Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Памятник Минину и Пожарскому в Москве. Фото конца XIX в. 3 страница



[315]Тысячная книга 1550 г. и Дворцовая тетрадь 50-х годов XVI в. с. 160. Сохранилось упоминание о рядной записи 1570/71 г. на приданую вотчину матери князя Д.М. Пожарского сельцо Берсенево с пустошами Клинского уезда. См.: Антонов А.В. Частные архивы русских феодалов XV — начала XVII века // Русский дипломатарий. М., 2002. Вып. 8. с. 317.

[316]См. поручную запись 1562 года по князю Ивану Дмитриевичу Вельскому. Оба они должны были оплатить по 100 рублей, однако имя князя Федора Ивановича Пожарского стоит в списке поручиков выше имени Федора Иванова сына Берсенева: Антонов А.В. Поручные записи 1527— 1571 годов. с. 19, 21.

[317] Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч. 2 // Ключевский В.О. Сочинения: В 9т. М., 1987. т. 2. с. 151.

[318]ААЭ. СПб., 1836. т. 1. № 172. с. 142.

[319] Веселовский С Б. Исследования по истории класса служилых земле владельцев. с. 455—457.

[320]См.: Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI— XVII вв. М., 1978. с. 106—115; Антонов А.В. Приговорная грамота 1566 года// Русский дипломатарий. М., 2004. Вып. 10. с. 177.

[321]Вкладная книга Троицесергиева монастыря… с. 100.

[322]Там же. с. 27.

[323]В явочной челобитной о побеге разбойника, пойманного в Пурехской волости Луховского уезда, датированной октябрем 1582 года, упоминаются люди князя Михаила Федоровича Пожарского и князя Федора Ивановича Пожарского. См.: Маштафаров А.В. Явочные челобитные 1568—1612 годов из архива Суздальского Покровского девичьего монастыря// Русский дипломатарий. М., 2003. Вып. 9. с. 286.

[324]См.: Савелов Л.М. Князья Пожарские… с. 18. Ундольский В.М. Новые разыскания о месте погребения Прокопия Ляпунова… с. 33—46. Рукопись Списка надгробий, опубликованная в 1846 году В.М. Ундольским, в настоящее время представлена в оцифрованном виде в Интернете на сайте Троицесергиевой лавры. См.: http://www.stsl.ru/manuscripts/ book.php?col= 1 &manuscript=820.

[325]Публикаторы актов Спасоевфимиева монастыря в 1998 году впер вые издали один примечательный документ: данную княгини Анастасии Ивановны — жены князя Федора Ивановича Пожарского, передавшую в монастырь село Могучее с деревнями в 7095 (1586/1587) году. По данной 1586/87 года Спасоевфимиеву монастырю княгиня Анастасия Ивановна передала «вотчину свою в Стародубе Ряполовском село Могучее с деревнями». Она объяснила свое право распоряжения этой вотчиной необычно: тем, что «ту мне вотчину село Могучее з деревнями дал князь мой княж Федор Иванович за приданое за триста рублей». Распорядилась она ею как вкладом «по своей душе» и для поминания исключительно своих родителей: «князя инока Иосифа, княгиню иноку Софью, князя инока Деонисья, князя Петра, князя инока Афонасья, иноку Маремьяну». На выкуп вотчины был наложен запрет: «а нет дела до тое вотчины ни роду моему, ни племяни». Словом, создается впечатление какого-то семейного раздела, хотя речь не об этом. Удается восстановить, что княгиня Анастасия Ивановна Пожарская происходила из заметного рода ярославских князей Хворостининых. Инок Иосиф — это ее отец князь Иван Михайлович Хворостинин — тысячник по Коломне в 1550 году, носивший высокий думный чин окольничего. Он умер в 1571 году и принял постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре. Упомянутый в списке для поминания «князь Петр», возможно, князь Петр Иванович Хворостинин (другой брат Дмитрий Иванович в монашестве действительно носил имя Дионисий). И, наконец, в составленном В.Б. Кобриным родословии ярославских князей находится указание на сохранившуюся духовную князя Федора Ивановича Хворостинина, составленную в октябре 1602 года. Одним из душеприказчиков князя Ф.И. Хворостинина выступала его сестра «княгиня Настасья княж Федорова княгиня Пожарскаго». См.: Ундольский В.М. Новые разыскания… с. 37; Духовное завещание князя Ф.И. Хворостинина / Публ. с. Шереметева // Русский архив. № 4. 1896. с. 572; Веселовский С.Б. Исследования по истории опричнины. М., 1963. с. 235; Кобрин В.Б. Материалы генеалогии княжеско-боярской аристократии XV—XVI вв. М., 1995. с. 63; Акты Суздальского Спасоевфимьева монастыря… № 225. с. 424—426.

