Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сквер на Пушкинской улице



В 1730‑х годах территорию вдоль правой стороны Невского проспекта за Фонтанкой отдали для заселения служащим Дворцового ведомства. Постепенно здесь образовались слободки поваров, кузнецов, свечников, стремянных. Память о них до сих пор сохраняется в названиях Стремянной улицы, Поварского, кузнечного, Свечного переулков. Здесь выделили землю и для почтовых ямщиков, образовавших Ямскую слободу. Долгое время территория слободы представляла собой заброшенную городскую окраину, беспорядочно застроенную одноэтажными деревянными домиками, разделенными зелеными островками придомовых садиков и огородов.

Все изменилось с началом возведения на Знаменской площади вокзала Николаевской железной дороги. Началось массовое строительство доходных домов и общественных зданий вдоль Лиговского канала и Невского проспекта. В 1874 году приняли решение проложить улицу по территории Ямской слободы. Улица должна была пройти от Невского проспекта до кузнечного переулка. Тогда же ее назвали Новым проспектом, в отличие от уже существовавшего старого Невского проспекта. В народе сразу же появилась фольклорная реплика. Улицу стали называть «Малым Невским».

Генеральный план Пушкинского сквера. 1901 год

Памятник А.С. Пушкину

Улицу предполагалось застроить комплексно и в едином архитектурном стиле. Проектировали все здания всего трое петербургских зодчих во главе с Павлом Юльевичем Сюзором. Будущую улицу разделили на двадцать земельных участков и продали состоятельным людям. Из двадцати домов десять спроектировал П.Ю. Сюзор. Для строительства создали товарищескую компанию на паях, после чего улицу переименовали в компанейскую. Примерно на равном расстоянии от кузнечной улицы и Невского проспекта по проекту садовника И. П. Визе разбили небольшой уютный сквер, который вскоре сыграет заметную роль в истории увековечивания памяти А.С. Пушкина в Петербурге.

Напомним, что памятника Пушкину в России почти пятьдесят лет после его смерти не было. Ни в столице, ни на родине поэта – в Москве. Впервые заговорили о памятнике только в 1855 году. Идея родилась в недрах Министерства иностранных дел, чиновники которого не без основания считали себя сослуживцами поэта, так как по окончании Лицея Пушкин короткое время числился на службе по этому ведомству. Еще через полтора десятилетия бывшие лицеисты образовали «комитет по сооружению памятника Пушкину», который возглавил академик Я.к. Трот. Начался сбор средств.

Наконец высочайшее разрешение на установку памятника получено. Но памятник поэту должен был стоять не в столице, где принято сооружать монументы только царствующим особам и полководцам, а на родине Пушкина, в Москве. Объявленный в 1872 году конкурс выявил победителя. Им стал скульптор А.М. Опекушин. Отлитую по его модели бронзовую статую поэта в 1880 году установили на тверском бульваре в Москве.

Это побудило петербуржцев еще более настойчиво и энергично бороться за создание памятника Пушкину в своем городе. Первоначально местом для памятника избрали Александровский сад, но судьба распорядилась иначе. В 1881 году Компанейскую улицу переименовали в Пушкинскую.

На следующий год в центре сквера на Пушкинской улице установили бюст Пушкина, выполненный скульптором И.П. Витали еще в 1837 году. Однако удовлетворения это не принесло. Форма бюста никак не соответствовала значению Пушкина для Петербурга. Даже увеличенный в два раза, он не вписывался в идею увековечения памяти поэта в столице государства. В то же время ни средств, ни времени для создания нового памятника уже не было. И тогда решили использовать один из многочисленных конкурсных вариантов московского памятника, представленных Опекушиным, и 7 августа 1884 года в сквере на Пушкинской улице наконец был открыт первый в Петербурге памятник Пушкину. Пьедестал для памятника выполнил архитектор Н.Л. Бенуа.

