Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Воззвание к патриотам по случаю основания объединения к поощрению промышленности в Чехии



Воззвание, опубликованное в журнале «Часопис ческего музеум»(1833), свидетельствует о подъеме промышленного производства в чешских землях, игравших значительную роль в экономике Австрийской империи. Ключевые позиции в объединении занимали лидеры чешской национальной либеральной буржуазии Франтишек Ригер (1818—1903), Алоис Троян (1815—1893) и др.

Представители чешской шляхты основали объединение, цель которого, путем поощрения промышленности, сохранить то почетное место, которое наша родина благодаря своему богатству, а также способностям и дарованиям своего населения по праву занимает среди других стран. На этой высоте, однако, ее может удержать лишь успешное развитие всех искусств и наук, к чему следует приложить все силы и старание.

Усердие в ремеслах ради приумножения плодов своего труда унаследовано чехами от предков; однако же прогресс в искусствах и науках требует большего - промышленности. Торговлю и различные ремесла следует насытить нововведениями и усовершенствованиями с тем, чтобы повысить цену рукодельных и ремесленных изделий, расширить их сбыт и обеспечить спрос на отечественные товары на иностранных рынках.

Способствовать достойным образом развитию этой промышленности и поставило себе за цель наше объединение, учрежденное с высочайшего соизволения его императорской милости на своем первом заседании 1 марта 1833 г. Ныне оно впервые выступает с официальным обращением и, вверяя себя патриотическому чувству соотечественников, усердием которых в нашей любезной отчизне учреждено уже немало полезных обществ, призывает их вступить в ряды объединения и принять участие в его работе.

О своем желании вступить в члены общества можно заявить через областные управления либо прямо в Праге... Главной дирекции объединения к поощрению промышленности в Чехии....Ежегодный членский взнос составляет 24 злотых, половина этой суммы вносится вперед за шесть месяцев; кроме того, взимается одноразовый взнос в сумме 2 злотых на диплом, который со временем будет разослан всем членам объединения.

Объединение с доверием обращается ко всем патриотам, не останавливающимся ни перед какими жертвами во имя чести и славы родины, величия и богатства народа. От вашей поддержки зависит его сила, столь необходимая для его успешной и активной деятельности ради всеобщего блага.

6. ЗАДАЧИ И МИССИЯ «МЕЩАНСКОЙ БЕСЕДЫ»

Статья К. Гавличека-Боровского (1821—1856), опубликованная в 1846 г. в «Пражске новины» («Пражской газете»), информировала общественность о значении и задачах нового объединения, своего рода клуба чешской буржуазии, -«Мещанская беседа» либерально-национальной направленности.

В ближайшее время ожидается учреждение нового общества «Мещанская беседа». …В эти дни во Вратиславе 1 также приступили к организации «Мещанской беседы»; по этому поводу немецкие журналы уже давно подняли шум, хотя она и не имеет пока столь прочной базы как наша.

Большая часть общества, несомненно, считает будущую Беседу учреждением чисто развлекательного характера, однако же те, кому выпало стать свидетелями прогресса, бурной деятельности, процветания страны и иных подобных дел, достойных истинных мужей, бесспорно не предприняли бы столь серьезной подготовки ради одного лишь развлечения. Для тех, кто признает забавы без пользы, наша Беседа имеет иную, более важную, я бы осмелился сказать, более почетную, задачу. Обмен мнениями, консультации по всем вопросам, касающимся ремесел, объединение раздробленных сил, общая работа на благо каждого, сближение различных, пока еще далеких друг от друга, сословий, воспитание истинно общественного духа и т. д. - таковы ростки, которые должны взойти из «Мещанской беседы».

Образование, науки, искусство, промышленность, одним словом, культура, правит миром в наши дни; мещанскому сословию по праву должна быть воздана честь — ведь оно в первую очередь взращивает культуру, в последнее время из мещанского сословия вышли почти все, кто распространяет образование среди интеллигенции.

Нельзя, однако, скрывать правду - до сих нор мы немало отставали от других народов, и осознание недостатков уже есть важный шаг к исправлению положения. Главная причина этой незрелости в том, что наш национальный дух еще не пробудился, в том, что сами мы до сих нор не осознали: чехи мы или же вообще никто. Пусть говорят что хотят, но честь всегда будет мощным рычагом, способным перевернуть мир! Немало великих дел, которые знает история, было совершено во имя чести народа; а самые образованные ныне народы - англичане, французы гордо держатся своей народности.

…Ни один англичанин, ни один француз не будет стыдиться своего языка. Иной раз люди умирали за честь, за счастье своего народа; мы же ради этого будем жить и работать.

