Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Пролог. Лжедмитрий



1 Ervin С. Brody. The Demetrius Legend and Its Literary Treatment in the Age of the Baroque. Fairleigh Dickinson Univ. Press, 1972; Мериме П., Кумберленд Р. и др. Русская Смута: Сб. М., 2006.

2 Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею (далее — РИБ). СПб., 1872. Т. 1. Стб. 16.

3 Сэра Томаса Смита путешествие и пребывание в России. СПб., 1893. С. 67. См. также: Севастьянова А. А. Джером Горсей и «гнездо Феникса»: русский опыт англичанина и поэтический феномен Англии конца XVI — начала XVII в. // Времена и судьбы. Сб. статей в честь 75-летия Виктора Моисеевича Панеяха. СПб., 2006. С. 131–132.

4 Попытка С. Ф. Платонова восполнить их недостаток с помощью изучения топографии Угличского кремля тоже не увенчалась большим успехом. См.: Платонов С. Ф. О топографии угличского «Кремля» в XVI–XVII веках (1901) // Статьи по русской истории (1883–1902). СПб., 1903. С. 225–230. Доклад С. Ф. Платонова, с использованием материалов, полученных от ярославского краеведа и историка И. А. Тихомирова, был сделан на Первом областном археологическом съезде в Ярославле в 1901 г.

5 Точнее, колокол был «наказан» урезанием «уха», после чего стал называться «корноухим». Ссыльный колокол вернут из Тобольска в Углич в 1892 г., правда, не без споров об его подлинности, так как есть свидетельства документов, что он расплавился в тобольском пожаре 1677 г. См.: Лобашков А. М. История ссыльного колокола (Литературная обработка Н. Б. Трофимовой). Ярославль, 1988; Кулагин А. В., Кулагин В. А. История Углича. Углич: Историко-музыкальный музей «Угличские звоны», 2005.

6 См.: Гречухин В. Лики четвертого Рима. Ярославль, 2004. С. 103–107.

7 Шамурин Ю. Ярославль, Романов-Борисоглебск, Углич // Культурные сокровища России. М., 1912. Вып. 1. С. 83.

8 Угличский летописец / Подг. текста Я. Е. Смирнов. Ярославль, 1996. С. 47–48 (Приложение к журналу «Ярославская старина»).

9 Зимин А. А. В канун грозных потрясений. Предпосылки первой крестьянской войны в России. М., 1986. С. 117, 271.

10 Угличский летописец… С. 49. Памятник, составленный в конце XVIII в., имел в своей основе разные летописцы. С. Ф. Платонов даже отказывался рассматривать его известия, «пока историческая критика не оправдает в нем того, что нам представляется полным баснословием» (см. там же. С. 10). В этом случае вполне возможно, что автор «Угличского летописца» ошибается, когда пишет об отправке царевича Дмитрия из Москвы год спустя после смерти царя Ивана Грозного. Интереснее то, что он называет точный день отправки царевича, 21 мая, и связывает его с памятью «царя Константина и христолюбивыя матерее его Елены». Соименный храм существовал в Угличском кремле, возможно, что источник этих сведений содержался в церковной летописи.

11 См.: Успенский Ф. Б. «…А прямое имя ему Уар» // Родина. 2004. № 12. С. 34; Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у русских князей в X–XVI вв.: Династическая история сквозь призму антропонимики. М., 2006.

12 См.: Павлов А. П. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584–1605). СПб., 1992. С. 44.

13 По словам С. Б. Веселовского, «следственное дело достаточно определенно характеризует положение Михаила Битяговского при дворе царевича. Употребляя тогдашнее выражение, можно сказать, что царевич и его двор были „приказаны“ Михаилу Битяговскому». Чтобы совместить известные факты, С. Б. Веселовскому пришлось сделать предположение, что «незадолго до смерти царевича в Углич было прислано неизвестное нам лицо с поручением собрать посошных людей, „под город под гуляй“. Потом он якобы бежал из Углича и подал челобитную с оправданием своего побега, текст которой читается в составе „Следственного дела“». См.: Веселовский С. Б. Отзыв о труде В. К. Клейна «Угличское следственное дело о смерти царевича Димитрия 15 мая 1591 г.» // Веселовский С. Б. Труды по источниковедению и истории России периода феодализма. М., 1978. С. 166, 170.