[326] Погодин М. 77. О месте погребения князя Дмитрия Михайловича Пожарского. с. 34.

[327] Лихачев Н. Н. Двойные имена // Известия Русского генеалогического общества. СПб., 1900. Вып. 1. с. 128.

[328] Эскин Ю.М. Завещание князя Дмитрия Пожарского // Отечественная история. 2000. № 1. с. 150; он же. Опыт жизнеописания… с. 121.

[329]См.: Эскин Ю.М. Опыт жизнеописания… с. 125; Памятники истории русского служилого сословия. с. 69.

[330]АСЗ. М., 1997. т. 1. № 218. с. 189-190.

[331]Надгробные плиты с захоронений отца и матери князя Д.М. Пожарского были использованы монастырскими властями в середине XVIII века для ремонтных работ и укрепления западной стены монастыря. См.: Курганова Н.М. Надгробные плиты из усыпальницы князей Пожарских и Хованских в Спасоевфимиевом монастыре Суздаля // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1993. М., 1994. с. 396—405; она же. Страницы истории некрополя города Суздаля. М., 2007. с. 69.

[332]См.: Акты Суздальского Спасоевфимьева монастыря… № 230. с. 436; Эскин Ю.М. Опыт жизнеописания… с. 125.

[333]Акты Суздальского Спасоевфимьева монастыря… № 172. с. 333— 334.

[334] Малиновский А.Ф. Биографические сведения о князе Дмитрии Михайловиче Пожарском. М., 1817. с. 3. Так как, по признанию исследователей, ввозная грамота 28 февраля 1588 года остается главным и единственным основанием для определения точного года рождения князя Дмитрия Пожарского, не лишены вероятия и другие расчеты, относящие дату рождения князя к 1577 году (с учетом его рождения около 1 ноября). Ведь вдова княгиня Мария Пожарская должна была подать свою челобитную не позднее конца 1587-го — начала 1588 года, то есть десятилетний возраст князя Дмитрия указан на эту дату? См.: Савелов Л.М. Князья Пожарские. с. 24; Эскин Ю.М. Завещание князя Дмитрия Пожарского. с. 149; он же. Опыт жизнеописания… с. 120, 125; Шматов В.Е. О дате рождения князя Дмитрия Пожарского // Нижегородская правда (16 июля 2005 г.). Текст статьи размещен в Интернете по адресу: http:// www.d-pozharskym/publikacii/o-date-rozhdenija-knjazja-dmitrija

[335]АС З.Т. 1. № 219. с. 190-191.

[336]В конце 1980-х годов были найдены надгробия с захоронений как отца, так и матери князя Д.М. Пожарского. Однако при публикации записи на надгробии княгини Евфросиньи-Марии Пожарской была допущена неточность, год ее смерти был прочтен как 1632, вместо правильного — 1640. Лишь недавно известный исследователь древнерусских некрополей Л.А. Беляев уточнил чтение: «Лета 7//148 апреля в 7 день преста//вися раба Божия княгиня Еу//фросиния Федоровнакняз//Михайлова жена Федоро//вича Пожарскава во иноцех // скимница Евъникея». См.: Курганова Н.М. Страницы истории некрополя города Суздаля. с. 69; Беляев Л.А. О датах смерти Е.Ф. Пожарской и В.П. Пожарского: эпиграфические заметки // Российская археология. 2009. № 1. с. 162— 165.

