Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Начало таборов



И еще, в лето господа 1419-е священники-евангелисты, последователи магистра Иоанна Гуса, распространявшие при­чащение чашей среди народа, называвшиеся тогда виклефистами, а иначе гуситами, начали собираться с народом того и другого пола из городов и сел с разных частей королевства Богемского со святыми дарами евхаристии на некую гору близ замка Бехине, названную ими горой Табор 1. Там они с вели­ким благоговением причащали простой народ святой евхари­стии, особенно же в дни праздничные, в то время как против­ники такого причащения в близлежащих храмах не разрешали так причащать простой народ.

В праздник же св. Марии Магдалины 2, когда на вышеука­занную гору собралось из разных частей вышеназванного королевства великое множество народа обоего пола с малыми детьми, они с большим усердием причастили святых тайн тела и крови господней под обоими видами, т. е. хлеба и вина, со­гласно заветам Христа и обычаю, соблюдавшемуся ранней христианской церковью, свыше 40 тысяч человек. Этим силь­но был встревожен богемский король Венцеслав, который бо­ялся, что может быть свергнут с королевского престола, подо­зревая, что на его место может быть поставлен Николай из Гуси 3, которого он как-то раньше изгнал из Праги за то, что тот однажды, когда король, остановившись со своими придвор­ными у храма св. Аполлинария 4, оказался окруженным со всех сторон громадной толпой людей обоего пола, хотя, правда, и безоружных, выступил перед королем от лица народа и стал отстаивать свободу причащения под обоими видами как для взрослых, так и для младенцев (С.42-43).

Примечания: 1. О причинах и ходе паломничества на горы см. М а ц е к. Табор, т. I, М., 1956, стр. 313. Гора Табор находилась на нынешних Бурковцах у Немеиц, недалеко от Бехини на Лужнице. Название Табор было взято из Библии (книга Судей 4, 6). 2. То есть 22 июля 1419 г. 3. Николай (Микулаш) из Гуси. Это был бедный шляхтич, весьма ученый муж, выдающийся военный. Он служил и воевал на службе у пана Рожмберка, в Австрии, у Ченека из Вартемберка и, наконец, был на службе чешского короля Вацлава IV как бургграф в крепости Гуси. Рано стал участником гуситсткого движения. Был одним из выдающих­ся его организаторов, считался одним из четырех гетманов Табора. 4. Костел св. Аполлинария находился в Новом Городе Пражском, где часто бывал король Вацлав IV со своим двором.

Расправа с коншелами Нового Города Пражского

И еще, в том же году, в воскресенье после дня св. Якова, в 30-й день месяца июля, бургомистр и некоторые консулы 1 Нового Города с подсудком 2 —все противники причащения чашей — были выброшены простым народом и Иоан­ном Жижкой 3, человеком, близким вышеназванному королю богемскому, из ратуши Нового Города, сильно избиты и умерщвлены за то, что были непочтительны по отношению к процессии, возвращавшейся со святыми дарами досточтимой евхаристии от св. Стефана на Рыбничку 4, мимо ратуши к монастырю присноблаженной девы на Писку 5, в то время как король Венцеслав находился со своим двором в Новом граде 6, всего на расстоянии одной мили от Праги. Вследствие этого происшествия противников истины в Праге охватил великий страх. Ибо все и каждый в отдельности, как коренные жители, так и вновь поселившиеся в Новом Городе, были призваны теми, которые убили вышеупомянутых консулов, под страхом смерти или изгнания из города явиться к ратуше со своим оружием. Поэтому многие, главным же образом хулители истины, опасаясь, как бы им самим не стала угрожать опасность смерти, бежали из города. Сама же община впредь до нового избрания будущих консулов избрала себе четырех капитанов 7 и предоставила им печать и знаки консульской власти, причем ратуша Нового Города охранялась в течение этого времени днем и ночью громадной толпой вооруженных людей. Вследствие этого король богемский Венцеслав, движимый великим гневом, охваченный жалостью и скорбью от происшедшего ущемления его власти, задумал уничтожить всех виклефистов, или гуситов, главным же образом священников.

Некоторые же советники короля, поддерживающие сторонни­ков причащения под обоими видами и приверженные маги­стру Иоанну Гусу, со старейшинами Старого Города начали вести переговоры о примирении короля с общиной Нового Города для пресечения многих бедствий. В конце концов, с со­гласия той и другой стороны, было решено, чтобы община Но­вого Города сама принесла извинения королю за то преступ­ление, которое она допустила, выбросив из ратуши и убив с позором им самим назначенных скабинов 8, а король чтобы утвердил новых скабинов, избранных тогда самой общиной; так это и было сделано (С. 43-44).

