Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ФЕРНАНДЕС Доминго (см. Фернан Феликс–де–Амадор)



ФЕРНАНДЕС Рафаэль. Гитарист, в 1908 г. живший в Лиме, столице Перу, где преподавал гитару. Здесь издавались его сочинения для гитары; при этом отмечалась оригинальность некоторых из них. Фернандес был учеником гитариста Хименеса Манхона, во время короткого пребывания слепого гитариста в бывшей столице испанских вице–королей.

ФЕРНАНДЕС Сотомайор Диего. В опубликованной в Буэнос–Айресе в 1909 г. Греноном книге под названием «Наша первая гитарная музыка» говорится о музыканте и преподавателе гитары Диего Фернандесе Сотомайоре, который, составляя завещание в 1661 г. закончил его так: «В этом моем доме остается виуэла, моя шапочка и обшлага маэстро».

ФЕРНАНДЕС Хоао. Гитарист в фольклорном португальском стиле. Его искусство и исполнение можно было оценить в Буэнос–Айресе в ноябре 1932 г. в театре Майпо, когда он играл в составе «Компанья Портагеса», оставившей самые лучшие впечатления. «Гитаристы Хоао Фернандес и Сантос с чувством исполняли прекрасную страницу народной музыки» /«Ла Пренса», 10.11.1932 г./

ФЕРРАБОСКО Альфонсо. Композитор–лютнист 16–го века, родившийся в Гринвиче. Один из многих композиторов–лютнистов, оставивших бесконечное число документов, подписанных только фамилией. Эйтер упоминает пьесы для лютни Альфонсо в рукописи, хранящейся в Британском музее.

ФЕРРАН П. Де. Гитарист конца 19–го века. В ценной и важной коллекции сочинений для гитары соло каталонского гитариста Хосе Ферреру Эстеве, которая ныне принадлежит автору этих строк, имеется неизданное сочинение П. Де Феррана, где виден хороший знаток инструмента. Это фрагмент одного из сочинений Беллини, обработанный для игры на гитаре.

ФЕРРАН Хуан. Испанский любитель–гитарист, ученик композитора Хосе Брока. В Барселоне, где он жил, в 1880 – 90 гг. был известен как хороший исполнитель. Одна из дочерей Феррана вышла замуж за человека, увлеченного гитарой, известного скрипача и бандуриста Феликса де Сантос Себастьяна. Умер Ферран Хуан в Барселоне в начале века.

ФЕРРАРИ Альдо. Современный итальянский гитарист, уроженец Пармы. Ведущий концертный исполнитель своей страны. Публика и газеты особенно оценили его прекрасное владение инструментом и четкую фразировку. Учиться игре на гитаре он начал у своего отца, скромного исполнителя, но, благодаря упорному труду, ему удалось значительно выдвинуться. Некоторые из его сочинений опубликованы в миланской газете «Плектр».

ФЕРРАРИ Бенедетто /а/ делла Тьорбе. Известный итальянский композитор и теорбист. Родился в Реджьо д’Эмилия в 1587 г., а по данным Шмидта – в 1607 г. Музыке учился в Риме, где был известен как хороший теорбист. В 1632 г. переехал в Венецию и стал заниматься поэзией и сочинением драматических произведений.

В 1651 г. некоторое время жил в Вене, откуда уехал, чтобы занять место дирижера капеллы при Дворе графов в Модене, место, которое он занимал и раньше, и, с перерывами, до последних дней.

Во всех названных областях творил много и хорошо, и в свое время пользовался всеми привилегиями образованного и знаменитого музыканта. Умер в Модене 22 октября 1681 г.

ФЕРРАРИ Ромуло. Итальянский гитарист, преподаватель, концертный исполнитель и композитор. Родился в Модене 29 июня 1814 г. Сольфеджио и контрапункт изучал в Лицее в Болонье, где получил степень преподавателя; затем изучал гармонию и композицию у Джулио Тиринделли. В дальнейшем его заинтересовала гитара и он учился играть на ней у профессора Л. Моццани. Время от времени итальянская публика могла оценить его мастерство исполнителя на концертах, о чем сообщала миланская газета «Плектр».

Феррари Ромуло написал интересные монографии о Луиджи Леньяни, Мауро Джулиани и другие сочинения по истории гитары и ее исполнителей. Из его композиций известны «Триумфальный марш» для оркестра, «Похоронный марш», Симфония для оркестра, фортепиано и смычковых инструментов, разнообразные сочинения по жанру для различных инструментов. Несомненно, в настоящее время Феррари – один из самых выдающихся гитаристов своей страны.

ФЕРРЕЙРА Валентин. Известный аргентинский писатель. Вентура Р. Линч в книге «Буэнос–Айресское шансоньеро» /1883 г./, переизданной в 1925 г. Аргентинским Литературным институтом, факультетом философии и изящных искусств Буэнос–Айреса, приводит в качестве примера «сифры», взятые у крестьян Валентина Феррейра из деревни Рауч и у Теодоро Гомеса и Тандиля, исполнявших их вдвоем. Это было интересное поэтико–музыкальное состязание из вопросов и ответов, которое Линч воспроизводит в нотной записи и стихах.

Мы включили в словарь имена этих гитаристов, поскольку их называет писатель–эрудит. Так как речь идет о народных исполнителях, то ни одно из имен не должно отсутствовать в данном словаре.

ФЕРРЕЙРА Мануэль. Как тогда говорили, музыкант–гитарист мадридских театров, которого сначала можно найти в списках 1737 г. труппы Мануэля Муньоса и Хосе Парры, а затем Риберы и Мартинеса. Долгие годы Феррейра служил в труппе Риберы, а затем перешел в труппу Мартинеса, заменив гитариста Герреро, умершего в 1776 г.

На его место поступил знаменитый исполнитель тонадилий Д. Блас Лагерна со скромным титулом музыканта, как и Ферейра. Хотя в 1778 г. в качестве композитора в труппу Мартинеса поступил дон Пабло Эстеве–и–Гримау /знаменитый каталонский сочинитель тонадилий/, Феррейра продолжал работать там же до выхода на пенсию в 1780 г.; после этого его должность не была упразднена – на нее был назначен Франсиско Мендес, музыкант с богатым опытом.

Любопытна служебная записка Эстеве, где он просит, чтобы ему добавили еще одну ставку для музыканта и добавляет, что это было бы справедливо, поскольку имеющаяся кандидатура не отвечает вкусу времени и возрастом старше ушедшего на пенсию музыканта из другой труппы, то есть Мануэля Феррейро.

Его можно назвать в ряду основных и самых первых сочинителей тонадилий, таких как итальянец Корадини, дон Хосе де Небра, дон Антонио Гереро и дон Луис Мисон. Имена Феррейры и Герреро, фигурируют как имена главных музыкантов в Соглашении Монте Пио, документе, датируемом: Мадрид, 20 мая 1775 г.

В служебной записке от 6 января того же года Феррейра просит «гитариста труппы» дорогостоящей помощи, в которой ему отказали руководители театров дон Мануэль Пинедо и дон Педро Хосе де Норьега.

Феррейра не дожил до времени расцвета тонадильи, и мне неизвестно ни одно из его сочинений в этом жанре – куатро и принцесса, как их тогда называли. Сохранилось достаточное число произведений Сайнет: «Конец праздника», драма и комедии, сочиненные для обоих театров. /Педрель/.

ФЕРРЕЙРА Хосе С. Аргентинский преподаватель гитары, проживавший в Буэнос–Айресе в начале века. Феррейра, по словам его друга и почитателя Гарсии Толсы, был выдающимся исполнителем; особенно он хвалит его правую руку с ясным, чистым и быстрым исполнением арпеджио. Опубликованы три его переложения, по которым видно, что Феррейра обладает глубокими познаниями в гитаре. Напомню, что он обучал безвременно погибшего гитариста Ромуло Тронкосо.

ФЕРРЕР Мануэль И. Гитарист–педагог. Родился в Испании в 1878 г. В юные годы уехал в США и обосновался в Сан–Франциско, где посвятил себя преподаванию гитары. Напомним, что он был учителем известной преподавательницы гитары и композитора Вады Олкотт. Мануэль И. Феррер умер в Сан–Франциско 1 июня 1904 г. О нем с похвалой отзывается Фелипе Боне.

ФЕРРЕР Эстеве–де–Пухадас Хосе. Испанский гитарист, композитор и педагог. Родился в Торроэлье–де–Монгри, провинция Херона, 13 мая 1835 г.

