Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Концепции истины




Классическая (или корреспондентская) концепция. Здесь под истиной понимается соответствие человеческих знаний реальному положению дел, какой-то объективной действительности. В явной форме классическую концепцию можно найти уже у Платона и Аристотеля. При этом соответствие знания (идей) действительности может пониматься двояким образом, в зависимости от того, как трактовать саму эту объективную действительность. Это может быть соответствие человеческой мысли объективной природной действительности (Аристотель), а может быть ее соответствие идеальному бытию вечных идей (Платон). Однако, какую бы обще-метафизическую гносеологическую установку мы ни заняли (реалистическую или платоническую) в классическом понимании истины, оба аспекта соответствия обязательно будут присутствовать.
Когерентная теория истины. Она существует в нескольких различных вариантах. Самый популярный и известный из них утверждает, что истинное знание всегда внутренне непротиворечиво и системно упорядочено. Здесь происходит сближение с трактовкой истины в смысле логической правильности и корректности.
Другой вариант теории когеренции утверждает, что истинной должна быть признана та гипотеза, которая не противоречит фундаментальному знанию, существующему в науке. Например, если какая-то физическая гипотеза противоречит закону сохранения энергии, то есть все основания считать, что она ложна. Данный критерий также нельзя абсолютизировать, ибо любая новая фундаментальная теория всегда какому-то общепризнанному знанию да противоречит.
Прагматическая концепция. Ее суть сводится к тому, что знание должно быть оценено как истинное, если способно обеспечить получение некоего реального общезначимого результата (экспериментального, утилитарно-прагматического и т.д.). Иными словами, истинность отождествляется здесь с пользой или результативностью. В принципе, знание, особенно научное, весьма прагматично. Если ученый-теоретик не получает новых результатов, его научная репутация, а потом и квалификация могут быть поставлены под сомнение. Если инженер не изобретает новых технических устройств и приспособлений, ему могут перестать платить зарплату. Прагматисты не обсуждали вопрос и достоверности. Рассматривали ее не через соответствие с реальностью, а через общезначимую полезность.
Конвенциональная концепция. Здесь утверждается, что истина есть всегда продукт гласного (а чаще негласного) соглашения между участниками познавательного процесса. В разных науках и разных научных сообществах существуют разные «правила игры», а все доказательства строятся лишь на основе принятых конвенций. Соответственно, то, что может трактоваться в рамках одного научного сообщества как истинное знание; в другом будет расценено как знание ложное. Так всегда бывает, когда сталкиваются представители разных школ в науке и философии.
Релятивистская истина. Признавали полную относительность истины. Нет оснований говорить. Что истина одна. Их может быть много. Мы не имеем инструментов для того, чтобы доказать абсолютность истины. Сознание субъективно.

19.Чувственные и рациональные формы познания:

Знание:

· Рациональное - определяется на сам разум; то знание, которое формируется непосредственно в сознании человека: различные теории, концепции, формулы.

· Чувственное- в его основе лежат наши ощущения, восприятия.

20.Человек как предмет философии. Модели человека в истроико- философском развитии:

Философия человека в истории философской мысли

Человек как личность.

3 подхода:

· Человек как индивид- отдельный представитель человеческого рода, конкретный носитель общечеловеческих свойств и их характеристик, и при таком подходе существует проблема соотношений индивидуального и биологического.

· Человек как индивидуальность - рассматривается не общечеловеческие свойства, а конкретные, неповторимые биопсихосоциальные качества.

· Человек как личность. В личности главное место занимают сущностные характеристики, выражающиеся в духовности, не имеют значение биологические качества, сословия, профессия, национальность, а оценивается влияние человека на культурные развития (вклад человека в культуру).

1-й подход сводит личность к нестандартным, неповторимым характеристикам, то есть индивидуальности.

2-й подход говорит, что личность полностью основывается на общественной жизни, то есть личность рассматривается как производная общественных отношений, существующих в данном обществе.

3-й подход заключается в дуализме личности, то есть дуализм индивидуального и общественного; общего и единичного; человека и коллектива и так далее.

Вывод: личность- это духовное явление, возникшее на основе природных задатков и социальных условий.

21.Проблема смысла человеческого бытия:

Жизнь и смерть в философии человека.

Главный вопрос: в чем смысл жизни?

Негативная позиция в определении смысла жизни, сущность которой заключается в выражении: «всё суета».

Позиция экзистенционализма заключается в философии.

А. Камю:

Он утверждал, что жизнь человека - это абсурд, и сравнивал жизнь человека с человеком, который находится в телефонной будке, которого мы не слышим, и он нас не слышит.

Религиозная позиция, в которой осмысленным признаётся в духовной(внутренней) жизни человека: в достижении вечной жизни, преодолении тварного начала.

Фаталистический подход: судьба человека предрешена. Смысл в том, чтобы найти своё предназначение и следовать ему.

Натуралистический подход: природа не имеет смысла, поэтому жизнь человека не имеет смысла(осуществление природных инстинктов).

Подход геданизма: смысл жизни в духовном наслаждении (невозмутимость, не бояться Богов и Смерти).

Королеталирский подход: смысл жизни в безграничной свободе.

Функционалистический подход: смысл жизни заключается в осуществлении какой-либо цели.

Аксеологический подход: существуют ценности, которые придают смысл жизни.

Ценности:

· Ценность перетивная- зависит от чувств.

· Ценности отношения (к семье, к друзьям, к коллегам и так далее).

· Ценности созидания- то, что человек создаёт своим трудом.

Смысл жизни формируется по ходу жизни и он заключается в самой жизни.

Понятие «смерть»

В чем смысл смерти?

Бессмертие:

· Родовое- продолжение жизни потомков;

· Творческое- жизнь в своём творчестве;

· Религиозное- продолжение жизни в раю;

· Чувственное- потеря чувства времени;

· Натуралистическое- слияние с природой.

22.Социум как особая реальность и предмет социальной философии:





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 970 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...