14 А. А. Зимин первым пересмотрел старое убеждение и писал о том, что дьяк М. Битяговский был прислан для сбора людей с дворцовых владений. См.: Зимин А. А. В канун грозных потрясений… С. 172–173; Десятни по Владимиру и Мещере 1590 и 1615 гг. М., 1910. С. 11 (Отд. отт.).

15 Новый летописец // Полное собрание русских летописей (далее — ПСРЛ). М., 1965. Т. 14. С. 41.

16 Дело о смерти царевича Дмитрия / Предисл. А. Белова // О Димитрии Самозванце. Критические очерки А. С. Суворина. СПб., 1906. С. 211. Кроме публикации А. М. Белова есть еще фототипическая публикация B. К. Клейна, уточнившего порядок расположения листов дела. См.: Клейн В. Угличское следственное дело о смерти царевича Димитрия 15 мая 1591 г. Ч. 1. Дипломатическое исследование подлинника. Ч. 2. Фототипическое воспроизведение подлинника и его транскрипция. М., 1913.

17 Дело о смерти царевича Дмитрия… С. 214.

18 См.: Беляев И. С. Следственное дело об убиении Димитрия царевича в Угличе 15 мая 1591 г. Его разбор в связи с новооткрытым завещанием А. А. Нагого и группировкой свидетелей по алфавитному указателю. М., 1907. С. 8.

19 Дело о смерти царевича Дмитрия… С. 190–191.

20 См.: Веселовский С. Б. Отзыв о труде В. К. Клейна… С. 162, 168.

21 Беляев И. С. Следственное дело об убиении Димитрия царевича в Угличе… С. 29.

22 Дело о смерти царевича Дмитрия… С. 197. Угличский Алексеевский монастырь находится совсем недалеко от городского кремля. Даже приняв во внимание, что сначала игумен Савватий отослал проведать о случившемся слуг, много времени для того, чтобы ему прийти от Алексеевского монастыря в Спасскую церковь, не требовалось.

23 Новый летописец… С. 42.

24 Малоизвестные отзывы угличан о смерти царевича Дмитрия C. Д. Шереметев осторожно пытался связать с версией о том, что «царевич Дмитрий» спасался где-то на Севере: Шереметев С. Д. От Углича к Морю Студеному // Старина и новизна. Исторический сборник, издаваемый при Обществе ревнителей русского исторического просвещения в память имп. Александра III. Кн. 7. СПб., 1904. С. 200–202. См. также: Козляков В. Н. Василий Шуйский. М., 2007 (серия «ЖЗЛ»). С. 274. Благодарю А. В. Антонова за указание на документы Поместного приказа, подтверждающие факт возвращения угличан из ссылки.

25 Горсей Джером. Записки о России XVI — начала XVII в. / Вступ. ст., пер. и коммент. А. А. Севастьяновой. М., 1990. С. 27–29, 130, 204–205.

26 Афанасий Нагой был отправлен в Ярославль, традиционное тогда место для ссылки, скорее всего, «в опале», постигшей род Нагих после смерти Ивана Грозного. До этого Афанасий Нагой был хорошо известен своим участием в дипломатических делах, и его знакомство с Джеромом Горсеем вполне вероятно. См.: Шереметев С. Д. По поводу родословия Нагих // Известия Русского генеалогического общества. 1900. Вып. 1. С. 3–6; Мордовина С. П., Станиславский A. Л. Состав особого двора Ивана IV в период «великого княжения» Симеона Бекбулатовича // Археографический ежегодник за 1976 год. М., 1977. С. 179–180; Павлов Л. П. Государев двор… С. 27, 44; Виноградов Л. Судьба резидента. Афанасий Нагой, дипломат и шпион // Родина. 2004. № 12. С. 71–74.