Первые музыкальные занятия начал со своим отцом, хорошим адвокатом и композитором, от которого остались сочиненные им грегорианские песни, ценные для истории гитары и документы из архива этой семьи, предоставленные нам сыном Хосе.

Хосе переехал в Барселону в 1860 г., где стал заниматься гитарой у Хосе Брока. Это подтверждает посвящение названному маэстро в его сочинении «Воспоминание о Монгри», опус 1, опубликованном 30.11.73 г. в Барселоне. В нем говорится: «Сеньору О. Хосе Брока. С удовольствием посвящаю Вам настоящее оригинальное произведение, плод моих досугов, с уверенностью, что Вам доставит удовольствие этот дар как выражение моих искренних дружеских чувств. Пользуюсь случаем, чтобы выразить Вам свою благодарность с мыслью о том, что большей частью своих успехов я обязан Вам, чье искусство и хороший вкус столько раз очаровывали меня».

До отъезда в Барселону страсть и желание заниматься гитарой поддержали у Феррера два великих гитариста из того же города – Хосе Угао и адвокат Хосе Коста–и–Угас /см./. Таким образом, гитара обязана Торроэлье–де–Монгри многими значительными именами, причем необходимо упомянуть и о Фрае Ансельмо Виоле, преподавателе музыки, открывшего гениального Фернандо Сора.

Сальдони в своем Словаре /том IV, стр. 101/ говорит о том, что Феррер Эстеве дал концерт в Барселонском Атенее в феврале 1878 г. После смерти своего учителя Брока в 1882 г. он переехал в Париж в поисках среды, отвечающей его идеалам и артистическим вкусам, где прожил 16 лет с периодическими выездами в Барселону к своему задушевному другу Доминго Бенету. В Париже – храме искусств – он очень интенсивно работал как педагог и исполнитель, занимал первые должности в Институте Руди и «Международной музыкальной Академии». Обладая значительными материальными средствами, он имел бесчисленные знакомства среди артистов и аристократов. В 1898 г. Феррер Эстеве находился в Барселоне, в течение 3–х лет занимал должность преподавателя гитары в консерватории Лицея, когда автор этих строк мог укрепить дружеские отношения с ним. Он возвращается в Париж с основной целью завершить Руководство, чтобы затем полностью отойти от преподавательской и исполнительской деятельности. В Париже он проводил праздную жизнь в соответствии со своими средствами и связями, время от времени выступая на частных концертах в узком кругу, семейных встречах и концертах в католических церквях, так как он был очень верующим человеком.

По какой–то причине Феррер Эстеве не напечатал свое Руководство в Париже, и в 1905 г. он возвращается в Барселону, где окончательно поселяется, чтобы жить в покое, время от времени нарушаемом сочинениями или написаниями статей по своей специальности для газет.

По нашим данным, Феррер Эстеве опубликовал 40 сочинений в барселонском издательстве «Видаль» и в парижских – «Дюпен» и «Пиза». Как композитор, он не достиг значительных высот, посвятив себя романтической гитаре с сочинениями, которые мы называем салонными. Мы не советуем включать их в программу концертов, за исключением некоторых миниатюр, где он ограничивается развитием заранее заданной фразы, без претензий воспарить на крыльях духа.

Достойны упоминания четыре «дуэта». «Мысли вечеров» были исполнены впервые автором в церкви Флери в Орлеане 15 августа 1902 г. Многие его сочинения имеют посвящения и по ним можно составить представление о связях и музыкальном вкусе Феррера. Имеются сочинения, посвященные каталонскому художнику и писателю Апелесу Местресу, доктору Франсиско де Пасу, заказавшему Торресу гитару, которая в наши дни стоит 125000 песет, а также Франсиско Тарреге, братьям Коттен, выдающемуся музыканту Франсиско Санчесу Габачнаку, Федерико Кано и т.д.

Феррер специализировался на распространении знаний о гитаре. Можно назвать его статью «Исторический очерк о гитаре», опубликованную в мадридской «Мундо графико». Он написал Руководство игры на гитаре, хранящееся в настоящее время в моем личном архиве. Оно включает 180 стр. /27 х 20/, тщательно написанных. Автор начинает со вступления – истории гитары и вводных данных на 16 страницах; здесь начинается 1 часть с текстом и упражнениями. Он очень умело располагает и объясняет различные темы без излишеств, присущих другим авторам, и вместе с тем дает обширные тексты по большинству упражнений.

Это творение, судя по времени, которое на него затратил автор, включает в себя весь опыт игры на гитаре и большую любовь человека, полностью посвятившего себя служению гитаре, при этом жертвуя для нее благами, которые давало его положение. Этот образованный гитарист умер в преклонном возрасте в Барселоне не на руках родственников, которых у него не было, а на руках своего большого друга Доминго Бенета 7 марта 1916 г.

ФЕРРЕРО Родольфо Т. Молодой аргентинский гитарист–исполнитель. Обладает филигранной техникой, прекрасно владеет инструментом. Часто выступает на мероприятиях культурного характера, благодаря чему заслужил широкую известность.

ФЕРРЕС Хосе. Преподаватель гитары и других инструментов, проживавший в Барселоне в 1810 г. Давал уроки каталонскому композитору Рамону Виланове. Напомню, что Хосе Феррес дал путевку в жизнь многим известным музыкантам: Мариано Обиолсу, Хосе Пике, Антонио Ровире, Педро Тинтореру и др. Умер в родном городе в 1837 г.

ФЕРРЕТИ Константино /а/ «Сьелито». Аргентинский пайядор, известный гитарист и поэт. Его песни слушали на юге провинции Буэнос–Айрес и в губернаторстве Ла Тампа, которые принесли ему имя и известность, дополнив славу актера бродячего цирка, где он был сначала простым клоуном, а затем первой фигурой. Позже он становится импресарио. Опубликовал книгу стихов под названием «Капли идей» /1911 г./ с ясными строками, где ратует за новые и здоровые идеи освобождения. «Сьелито» умер в возрасте 46 лет 10 июля 1928 г.

ФИЕР Хуан Батист. Гитарист и композитор 18 века. В Вене в издательстве Капте опубликовано много его сочинений: «Рондо для гитары соло», опус 8; «Легкие вариации», опус 11; «Шесть рассказов» и др. для гитары с различными инструментами.

ФИЕРЛЯЙН Филипп Ф. Автор «Школы игры на гитаре» /сборник/. Густин Голланд, наряду с пьесами Сора, Каркасси, Мертца и др., включает «Галоп» Фиерляйна – приятное, легкое и блестящее сочинение, полезное для обучения приему «легато». Названная книга издана Оливером Дитсоном в Бостоне в 1908 г.

ФИЕСКО Джулио. Итальянский лютнист и композитор. Родился в Ферраре в 1519 г. Был музыкантом часовни в своем родном городе. В 1554 – 69 гг. В Венеции издателем Антонио Гардано были опубликованы две его книги мадригалов, «Два диалога» для нескольких голосов. Умер в 1586 г.

ФИЛЬИОЛИ Плачидо. Композитор и гитарист начала 19 века. Издательство Тадео Вейса в Вене опубликовало его «Вариации для гитары», опус 16. Упоминается в словаре Хосе Зута.

ФИЧЕЙРЕДО Эрнани. Знаменитый бразильский гитарист. Родился во второй половине прошлого века. На родине считался (и на самом деле таковым является) самым высоким и неоспоримым авторитетом в области гитары. Обладал знаниями методики Сора, Коста, Карулли, Каркасси, Агуадо и т.д., обширной культурой и глубокими знаниями гармонии. Обладал всеми секретами нашего инструмента, и это принесло богатые плоды. Он принес по всей обширной бразильской земле страсть к гитаре, пропагандируя ее в самой возвышенной форме, не пренебрегая при этом национальным фольклором, которым он восхищался и старался переложить его на гитару.

Мы тепло вспоминаем о споре с парагвайским гитаристом Августином Барриосом, критикуя его за то, что он пользовался стальными струнами, которые, по мнению Фичейредо, ухудшали звучание. В этой полемике, за которой так заинтересовано следили музыканты и любители, Фичейредо продемонстрировал все свои знания по истории и технике гитары.

Завершив лекцию о первых маэстро инструмента, которую мы могли прочесть в «О. Виолао», издававшейся в Бразилии, он неожиданно скончался в 1917 г., а наш инструмент потерял в Бразилии самого великого и авторитетного исполнителя.

