Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Учение о мытарствах согласно с Писанием



1) В этом учении говорится, что к людям умирающим при разлучении их души от тела являются ангелы добрые и злые; первые готовы препроводить ее на небо. а последние стремятся отвести ее в место мучений. И Сам Господь говорил: “ умер нищий, и отнесено был ангелами на лоно Авраамово ” (Лук 16:22). “ Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут [1898] у тебя ” (Лук 12:20).

“Посмотри, — объясняет святой Иоанн Златоуст, — там сказано: отнесен был ангелами, — а здесь: возьмут. Этого отвели, как узника, а того понесли с торжеством, как увенчиваемого. Как получившего на ристалище много ран и обагренного кровью, потом украшенного венцом, стоящие пред ристалищем с великою славою берут и отводят домой, рукоплеща, восхваляя, удивляясь, так и Лазаря отвели тогда ангелы; а душу богача взяли страшные силы, может быть, посланные специально для этого; ибо душа не сама собою отходит в ту жизнь; это и невозможно. Если мы, переходя из города в город, имеем нужду в руководителе, то тем более душа, исторгнутая из тела и переселяющаяся в будущую жизнь, нуждается в путеводителях. Поэтому часто она, готовясь выйти из тела, то возвышается, то ниспадает и страшится и трепещет. Сознание грехов и всегда мучит нас, но особенно в тот час, когда предстоит нам быть отведенными на тамошние истязания и страшное судилище.”[1899]

2) В учении о мытарствах утверждается далее, что душа проходит путь к небу и Богу через воздушные пространства, где встречает злых духов, от которых подвергается истязаниям. И в Священном Писании диавол называется князем, господствующим в воздухе (Еф 2:2[1900]), а подчиненные ему духи — духами злобы поднебесной (Еф 6:12[1901]). В Послании апостола Иуды упоминается о споре архангела Михаила с диаволом относительно тела Моисея. “ Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: "да запретит тебе Господь" ” (Иуд. 1:9) произносить хулу и обвинения на Моисея. Это упоминание дает право заключить, что и о душе человеческой по отшествии ее от тела возможно препирательство между ангелами добрыми и злыми: быть ли ей осужденною на мучения в сообществе злых ангелов или оправданною для участия в блаженстве с добрыми ангелами. Кроме того, Священное Писание представляет всю земную жизнь человека протекающею под тем или иным влиянием бесплотных Духов. Оно учит, что ангелы добрые суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, кто наследует спасение (Евр 1:14[1902]), что они заботятся о нас в продолжение нашей жизни (Пс 90:10-11[1903]), особенно ангел-хранитель (Мт 18:10;[1904] Пс 33:8[1905]). Вся деятельность Злых духов, напротив, направлена постоянно к нашей погибели (Еф 6:12; 2 Тим 2:26;[1906] 1 Фес. 3:5[1907]); диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить (1 Пет 5:8[1908]). При таком участии бесплотных духов в нашей жизни еще в условиях земного существования вполне естественно будет, если то же участие их продолжится и даже усилится по смерти.[1909]

“Когда приближаются Владычные Силы, — говорит святой Ефрем Сирин, — когда приходят страшные воинства, когда божественные изъятели повелевают душе переселиться из тела, когда, увлекая нас силою, отводят в неминуемое судилище; тогда, увидев их, бедный человек, хотя бы то был Царь или властелин или мучитель или миродержец, весь приходит в колебание... весь трепещет... весь цепенеет и приходит в изумление, видя страшные силы, видя страшные образы, видя грозные и суровые лица, видя чин вещей, какого не видал прежде... Божественные изъятели, взяв душу, восходят по воздуху, где стоят начальства и власти и миродержатели противных сил. Это — злые наши обвинители, страшные мытники (τελώναι), описчики, данщики; они встречают на пути, описывают, осматривают и вычисляют грехи и рукописания человека... Великий там страх, великий трепет бедной душе, неописуема нужда, какую потерпит тогда от несчетного множества тьмами окружающих ее врагов, клевещущих на нее, чтобы не дать ей взойти на небо, поселиться во свете живых, вступить в страну жизни. Но святые ангелы, взяв душу, отводят ее.[1910]

В великой скорби и печали бывает душа, когда влекут ее туда и сюда, принуждая идти. Демоны хотят, чтобы с ними шла она в геенну; ангелам желательно, чтобы с ними достигла она обители света.”[1911]

Никто да не обольщает вас пустыми словами (Еф 5:6[1912]). Ибо, — наставляет святой Василий Великий, — внезапно постигнет пагуба (1 Фес. 5:3[1913]) и переворот, подобно буре. Придет грозный ангел, насильно поведет и повлечет душу твою, связанную грехами, часто обращающуюся к тому, что оставляет здесь, и рыдающую безгласно.[1914]

Займись же размышлением о последнем дне (ибо, без сомнения, не будешь ты одна жить вечно); представь себе смятение, сокращение дыхания и час смертный, приближающийся Божий приговор, поспешающих ангелов, душу в страшном от этого смущении, немилосердно мучимую грешною совестью, обращающую жалостные взоры на тамошнее, наконец, неотвратимую необходимость дальнего оного переселения.”[1915]

“Никто из живущих на земле, — учит святой Иоанн Златоуст, — не получив разрешения во грехах, по переходе в будущую жизнь, не может избежать истязаний за них.[1916] По отшествии отсюда мученики восходят на небеса, при чем ангелы... сретают и все вышние силы стекаются отовсюду видеть их раны и, как некоторых героев, возвратившихся с войны и сражения с великими трофеями и после многих побед, радостно принимают всех их и приветствуют, потом ведут их с великим торжеством к Царю Небесному, к тому престолу, исполненному великой славы, где херувимы и серафимы. Прибыв туда и поклонившись Сидящему на престоле, мученики удостаиваются от Владыки гораздо большего благоволения, нежели от подобных себе рабов... Он дружески принимает их, и наслаждаются они тамошнею славою, соединяются с ликами ангельскими, участвуют в таинственных песнопениях.”[1917]





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 271 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...