[337]Князь Н.А. Хованский записан стольником в боярском списке 1588—1589 годов. См.: Савелов Л.М. Князья Пожарские… с. 27; Зимин А.А. Формирование боярской аристократии… с. 29—30; Станиславский А.Л. Труды по истории Государева двора в России… с. 206.

[338] Сироткин С В. Заметки к биографии Дмитрия Михайловича Пожарского //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2001. № 1. с. 108— 110.

[339]См. подробнее: Козляков В.Н. Борис Годунов. Трагедия о добром царе. М., 2011 (серия «ЖЗЛ»). с. 155-157.

[340]Это выясняется из «сказки» Юрия Дмитриевича Хворостинина, по давшего в 1628 году челобитную о возвращении сестре Авдотье рязанской вотчины Годуновых, отобранной у них после ссылки Степана Годунова в Алатырь в 1605 году. См.: Корецкий В. И., Соловьева т. Б., Станиславский А.Л. Документы первой крестьянской войны в России // Советские архивы. 1982. № 1.С. 37.

[341]Конечно, переход села Могучего в род князя Дмитрия Пожарского нарушал распоряжение княгини Анастасии Ивановны Пожарской, но, отдавая вотчину в монастырь в 1586/87 году, она и сама действовала вопреки соборному приговору 1580 года. Интересно, что князь Дмитрий Михайлович, кажется, включал «княгиню Анастасию» в поминание своего рода в синодике Спасоевфимиева монастыря. Хотя точно установить, действительно ли это была княгиня Анастасия Ивановна, трудно, ведь в своей родовой усыпальнице она была погребена с другим, видимо, крестильным именем как княгиня Мавра (умерла 17 февраля 1615 года). Село Могучее упоминалось в завещании самого князя Дмитрия Пожарского, составленном в начале 1640-х годов, как принадлежавшее ранее его «дяде» князю Федору Пожарскому и выкупленное из Спасоевфимиева монастыря: «Да что я вотчину взял ис Спасского монастыря с [ело] Могучее дяди своего князя Федора Пожарского, и з[а ту] вотчину дати детем моим в Спасской монастырь сто рублев [де]нег». Недавно исследователи суздальских вотчин князя Пожарского Г.Р. и М.М. Якушкины обратили внимание на запись в переписной книге 1646 года, в которой было сказано: «Да Спаса же Еуфимьева монастыря вотчина селцо Могучее з деревнями и пустошьми, что взял боярин князь Дмитрей Михайлович Пожарской по свой живот на строенье и на ту де вотчину в Спаском монастыре крепость есть, а ныне тою вотчиною боярина князь Дмитрея Михайловича дети стольники князь Петр да князь Иван монастырю владеть не дадут». См.: Акты Суздальского Спасоевфимьева монастыря… № 225. с. 424—426.: Погодин М.П. О месте погребения князя Дмитрия Михайловича Пожарского… с. 28—29, 31; Ундольский В.М. Новые разыскания. с. 37; Эскин Ю.М. Завещание князя Дмитрия Пожарского. с. 152—154; Якушкин Г. Р., Якушкина М.М. Страницы истории Мугреевских владений князя Дмитрия Михайловича Пожарского// Пожарский юбилейный альманах… Вып. 6. с. 30.

[342]Акты Суздальского Спасоевфимьева монастыря… № 228. с. 433.

[343] Станиславский А.Л. Труды по истории Государева двора… с. 53, 204, 218, 227.

[344]ААЭ. т. 2. № 7. с. 48; Разрядная книга 1475-1605. т. 4. Ч. 1. с. 27.