ФИЧЕРОА Антонио. 17

ФЛОРАН Рамон Е. Гитарист и композитор, проживавший в начале века в Буэнос–Айресе. Из его произведений опубликован «Гавот» для гитары с легкой гармонией и приятной мелодией. Он развивает ее в размере 2/4, что дает в каждой части двойное число тактов, то есть 16, и поэтому мы считаем, что ее следовало бы написать в 2/2, как это подтверждает развитие музыкальных фраз этого гавота.

ФЛОРЕС Антонио. Родился в Гаване на Кубе. Был одним из плодовитых авторов в жанре тиран, из–за чего он получил прозвище «Тиран». Флоран импровизировал названные мелодии, аккомпанируя себе на гитаре, по словам профессора дона Энрике Гонсалеса, в очаровательном стиле. Это было до 1830 г., времени, когда стали очень модными болеро, поло, сегидильи и тираны /из «Аргентинской Гаваны»/.

ФЛОРЕС Мария Рита. Аргентинская гитаристка, концертная исполнительница. Она впервые предстала перед публикой в салоне «Ла Аргентина» 7 декабря 1924 г. под руководством профессора Хесуса Гонсалеса. 12 ноября 1926 г. здесь же состоялся ее следующий концерт, а в 1927 г. 19 мая она вновь предстает в этом зале под именем Риты Вергара Йанци.

В программе концерта звучали произведения Шумана, Тайсайра, Хеллера, Хуана де Двос Филиберто, Тарреги, Пелайя, Альбениса, Вергары Йанци и Чезарреты.

ФЛОРИАН Б. Карлос Эдуардо де. Известный аргентинский гитарист, исполнитель и педагог. Родился в Буэнос–Айресе 24 ноября 1897 г. В виду того, что он был нашим учеником, мы не можем давать оценки и поэтому обратимся к отзывам в печати.

Еженедельник издательства «Атлантида» в номере от 28 марта 1933 г. пишет:

«В пятницу 24 в 6 часов 15 минут вечера в нашем центральном зале состоялся концерт преподавателя гитары сеньора Карлоса Е. Де Флориана с интересной программой. Выбор произведений и авторов стал настоящей демонстрацией искусства и хорошего вкуса. Мы прослушали «Слезу» /прелюд/ и «Прелюдию № 5» Тарреги; чудесную «Прелюдию» Сайнса–де–ла–Маса; хабанеру «Энрикета» С.Гарсии; «Ноктюрн» Санчо; вдохновенное «Завещании Амелии» и «Воспоминания о Сантьяго–дель–Эстер». Два последних сочинения уважаемого маэстро Доминго Прата.

Несмотря на то, что Флориан некоторое время не выступал перед публикой и посвятил себя консерватории, носящей его имя, и из–за того, что незначительное происшествие чуть не помешало концерту, который он вынужден был сократить, в исполнителе можно было увидеть артиста как в волнующие моменты, когда гитару ведет за собой нежная музыкальная поэзия, так и в моменты, требующие знаний техники, чтобы можно было подчеркнуть тональность, оттенки и эффекты, которых можно добиться и которыми можно наслаждаться только на этом инструменте.

Наши дорогие товарищи из администрации, редакции и мастерских показали редкую приверженность и смогли присутствовать на концерте, с живым интересом следили за исполнением и каждое из сочинений провожали бурными аплодисментами. Дирекция была представлена сеньорами Карлосом Викилем и доктором Альфредо Х. Вергелли.

Здесь необходимо упомянуть о том, что в зале прекрасная акустика, позволяющая ясно слышать самые тонкие эффекты и самые деликатные мелодии. Говоря об исполнителе, хотелось бы предоставить некоторые данные, свидетельствующие о его артистическом призвании.

Карлос Б. Де Флориан принадлежит к тому кругу виртуозов, для которых искусство – потребность; потребность, которую Флориан чувствует с детских лет, когда он еще пел в хоре и когда начинал заниматься сольфеджио.

Позже он изучает скрипку, и в 1921 г. оставляет этот инструмент, чтобы посвятить себя гитаре, послушав маэстро Ридзути, у которого он становится самым выдающимся учеником. С этого времени гитара становится его любимым инструментом, технику владения которым он позже усовершенствовал с выдающимся маэстро Д.Пратом в 1927 г.

В своей артистической жизни он обладает умением жить, неиссякаемым энтузиазмом, который при любом удобном случае Флориан всегда находит возможность проявить, пока, наконец Карлос Б. Флориан не определяет направление своего искусства и не проводит с успехом множество публичных концертов. В настоящее время он возглавляет консерваторию, носящую его имя, где работают престижные преподаватели фортепиано, скрипки и гитары. Он проявляет себя как превосходный исполнитель великих Тарреги, Сора, Агуадо и Прата, особенно первого, прекрасными сочинениями которого в своем исполнении он нас порадовал».

ФОВЕЛЬ М. Французский гитарист и композитор первой половины 19 в. В 1828 г. жил в Париже и преподавал гитару, для которой опубликовал «Элементарное руководство для гитары или лиры».

ФОДЕН Вильям. Североамериканский гитарист и композитор. Родился в Сан Луисе 23 марта 1860 г. Педагог, пользующийся в Америке заслуженной славой, там опубликовано несколько сочинений для сольной гитары. Издательство Смита из Нью–Йорка опубликовало его «Большое руководство». Напомним, что Фоден был преподавателем гитариста Джорджа С. Крика.

ФОЛА Агурбиде Хосе. Известный испанский гитарист–любитель, писатель, драматург и поэт. Родился в Кастельоне–де–Лп–Плана. Он упорно изучал гитару, придумывал новое, в частности изобрел резонатор из стекла, в отличие от металлических и деревянных, которые использовали Торрес и другие гитарные мастера. Следуя идеям Дионисио Агуадо, которые стали поддерживать после выхода в свет его Руководства, Фола Агурбиде играл на гитаре, опирающейся на треножник, чтобы звук не обеднялся.

Он был большим другом и почитателем Тарреги, восхищения которым он не скрывал, и о котором Фола пишет в прекрасной статье, опубликованной в журнале Кастельона–де–ла–Плана «Искусство и беллетристика» /№ 9, 2–ая часть, 15.12.15/ и посвященной великому маэстро под названием «Дон Таррега–де–ла–Гитара».

Как драматург Фола упорно отстаивал свои идеи и концепции, которые принесли ему большой успех и множество врагов. Он обладал новаторским и революционным духом и принес на сцену картины общественной жизни, доходившие до сердца простого народа. В моменты настоящей бурной страсти всю лирическую гамму своей души он выражал на замечательном инструменте, чем иногда мог погасить порывы своей неуемной личности. На него давил определенный класс, с которым он впоследствии породнился. Его сестра, что позже платила ему пенсион и оказывала всяческую помощь, вышла замуж за Хосе Монтриля, который впоследствии стал импресарио произведений Фола. Монтриль был племянником богатого аристократа маркиза де Вальехо, создававшего серьезные препятствия при написании и постановке драм Фола.

Из всех сочинений Фола Агурбиде, драм, сарсуэл, комедий и социальных исследований по динамизму действия и глубине мысли, можно выделить «Сына воздуха» и «Современного Христа», поставленного в театре де–ла–Принцеса в Валенсии 7.12.1904 г. С огромным успехом, как впоследствии и везде на испанской сцене и вызвавшего заметные беспорядки в Барселоне со стороны рабочих масс, жестоко эксплуатируемых.

Другая книга, в которой он также ясно излагает свои идеи, это «Актер», где Фола Агурбиде изучает «глубокую болезнь души Испании, испытывающей ужас перед моральной и художественной красотой».

Этот последовательный и тонкий пропагандист нашего инструмента умер в Мадриде 7 мая 1918 года.

ФОЛЬЯТО Марио. Итальянский гитарист. В конкурсе исполнителей в Турине 1 января 1923 г. добился значительного успеха в категории солистов–гитаристов. Марио Фольято была присуждена 1–ая премия /«Плектр»/.

ФОНТЕН Бертиньяк Франциск–Жан. Аргентинский преподаватель гитары и композитор. Родился в Буэнос–Айресе 20 июля 1886 г. Гитарой он начал заниматься в 16–летнем возрасте, хотя это и не было методическим обучением, поскольку мешали другие увлечения; тем не менее позже он решил закончить курс у известного испанского педагога Иллариона Лелу18. Далее он посвящает себя преподаванию и приобрел большой авторитет, о чем свидетельствует тот факт, что его назначают членом экзаменационного совета, куда входит и его учитель.