При хорошей организации «Мещанская беседа» может стать очагом просвещения в области промышленности, экономики, эстетики и науки. Беседы с выдающимися представителями отдельных сфер науки, а также читальный зал с богатым выбором журналов и книг - все это пойдет на пользу доброму делу, а именно распространению культуры и, следовательно, улучшению сословия. Нельзя забывать, что в наше время лишь образование повысит престиж мещанства, поможет неимущему приобрести состояние, зажиточным — сохранить и приумножить свое имущество... Задачей «Мещанской беседы» является в первую очередь распространение знаний…

Что же касается взаимоотношений членов общества, то «Мещанская беседа» избрала прекрасный девиз: равенство и согласие... О равенстве много говорить не надо: все члены беседы принадлежат к мещанскому сословию, одни более богаты, образованны, опытны, другие менее, но все обязательно из мещан, все - пражане… Что до второго - согласия, то его удается достичь значительно реже. Общество, которое способно сохранить его в своих рядах, явно доказало, что заслуживает право называться обществом. Снисходительно относиться к мнению других и не пытаться навязать свое - вот основа согласия, терпимость же - главная отличительная черта каждого образованного человека.

Мы сердечно желаем будущей Беседе как можно полнее воплощать в жизнь избранные ею принципы. Лишь таким путем можно достичь незыблемости ее существования, что в свою очередь будет способствовать всегда столь отрадному процветанию древней Праги и благоденствию всей отчизны нашей.

Примечание: 1. Бреслау (ныне Вроцлав, ПНР) в польских землях, входивших и состав Пруссии.

7. ИЗ СТАТЬИ К. ГАВЛИЧЕКА-БОРОВСКОГО «СЛАВЯНИН И ЧЕХ».

В статье, опубликованной в газете «Пражске новины» (1846), излагаются содержание, цели и задачи национальною движения. Пересматривая концепцию славянской общности, решительно выступая против романтической теории «единого славянского народа», К. Гавличек-Боровский сформировал представление о чехах как о самостоятельном народе.

Одновременно с пробуждением национального духа и деятельности во имя высоких идеалов на родине у нас появилась идея славянства, вернее, вновь пробудилась к жизни, только лишь с большей силой и с большими надеждами, чем раньше, в давние времена.

Русских, поляков, иллиров и других славян каждый называл своими братьями, радел об их успехах так же, если не больше, как о судьбе своего народа, а самые практичные вынашивали в сердце своем полную убежденность, что со временем все 80 миллионов славян (да еще с теми, что за эти годы прибавятся) будут иметь единый литературный язык, одни и те же симпатии и проч., что называть не полагается, да и нельзя, короче говоря, что все они составят единый народ в том смысле, как, например, французы и др. являются единым народом...

Эта славянская идея широко распространилась и глубоко проникла в жизнь в первую очередь у нас и в Иллирии, принеся несомненную пользу нам и иллирам. Однако эта популярность как раз и сослужила ей плохую службу, вызвав те издержки и вредные последствия, что подобно шлаку всегда примешиваются в этом мире к любому полезному делу...

Итак, переходя прямо к делу, я выражаю свое твердое и неопровержимое убеждение, что славяне, а именно русские, поляки, чехи, иллиры п т. д., не являются одним народом. Эти слова, как объявление войны, они так важны, что потребуют подробного объяснения. …Кому когда-либо приходило в голову говорить о романском либо германском народе? Кому придет на ум называть итальянца братом испанца и француза, либо причислять к одному народу англичанина и немца? Однако же как испанцы, португальцы, французы, итальянцы - романские народы, а немцы, датчане, шведы, норвежцы, голландцы — германские народы, точно так же мы, поляки, иллиры, русские и т. д., являемой славянскими народами, и имя славянин есть и должно всегда оставаться лишь географическим и научным понятием, но отнюдь не символом сердечной симпатии, с которой каждый народ произносит свое имя.

Как не следует быть порядочному человеку космополитом (кто утверждает, что любит всех, на самом деле не любит никого), как смешно было бы признаваться в индоевропейском патриотизме и сочинять о нем восторженные стихи, точно так же, хотя, разумеется, и в меньшей степени, ложен патриотизм всеславянский. Если же кто возразит, что, возможно, между славянскими народами не такая большая разница, как между романскими и германскими, это следует просто-напросто отрицать.

Даже если языки различных славянских пародов и не столь сильно отличаются друг от друга, как отдельные германские и романские языки (хотя, например, голландский ближе немецкому, чем русский чешскому, а между французским и итальянским не большая разница, чем между русским н чешским), мы не должны все же забывать, что не только язык, но и обычаи, религия, правительство, образованность, симпатии и пр.— все вместе и есть национальность, а следовательно, и различия между отдельными народами; принимая все это во внимание, говоря о славянских народах, не следует утверждать, что, например, русские и чехи, поляки и русские, иллиры и поляки стоят ближе друг к другу, чем любых два германских либо романских народа.

Время и обстоятельства издавна разделили великое множество людей славянского происхождения на четыре существенно отличные друг от друга нации, каждая из которых (исключая иллиров)давно уже является единой самостоятельной нацией и имела либо имеет все необходимое для того, чтобы быть нацией...





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 468 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...