27 Так считали, например, автор самого подробного исследования и публикации «Угличского следственного дела» В. К. Клейн и солидаризировавшийся с ним рецензент его труда, выдающийся исследователь эпохи Московского царства XVI–XVII вв. Степан Борисович Веселовский. Показательно и мнение Сергея Федоровича Платонова, с доверием высказавшегося о «составе следственного дела». См.: Веселовский С. Б. Отзыв о труде В. К. Клейна… С. 179; Платонов С. Ф. Москва и Запад. Борис Годунов / Предисл. А. Л. Хорошкевич. М., 1999. С. 234. Этой версии придерживался в своих биографических работах о Борисе Годунове и Григории Отрепьеве Руслан Григорьевич Скрынников. См.: Скрынников Р. Г. Борис Годунов. М., 1978. С. 82; Он же. Самозванцы в России в начале XVII века. Григорий Отрепьев. Новосибирск, 1987. С. 11–16.

28 См.: Зимин А. А. В канун грозных потрясений… С. 165–166; Кобрин В. Б. Гробница в Московском Кремле // он же. Кому ты опасен, историк? М., 1992. С. 83–130. Владимир Борисович Кобрин отдал предпочтение художественной версии событий (что редко для историков), впервые высказанной Алексеем Константиновичем Толстым в трагедии «Царь Федор Иоаннович», и посчитал «виновницей» смерти царевича «мамку» Василису Волохову, по сути, не уберегшую Дмитрия. Но и он признает свое предположение о том, что она действовала по наущению Бориса Годунова, всего лишь одной из возможных версий.

29 Платонов С. Ф. Москва и Запад. Борис Годунов. С. 234–242; Кобрин В. Б. Гробница в Московском Кремле… С. 110–125.

30 «Беды» Загряжских и Чепчуговых заключались в том, что они были разосланы на дальние воеводства в 1590-х гг. (Кольский острог, Вологда, Устюг Великий). Было ли это обычным административным поручением или опалой, неизвестно. Вся остальная история, рассказанная «Новым летописцем», выглядит безвкусным историческим детективом. Только вера в написанное слово у людей Московского государства была сильнее: Новый летописец… С. 40–41; Павлов А. П. Государев двор… С. 240.

31 Пискаревский летописец // ПСРЛ. М., 1978. Т. 34. С. 196.

32 Угличский летописец… С. 50.

33 Платонов С. Ф. Москва и Запад. Борис Годунов… С. 240–241.

34 Шереметев С. Д. Царевна Феодосия Федоровна. 1592–1594 гг. // Старина и новизна. СПб., 1902. Кн. 5. С. 235–309.

35 Там же. С. 244.

36 С. Ф. Платонов писал, что «уверенность в преступности Бориса» рождалась «в людях прямолинейных, не склонных учитывать все частности обстановки или же не знавших эти частности. Позднейший исследователь, если вдумается в обстоятельства тех лет, непременно эти частности учтет» (Там же. С. 243).

37 Грамота датирована 23 августа 1605 г. См.: Козляков В. Н. Обзор памятников деловой письменности XVI–XVII вв. в фондах Государственного архива Ярославской области (собрание Ярославской губернской ученой архивной комиссии) // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского Дома) АН СССР. Л., 1990. Т. 43. С. 410–411.

38 Миллер Г. Ф. Опыт новейшей истории о России // Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие. 1761. Т. 1. С. 3–64.

39 См. подробнее: Каменский А. Б. Судьба и труды историографа Герарда Фридриха Миллера (1705–1783) // Миллер Г. Ф. Сочинения по истории России. Избранное. М., 1996. С. 389–391.