Из сочинений его издано специально для гитары «Креольское каприччио – В горах»; произведение в стиле аргентинского фольклора, что удивительно, если вспомнить о галльской фамилии – Фонтен Бертиньяк.

В настоящее время он полностью посвятил себя сочинительству; давайте ждать богатых плодов от этого образованного гитариста /1932 г./.

ФОРБИНГЕР /.../. Композитор и гитарист первой половины 19 века. В издательстве Диабелли и Мекетти в Вене вышло его 12 вальсов для двух гитар и «Вариации» опус 2 и 4 для сольной гитары. Упоминается в «Руководстве» Зута.

ФОРНЕРИС Франсиско. Современный гитарист, проживающий в Александрии. Он с любовью занимается гитарой и его ценят в Египте.

Форнерис, заботясь о конструкции некоторых частей гитары, высказал по этому поводу несколько оригинальных идей, вызвавших обсуждение и похвалу.

ФОРНЕРОД Алоис. Известный швейцарский композитор. Родился 16 ноября 1890 г. в Монтет–Кудрефине. Музыку изучал в консерватории Лозанны и затем в парижской Скола Канторум.

Автор нескольких сочинений: двух симфоний, четырех интерлюдий в грегорианской форме; «Ночи» для хора. Кроме того, Форнерод был хорошим музыкальным критиком и как и М. Понсе, Сирин Скотт, Торроба и др. был очарован Линаресом, для которого он сочинил для гитары очень интересный «Прелюд», посвятив его артисту–волшебнику А. Сеговии.

ФОРТЕА Тимера Даниэль. Испанский гитарист и композитор. Родился в Бенлахе, Кастельон–де–ла–Плана, 28 апреля 1882 г. Фортеа обладает несомненными достоинствами, одно из которых заключается в том, что он выучился игре на гитаре самостоятельно; он, конечно, учился у Тарреги, но в действительности он слишком мало находился с ним, чтобы достичь тех высот, которых он достиг, благодаря своему уму и настойчивости.

Этот гитарист утверждает, что принадлежит к школе Тарреги и учился по руководствам Сора, Агуадо и др. По этому поводу мы хотим заметить, что сами занятия с учителем, каким бы он ни был мудрым, но если он не дал достаточных норм для направлений в данной области, то это не дает права называть его создателем школы, особенно если была возможность близко наблюдать за другими маэстро, которые стали бы такими создателями с того времени, как они опубликовали свои нормы в обширных дидактических текстах.

Фортеа играет, не пользуясь ногтями указательного, среднего и безымянного пальцев; ногтем он пользуется на мизинце, очень длинном. Он опубликовал «Руководство игры на гитаре» из 32 страниц, в предисловии к которому он говорит об этом о других готовящихся текстах. Это Руководство впервые было опубликовано в 1921 г., а в 1930 г. вышло второе издание, что говорит об успехе первого. Его «Альбом № 1» нам кажется удачным, а музыка приятной, и, наконец, напоминает альбом аргентинского композитора Хосе Буфано.

Фортеа принадлежит довольно значительное число оригинальный сочинений, а также переложений. Оригинальные сочинения обладают правильной фактурой, что же касается вторых, то жаль сил автора, потраченных на них, так как не переложения возвышают гитару и поднимают ее в заслуженную категорию. Все его сочинения были опубликованы в «Библиотеке Фортеа», основателем которой он был, и которая пользуется уважением испанских гитаристов.

С концертами он выступал в Мадриде, Барселоне, Валенсии, Кастельоне и других больших городах. Вспомним даты его концертов: 30.10.1912 г., когда он положил начало своей славы в салоне «Ла –Пас» в Кастельоне–де–ла–Плана и 17.1.1928 г. в «Театре Принсипаль» в том же городе, где концертный исполнитель, который только намечался в 1912 г., достиг вершин мастерства.

ФОРТУНАТО Гильермо. Итальянский гитарист, педагог. Очень молодым он отправился в Аргентину и обосновался в провинции Кордова, где стал преподавать музыку. Здесь он был назначен руководителем Музыкальной группы провинции. Этот маэстро особенно выделился на ниве преподавания гитары и имел много очень хороших учеников, одной из которых была Р. Гонсалес Вокос. Фортунато, прибывший в нашу страну в конце прошлого века, и один из первых посвятивших себя преподаванию гитары, в настоящее время находится на заслуженной пенсии руководителя оркестра.

ФОРФАЛЬ Альфредо. В конце 1921 года Берлинская академия гитаристов организовала конкурс; на нем прекрасно выступил гитарист Форфаль, наряду с известными гитаристами Е. Шварцем, Г. Альбертом и др.

ФОРШТЕНАУ Гаспар. Гитарист, композитор, флейтист. Родился в Мюнстере 26 февраля 1772 г. В 1788 г. был флейтистом в часовне архиепископа. В возрасте 21 года совершил свое первое концертное турне по родине; позже его пригласили в Ольденбургскую капеллу как первого флейтиста и одновременно маэстро герцога и его семьи. Был известным гитаристом. Его сочинения – чисто колоритная музыка, в частности опусы 9, 11 и 18 для гитары, флейты, виолы и фагота. Очень много сочинил для гитары с другими инструментами. Умер в Ольденбурге 11 мая 1819 г.

ФОСКАРИНИ /.../. Автор, которого называют Академико Талихиносо, упоминаемый Гаспаром Сансом в трактате, изданном в Сарагосе в 1674 г. Фоскарини опубликовал известное сочинение «Четыре книги испанской гитары», где содержатся все прошлые сонаты и сонаты с пассажами, один из экземпляров которого хранится в Императорской библиотеке в Вене.

ФОССА Франсуа де. Французский гитарист и композитор, «любитель», проживавший в Париже в первой четверти 19 в. (в соответствии с посвящением «Командиру батальона 23–го линейного полка»).

О том, что он обладал прекрасными качествами гитариста и музыканта, свидетельствует то, что Фосса уделил большое внимание Агуадо: «Мой друг и человек, обладающий обширными музыкальными знаниями, соизволивши исправить некоторый идеи этой школы и дополнивший ее правилами модуляции на гитаре, инструменте, который он хорошо знает». /Агуадо, Руководство, Пролог, стр. 2. Париж, 1820г./.

Фосса придумал или был первым исполнителем многочисленных попыток октавированных флажолетов, так утверждается а его аранжировке «Увертюра молодого Анри, аранжированной для двух гитар»; для исполнения данной «находки» он предпосылает небольшую статью /Агуадо, статья 2–ая, § 185. Стр. 43. Лемуан, Париж, данное издание/.

По мере того, как мы следим за шагами этого интересного гитариста, мы все больше убеждаемся в его прекрасных качествах. Очень важным представляется его «Краткое руководство», которое, по словам Агуадо, он включил в свое «Руководство» в 1820 г., которое сейчас перед нами и которое занимает заключительную часть со стр. 138 по 155 /формат 26 х 35/, где на восемнадцати страницах он ясно излагает свои теории и весьма успешно, если вспомнить об аналогичных трудах других авторов. В этом же названном «Руководстве» /1820 г./ на стр. 82. Урок 127, вторая вариация Испанских фантазий г–на Де Фосса /Сочинение 12/, данный урок–украшение из 16 тактов в ре–миноре для эффекта, который мы называем «колокольчиками» и его–то некоторые современники приписывали Тарреге. Также опубликован его опус /–5–13/, а в 1827 г. парижское издательство Рито выпустило «Руководство» Агуадо с французским текстом, переведенным с испанского Франсуа Де Фосса, и в благодарность и с признательностью Агуадо посвятил ему «Три рондо брильянте», написанное для моего друга Де Фосса и посвященные ему».

ФОССА Хуан. Гитарист и композитор, проживавший в Буэнос–Айресе в конце прошлого века. Пользовался большим уважением в кругу гитаристов своего времени, таких как Алаис, Кихано, Сагрерас и т.д.

О музыкальных качествах можно судить по рукописи, которая принадлежит нам; это Мазурка для одной гитары со следующим объяснением: «Компромисс на полтора часа, за который просит прощения Хуан Фосса», Интересная страница, написанная для того, чтобы можно было выкурить одну сигару: «О, богема старого Буэнос–Айреса».

ФОССАТИ Лоренцо. Итальянский гитарист. Музыкальная газета «Плектр», выходящая в Милане, в номере от 15 ноября 1914 г. напечатала статью Ф.Аморосо «Терпсихора», где Фоссати показан хорошим знатоком гитары.

