафиксировали остатки меди в желобках диорита, а это все равно что найти кирпич, разрезанный пробковым ножом.

Мумия священного овна бога Хнума. Эпоха Птолемеев, II век до н. э. Асуан, Нубийский музей

Может быть, они умели закалять медь до непостижимой прочности? Или размягчать диорит так, что он становился податливым, как тальк? Ни того, ни другого мы доказать не можем. Единственное, чем мы располагаем, – это уже упомянутые данные спектрографического анализа.

Так же непонятно, каким образом огромные тяжелые каменные блоки ставились один на другой с невероятной точностью и к тому же на быстро застывающий раствор. Это еще раз показывает, сколь велика была сила, которая их передвигала. Добиться такой точности и легкости едва ли возможно даже при помощи мощнейших современных кранов, особенно если учитывать количество блоков и время, затрачиваемое на их укладку.

Трагикомичны воспоминания об одной японской экспедиции, несколько лет назад строившей миниатюрную пирамиду высотой в 10 метров из блоков весом в одну тонну при помощи кранов из пальмовых стволов. Такие приспособления обычно изображают на рисунках, объясняющих, как египтяне строили пирамиды. Очень скоро эту затею пришлось оставить: слишком много требовалось деревьев, ведь стволы ломались, как спички, а незадачливые строители были буквально утыканы занозами.

Опять Египет скрывает от нас свои тайны… что, впрочем, вполне соответствует древнему названию этой страны.

Но может быть, есть «другая» история Египта, а стало быть, и Фив?

Это не совсем так, однако существуют сведения, которые допустимо принять в качестве возможной альтернативы официальной истории и которые вряд ли окажутся менее реальными, чем она. Пришло время обратиться к ним.

«Другая» история

Согласно древним традициям, разрозненные фрагменты которых сохранились на Востоке и Западе в форме мифов или рассказов, напоминающих беседы Платона с египетскими жрецами, люди жили на Земле еще миллионы лет назад.

Эти традиции открывают нам своего рода «протоисторию», в которой культуры и цивилизации предстают лишь мгновениями долгого и многообразного процесса развития. Если это так, то все, что мы знаем (или думаем, что знаем) о прошлом человечества, – лишь ничтожная часть этого прошлого. Египтяне, писал Платон, рассказывали ему о том, как доблестно сражались первые афиняне с пиратами с острова Посейдонис, последнего осколка континента Атлантиды. Платон заметил, что сами жители Афин ничего не знают об этих событиях, которые, как уверяли египтяне, происходили примерно за 95 веков до него и от которых нас отделяет более 11800 лет. На такое проявление невежества египетский жрец ответил с добродушной улыбкой: «Вы, эллины, вечно останетесь детьми».

Примерно такая же история произошла и с легковерным Геродотом, когда египетские жрецы сообщили ему об анналах, хранившихся 17 000 лет.

Как мы видим, наш «скептицизм» не нов… Как, впрочем, и наше невежество.

Возвращаясь к нашей теме, отметим, что традиционные знания говорят нам о континенте Атлантида, который стал пристанищем человечества на предыдущем этапе развития цивилизации и на протяжении каменного века – своеобразного эквивалента средневековья, переходного периода между двумя цивилизациями. Около 850 000 лет назад начались катаклизмы, которые, по свидетельствам некоторых источников, отчасти были результатом использования энергии мармаш (так называли атомную энергию, выделявшуюся в процессе превращения энергии в материю – процессе, обратном известному сегодня). Эти катаклизмы существенно изменили облик планеты и наклон ее оси относительно плоскости эклиптики. Великая Атлантида раскололась на два континента, которые в Индии называли Рута и Даития. Геологические сдвиги вызвали появление Анд, Америки и части Европы в их теперешнем виде.

Святилище верхнего храма у восточной стороны пирамиды Микерина. На переднем плане видны следы эрозии известнякового блока, возможно, оставленные прибрежными морскими волнами

Человечество почти полностью исчезло с лица Земли. Из тех, кто уцелел, большинство впало в первобытный «примитивизм», а меньшая часть нашла пристанище в немногих сохранившихся культурных центрах. Около 700 веков назад после длительного периода, о котором здесь нет смысла говорить подробно, остался лишь остров Посейдонис – последний осколок Атлантиды, описанный Платоном, – который, по‑видимому, имел колонии в других частях света. Развитая культура и цивилизация Посейдониса пустили корни в Африке, в той области, которая сейчас называется Верхним Египтом. Тогда Нил был гораздо короче, чем сейчас, и, не образуя дельты, впадал в окрестностях современного Ассиута в исчезнувшее позже море Сахары, воды которого омывали священный остров, сегодня известный как плато Гиза.

Вид на три пирамиды плато Гиза с юго‑восточной стороны

Потомки атлантов поселились в районе Фив вокруг двух главных центров: один – административный и религиозный – располагался на месте города, который греки впоследствии назвали Фивами; другой – инициатический – находился в Абидосе, где собирались таинственные служители Священной Гробницы, позднее названной Гробницей Осириса.