40 Цит. по: Кокс У. Путешествие Уильяма Кокса. 1778 г. / Пер., предисл. и примеч. Н. А. Белозерской // Русская старина. 1877. Т. 18. № 2. С. 309–324.

41 Цит. по электронной публикации на сайте Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН: http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5770.

42 Бантыш-Каменский Н. H. Переписка между Россиею и Польшею в правление самозванца Лжедмитрия, Гришки Отрепьева // Чтения в Обществе истории и древностей российских (далее — ЧОИДР). 1861. Кн. 1. Отд. 2. С. 53–79.

43 Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1843. Т. 11. Стб. 119–120.

44 А. С. Суворин писал: «Говорят, что XI том Карамзина был написан в том же смысле, то есть Самозванец являлся сыном Грозного, но Карамзин вследствие каких-то влияний отказался от этого взгляда и переделал этот том в существующий теперь вид. В частных разговорах между людьми, занимавшимися историей, мысль эта дебатировалась, но поддерживать ее открыто при прежней цензуре было невозможно». О Димитрии Самозванце… С. 119). См. также: Ульяновский В. И. Российские самозванцы. Лжедмитрий I. Киев, 1993. С. 15.

45 Николай Михайлович Карамзин по его сочинениям, письмам и отзывам современников. Материалы для биографии, с примечаниями и объяснениями М. Погодина. М., 1866. Ч. 2. С. 273.

46 Карамзин H. M. История государства Российского. Т. 11. Стб. 177.

47 Карамзин H. M. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. М.: Наука, 1991. С. 26–27.

48 «Вероятно, трагедия моя не будет иметь никакого успеха. Журналы на меня озлоблены. Для публики я уже не имею главной привлекательности: молодости и новизны литературного имени. К тому же главные сцены уже напечатаны или искажены в чужих подражаниях. Раскрыв наудачу исторический роман г. Булгарина, нашел я, что и у него о появлении Самозванца приходит объявить царю кн. В. Шуйский. У меня Борис Годунов говорит наедине с Басмановым об уничтожении местничества, — у г. Булгарина также. Все это драматический вымысел, а не историческое сказание». Пушкин А. С. Опровержения на критики и замечания на собственные сочинения // Пушкин А. С. Собр. соч. В 10 т. Т. 6. М., 1962 (http://rvb.ru/pushkin/01text/07criticism/02misc/1031.htm).

49 Яковлев А. И. «Безумное молчание». Причины Смуты по взглядам русских современников // Сборник статей, посвященных В. О. Ключевскому. М., 1909. С. 651–678.

50 Бутурлин Д. П. История Смутного времени в России. СПб., 1839. Т. 1. С. 149–278.

51 См.: Калитин П. В., Кулагин А. В. Об источниках пушкинской заметки «Мнение митрополита Платона…» // Временник Пушкинской комиссии. СПб.: Наука, 1995. Вып. 26. С. 157–166.

52 Соловьев С. M. Сочинения. В 18 кн. Кн. IV. История России с древнейших времен. Т. 7–8. М., 1989. С. 390–394.

53 Там же. С. 679.

54 Костомаров Н. И. Кто был первый Лжедимитрий? СПб., 1864. С. 18.

55 Там же. С. 48.

56 Там же. С. 61, 63.

57 См., напр.: Был ли Лжедмитрий Гришка Отрепьев? Возражение г. Костомарову на сочинение его «Кто был первый Лжедимитрий». СПб., 1865.

58 Костомаров Н. И. Смутное время Московского государства в начале XVII столетия // Костомаров Н. И. Собрание сочинений. СПб., 1904. Кн. 2. Т. 4 (Переиздано без ссылок на источники: Костомаров Н. И. Смутное время. М., 1994; он же. Смутное время. Московское государство в начале XVII столетия. М., 2008); он же. Названый Димитрий // Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. СПб., 1874. Вып. 3. С. 609–631 (Репринтное издание 1990 г.).

59 Костомаров Н. И. Названый Димитрий… С. 630.