ФРАНКО Висенте. Знаменитый испанский гитарист, уроженец Ферроля. Он сформировался на этюдах Агуадо и классических произведениях Фернандо Сора. Сочинения довольно хорошие, оригинальные произведения, чего нельзя сказать об упражнениях Тальберга, которые Франко переложил для гитары, заставив исполнять несвойственное ей.

В 1858 г. жил в Гаване, опубликовал руководство для инструмента, которым занимался и которое назвал «Трактат для гитары». Об этом нам сообщает Феликс Педрель. Сориано в томе IV на стр. 216 пишет о Франко: «Когда он сделался арбитром струн, он имитировал Найю и так стал знаменит в области гитары. Его сочинения не лишены вкуса, в них преодолеваются большие трудности...»

ФРАНКО Долорес. Уроженка Мадрида. Родилась 31 октября 1822 г. Совсем девочкой она начала занятия гитарой, а в 1833 г. занималась с маэстро Сьерра–де–Севилья. Позже она занялась «бельканто», обладая красивым сопрано. Умерла молодой 13 ноября 1843 г. Была женой маэстро Сальдони.

ФРАНКО Хосе Мария. Композитор и гитарист. Был одним из первых авторов, по призыву Андреса Сеговии написавших сочинение для гитары. Затем за Франко последовали другие композиторы уровня Турины и Торробы, оригинальными сочинениями для нашего инструмента, значительно обогатившие литературу для гитары. Мы знаем, что был опубликован «Романс» этого автора, посвященный Андресу Сеговии и оцифрованный им, изданный в начале века издательством Хосе Б. Ромеро и сыновьями в Буэнос–Айресе. Этот романс – прекрасное произведение в тональностях ля–минор и ля–мажор. Не лишенное эмоциональности, это сочинения приятно, а в серьезности конструкции заметно перо хорошего композитора.

ФРАНЦ Ганс Христиан. Гитарист и композитор. Родился в Хавельберге 19 июня 1762 г. Опубликовано собрание его сочинений: «Этюды», «Марши», «Фантазии» и др. Все сочинения искренние, в духе того времени, когда жил автор. Умер в Берлине 28 февраля 1814 г.

ФРАНЧЕСКИНИ Е. Итальянский гитарист. В апреле выступил с концертом по радио из Больсано, исполнив, кроме других сочинений, «Военные воспоминания» /?/ Амадеи, «Элегантные маски» и «Три грации» Колетты. О его выступлении пишет «Плектр» Милана в номере за май 1932 г.

ФРАНЧЕСКО–да–Милано. Знаменитый лютнист и композитор, которого называли "божественным". Родился в конце 15 века. Около 1510 г., как пишет Бертолетти, он служил при Дворе Мантуи после приезда из Венеции. В 1530 г. был на службе у кардинала Ипполито–де–Медичи; в 1535 г. папа Павел III рекомендовал его будущему герцогу Пармскому Октавио Фарнезе. Его исполнение было очень почитаемо среди высокопоставленных личностей. С ними и кардиналом Александром Фарнезе Франческо входил в состав свиты, выезжавшей в Ниццу на встречу с Франциском I, который в знак благодарности и восхищения подарил ему 125 лир. В архиве Франциска I он записан под именем «Франческо–ди–Каноне», что стало его прозвищем или артистическим псевдонимом.

Вышли три его книги «Табулатура лютни»; ричеркато, мадригалы, французские песни; Книга I. Венеция, Франческо Марколини, 1536 г., А также под названием «Табулатура лютни с различными сочинениями, в том числе «Битва» и другие прекраснейшие недавно напечатанные вещи», 2–ое издание, Венеция, Антонио Джордано, 1546 г., с транскрипциями «Песни птиц» и «Битва Яннекена».

Во вторую книгу 1546 г. и в третью 1547 г. включены несколько сочинений его ученика Перино.

Творчеством Франческо–да–Милано занимались многие исследователи, особенно доктор Оскар Килесотти, опубликовавший в современной записи десять его фантазий для лютни, дециму для двух лютен /Публикации «Международного музыкального общества», том IV, стр. 382 и следующие/. Другие его сочинения в разных публикациях «Табулатура лютни из разных авторов», Милан, Х.А. Кастелионо, 1.05.1536 г., в «Табулатура Карминум–про–Тестудине либер Гуартус», Лованио, Пьетро Фалезе, 1546 г., «Айн нойес дер Кюнстлихт Лаутенбрук», Нюрнберг, Хауссен Герле, 1552 г., и другие, упоминаемые в словаре С. Шмидля.

Им восхищались Висенте Галилей, а Паоло Мориджи в «Благородных людях Милана» пишет о нем «он чудесно играл на лютне».

ФРАНЧИА Фернандо. Итальянский гитарист и мандолинист. Он известен нам как автор сочинений, опубликованных в Италии. Крупное миланское издательство Рикарди и К° издало его «Этюд о гитаре» – Теоретико–практическое руководство для учащихся–аккомпаниаторов.

Так называется эта книга форматом 32 х 24 из 57 страниц, которые мы легко расшифровываем, так как сочинение находится перед нами. На первой странице «Предисловия» превалирует идея, которая будет развита в сочинении, то есть аккомпанемент. На следующей – Франчиа излагает сведения о разных частях, составляющих гитару, как ими следует пользоваться и каково их назначение. Перед третьей страницей он помещает два листа: здесь мы видим две фотографии с позициями обеих рук, которые дают представление, как должны работать руки; на втором листе портрет исполнителя с надписью «Позиция гитариста»; мы склонны считать, что это, очевидно, фигура Фернандо Франчио. На третьей странице рисунок грифа с нотами, соответствующими двум ладам; на пятой объясняются некоторые условные знаки для гитары и далее начинаются теоретико–практические материалы.

Простые упражнения в разных тональностях, в форме гамм, аккордов и арпеджио; показано образование тональностей и кроме описания помещен участок грифа в его начале с соответствующими номерами ладов и соответствующими струнами. Приведены 88 различных по форме упражнений в зависимости от тональностей, о которых идет речь. Это длинная серия «окон без стекол» холодно заканчивается на стр. 51 и до конца, то есть стр. 57 идут уже «Прелюдии и упражнения». Предлагаемый автором конец, несомненно, заинтересует профессионалов–педагогов.

Мы не будем давать оценку этому сочинению, но из–за наличия описания в нем эффектов мы его рекомендуем. Однако отметим одну особенность, состоящую в том, что за исключением гамм, которые он дает в двух октавах, мы смогли встретить в этом «Руководстве» только две ноты, относящиеся к седьмому ладу или только две единственных «си» несомненно, что в «церемонии сочетания» си – завершающий период, то есть его «застежка». Мы не хотим, чтобы это замечание воспринималось как критика сочинения, но хотим обратить внимание на то, что автор Франчиа, похоже, был врагом «дательного падежа»; по крайней мере обращался с ним очень небрежно.

Умер в Тенце 15 июля 1904 г.

ФРАНЦИСК Антуан. Французский лютнист и композитор. Родился в Сан–Квентан около 1570 г. В 1596 г. жил в Камбре, а затем 4 года провел в Париже. Здесь издатель Вальяр в 1600 г. опубликовал его ценное собрание сочинений: «Сокровище Орфея», танцы, фантазии, прелюдии и мелодии своего времени, все для лютни, и в настоящее время представляющие большой интерес для истории литературы по этому инструменту.

Энрике Карлос Е. Киттар /1864 – 1919 гг./ – французский музыковед, ученик Сезара Франка, переложил для клавикордов сочинение Антуана Франциска.

Умер в столице Франции 4 октября 1605 г.

ФРАНЧИНИ Алендолари Хосе. Аргентинский гитарист, исполнитель. Родился в Буэнос–Айресе 31 июля 1912 г. Инструментом занимался с преподавателем Эдуардо Аместоем. 13 октября 1932 г. дал в салоне–театре «Лассаль» концерт, приобщивший его к выдающимся аргентинским исполнителям. На следующий день «Ла Пренса» писала о концерте: «В салоне Лассаль вчера дал концерт молодой гитарист Хосе Франчини, который продемонстрировал большой прогресс в технике исполнения и в музыкальности со времени своего последнего концерта. Раньше он был хорошим учеником, но его будущее было трудно предсказать. На основании вчерашнего концерта уже можно утверждать, что он стоящий исполнитель и многообещающий музыкант. В программе, составленной не в хронологическом порядке и не из избранных произведений Хосе Франчини продемонстрировал и блестящую технику, хороший звук и, хотя еще не сформировавшийся талант, но взволновавший публику музыкальным темпераментом, искренний и молодой. Он вдумчиво исполнил сочинения Баха, Моцарта, Шумана, Альбениса, Тарреги, Малатса и др. При постоянных занятиях и воспитании он может претендовать на успешную карьеру.