[345]В публикации «Дворцовых разрядов», осуществленной в середине XIX века, в упоминании об этом деле содержится дефект текста. Там сказано: «а в князь Андреево место Гундорова отвечал князь Дмитрей Михайлович Пожарской, и в суде сказал он князь Дмитрей, что ему князю Дмитрею князь Андрей Гундоров ста…» (на этом текст обрывается). В новейшей публикации разрядных книг есть продолжение, из которого уз наем, что князь Дмитрий Пожарский называл князя Андрея Гундорова «старейшим дядей». См.: Д Р.Т. 2. Стб. 36; Разрядная книга 1475—1605. т. 4. Ч. 2. с. 63.

[346]ААЭ. т. 2. №7. с. 51.

[347]Разрядная книга 1475-1605. т. 4. Ч. 1. с. 68-69.

[348]Там же. с. 28-29.

[349]Там же. Ч. 2. с. 47.

[350]Там же. Ч. 1.С.69.

[351]Там же. Ч. 2. с. 42.

[352]При разборе местнического дела князя Дмитрия Михайловича Пожарского с князем Борисом Михайловичем Лыковым 28 декабря 1602 го да он говорил: «и яз, государь, холоп государев, по ево царской милости таков же стольник, что и князь Борис Лыков». Однако возможна и другая трактовка этих слов князя Дмитрия Пожарского, стремившегося любыми путями показать, что по своему статусу он был не ниже стольника, принадлежавшего к роду князей Оболенских. А.П. Павлов включает имя князя Дмитрия Михайловича в число стольников при дворе Бориса Годунова. Ю.М. Эскин подчеркивает, что с чином стольника князь Д.М. Пожарский впервые упоминается только при Лжедмитрии I. См.: Разрядная книга 1475—1605. т. 4. Ч. 2. с. 42; Павлов А. И Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове… с. 110, 132; Эскин Ю.М. Опыт жизнеописания… с. 126, 130.

[353] Маркевич А.И. История местничества в Московском государстве в XV—XVII веке. Одесса, 1888. с. LV; Эскин Ю.М. Опыт жизнеописания… с. 237-243.

[354] Павлов А.П. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове… с. 25.

[355]См.: Эскин Ю.М. Опыт жизнеописания… с. 129; он же. Очерки истории местничества в России… с. 19.

[356]Ср.: Разрядная книга 1475-1605. т. 4. Ч. 1. с. 68-69.

[357]Русский исторический сборник, издаваемый обществом истории и древностей российских. М., 1838. т. 2. Кн. 1—4. с. 267—268.

[358]См. записи в разрядных книгах о назначении князя Б.М. Лыкова воеводой в Белгород в 111 (1603) году, где он оставался вплоть до 113 (1605) года. Князь Борис Лыков вместе с князем Василием Васильевичем Голицыным были воеводами большого полка в войске самозванца на подходе его от Тулы к Москве: Разрядная книга 1475—1605. т. 4. Ч. 2. с. 47, 56, 68, 82, 97.

[359]О их родственных связях см.: Кобеко Д.Ф. Родословные заметки о некоторых деятелях Смутного времени // Известия Русского генеалогического общества. 1909. Вып. 3. с. 3—23; Эскин Ю.М. Опыт жизнеописания… с. 129.

[360]См.: Руммель В.В. Заметки о первой жене князя Д.Т. Трубецкого // Известия Русского генеалогического общества. СПб., 1900. Вып. 1. с. 155—156. Она приняла постриг с именем Анисья и была похоронена в Троицесергиевом монастыре вместе с другими князьями Татевыми в 1631 году: «Род Татевых. Князя Василья Федоровича Шуйского Скопина княгиня инока Анисья Петровна преставися 139-го году июля в 19 день». См.: Ундольский В.М. Новые разыскания… с. 37.

[361]См.: Вкладная книга Троицесергиева монастыря… с. 77.