60 Доклад Амвросия Добротворского о книге острожской печати 1594 г. с записью, где упоминался «Григорий царевич московский», был представлен впервые в Общество истории и древностей российских в 1852 г., но тогда не был напечатан. Первая публикация этого материала была осуществлена им в 1856 г., еще несколько раз он обращался к ней в 1860-е гг. См.: Добротворский Л. Записки Русского археологического общества. СПб., 1856. Т. 8. С. 56–73; Соколов Е. И. Библиотека императорского Общества истории и древностей российских. М., 1905. Вып. 2. С. 408; Ульяновский В. И. Россия в начале Смуты: Очерки социально-политической истории и источниковедения. Киев, 1993. Ч. 1. С. 56, 62–63.

61 Иловайский Д. И. Смутное время Московского государства. М., 1894. С. 1, 3.

62 Левитский Н. Лжедмитрий как пропагандист католичества в Москве. М., 1886; Иконников В. С. Новые исследования по истории Смутного времени Московского государства. Киев, 1889; он же. Димитрий Самозванец и Сигизмунд III // Чтения в Обществе истории Нестора-Летописца. Киев, 1890. Вып. 4. Отд. 2. С. 143–159.

63 Rome et Démétrius d'après des documents nouveaux… par le P. Pierling. S.J. Paris, 1878.

64 Baudouin de Courtenay, Jan Niecisiaw. Strona jçzykowa oryginahi polskiego listu «Dymitra Samozwanca» do papieza Klemensa VIII z dnia 24 kwietnia roku 1604 // Krakow: Akademia Umiejçtnosci, 1899. Опубликовано в Польской национальной цифровой библиотеке: http://www.polona.pl/dlibra/doccontent2?id=12111&from=&from=generalsearch&dirids=1&lang=en.

65 Бильбасов В. Письмо Лжедимитрия Клименту VIII // Русская старина, 1898. Т. 94. № 5. С. 301–311.

66 Пташицкий С. Л. Письмо первого Самозванца к папе Клименту VIII от 24-го апреля 1604 года. С восемью автотипическими снимками. СПб., 1899.

67 Пирлинг П. Россия и папский престол // Русская старина. 1901. № 12. С. 621–633.

68 Wer War Pseudodemetrius I / von Eugen Scepkin // Archiv für Slavischen Philologie. Berlin, 1898. Bd. 20. S. 224–335; 1899. Bd. 21. S. 99-169, 558–606; 1900. Bd. 22. S. 321–432. См. также: Книга г. Щепкина о Самозванце // О Димитрии Самозванце. Критические очерки А. С. Суворина. СПб., 1906. С. 124–149.

69 Hirschberg A. Dymitr Samozwaniec. Lwôw, 1898; Гиршберг А. Марина Мнишек. M., 1908. С. 11–13.

70 См.: Бестужев-Рюмин К. Н. Обзор событий (1584–1913) // Журнал Министерства народного просвещения. 1887. Июль — август. Т. 252.

71 Свои письма С. Д. Шереметев не посчитал возможным издать, больше ценя отзывы К. Н. Бестужева-Рюмина. Лишь недавно часть писем С. Д. Шереметева о Смуте была опубликована Л. И. Шохиным. См.: Письма Константина Николаевича Бестужева-Рюмина о Смутном времени. СПб., 1898; «Любительская страсть к загадочным людям». Письма С. Д. Шереметева К. Н. Бестужеву-Рюмину о Смутном времени / Публ. Л. И. Шохина // Исторический архив. 2002. № 1. С. 145–157.

72 «Любительская страсть к загадочным людям»… С. 147. С. Д. Шереметев и в дальнейшем был увлечен поиском доказательств «подлинности Расстриги».

73 Письма Константина Николаевича Бестужева-Рюмина о Смутном времени… С. 59.