Между тем городской фольклор предложил свою оригинальную версию появления памятника именно здесь, в сквере на Пушкинской улице. Согласно одной из романтических легенд старого Петербурга, некая прекрасная дама страстно влюбилась в Александра Сергеевича. Но он ею пренебрег. И вот, много лет спустя, постаревшая красавица решила установить своему возлюбленному памятник, да так, чтобы отвергнувший ее любовь поэт вечно стоял под окнами ее дома. Этот монумент и сейчас стоит на Пушкинской улице, и взгляд поэта действительно обращен на угловой балкон дома, в котором якобы и проживала та легендарная красавица.

Есть, впрочем, и другая фольклорная версия появления памятника. Будто бы за окнами этого дома проживал некий неслыханно богатый и невероятно амбициозный откупщик, который выложил кучу денег на установку памятника, оговорив лишь одно непременное условие: «Пушкин будет смотреть туда, куда я захочу».

Еще одна романтическая легенда рассказывает о том, что в пушкинские времена на месте современной Пушкинской улицы рос лесок с солнечной полянкой в центре. Здесь любили останавливаться цыгане с медведем и давали представления. Будто бы приходил сюда и Пушкин послушать цыганские песни, полюбоваться прекрасными цыганками. Вот почему при выборе места для установки памятника поэту вспомнили об этой легендарной полянке, на месте которой был разбит сквер.

Долгое время художественная критика либо снисходительно относилась к этому монументу, либо вообще обходила его молчанием. Его считали или маловыразительным, или вообще неудачным. Появилось даже обидное прозвище: «Маленький Пушкин». Ссылались на А.Ф. Кони, который однажды сказал о Пушкинской улице: «узкая, с маленькой площадкой, на которой поставлен ничтожный памятник Пушкину». Однако время достаточно точно определило его место в жизни Петербурга. Особенно удачной кажется его установка именно на Пушкинской улице, проект застройки которой разрабатывался в одно время с работой над памятником. Его появление лишь подчеркнуло единый, ансамблевый стиль застройки всей улицы. Да и сквер стал казаться неким подобием интерьера воздушного зала с памятником в центре, с деревьями, удачно имитирующие стены, как бы поддерживающие свод неба. Невысокая, соразмерная человеку, почти домашняя скульптура поэта установлена на полированном постаменте. Вокруг памятника почти всегда гуляют дети.

Как рассказала в очерке «Пушкин и дети» Анна Ахматова, в конце 1930‑х годов городские чиновники будто бы приняли решение перенести неудачный, как считалось тогда, памятник Пушкину на новое место. На Пушкинскую улицу, рассказывает одна ленинградская легенда, приехал грузовик с автокраном, и люди в рабочей одежде начали реализовывать этот кабинетный замысел. Дело было вечером, и в сквере вокруг памятника играли дети. Вдруг они подняли небывалый крик и с возгласами: «Это наш Пушкин!» окружили пьедестал, мешая рабочим. В замешательстве один из них решил позвонить «куда следует». На другом конце провода долго молчали, не понимая, видимо, как оценить необычную ситуацию. Наконец, как утверждает легенда, со словами: «Ах, оставьте им их Пушкина!» – бросили трубку.

Впрочем, если верить городскому фольклору имелись и другие причины убрать памятник Пушкину из сквера на Пушкинской улице. Согласно одной из довоенных легенд, недалеко от сквера создавался какой‑то секретный объект, и бдительные сотрудники органов НКВд боялись, что к памятнику великому русскому поэту начнут приходить его почитатели, а, может быть, даже иностранные туристы, и, бог знает, кто может оказаться среди них.

Вход в арт‑центр «Пушкинскаяулица, 10»

Во время ленинградской блокады памятник Пушкину оставался незащищенным. Его не успели перенести в надежное место или укрыть каким‑нибудь защитным сооружением. И блокадники суеверно верили: пока в памятник их Пушкину не попадет хотя бы один осколок снаряда, Ленинграду не угрожает ни уничтожение, ни оккупация.

Появляются и современные легенды. Одна из них связана с доходным домом, возведенным на участке № 10 по Пушкинской улице в 1878–1879 годах по проекту архитектора Министерства народного просвещения Х.Х. Тацки. В конце 1970‑х годов дом расселили и поставили на капитальный ремонт. Однако долгое время к ремонтным работам не приступали. Затем началась эпоха пресловутой перестройки, когда никому ни до чего не было дела. Про дом забыли. И тогда в пустующие и давно разграбленные квартиры начали самовольно вселяться питерские художники.