Примечания: 1. Консулы (чешск. коншелы) — члены городского совета (ратуши). 2. Подсудок — чешск, подрихтарж, заместитель городского судьи. 3. Иоанн (Ян) Жижка был обедневшим шляхтичем. Он воевал в вой­сках высшей шляхты, долгое время командовал отрядом в южной Чехии, нападавшим на прелатов и высшую шляхту, и, наконец, стал командиром в чешском войске, которое воевало в Польше на стороне польского короля против ордена немецких рыцарей; участник Грюнвальдской битвы (1410), По возвращении из Польши поступил на службу ко двору коро­ля Вацлава IV и стал приверженцем учения магистра Яна Гуса. С начала гуситского движения встал во главе таборитского войска. Умер в 1424 г. 4. На Рыбничку –селение, находившееся около своременного костела св. Стефана в Новом Городе Пражском. 5. Монастырь кармели тов в Новом Городе Пражском у костела присноблаженной девы на Писку (девы Марии Снежной), основан Карлом I (IV) в 1347 г. 6. Новый град – крепость на юг от Праги у деревни Кунратице. 7. Капитаны – гетманы. 8. Скабины – члены городского совета

.

Призыв таборитскими священниками народа в пять городов…

И еще, в те же времена некоторые священники таборитские проповедовали народу новое пришествие Христа, при котором должны погибнуть и будут истреблены все злые и ненавистники истины, а добрые сохранятся только в пяти городах. По этой причине некоторые города, в которых свободно применялось причащение чашей, не хотели вступать ни в какие соглашения со своими противниками и особенно с городом Пльзень. В самом деле, упомянутые выше таборитские священники, распространяя в Бехинском крае, а также и в других местах много заблуждений, противоречащих вере христианской, писания пророков толкуя ложно, из своей головы и пренебрегая католическими установлениями святых ученых мужей, проповедями своими явно обманывали народ, призывая его, чтобы все и каждый в отдельности, желая укрыться от гнева всемогущего господа бога, каковой [гнев], согласно их предположению, должен был разразиться в скором времени над всем миром, бежали из городов, замков, сел и местечек... и укрывались в пяти городах. Названия же этих городов следующие: Пльзень, названный ими самими городом солнца, Жатец, Лоуны, Слави и Клатовы. Господь всемогущий, говорили они, хочет уничтожить весь мир, исключая только тех, которые укроются в пяти названных городах... Много простого народа, верившего их пустым письмам как правдивым... распродавало имущество свое по дешевым ценам и стекалось к ним из разных краев королевства Богемского и маркграфства Моравского с женами и детьми и приносило деньги к ногам этих священников.

Когда они, как только что было сказано, собрались в г. Пльзень, многие ревнители причащения чашей, и особенно г-н Брженек из Швигова, г-н Валкун из Адлара 1, а также и Иоанн Жижка... с верными их последователями, прибыли (туда) из Праги и, изгнав из Пльзня ненавистников правды, заперлись в этом городе... не пожелав никоим образом заключать с ними мир, как с врагами бога и его закона. По наущению же священников, и особенно Венцеслава, по прозвищу Коранда 2, который был тогда среди них главным, монастыри самого города, церкви и некоторые подворья, расположенные близ города, были разорены и разрушены... Поэтому королева Софья и бароны, и чины королевства послали немалое число людей для осады г. Пльзня. И люди, засев с разных сторон в различных защищенных местах, с той и другой стороны обстреливали друг друга и взаимно увечили друг другу руки и ноги.

И еще, в те же дни, король венгерский Сигизмунд разослал по всему королевству Богемии всем баронам и в особенности чиновникам королевства... письма с приказом, чтобы всех виклефистов и гуситов и совершающих причащение чашей всякими способами теснить, преследовать и по мере возможности уничтожать (С. 55—56).

Примечания: 1. Валкун изАдлара – бедный рыцарь из Витни у Клатов. 2. Вацлав Коранда, таборитский священник. До 1417 г. был приходским священником в Пльзени. Он оставался духовным главой таборитского движения вплоть до подчинения Табора Иржи из Подебрад. После поражения таборитов подвергся преследованию (См. Й. Мацек. Табор. Т.1. С. 376-377).





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 320 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...