74 В своем увлечении А. С. Суворин доходил до националистических крайностей, отмечая «его чисто русское честолюбие, любовь к русской славе, русской гордости» (О Димитрии Самозванце). С. 60, 64–66.

75 Платонов С. Ф. Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII века как исторический источник. СПб., 1888; Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею (далее — РИБ). СПб., 1891. Т. 13.

76 Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI–XVII вв. Опыт изучения общественного строя и сословных отношений в Смутное время). Переизд. М., 1937. С. 190. Историк допускал обе версии — то, что Лжедмитрий мог быть и не быть Отрепьевым, замечая, что «истина от нас пока скрыта». См.: Платонов С. Ф. Вопрос о происхождении первого Лжедмитрия // Статьи по русской истории. СПб., 1912. С. 276.

77 Ключевский В. О. Курс русской истории. Ч. 3 // он же. Сочинения. В 9 т. М., 1988. Т. 3. С. 30.

78 Пирлинг П. Из смутного времени. Статьи и заметки. СПб., 1902. С. 38.

79 Пирлинг П. Димитрий Самозванец. М., 1912. С. 7–12, 495, 504.

80 Материалы по Смутному времени на Руси XVII в., собранные проф. В. Н. Александренко // Старина и новизна. М., 1911. Кн. 14. С. 185–453.

81 Сборник Имп. Русского исторического общества (далее — Сборник РИО). М., 1912. Т. 137.

82 Клейн В. Угличское следственное дело… См. также: Веселовский С. Б. Отзыв о труде В. К. Клейна… С. 156–189.

83 Акты времени Лжедмитрия I (1603–1606) / Под ред. Н. В. Рождественского // ЧОИДР 1918. Кн. 1.

84 Полиевктов М. А. Лжедимитрий I // Люди Смутного времени. М., 1905. С. 10–16.

85 Васенко Пл. Лжедимитрий 1-й // Русский биографический словарь: Т. 10. Лабзина — Ляшенко. СПб., 1914. С. 367–401.

86 Александр Евгеньевич Пресняков в очерке, предваряющем издание биографий самых известных людей времени Смуты начала XVII в., писал: «Все историки более или менее согласились в том, что в деле появления Самозванца активную роль сыграло московское боярство, враждебное Борису». См.: Люди Смутного времени… С. 9.

87 Логика подобного сравнения ведома только самому M. H. Покровскому: «Но буржуазные историки, которым хотелось скрыть, что называемое ими „смутным“ время было восстанием народной массы против ее угнетателей, хотелось дать искусственное объяснение для позднейших историков, стали рассказывать, что будто новый царь Лжедимитрий, или Названный Димитрий, как его называли, выдвигался именно польскими помещиками и католической церковью. Этим они хотели унизить его, уменьшить его значение, как будто это был какой-то иностранец, которого иностранцы привели в Москву Так угнетатели народа и те, кто старался оправдать их черные дела, поступали всегда и после: и в самое последнее время, когда народ поднялся на последнюю борьбу за свою свободу, в 1917 г., буржуазные газеты тоже рассказывали, что это дело устроили немцы, что это все подкуплено, устроено на иностранные деньги и т. д. Как видите, всегда и во все времена происходит одно и то же. Стремятся не только поработить опять восстающий за свою свободу народ, но и всячески опозорить и загрязнить то, за что он действительно боролся». См.: Покровский М. Н. Русская история в самом сжатом очерке. 10-е изд. М.; Л., 1931. Ч. 1 и 2. С. 66–67.

88 См.: Дубровский А. М. Историк и власть: историческая наука в СССР и концепция истории феодальной России в контексте политики и идеологии (1930–1950-е гг.). Брянск, 2005. С. 330–331; Токарев В. Возвращение на пьедестал: тема русской Смуты в социокультурном контексте 1930-х годов // День народного единства: Биография праздника. М., 2009. С. 303–332.

89 Платонов С. Ф. Москва и Запад. Борис Годунов… С. 234, 237, 270.