[362]За вклад князя Дмитрия Михайловича Пожарского княгиню Алену Петровну, в иночестве Анисью, погребли в усыпальнице Татевых в Троицесергиевом монастыре в 1631 году: «139 (1631)-го году июля в 26 день по иноке Анисье Петровне Шуйской Скопине дал вкладу боярин князь Дмитрей Михайлович Пожарской денег 50 рублев, и за тот вклад тело княгини иноки Анисьи погребли у живоначальные Троицы в большом монастыре». См.: Вкладная книга Троицесергиева монастыря… с. 75. Кстати, вторая жена князя Дмитрия Пожарского (с конца 1630-х годов) — княгиня Феодора Андреевна происходила из рода князей Голицыных. Савелов Л.М. Князья Пожарские. с. 27.

[363]Список сторонников царя Василия Шуйского… с. 318.

[364]Разрядная книга 1475—1605. т. 4. Ч. 2. с. 63; Эскин Ю.М. Местничество в России XVI—XVII вв. с. 127.

[365] Сухотин Л.М. Четвертчики Смутного времени… с. 8, 10, 11, 14— 16.

[366] Станиславский А.Л. Труды по истории Государева двора… с. 262.

[367] Антонов А.В. Частные архивы русских феодалов… с. 318.

[368]Перечень земельных владений князя Дмитрия Михайловича Пожарского, принадлежавших ему до Смуты, восстановлен А.П. Павловым. См.: Павлов А.П. Государев двор и политическая борьба… с. 166.

[369]Дальше в местническом деле содержалась дополнительная аргументация о службе князей Пожарских, в том числе деда князя Дмитрия Пожарского — князя Федора Ивановича в Свияжске в 64 (1555/56) году. Князь Юрий Дмитриевич Хворостинин был хорошо осведомлен, он верно указал, что князь Федор Иванович Пожарский был на этой службе «менши князя Ромодановского», служившего по разрядам воеводой в Свияжске (об этом, как говорилось, не знал даже его внук князь Дмитрий Пожарский, в своем споре с князем Лыковым упоминавший имена других свияжских воевод). См.: Белокуров С А. Разрядные записи за Смутное время… с. 31, 33; Эскин Ю.М. Местничество в России XVI—XVII вв. с. 131.

[370] Белокуров С.А. Разрядные записи за Смутное время… с. 77, 81.

[371]Записки Станислава Немоевского. 1606—1608 // Титов Л.А. Рукописи славянские и русские, принадлежащие И.А. Вахрамееву. М., 1907. Вып. 6. с. 62, 69.

[372]Не исключено, впрочем, что это замечено о кравчих и чашничих. См.: Дневник Марины Мнишек. СПб., 1995. с. 41, 42. См. также: Эскин Ю.М. Опыт жизнеописания… с. 131.

[373]Разрядная книга 1550-1636 гг. М., 1976. т. 2. Вып. 1. с. 237.

[374]На это обстоятельство впервые обратил внимание Ю.М. Эскин. См.: Народное движение в России в эпоху Смуты начала XVII века. с. 140; Станиславский Л.Л. Труды по истории Государева двора… с. 302; Эскин Ю.М. Опыт жизнеописания… с. 133.

[375] Белокуров С.А. Разрядные записи за Смутное время… с. 269—270.

[376]Акты Суздальского Спасоевфимьева монастыря… № 268. с. 510— 511; Беляев Л.А. Усыпальница князей Хованских и Пожарских в Суздальском Спасоевфимиевом монастыре: новый этап историко-археологических исследований // Исторические записки. М., 2010. т. 13 (131). с. 308-323.

[377] Курганова Н.М. Надгробные плиты из усыпальницы князей Пожарских и Хованских… с. 396—405.

[378] Эскин Ю.М. Опыт жизнеописания… с. 240.

[379]См.: Тюменцев И.О. Смутное время в России начала XVII столетия… с. 448-449.

[380]АИ.Т.2.№ 118. с. 146.

[381]Новый летописец. с. 84.

[382]См.: Тюменцев И.О. Смутное время в России начала XVII столетия… с. 449; Эскин Ю.М. Опыт жизнеописания… с. 135—136.