ФРЕЙ Е.Т. Гитарист и композитор, живший в США в конце 19 века. В 1893 – 99 гг. Издательство Карла Фишера в Нью–Йорке опубликовало большое число его сочинений для гитары, среди которых можно выделить «Прогулку».

ФРЕЙТАС Хосе Аугусто. Бразильский гитарист – исполнитель и педагог. Жил в городе Помба, штат Минас Терайс. 20 февраля 1909 г. в восьмилетнем возрасте его перевезли в Рио–де–Жанейро. Первые ноты он выучил «на слух», но скоро он потребовал преподавателя, которым стал Хоакин–дос–Сантос /Канкас Каранхейрас/. Хосе очень преуспел в занятиях и поэтому он решил учиться у известного парагвайского гитариста Агустино Барриоса, под руководством которого стал искусным исполнителем.

В 1930 г. в салоне Феникс Рио–де–Жанейро он дал привлекший законное внимание концерт и этим тоже заслужил похвальные отзывы бразильской прессы. Испанский журнал «Музыка», выходящий в Барселоне, в сентябрьском номере за 1930 г. писал о концерте, как об одном из самых значительных в Бразилии. Интересный репортаж посвятил Фрейтасу журнал «Голос скрипки» в марте 1931 г. В статье написано, что он записал на грампластинку танцевальную музыку, а также любимую музыку композиторов–гитаристов: Карлоса Гарсии Тома, Тарреги и особенно любимого им Агустина Барриоса, знаменитого южноамериканского гитариста.

Оценивая одного из самых известных бразильских гитаристов, мы с болью отмечаем, что в Бразилии предстоит еще долго бороться с гитарой в руках, чтобы познакомить слушателей с музыкой Сора, Каркасси, Коста, Леньяни, Регонди и всех великих композиторов Золотого века гитары.

ФРЕСКОБАЛЬДИ Д. Современный композитор, автор музыки для гитары. Опубликовал сочинения под названием «Воспоминание об Урбино» для гитары–соло, изданные в Милане А. Виддари.

ФРЕСКОБАЛЬДИ Хиеронимо. Родился в Ферраре 9 сентября 1583 г. Выдающийся композитор, воплотивший в себе достижения музыкального искусства и особенно органного, в котором и был виртуозом. Служил органистом в римском соборе Святого Петра в 1608 г. после смерти Паскини. Он был очень плодовитым композитором и писал для многих инструментов. Напомним, что как Корелли, Галилей, А. Падевано и др., он написал для лютни и теорбы прекрасное собрание песен.

Фрескобальди, слава музыки и Италии, умер в Риме 1 марта 1643 г.

ФРАНС Суарес Хуан. Аргентинский педагог и выдающийся исполнитель. Родился в Буэнос–Айресе 13 сентября 1883 г. Заниматься гитарой начал в 1900 г. с преподавателем Хулио С. Сагрерасом и продолжил с маэстро Антонио Синополи. Позже он самостоятельно изучил методы Агуадо, Сора, Коста, Кано и др.

Франс Суарес с энтузиазмом посвятил себя преподавательской деятельности, которую из–за тяжелой болезни вынужден был оставить на некоторое время и к которой позже вернулся с присущей ему страстью. Как исполнитель, не предпринимал регулярных и продолжительных турне, но имеет несомненные исполнительские достоинства. Мы с ним могли познакомиться зимой 1908 г., когда с Антонио Синополи дали концерт в местечке Сан–Мартик недалеко от Буэнос–Айреса, организованный Франсом Суаресом и в котором организатор исполнил «Размышления» Гарсии. Одной из наиболее известных его учениц является преподавательница Берта К. Де Регерман /1930 г./.

ФРИЦ Энрике. Композитор и гитарист. Выпустил в венском издательстве Пеннуар «Восемь вальсов», опус 3, для двух гитар. Это сочинение хранится в библиотеке Ассоциации друзей музыки в Вене. Его упоминает Зут в своем словаре.

ФРОТТА Юдит. Из ее сочинений в 19 в. опубликована издательством Рикорди в Милане «Фантазия для гитары», опус 1. Упоминается Зутом в «Книге лютни и гитары».

ФУМАГИЛЬЯ де д’Одерико Исабель. Современная аргентинская исполнительница–гитаристка и композитор. Выпустила несколько сочинений для голоса и гитары, как оригинальные, так и переложения.

ФУНЕС Диана Мария Анхелика. Аргентинская гитаристка, педагог. Родилась в Буэнос–Айресе 13 февраля 1916 г. С ранних лет очень любила музыку, занятия гитарой начала в 8–летнем возрасте под руководством маэстро П.А. Ипарагирре, с которым и закончила полный курс обучения и получила диплом преподавателя 6 мая 1929 г.

Сеньорита Фунес очень много исполняет на гитаре. В 1930 г. она продолжила обучение, поступив в «Академию Прата». Блестяще выступала в концертах гитаристов «Академии» в зале «Аугустео» 27.12. 1926, 23.05. 1928 г. и 20. 12. 1928 г.

Прекрасные качества тонкого интерпретатора продемонстрировала на собрании музыкантов, организованном «Группой Камуати» 8 июля 1932 г., где она исполнила часть программы, и во второй части выступления они играли на двух гитарах с Амадео Пунгом Писарро. 24 сентября 1932 г. ее можно было услышать в «Ла Пенье», где, по словам «Ла Пренса», наряду с прекрасным владением инструментом она продемонстрировала элегантное музыкальное чувство». Об еще одном из ее блестящих концертов 16 ноября 1932 г. в зале на улице Сармьенто 1573 г. тот же еженедельник писал следующее:

«Гитаристка, концертная исполнительница Мария Анхелика Фунес предложила вчера концерт с компромиссной программой, позволившей ей продемонстрировать свои качества интерпретатора и исполнителя. Обладая тонким и деликатным музыкальным темпераментом, уверенной техникой и звуком хорошего объема, она уверенно и обильно смогла передать произведения самых разных стилей. Так, в сочинениях Бетховена, Вивальди, Рубинштейна, Венявского и др. она была выразительна; в произведениях в народном стиле Моралеса, Луны, Прата, Синополи и Ипарагирре она была грациозной и верной исполнительницей, чувствующей наше кансоньеро и умеющей оживлять его строго и взволнованно; в испанских сочинениях Морено – Торробы, Прата, Митханы, Малатса и Тарреги можно было оценить силу ритмов и чувство колорита, дающие интересные трактовки, демонстрирующие качества молодой артистки, которую публика наградила бурными аплодисментами. У молодой гитаристки есть многообещающие качества, которые развивают занятия; во всех ее версиях было много интересных, тонких артистических черт, что заставляет много ожидать от исполнительницы».

ФУРКАДЕ–ГЕРДИНГ Эльза Мария. Аргентинская гитаристка. Родилась 10 июня 1913 г. в Рамос Мехия, провинция Буэнос–Айрес. Гитарой занималась у профессора Орасио Маттозо и позже усовершенствовала знания в Академии Прата. На концерте в зале Принц Джордж Холл 12 октября 1930 г. исполнила несколько сочинений с большим успехом.

ФУЭНЛЬЯНА Мигель де. Этот известный виуэлист родился в Навалькарнеро рядом с Мадридом. Был слепым, как и Салинас, Назарре, Пабло Бруна /Слепой из Дарони/. Он был музыкантом маркизы Тарифской и почтальоном, что, несомненно, удивит читателя. Один его современник,
П. Санита, сообщает об этой последней подробности, говоря «О способности слепых» в своей интересной мозаики /том XI/ «Испанского исторического мемориала»: И другой Фуэнльяна, слепой, когда Испанией правил король Богемии, был почтальоном, который выезжал с почтой и домочадцами начальника почты, и отвозил их к месту работы, и привозил обратно, нельзя было сказать, когда правят слепые, несчастье ли это для тех, кто едет с ними или для тех, кто перевозит почту».

Дальше мы приведем строки, прокомментированные Фелипем Педрелем, затем поговорим о трактате Фуэнльяна.

