![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
I. 1. Но не должно допускать даже в справедливой войне того, о чем сказано в следующем стихе:
Все дозволяет тот, кто правду вполне отрицает
(Лукан).
Мнение Цицерона предпочтительнее: "Существуют некоторого рода обязанности, которые следует соблюдать даже в отношении тех, кто причинит обиду. Ибо ведь есть мера мщению и наказанию" ("Об обязанностях", кн. I).1 Он же восхваляет древние времена у римлян, когда последствия войны были свободны от жестокости или находились в соответствии с необходимостью (там же, кн. II).
Сенека называет жестокими тех, кто. "имея основание Для наказания, не соблюдает в нем меры" ("О милосердии", кн. II, гл. 4). Аристид во второй речи "О Левктрах" говорит: "Разумеется, могут - могут действительно - те, "то отмщает, совершать несправедливость, превышая меру мщения. И тот, кто в наказании доходит до несправедливости, есть второй виновник правонарушения". Так, по суждению Овидия ("Послания с Понта"), некий царь.
Если убийством
Мстит свыше меры, то виновным становится сам.
2. Платейцы в речи Исократа спрашивают: "Правильно ли за столь ничтожные преступления налагать столь тяжкие, несоразмерные наказания?". Тот же Аристид во второй речи "О мире" говорит: "Принимайте во внимание не только то, по каким основаниям вы намерены применять наказания, но также и то, кого надлежит подвергать наказанию, кто мы сами и какова справедливая мера наказания". Миноса хвалит Пропорций:
Хоть победителем был, давал побежденным законы2.
А также и Овидий:
Пленных врагов подчинял он справедливым законам.
Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 209 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!