Согласно одной из петербургских легенд, такую замечательную идею будто бы подбросил мастерам кисти и карандаша сам Александр Сергеевич Пушкин, что стоит тут же, на площади, наискосок от дома № 10. Будто бы однажды в скверике возле памятника пристроились два бездомных художника распить бутылочку дешевого портвейна и поговорить «за жизнь». Но как‑то заскучали. Видать, потому, что двое. Тогда, по старой русской традиции, предложили народному поэту стать третьим. Пушкин не отказался, а в благодарность показал на пустующий и тихо разрушающийся дом. Мол, заселяйтесь.

И началось великое переселение. Первое время с художниками пытались бороться. Отключали электроэнергию, отопление, организовывали принудительное выселение, пытались привлечь к суду. Ничего не помогало. На художников махнули рукой. За короткое время здесь возникли творческие мастерские, учебные классы, выставочные залы, клубы неформальных встреч. Дом на Пушкинской, 10, стал одним из известных далеко за пределами Петербурга центров питерского андеграунда. Но в городской фольклор он вошел под собственным именем: «Пушка», или «Дом отверженных».

«Лиговские сады»

Параллельно Пушкинской улице протянулся Лиговский проспект – первая улица Петербурга, если считать таковой еще допетербургскую, старинную Большую Новгородскую дорогу, по трассе которой и проложили знаменитую Лиговку. Большая Новгородская дорога связывала Новгород и Москву с многочисленными малыми поселениями в устье Невы. Новгородская дорога шла по самой возвышенной, а значит, и наиболее сухой части этого края. В этом легко убедиться и сегодня, взглянув с Лиговского проспекта в сторону отходящих от него улиц и переулков. Все они, включая Невский проспект, сбегают вниз.

В 1718–1725 годах из речки Лиги по трассе будущего проспекта прорыли канал для питания фонтанов Летнего сада. По обеим сторонам канала проложили пешеходные мостки. Образовавшуюся таким образом улицу вдоль канала назвали Московской, по Москве, куда вела бывшая большая Новгородская дорога. Одновременно улицу называли Ямской, от известной Ямской слободы, существовавшей вблизи дороги.

После разрушительного наводнения 1777 года, когда фонтаны Летнего сада погибли и их решили уже не восстанавливать, Лиговский канал утратил свое значение. За ним перестали следить, и вскоре он превратился в гигантское хранилище нечистот и источник чудовищного зловония. Петербургская идиома «лиговский букет» рождена устойчивым запахом застойной воды Лиговского канала.

Начиная с 1822 года, и вплоть до конца столетия, в названии улицы присутствует главная ее составляющая: «Лиговский». Изменялся только ее статус. Улицу последовательно называют сначала Лиговским проспектом, затем Набережной Лиговского канала и наконец в 1892 году – Лиговской улицей.

В 1891 году значительную часть канала забрали в трубу. Над ней проложили так называемые «Лиговские сады», или «бульвары». Первоначально бульвар протянулся от современного транспортного переулка до Знаменской площади. Очень скоро он превратился в место скопления всяческой шпаны, хулиганов, проституток и других асоциальных элементов, теснившихся вблизи Николаевского вокзала. Особенно много среди них было бездомных и беспризорных.

Репутация Лиговского проспекта стремительно падает, а его название становится нарицательным. Этапы этого падения отмечены яркими метами петербургско‑ленинградского фольклора: «лиговский хулиган», «лиговская шпана», «блядь лиговская» – идиомы, хорошо известные не только окрестным жителям, но и всему городу. К сожалению, благодаря репутации Лиговского проспекта имидж Петербурга как портового города со всеми доступными удовольствиями, присущими подобным городам, поддерживается до сих пор. Вот «соленый», но смешной анекдот, придуманный в Ленинграде. Заспорил грузин с ленинградцем, где эхо лучше – в грузии или в Ленинграде. Поехали в Грузию. Пошли в горы. Крикнули: «Бляди‑и‑и‑и‑и…» И в ответ услышали многократное: «Бляди… Бляди. Бляди.» Вернулись в Ленинград. Встали посреди Исаакиевской площади: «Бляди‑и‑и‑и‑и.» И через мгновение услышали со стороны Московского вокзала: «Идем…»