90 Продолжение цитаты: «В этих условиях начался новый этап крестьянской войны. Во главе восставших крестьян и холопов стал талантливый полководец, выдающийся вождь народных масс — Иван Исаевич Болотников». Очерки истории СССР. Период феодализма. Конец XV — начало XVII в. М., 1955. С. 13. Однако тогда же вышли в свет академические издания «Временника» Ивана Тимофеева и «Сказания» Авраамия Палицына, подготовленные О. А. Державиной; до сих пор они остаются лучшими публикациями литературных памятников времен Смуты. См.: Временник Ивана Тимофеева. Репринтное воспроизведение издания 1951 г. СПб., 2004; Сказание Авраамия Палицына. М.; Л., 1955.

91 См.: Зимин А. А. Некоторые вопросы истории крестьянской войны в России в начале XVII в. // Вопросы истории. 1958. № 3. С. 97-113; О крестьянской войне в Русском государстве в начале XVII в. (Обзор дискуссии) // Вопросы истории. 1961. № 5. С. 102–119.

92 Буганов В. И., Корецкий В. И., Станиславский А. Л. «Повесть как отомсти» — памятник ранней публицистики Смутного времени // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы. Л., 1974. Т. 28. С. 231–254; Корецкий В. И. Формирование крепостного права и Первая крестьянская война в России. М., 1975. С. 236–257 (Гл. 6. Попытка восстановления Юрьева дня в России Лжедмитрием I); Назаров В. Д. Из истории внутренней политики России начала XVII в. // История СССР. 1967. № 4. С. 90—100; Станиславский А. Л. К истории второй «окружной» грамоты Шуйского // Археографический ежегодник за 1962 год. М., 1963. С. 134–137; Флоря Б. Н. Русско-польские отношения и балтийский вопрос в конце XVI — начале XVII в. М., 1973; он же. Русско-польские отношения и политическое развитие Восточной Европы во второй половине XVI — начале XVII в. М., 1978.

93 Русские народные социально-утопические легенды XVII–XIX веков. М., 1967.

94 Филиппу Барбуру наконец-то удалось разыскать акварельный портрет московского «царевича» из Дармштадтской библиотеки, о котором ранее было известно лишь по упоминаниям в журнальной печати XIX в. См.: Barbour Ph. L. Dimitry Called the Pretender Tsar and Great Prince of All Russia. L.; Melbourne, 1967. См.: Корецкий В. И., Станиславский A. Л. Американский историк о Лжедмитрии I // История СССР. 1969. № 2. С. 238–244.

95 В целом Г. В. Вернадский склонялся более к традиционному взгляду на самозванца, не называя его при этом Отрепьевым. Вернадский Г. В. Московское царство. Тверь; Москва, 1997. С. 208–214.

96 Czerska Danuta. Dymitr Samozwaniec. Wroclaw, 1995, 2004.

97 Скрынников P. Г. Социально-политическая борьба в Русском государстве в начале XVII века. Л., 1985. С. 324–326; Ульяновский В. И. Российские самозванцы. Лжедмитрии I.

98 Скрынников Р. Г. Самозванцы в России в начале XVII столетия. Григорий Отрепьев. С. 212. Позднее работы Р. Г. Скрынникова неоднократно переиздавались. См., напр.: он же. Три Лжедмитрия. М., 2003.

99 Станиславский А. Л. Гражданская война в России XVII в. Казачество на переломе истории. М., 1990. С. 6–24.

100 Скрынников Р. Г. Россия в начале XVII в. Смута. М., 1988.

101 См.: Ульяновский В. И. Российские самозванцы… С. 165–166.

102 См.: Ульяновский В. И. Лжедмитрии I и Украина: Указатель архивных источников и материалов. Киев, 1991; он же. Россия в начале Смуты: Очерки социально-политической истории и источниковедения. Киев, 1993. Ч. 1–2.