На плато была воздвигнута Великая пирамида (согласно другим версиям – две). Материалы для ее постройки доставлялись с юга и с других островов, на одном из которых находится часть современного Каира. Пирамида никогда не предназначалась для погребения, это был сложный комплекс знаний, выраженных посредством ее размеров и их соотношений.

Гранитный саркофаг, находящийся в Царской камере Великой пирамиды

Минули тысячелетия, и был воздвигнут еще один великий памятник – Большой Сфинкс, при его строительстве частично использовался естественный священный холм. У Сфинкса были крылья, а на лбу – диск из полированного золота. Диск отражал первые лучи солнца, направляя их между лап Сфинкса, которые в результате многочисленных перестроек дотянулись до прибрежных скал. Этот памятник представлял четыре стихии, имея черты одновременно быка, льва, орла и человека. Под Сфинксом начинались многочисленные подземные лабиринты. Все плато было изрыто ходами и криптами. Считается, что один из этих ходов вел к тому месту, где сейчас находится Красное море, а раньше была плодородная долина, которую впоследствии посвятили Матери мира, известной в собственно египетскую эпоху под именем Хатхор, или Дом Хора, вогнутое всеобъемлющее Пространство, содержащее два принципа: Hyp – Космос и Нут – Звездное, или Проявленное, Небо.

Лицо Сфинкса, претерпевшее множество изменений, первоначально имело черты одного из великих магов‑правителей Атлантиды.

В результате новых катаклизмов дно моря Сахары (мы употребляем это название лишь для того, чтобы сориентировать читателя) поднялось, а значительные участки суши на севере Европы ушли под воду. Дальнейшее разрушение Атлантиды и изменения континента Северной Америки все более отдаляли друг от друга земли, некогда бывшие единым целым. Многочисленные острова постепенно скрылись под водой. Нил затерялся среди гнилых болот, и на тысячелетия плато Гиза оказалось покинутым. Но могучее течение несло с собой ил, послуживший материалом для строительства естественного русла среди пустыни, в которую превратились пересохшие к тому времени болота. Великая река несла процветание окрестным землям, поэтому издревле ее называли Хапи, что означает «Счастье» или «Тот, кто приносит счастье».

Около 12 000 лет назад в результате очередного катаклизма исчез последний осколок Атлантиды, однако значительная часть библиотек и некоторые предметы с этого острова уже находились в его африканской колонии – Египте.

Миграционная волна из Южной Азии, также затронутой землетрясением, достигла Египта, который в ту пору был назван страной Кем («темной, обожженной»). Это переселение оживило большой город Он, названный позже Уасом, а в конце концов – Фивами. Расцвели его окрестности, как и многие города, раскинувшиеся по берегам Нила. Азиатская кобра проникла в Африку и под именем уреуса (урея) стала символом нового объединения.

Культ Солнца (Ра) и Духовного Света (Амона) распространился в бывшей колонии Атлантиды, теперь уже независимой. Были построены еще одна или две пирамиды, святилища, храмы. Эти первые святыни, превращавшиеся постепенно в целые теологические комплексы, связывали друг с другом священные дороги. Подобная дорога позже существовала и в Фивах. Ее длина была около 11 километров, и соединяла она храмы нынешнего Луксора с храмами современного Карнака и святилищами богини Сехмет. В некоторых храмах имелась подземная часть со священной гробницей Осириса, называемая Осирийоном. В высеченном глубоко в скале святилище со множеством галерей были представлены 99 Имен Бога – традиция, которую в более позднее время заимствовал ислам. Ведь Око Аллаха есть не что иное, как древнее Око Хора, защищающее от колдовских чар.

Рельефное изображение двух божеств Хапи в символической позе объединения Верхнего и Нижнего Египта. Боковая сторона колосса Рамсеса II. XIX династия. Храм в Луксоре

Прошла череда мифических династий, таких как династия царя Оксиринха, царя Скорпиона и так далее. И к тому времени, как затонул остров Посейдонис, о котором говорит Платон, страна Кем достигла высокого уровня развития и была готова принять Огонь Цивилизации.

После мифической династии царя Хора, между IX и VII тысячелетиями до н. э., когда в восточной части Средиземного моря кое‑где появилась суша, а волны Красного моря поглотили плодородную долину, появился Менес, или Нармер, которому предстояло придать «современную» форму египетскому царству.

В то время окрестные земли населяли племена, находившиеся на разных стадиях культурного развития, и среди них, как сейчас предполагают, были те, которые положили начало Египту. Эти племена либо постепенно ассимилировались в царстве, либо просто исчезли, либо ушли в Центральную Африку, где некоторые из них можно и сейчас найти на прежнем уровне развития или на стадии инволюции.

На месте древнего храма, где поклонялись священной птице, возник город Мемфис. Однако следует обратить внимание, что на знаменитой палетке Менее, или Нармер, увенчан Белой короной Верхнего Египта. Следовательно, именно Фивы дали импульс новому объединению, хотя Мемфис – Город Белой Стены – занимал главенствующее положение в течение последующих тысячелетий, объединив Белую и Красную короны.