«Пятая книга» – одна из самых интересных частей трактата Фуэнльяны. Мы чувствуем себя в центре фольклора. Он, как и все виуэлисты своего времени, был придворным музыкантом, который показывал свое мастерство перед публикой, состоящей из магнатов. Виуэлисты, видя что переложение духовных полифонических сочинений не очень привлекает аудиторию, решили взять темы других сочинений, далеких от «канто льяно» /церковного пения/ и его полифонического развития, а обратившись к этой другой, презираемой, музыке, возможно, и не догадывались, что она будет способствовать общему развитию искусства с полным преобразованием тональности, которое привело эту музыку к современной гармонии.

Народная музыка, к которой они обратились, воодушевляла на эксперимент. Но музыкантам недоставало многого, и особенно искусства аккомпанемента одноголосия при помощи полифонии, что достигается при сокращении и приспосабливании к рамкам народной мелодии. Так, известный современный историк Уго Риман утверждает во «Всеобщей истории музыки»: «Оригинальные сочинения 16 века для сольных инструментов пишутся точно так, как если бы они были предназначены для вокала. И в действительности они ими являются, так как даже танцы того времени пели: сочинения, написанные для лютни и похожих инструментов, теорба, виуэла – простые сокращения.

Возможно, единственным исключением является обязательно полифонические сочинения испанца Мигеля де Фуэнльяны 1554 г.: в них верхний голос повторяется на протяжении всей партии, в то же время в остальных голосах сохраняется только то, что абсолютно необходимо, что можно считать зарождением аккорда». Все, что утверждает Риман, можно проследить, но следует добавить, что Фуэнльяна находился в том же положении независимого творчества /если мы говорим о формах аккомпанемента и предчувствии аккорда/, в котором находились его предшественники и авторы трактатов того же жанра музыки; Луис Милан в 1535 г., Луис Нарваэс в 1538 г., Мударра в 1556 г., Фрай Хуан Бермудо в 1548 г., Энрикос де Вальдеррабано в 1547 г., Диего Писадор, маэстро–виуэлист Филиппа II в 1552 г. и др.

У нас было бы достаточно материалов для исследования, даже если бы мы взяли для внимательного изучения Фуэнльяны и его предшественников в аспекте зарождающегося искусства аккомпанирования мелодии и производные музыкальные формы, как их изучает и углубляет все европейское музыковедение; но есть и другие мотивы, по которым данные сочинения представляют интерес; кроме сказанного, тональности и составления аккорда, которые имеют значение и выделяют из общего ряда, он предсказывает наступления современного периода гармонии, в котором мы сейчас находимся, говоря с исторической точки зрения; фольклорность песни и танца, которую нам сохранило все древнее народное наследие: вильяники, вильянсикос, кантарсильос, мадригалы, энсалады, старинные романсы и т.д. – библиографичность настоящего старого романсеро, на которую указали исследователям внимательные аннотаторы из Тухнора, сеньоры Тайгенос и Ведия, не считая многочисленных потерянных сочинений, которые сохранились для нас лишь в переложении виуэлистов и которые составляют целую базу для реинтеграции и национальной художественной реабилитации.

Граф Морфи, воспитатель и позже секретарь испанского короля Альфонса XII, в 1902 г. опубликовал достойную похвалы работу, но в ней видно отсутствие человека–музыканта, который мог бы углубить трактаты испанских виуэлистов и жаль, что этот, такой образованный граф, «надел мантию другого святого», говоря о гитаре, в то время как трактат был о виуэле... Так произошло, что эту ошибку сделал маэстро Геваерт, который нам показал, что много знает исторических подробностей, но жаль, что он не отличал виуэлу от гитары. Сделав такой комментарий, перейдем к обложке данного трактата:

Книга музыки для Виуэлы под названием «Лира Орфея», в которой содержатся многие разнообразные сочинения, составленные Мигелем де Фуэнльяной под руководством могущественного сеньора Фелипе, принца Испанского, Короля Англии и Неаполя с королевской привилегией, – 1554 – Цена 28 реалов.

Содержание: Заглавный лист. Разрешение: «Принц! Поскольку Вы сочинили книгу музыки для виуэлы под названием «Лира Орфея», на которой ввиду ее сложности вы много потрудились, и умоляли нас... И мы, находя из сказанного выше,... настоящим даем разрешение. Вальядолид, 11 августа 1553г. Я, принц... По поручению Его Высочества Хуан Васкес. Посвящение: «Высокородному и могущественному сеньору дону Филиппу, принцу Испанскому, королю Англии и Неаполя. Наш сеньор! Очень высокородный и очень могущественный сеньор! В книге Иакова написано, что человек рождается, чтобы испытать тяжесть трудов, а не жить в праздности. В желании следовать первому и избежать второго я выбрал среди искусств наиболее соответствующее моим склонностям, а именно музыку, в постоянном занятии которой я провел большую часть своей жизни. И Божьей милостью, по его тайному суждению, с детства я прошу Бога лишить меня зрения, чтобы мои труды не оказались бесплодными, потому что Он наделил меня талантами в музыке, которые являются Его даром, благодаря Его снисходительности, и который, я считаю, не должен поэтому скрывать..., выпуская в свет это сочинение, награду за мои труды. Произведение я предлагаю и посвящаю Вашей милости, чтобы со все большей благосклонностью был как бы на троне вдали от всякого соперничества. Я умоляю Вашу Милость принять и оказать благосклонность, обратив внимание на чувство, с которым я преподношу его Вам и которое постарался в этом сочинении воплотить».

В Прологе к читателю автор излагает принцип сочинения восторженными словами, полными платоновского эспиритуализма, и делит его на 6 частей. Затем следуют предупреждения и документы, содержащиеся в этой книге. Необходимо отметить самое важное, чтобы лучше понять цифру:

«...во всех этих сочинениях, как на три, на четыре, на пять и на шесть... моим намерением было поставить цифру, потому что мне кажется, что знак – душа любого сочинения, потому что каким бы хорошим ни было сочинение, если у него нет знака, у него как бы нет души. Именно потому... я ставил его, чтобы показать и обозначить один из голосов, наиболее приятных и подходящих для пения, а именно голос окрашенной цифры».

Среди «предупреждений» об особой технике инструмента есть связанные с техникой сочинения, относящиеся к транскрипции полифонических произведений, адаптированными к инструменту с такими ограниченными возможностями, как виуэла, которая в определенных случаях была настоящей дерзостью для них, хотя для наших современников она таковой не кажется, когда мы ищем в таких сочинениях одно из качеств, которые делают их такими интересными, а именно зарождение форм, сопровождающих голос и являющихся источником современных гармоний. Мы говорим «одно из качеств» этих сочинений, потому что в них есть и другие, которые мы отметим там, где нужно.

Автор, поставив цель облегчить задачу буквами, решает применить две буквы – /F и D/, чтобы исполнитель мог оценивать трудность или легкость каждого сочинения и чтобы каждый с осторожностью выбирал музыку, посильную для его рук.

Другое предупреждение: «В некоторых сочинениях и фантазиях секста опускается на часть тона». Еще одно: «Я не ставлю вариации каждый раз в сочиненные произведения, потому что не считаю, что вариациями и барабанной дробью затмится правда сочинения».

О строе и фантазиях, которые включены в эту книгу, более подробно говорится там, где он уже объяснил в Прологе, напоминая, что он пишет о пятой и шестой частях: «В пятую часть включены страмбете, мадригалы, сонеты на тосканском языке и на нашем, вильянески и вильянсико на 3/4 и
4/4; музыка, несомненно, достойная всяческого изучения, потому что она учит не только приятному исполнению, но и мастерству в сочинительстве, как некоторые старинные романсы.

В шестую и последнюю часть я включил три энсалады: Хуста, Бомба и Хубилате с фантазиями и произведениями для пятиструнной виуэлы; то же для гитары. Этим сочинениям нельзя отказать в блеске, так как энсалады превосходны в записи и оригинальны в построении. Убедиться в этом может всякий, кто захочет отведать этого супа».

О барабанной дроби. Древние испанские композиторы понимали под барабанной дробью то, что мы называем знаками украшений: форшлаги, морденты, группетто. Автор объясняет выразительную технику этих украшений в применении к виуэле.

О чистой игре. Перечисляет относящиеся к этому случаю предупреждения.

О тонах. Объясняет восемь тонов и какие из них «совершенные, плюсквамперфектные, смешанные или неправильные» и говорит, что «мне показалось разумным поставить в конце этой книги восемь пробных аккордов в каждом из восьми обычно используемых тонов».

Читателю. Рекомендует ему свою книгу и «все множество тщательности и работы, которые я вложил со своей стороны, чтобы выпустить в свет подобное сочинение, потому что оно было нужно мне с самых первых лет моего детства...»