103 Ульяновский В. И. Российские самозванцы… С. 231; Ульяновский В. И. Православная церковь и Лжедмитрий I // Архив русской истории. Научный исторический журнал. М., 1993. Вып. 3. С. 29–62.

104 Кобрин В. Б. Смутное время — утраченные возможности // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX — начала XX в… М., 1991. С. 172–176.

105 Ульяновский В. И. Российские самозванцы; Andrusiewicz A. Dzieje wielkiej smuty. Katowice, 1999; Czerska Danuta. Dymitr Samozwaniec; Dunning Chester S. L. Russia's First Civil War. The Time of Troubles and the Founding of the Romanov Dynasty. The Pennsylvania State University Press, 2001; Maureen Perrie. Pretenders and Popular Monarchism in Early Modern Russia: The False Tsars of the Time of Troubles. Cambridge: Cambridge University Press, 1995.

106 Успенский Б. А. Царь и самозванец. Самозванчество в России как культурно-исторический феномен // Художественный язык средневековья. М., 1982; он же. Свадьба Лжедмитрия (1997) // Успенский Б. А. Этюды о русской истории. СПб., 2002. С. 149–228.

107 Лаврентьев А. В. Царевич — царь — цесарь. Лжедмитрии I, его государственные печати, наградные знаки и медали 1604–1606 гг. СПб., 2001.

108 Ульяновский В. И. Смутное время. М., 2006. См. также источниковедческие работы о летописях и сказаниях начала XVII в.: Бовина-Лебедева В. Г. Новый летописец: история текста. СПб., 2004; Корецкий В. И. История русского летописания второй половины XVI — начала XVII в. М., 1986; Морозова Л. Е. Смута начала XVII века глазами современников. М., 2000; Солодкин Я. Г. История позднего русского летописания. Учебное пособие. М., 1997 и др.

109 Даннинг Ч. Царь Дмитрий // Вопросы истории. 2007. № 1. С. 39–57. «Новейшие» историографические наблюдения Ч. Даннинга не учитывают, что историки слишком по-разному говорили о сходстве Лжедмитрия I и Петра I. После С. М. Соловьева, под влиянием которого историки задумались об этих аналогиях, сочувственно о Лжедмитрии как предшественнике Петра I написал И. А. Худяков в популярных очерках «Древняя Русь» (1867): «Лжедмитрии, воспитанный в Польше, под влиянием европейского образования, обещал быть Петром Великим, только столетием раньше». Правда, И. А. Худяков к тому времени лишь недавно закончил университет, писал свою книгу «для народа» и больше увлекался замыслами цареубийства, сломавшими ему жизнь. К. Н. Бестужеву-Рюмину Расстрига напоминал Петра «царственным видом и царственными приемами». А. Суворин, наоборот, писал о том, что Лжедмитрии «бил» своих бояр «палкою», как Петр Великий. См.: Письма К. Н. Бестужева-Рюмина о Смутном времени… С. 59; Суворин А. О Димитрии Самозванце… С. 64; Цамутали А. 77. Очерки демократического направления в русской историографии 60–70-х гг. XIX в. Л., 1971. С. 131.

110 Радзинский Э. Цари и самозванцы. Драмы истории. Распутин. Жизнь и смерть. М., 2008. С. 234. Очерк Эдварда Радзинского о Лжедмитрии выделяется на фоне других научно-популярных разысканий об этом герое точностью и глубиной постижения истории самозванца. К сожалению, чаще встречаются малоисторичные работы, в которых прослеживается стремление притянуть сегодняшние страсти к делам «давно минувших дней», чтобы через историю Лжедмитрия навести читателя на аллюзии с современными событиями. Некоторым трудам сопутствует дилетантская уверенность в возможности окончательного разрешения историографических споров. См., напр.: Зарезин М. В пучине Русской Смуты. Невыученные уроки истории. М., 2007; Таймасова Л. Трагедия в Угличе. Что произошло 15 мая 1591 года? М., 2006.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 349 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...