[383]ДР.Т.2.Стб. 377.

[384]В записи разрядной книги за 117 (1609) год говорилось: «Тово ж году на Коломне же были воеводы: Иван Михайлов сын Меншой Пушкин да Семен Глебов. Да на Коломну же прислан был с ратными людми столник и воевода князъ Дмитрей Михайлович Пожарской. Того ж году при слана на Коломну государева грамота о ратных людех. А в грамоте пишет: "От царя и великого князя Василья Ивановича всеа Русии на Коломну столнику нашему и воеводам князю Дмитрею Михайловичю Пожарскому, да Ивану Михайловичю Пушкину, да Семену Матвеевичю Глебову"». Белокуров С.А. Разрядные записи за Смутное время… с. 52.

[385]См.: Там же. с. 51-52.

[386] Эскин Ю.М. Местничество в России XVI—XVII вв. с. 135.

[387]Русский исторический сборник… 1838. т. 2. с. 267.

[388] Белокуров С.А. Разрядные записи за Смутное время… с. 101.

[389]См.: Новосельский А.А. Борьба Московского государства с татарами в первой половине XVII века. М.; Л., 1948. с. 54.

[390] Белокуров С.А. Разрядные записи за Смутное время… с. 99.

[391]Там же. с. 388-389, 510-511.

[392]Новый летописец. с. 53—54.

[393]См.: Тихомиров М.Н. Россия в XVI столетии. М., 1962. с. 402-403.

[394]Разрядные книги 1475-1598 гг. с. 492, 503, 512, 541; Разрядная книга 1475-1605. т. 4. Ч. 1. с. 15.

[395] Белокуров С.А. Разрядные записи за Смутное время… с. 104, 126, 165.

[396] Погодин М.П. О месте погребения… с. 28.

[397]См.: Новый летописец. с. 97, 99; Эскин Ю.М. Опыт жизнеописания… с. 139-140.

[398]Боярский список 1610—1611 г. // Сторожев В.Н. Материалы для истории русского дворянства. М., 1909. Вып. 2. с. 75, 79; Эскин Ю.М. Опыт жизнеописания… с. 146.

[399]Новый летописец. с. 107; Эскин Ю.М. Опыт жизнеописания… с. 145-146.

[400] Забелин И.Е. Минин и Пожарский… с. 54—55.

[401]Ю.М. Эскин считает выдачу этой грамоты «официальным свидетельством службы Дмитрия Михайловича в I Ополчении». См.: Эскин Ю.М. Пожарский и Ляпунов // Смутное время и земские ополчения… с. 18.

[402]АСЗ.Т. 3.№329.С. 270.

[403]СГГ и Д. т. 2. № 267. с. 566-567. Еще ранее, 30 октября 1610 года, Григорий Орлов получил грамоту на поместье Андрея (Ивана?) Щелкалова в Шацком уезде; возможно, было у него и какое-то другое «старое поместье» в Суздале. См.: АЗР. т. 4. № 183. с. 368; Документы Печатного приказа (1613—1615 гг.) / Сост. С.Б. Веселовский; подг. к печати Н.К. Ткачева. М., 1994. с. 353.

[404]СГГ и Д. т. 2. № 267. с. 566-567.

[405]См.: Якушкин Г. Р., Якушкина М.М. Нижнеландеховская вотчина князей Пожарских в XVII в. // Мининские чтения. 2008. Нижний Новгород, 2010. с. 168-197.

[406]Новый летописец. с. 116; Подвиг нижегородского ополчения. Нижний Новгород, 2011. т. 1. с. 516. Архимандрит Тихон, настоятель Макарьевского Желтоводского монастыря — автор Латухинской «Степенной книги», написавший свой труд в 1678 году, скорее всего использовал здесь текст того же «Нового летописца» или какой-то редакции этого памятника. См.: Васенко П.Г. Заметки к Латухинской «Степенной книге» // Сборник ОРЯС. Т. 72. № 2. СПб., 1902. с. 86-87.