Объявление цифры. Далее следуют шесть таблиц данной книги. Сонет Бенедито Ариаса Монтано. Песня Мартини Монтесдока в честь Микаэлиса Фуэнльяны, музыкального искусства и искуснейшие для лиры, которую скорее сделал Бог, а не Орфей».

В эпиграфе виуэлу Монтесдока он называет лирой, а в тексте стихотворения – гитарой.

Музыкальный текст первой книги: Дуэт из мессы Геркулеса, Хоакина; Дуэт мессы Бенедиктус, Хоакина; Дуэт Израиль Моралеса; Дуэт «Если любовь меня убьет», Флечи; Вуэльта или торнада «Сейчас, когда я в горе»; Дуэт – контрапункт автора на сопрано этой вильянсико; Дуэт Герреро; Дуэт Франсиско Герреро; Дуэт Хоакина; Дуэт Фуэнльяны; Дуэт Моралеса; Фантазия автора, Моралеса, Бенедиктус.19

Книга шестая, в которую включены эскалады; музыка и фантазии для пятиструнной виуэлы. А также музыка и фантазии для гитары. Также включены фантазии и фрагменты контрапункта для виуэлы с восемью пробными аккордами для восьми тонов, которыми заканчивается данная книга: «В этих трех энсаладах буква делается на все четыре голоса, потому что оригинальная композиция Флечи этого требует, иногда в контрабасе голос в басе; другие в теноре; то же в контральто и сопрано, потому что так требуется для сочинения, ибо так разделена буква. Для того чтобы знать это, необходимо учитывать окрашенную цифру, указывающую на партию из одного голоса. Точно так же есть отрывки, где до окончания одного голоса, одной партии вступает другой голос, голос другой партии. Необходимо следить за тем, чтобы буква ставилась, чтобы она была всегда, когда необходима; что–то оставляется на усмотрение певца. Это делается, чтобы в сочинении не было недостатков. Есть такие места, где намного уменьшено количество нот и восьмых; когда это появляется, необходимо следить за ритмом, а также играть спокойно, чтобы выделить указанные ноты».

Две Энсалады Флечи; его же «Ла Бомба», «Ла хуста»; начинается музыка для пятиструнной виуэлы: Месса на три голоса, «Аве Мария» Моралеса, Ф. Эт ресуррексит: Месса на четыре голоса из «Аве Мария Моралеса, Ф; Осанна из Эксельсис. Вальянсико Васкеса. Далее идут шесть фантазий автора; Начинается музыка для гитары. Распятие на 3 голоса. Вальянсико Васкеса.

Автор о церковном пении /мелодии/ этого романса. Прогуливался мавританский царь... Его воспроизводит Педрель в названных выше произведениях в современной записи под названием «Старый романс для гитары». Дальше идут 6 фантазий автора для гитары. Продолжается музыка для шестистройного инструмента, и в заключение дана «Фантазия консонант». Следует фантазия с обязательным переходом ut – sol – sol – la – sol, что всегда обозначает контрапункт. Далее идет сочинение автора с двумя разными образцами церковного пения и Гаудеамус, окрашенной цифры; затем идет письмо Боскана. В первом стихе играют церковное пение /мелодию/ по буквам. Во втором идут три голоса контрапункта автора на материале того же церковного пения.

Все буквы не поставлены, потому что по тому же стиху могут петь и другие: Надгробные песни на три такта автора; Следует фантазия барабанной дроби, составленная автором, очень полезная для разработки рук и представления о хорошей барабанной дроби и с хорошим затиханием. Здесь поставлены восемь пробных аккордов для восьми тонов, как уже объявлялось там, где речь шла о тонах. Следует мотет, составленный автором, с похвалой Господу, руки которого дают всякий совершенный дар, Бесконечная слава которому – Аминь; благословляем Отца и Сына. Знак издателя. Напечатано в Севилье в издательстве Мартина де Монтесдока 2 октября 1554 г.

Это том 305 х 210 мм; 20 не пронумерованных страниц предварительного текста и LXXIII страниц текста цифрами для виуэлы, напечатанного черной и цветной красками на нотном стане из 6 линий.

ФУЭНТЕ Нуньи Арфилофио де. Аргентинский гитарист. Родился в провинции Ла Риоха, департамент Кастро Барриос, 17 ноября 1883 г. Гитарой стал заниматься самостоятельно очень рано; страсть к этому инструменту и отсутствие преподавателей в его родной деревне заставили его перебраться в Буэнос–Айрес. Уже проживая в столице Федерации, он вынужден был бороться с трудностями, которые всегда возникают перед бедняками, но это не смогло воспрепятствовать его намерениям. Несколько раз в течение более или менее продолжительного времени он занимался у автора этих строк, что мешает мне говорить о его качествах исполнителя. Постоянные занятия дали ему прочные знания, проявившиеся на многих концертах, в которых он принимал участие, и в преподавании. Сольфеджио и гармонией он занимался с известным итальянским маэстро Теодоро Перукки, который и в настоящее время консультирует его. Такая глубокая любовь к музыке заставляет надеяться, что гитарист де ла Фуэнте станет блестящим представителем этого искусства.

ФУЭНТЕС Эмилио. Перуанский гитарист–исполнитель. Занимается фольклором своей страны, богатом напевами индейцев качааи и кечуа. По данным сентябрьского номера за 1930 г. журнала «Музыка», выходящего в Барселоне, в Лиме на конкурсе Аманкаэса, проводившегося с целью установления формы и стиля национальной перуанской музыки, в котором приняли участие исполнители из 12 провинций, соревновавшихся в исполнительском искусстве, среди них был и Эмилио Фуэнтес. Эти соревнования – ясные указания на то, что перуанской гитаре необходимы хорошие преподаватели, которые распространили бы ее, как она того заслуживает, благодаря своим качествам и музыкальной мощи. И тогда богатые интонации инков найдут в гитаре своего самого яркого выразителя.

ФЮРМАН Джордж Леопольд. Лютнист 17 века, автор табулатуры под названием «Галло–романская черепаха», изданной на французском и немецком языках в 1615 г. в Нюрнберге. Экземпляр данного сочинения находится в библиотеке Каселя.

Х

ХАЙДЕН В.Л. Гитарист и композитор. Жил в США во второй половине XIX века. Автор нескольких сочинений в форме вариаций, напоминающих его известное сочинение “Монастырские колокола”, опус 150. Это очень оригинальное по форме, хорошо подходящее к гитаре и вдохновенное сочинение в тональности ре мажор с несколькими короткими пассажами, ведущими к “припеву” в ля мажоре. Это и другие сочинения В.Л. Хайдена были опубликованы бостонским издательством Оливера Дитсона и Ков 1889 и 1890 годах.

ХАЙНХОФЕР Филипп. Композитор–лютнист. Одна рукописная табулятура под названием “Lautenluchter,darinnen beriffen gauste”Хайнхофера, написанная в 1603 году, упоминается в словаре Римана.

ХАММЕРЕР Отто. Немецкий гитарист – энтузиаст. Родился в Аугсбурге в 1834 году. Музыкант, обладающий знаниями, знаток литературы для гитары. Он был известным исполнителем на этом инструменте и большим любителем сочинений Бранда, так как на 1-ом конгрессе гитаристов в 1898 году Хаммерер дал свою интерпретацию этих сочинений. Это исторический персонаж интересующей нас сферы, так как был первым президентом “Международного союза гитаристов”. После его смерти вся значительная, принадлежащая ему коллекция сочинений для гитары досталавсь д–ру Рейгу из Мюнхена, вместе с тремя прекрасными экзэмплярами гитар мастера Шенка. Умер 2 февраля 1905 года.

ХАНОН КАРЛОС Д. Американский гитарист и композитор. Родился в Кармакене в Колумбии в 1834 году. Сочинял “салонную” музыку и танцы. Сочинения тривиальны, но интересны как характерные для этого жанра. Вышли 40 его произведений для гитары и для гитары и мандолины. Многие из них – переложения из опер и издавались Оливером Дитсоном и Ков 1834 году. Умер в Нью–Йорке в 1911 году.

ХАНСО ЛЕОПОЛЬД. Скрипач, гитарист и композитор. Родиля в Богемии в 1795 году. Несколько лет жил в Лондоне, занимаясь преподаванием. Вышли его Опусы 2–25 для гитары и флейты или скрипки. Умер в Вене 24 января 1875 года.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 337 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.038 с)...