Стела, известная как стела царя Змея Додинастический период.

Париж, Лувр

Мы попытались извлечь из данных астрономии и астрологии то, что непосредственно относится к так называемой «истории», если, конечно, у нас достаточно оснований считать эти данные достоверными. Вскоре появились династии, о которых уже было упомянуто, широко известные как исторические. Правда, справедливости ради нужно отметить, что и в сохранившихся об этих династиях сведениях много мифического и символического; особенно это касается периода, который принято называть архаическим. Один из фараонов архаической эпохи носил мистическое имя Ка, или Двойник («Астрал», как мы бы сейчас сказали). А в период Древнего царства (III династия) другой фараон звался Каба (Хаба) – его имя имело похожее, хотя и не совсем такое же значение.

Статуя ка царя Хора. ХIII династия.

Каир, Египетский музей

Геродот, которого называют отцом истории, хотя он, скорее, был первым известным «журналистом», помимо реальных фактов, таких как существование пигмеев, сообщал и явно фантастические сведения, например, о людях с одним глазом, расположенным на груди. Его порой откровенно шутливые рассказы о Египте современные специалисты, к сожалению, сочли истиной в последней инстанции.

Эти сохранившиеся в традиции и представленные нами в кратком обзоре знания о происхождении Египта и о Фивах, ставших в древние времена его объединяющим центром, призваны уравновесить приведенную ранее версию, принятую современными учеными.

Теперь читателю известны две версии истории Египта.

Две геральдические колонны, символизирующие Верхний (лотос) и Нижний (папирус) Египет. XVIII–XX династии. Карнак

Сразу обе они не могут соответствовать действительности, ибо во многом противоречат друг другу. Но обе могут быть ошибочными, хотя некоторые совпадения в них говорят об обратном. Вероятнее всего, в каждой из них есть и доля истины, и доля вымысла, как и во всем остальном в жизни. Пусть читатель выберет то, что подскажут ему его культура, воображение и интуиция.

Мудрецы древности говорили, что в мире нет ничего абсолютно истинного или абсолютно ложного, и именно это заставляет вращаться Колесо миров.

За множеством – единство

Кроме столицы империя атлантов, согласно Платону, имела девять городов‑колоний. Император Атлантиды получал родовое имя Атлас и вместе с царями союзных городов, сохранявших определенную независимость, правил империей по законам Посейдона. Каждые пять, шесть или семь лет правители или их представители собирались на совет, чтобы согласовывать свои действия. Как мы уже видели, ранний Египет являлся частью этого объединения, а ядром Египта была фиванская теократия.

Когда империя атлантов распалась, та ее часть, которую мы сейчас называем Египтом, сохранила подобную множественность, проникнутую ощущением трансцендентного Единства.

Современный человек с его диалектическим взглядом на Вселенную и самого себя с трудом может представить себе эту множественность‑единство, поскольку воспринимает данные понятия как противоположные. Но, выбрав путь их противопоставления, мы никогда не придем к пониманию феномена Египта, материальной и духовной сторон его жизни и всех оттенков, существующих между ними.

Однако представления древних египтян ни в коей мере не были хаотичными. Они основывались на гармоничных отношениях между отдельными частями единого целого и на Гармонии, которая определяла их бытие и существовала до того, как появились различия между ними, и будет существовать после, когда все различия исчезнут.

Их мир не знал стереотипов, он пребывал в равновесии, динамичном и вместе с тем неизменном, по крайней мере, в пределах больших пространственно‑временных циклов.

Прекрасным примером тому могут служить Фивы. Город – так называли Фивы, а потом и Афины, Александрию, Рим или Константинополь, – представлялся маленьким, словно созданным для отдельного человека (его размеры спасали человеческое существо от чувства затерянности во Вселенной) и в то же время грандиозным, вселенским, содержащим в себе все, являющим присутствие другого мира, мира, который возвышается над жизнью и смертью. Мира, который гораздо больше всего, что мы, люди, способны охватить своим разумом.

Фивы как будто «оседлали» Нил, раскинувшись на двух его берегах. Один берег был жилищем живых, а другой – обиталищем мертвых.

Нил, в свою очередь, пересекал Фивы почти строго с юга на север, а сверкающий солнечный диск совершал свой путь над рекой с востока на запад, образуя с ней вместе своеобразный крест. Там, где вставало солнце, слышался шум большого города, в который сливались самые разные звуки – от тихого скрипа колыбели, которую качала заботливая материнская рука, до оживленной суеты рынков и площадей. А в комплексе религиозных сооружений, который хотя и находился поодаль, но был неотъемлемой частью этого общества относительно молодых людей, – ибо большинство из них умирало, едва переступив порог тридцатилетия, – другие мужчины и женщины, тоже преимущественно молодые, трудились во имя Незримого и во имя зримого в огромных многоцветных зданиях, равных которым больше не знала история.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 230 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...