[407]Москвитянин. 1852. т. 1. Разд. 4. с. 33.

[408]См.: Морохин Л.В. Личность и деятельность Кузьмы Минина в работах нижегородского историка П.И. Мельникова // Смутное время и земские ополчения в начале XVII века. с. 238—239.

[409] Садовский Л.Я. Одно ли лицо Кузьма Минин и Кузьма Захарьев Минин Сухорук. Нижний Новгород, 1916. с. 1—14.

[410] Ханко Л.Ю. Как звали Минина (Купчая 1602 г.) // Мининские чтения. 2002. Нижний Новгород, 2003. с. 7—11.

[411] Кучкин В.Л. О роде Кузьмы Минина // История СССР. М., 1973. №2. с. 209-211.

[412] Буганов В.И. «Выборный человек всею землею» Кузьма Минин // Вопросы истории. М., 1980. № 9. с. 90—102.

[413] Пудалов Б.М. К биографии Кузьмы Минина // Мининские чтения. Труды научной конференции. Нижний Новгород. 2007. с. 184—195. См. также составленное Р. Каюмовым описание Синодика Спасо-Преображенского собора Нижнего Новгорода начала XVIII века, с записью «Рода думного дворянина Космы Минича». Рукопись Синодика хранится в настоящее время в Отделе редких книг и рукописей Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеки (Ф. 1. Оп. 2. № 26. Л. 74—74 об.) // www.nounb.sci-nnov.ru/fulltext/manuscripts/ flop2ed26.rtf. «Балахнинская версия» подробно разбирается в трудах историков-архивистов Б.М. Пудалова и С.В. Сироткина, доказавших ее несостоятельность. Продолжающиеся попытки обосновать происхождение «народного героя» из Балахны научного значения не имеют. См.: Козляков В. И., Михайлов П. Кузьма Минин // День народного единства: Биография праздника. М., 2009. с. 283—285; Карташова М.В. О происхождении Кузьмы Минина // Российская история. 2009. № 4. с. 202—204; Морохин А. В., Пудалов Б.М. К биографии Кузьмы Минина // Там же. с. 204—205; Сироткин С.В. «Братья» и сестры Кузьмы Минина: генеалогический этюд // Мининские чтения. 2008. Труды участников международной научной конференции. Нижний Новгород, 2010. с. 138—151; Кузнецов А.А. Споры о родине Кузьмы Минина (историографические наблюдения) // Пожарский юбилейный альманах… Вып. № 6. с. 21—23.

[414]Здесь идет речь о версиях, которые имеют хотя бы какое-то источниковедческое основание. Гораздо хуже, что сегодня едва ли не общим местом становится запущенная в оборот версия о татарском происхождении Минина. Виноваты политики, уже неоднократно озвучивавшие это «открытие» в своих речах по разным «юбилейным» поводам. Для кого-то искажение исторической истины в упоминании о происхождении некоего Кириши Минибаевича — Кузьмы Минина — оправдано стремлением устранить явный националистический перекос в дни празднования «народного единства». Охотно эту версию подхватили и с татарской стороны, легко «приватизировав» одного из первых героев отечественной истории. (Автором этой версии, как установил Ф.А. Дорофеев, был покойный журналист и публицист В.Л. Махнач. См.: Дорофеев Ф.А. Фантом Кириши Минибаева как зеркало российской фолк-хистори // Мининские чтения: Труды науч. конф. Нижегородского гос. ун-та. 20—21 окт. 2006 г. Нижний Новгород, 2007. с. 239-249.)

[415]См.: Антонов А.В. К начальной истории нижегородского ополчения // Русский дипломатарий. М., 2000. Вып. 6. с. 196—240; Козляков В.Н. Служилый «город» Московского государства… с. 44—46; Пудалов Б.М. «Смутное время» и Нижегородское Поволжье в 1608—1612 гг. Историографический очерк // Подвиг нижегородского ополчения. т. 2. с. 621-634.