В 1920‑х годах на Лиговке, или Лигов‑стрите, как ее тогда называли в народе, в помещениях гостиницы «Октябрьская» вблизи Невского проспекта организовали Городское общежитие пролетариата, куда свозили на перевоспитание всех отловленных в Петрограде беспризорников. По неизлечимой в то время страсти всякое название превращать в аббревиатуру, общежитие называли ГОП (Городское общежитие пролетариата), а их малолетних обитателей – «гопниками». Очень скоро эти маленькие полуголодные разбойники стали притчей во языцех всего и без того неспокойного города. Они вызывали постоянную озабоченность властей и неподдельный страх обывателей. Следы этого перманентного состояния сохранились в городской фразеологии – от формулы социальной обстановки на Лиговке: «Количество гопников определяется в лигах», до непритворного изумления: «Вы что, на Лиговке живете?!». В те же 1920‑е годы Лиговка превратилась в общегородской центр сбыта наркотиков. Наркоманы называли его «Фронтом». На «Фронте» можно было легко приобрести кокаин «в любых количествах и в любое время».

На Лиговке, или «Лигавке», как презрительно любили произносить с непременным ударением на втором слоге петроградцы, обыкновенные добропорядочные граждане старались не появляться. Зато с удовольствием пересказывали о ней анекдоты. Один из них был более чем самокритичным: «Пристала на Лиговке брюнетка. Через час будет считать мои деньги своей собственностью». Согласно другому анекдоту, общество «Старый Петербург» ходатайствовало о сохранении за наиболее хулиганскими частями Лиговской улицы старого названия «Лиговка» – в честь Лиги Наций, с которой, как известно, отношения у Советского Союза в то время складывались не самым лучшим образом.

В начале 1950‑х годов представился удобный случай попытаться изменить имидж Лиговской улицы путем изменения названия. Страна готовилась отметить 10‑летие знаменитой Сталинградской битвы. В 1952 году Лиговской улице вернули ее былой статус и переименовали. Она стала Сталинградским проспектом.

Трудно сказать, как повлияло новое название на реноме улицы, но не прошло и четырех лет, как в сравнительно либеральной атмосфере так называемой хрущевской оттепели ей вернули старинное название. Она вновь стала Лиговским проспектом.

Как мы уже говорили, воды Лиговского канала, прорытого в 1718–1725 годах для питания фонтанов Летнего сада, проходили по трассе практически всего современного Лиговского проспекта. Затем они поступали в специальные бассейны, или пруды, существовавшие на территории современного Некрасовского сквера. Отсюда вода по специальным трубам, проходившим вдоль современной бассейной улицы, доходила до так называемой водовзводной башни Летнего сада. Во второй половине XVIII века эта же вода подавалась к водотокам и прудам таврического сада. Для этого использовали речку Саморойку, которую во второй половине XIX века забрали в трубу. Вся эта сложная система естественных рек, искусственных водотоков, прудов и каналов образовала в начале Лиговского проспекта островок, который в старом Петербурге был известен, как Лиговский. Островок принадлежал Евангелической женской больнице, главный корпус которой возведен в 1870–1871 годах архитектором Р.б. Бернгардом совместно с О.Т. Фон Гиппиусом. В дальнейшем больничный комплекс постоянно расширялся.

В настоящее время в здании бывшей больницы на Лиговском пр., 2–4, располагается Научно‑исследовательский институт фтизиопульмонологии, а его ограда непосредственно примыкает к скверу, разбитому в 1882–1898 годах на месте засыпанного водосборного бассейна. Планировка сквера осуществлялась по проекту городского садовника А. Визе, а затем продолжилась его сыном садовым мастером В. Визе.

Долгое время сад назывался Греческим сквером, по Греческому проспекту, до которого он доходил, и греческой церкви Димитрия Солунского, возведенной в 1861–1866 годах на бывшей Летней Конной площади на берегу Лиговского канала. Ныне на месте снесенной церкви находится концертный зал «Октябрьский».