[416]См.: Клосс Б.М. Избранные труды. т. 1: Житие Сергия Радонежского. М., 1998. с. 454—544. См.также: Белоброва О.А. Об источниках Жития Дионисия, архимандрита Троицесергиева монастыря // ТОДРЛ. СПБ., 2001. т. 52. с. 667-674.

[417] Клосс Б.М. Избранные труды. т. 1. с. 480-481.

[418]Новый летописец / Пер. на современный русский язык С.Ю. Шокарева//Хроники Смутного времени. М., 1998. с. 364—365.

[419]Пискаревский летописец // ПСРЛ. М., 1978. т. 34. с. 217.

[420] Любомиров 77. Г. Очерки истории нижегородского ополчения… с. 47.

[421] Клосс Б.М. Избранные труды. т. 1. с. 481; Изборник… с. 353.

[422]См.: Подвиг нижегородского ополчения. т. 1. с. 494—496; Морохин А.В. Личность и деятельность Кузьмы Минина… с. 237—238; Пудалов Б.М. Третье имя на обложке. с. 125—137.

[423]Цит. по: Любомиров П.Г. Очерки истории нижегородского ополчения… с. 54.

[424]Подвиг нижегородского ополчения. т. 1. с. 501, 516.

[425] Клосс Б.М. Избранные труды. т. 1. с. 481. «Карамзинский хронограф» называет среди городов, куда Кузьма Минин послал «окладывать» имущество посадских людей, соседние Балахну и Гороховец. См.: Изборник… С.353.

[426]Изборник… с. 353; Новый летописец. с. 117.

[427] Клосс Б.М. Избранные труды. т. 1. с. 481-482.

[428] Любомиров П.Г. Очерки истории нижегородского ополчения… с. 281.

[429]Грамоты и отписки 1611—1612 г. курмышскому воеводе С.В. Елагину. с. 11; Веселовский С.Б. Дьяки и подьячие XV—XVII вв. М., 1975. с. 455.

[430]Они были записаны в выборе по Дорогобужу в боярском списке 1588—1589 годов. См.: Станиславский А.Л. Труды по истории Государева двора… с. 246.

[431]См.: Веселовский С Б. Арзамасские поместные акты… с. 377, 380— 381, 384, 386, 396, 441, 516; Любомиров И Г. Очерки истории нижегородского ополчения… с. 59—60.

[432]Не случайно смоляне уже во время стояния ополчения в Ярославле в 1612 году будут последовательно его поддерживать, вопреки обвинениям в «смуте» от остальных ратных людей. См.: Новый летописец. с. 120.

[433] Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты… с. 410. Фамилию дьяка Василия Юдина установил Б.М. Пудалов. См.: Пудалов Б.М. Дьяк Нижегородского ополчения (Новые данные к биографии) // Мининские чтения. Материалы докладов научных конференций. Нижний Новгород. 2001. с. 20-21.

[434] Budzilo Jozef. Wojna Moskiewska wzniecona i prowadzona z okazji fatszywych Dymitrow od 1603 do 1612 r. / Opracowanie Janusz Bylinski i Jozef Dhigosz. Wroclaw, 1995. S. 149; РИБ. 1. Стб. 315—316. (В русском из дании записок Иосифа Будилы отчество Минина передано искаженно: «Surewicz», вместо правильного: «Jurewicz».) Иосиф Будило, бывший по том в ссылке в Нижнем Новгороде, мог использовать и какие-то рассказы нижегородцев о тех событиях.

[435]Грамоты и отписки 1611 — 1612 г. курмышскому воеводе С.В. Елагину… с. 8.

[436]Там же. №11. См. также: Любомиров И.Г. Очерки истории нижегородского ополчения… с. 80—81.

[437] Долинин Н.П. Подмосковные полки (казацкие «таборы»)… с. 18.

[438]ААЭ.Т2.№203.

[439]Вельский летописец // ПСРЛ. М., 1978. т. 34. с. 259.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 270 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.021 с)...