План Греческого сквера. Садовый мастер В.И. Визе. Проект 1896 года

Здания завода и особняка Сан‑Галли на Лиговском проспекте

Франц Сан‑Галли в своем заводском кабинете

В 1971 году в Греческом сквере установили памятник поэту Николаю Алексеевичу Некрасову работы скульптора Л.Ю. Эйдлина и архитектора В. С. Васильковского. С тех пор сквер стал официально называться садом имени Н.А. Некрасова. Однако память о первоначальных водосборных бассейнах‑прудах в городской топонимике осталась. Она хранится в официальном имени Прудковского переулка и в неофициальном, народном названии сквера. Его до сих пор называют Прудками.

Франц Сан‑Галли

В 2007 году завершилась реконструкция Лиговского проспекта, в результате которой вырубили последние деревья Лиговских бульваров. Их листва якобы закрывала дорожные знаки и светофоры, что представляло известную опасность для водителей и, соответственно, пассажиров общественного транспорта. Теперь о некогда зеленом убранстве Лиговского проспекта, пожалуй, не напоминает ничто. Если на считать нескольких зеленых уголков, разбросанных по левой стороне проспекта.

Среди них особенно выделяется так называемый Сангаллиевский сад, что находится у дома № 62, принадлежавшего в свое время известному петербургскому промышленнику Францу Карловичу Сан‑Галли. В свое время это был заводской сад, разбитый на месте капустных огородов. Сад тянулся от Лиговского проспекта вплоть до Николаевской железной дороги. От проспекта сквер отделяет оригинальная чугунная ограда художественного литья, отлитая здесь же, на чугунолитейном заводе Сан‑Галли, предположительно по рисунку архитектора К.К. Рахау или И. Горностаева. В советские времена сад одно время назывался «Кооператор», а затем – сад имени М.В. Фрунзе.

Особняк и решетка сада Сан‑Галли

В центре сада установлен фонтан, украшенный бронзовой фигурой древнегреческой богини любви и красоты Афродиты. Фигура пеннорожденной южной красавицы овеяна романтическими северными легендами. Однажды во время летнего дачного отдыха на берегу Финского залива погибла одна из двух дочерей Сан‑Галли. И тогда, если верить городскому фольклору, безутешный отец велел отлить образ любимой дочери в бронзе. Первоначально статуя Афродиты находилась в интерьерах особняка Сан‑Галли. В сад скульптуру перенесли только в 1930‑х годах.

Своеобразный памятник утонувшей девушке со всеми атрибутами прекрасной языческой богини исполнил неизвестный скульптор. Долгое время художественным качествам обыкновенного, как казалось в то время, садового украшения достаточного внимания специалистами не уделялось. В немалой степени этому способствовали и многочисленные толстые слои краски, в которую с ног до головы «укутали» Афродиту. Правда, совокупная народная память сохранила давние впечатления о первоначальной красоте бронзовой скульптуры. Неслучайно в обиходной речи сохранились ее лестные фольклорные прозвища: «Первая красавица», или «Первая леди».

Одна из фигур мальчиков у входа на завод Сан‑Галли

Надо сказать, что история этой садовой скульптуры, судя по городскому фольклору, вполне соответствовала сентиментальному характеру и художественным вкусам хозяина особняка. Достаточно напомнить, что вход в особняк до сих пор украшают две чугунные фигуры мальчиков. Один из них облачен в рабочую одежду кузнеца. У скульптур своя романтическая история. По преданию, прототипом этих фигур послужил внук «чугунного магната». В день 50‑летия завода, ранним утром мальчик, переодетый в костюм кузнеца, будто бы вбежал к деду и первым поздравил его с юбилеем. Растроганный дед в память об этом событии якобы и заказал скульптуры мальчиков.

Скульптура Афродиты в саду Сан‑Галли на Лиговском проспекте

Если верить легендам, в интерьерах дома на Лиговке также запечатлен образ детей Сан‑Галли. Говорят, скульптуры двух атлантов и двух кариатид на лестничной площадке особняка имеют весьма близкое сходство с детьми известного промышленника.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 394 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...