Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Адонис или горицвет



Однолетнее травянистое растение с дважды‑трижды разделенными на узкие линейные доли листьями. Цветки имеют огненно– или кирпично‑красный венчик с шестью‑восемью лепестками. При основании лепестков – черные пятна. Название растению дано в честь прекрасного юноши Адониса, о котором рассказывает древнегреческая легенда. Богиня Афродита, рассердившись на дочь царя Кипра за то, что та недостаточно почитала ее, внушила ей страсть к собственному отцу. Царь Кинир вступает в преступную связь, не подозревая, что имеет дело с собственной дочерью, а, узнав, проклинает ее. Боги, сжалившись над нею, превращают несчастную в мирровое дерево. Спустя время из треснувшего ствола этого дерева рождается ребенок удивительной красоты. Афродита передает младенца в ларце на воспитание Персефоне, царице подземного царства. Вырастив Адониса, Персефона не пожелала с ним расстаться. Спор богинь разрешил Зевс, предназначив Адонису часть года проводить в царстве мертвых у Персефона часть года на земле у Афродиты, спутником и возлюбленным которой он становится. Никто из смертных и богов не был равен ему по красоте, и прекрасная богиня все время проводила с юным Адонисом. Вместе они охотились в горах и лесах Кипра, подобно богине охоты Артемиде, на зайцев, пугливых оленей и серн, избегая охоты на грозных львов и кабанов. Однажды в отсутствие Афродиты собаки Адониса напали на след громадного кабана. Это Артемида, разгневанная тем, что ей предпочли богиню любви, насылает на юношу свирепого зверя.

По другим преданиям, в свирепого вепря превратился ревнивый Арес, муж Афродиты. Адонис радовался предстоящей добыче, не подозревая, что это его последняя охота. Вот он уже приготовился копьем пронзить разъяренного кабана, но не успел: кинулся на него кабан и смертельно ранил юного охотника своими громадными острыми клыками. Умер Адонис от страшной раны. Убитая горем Афродита сама отправилась в горы разыскивать тело своего возлюбленного. Пробираясь по камням между скал, она не замечала, как острые камни и колючки терновника ранили ее нежные ноги; капли ее крови падали на землю, и на их месте вырастали душистые цветы. Наконец, нашла богиня тело Адониса, оплакала его, и с ней горевала вся природа. В память о своей любви вырастила она из крови Адониса прекрасный цветок, который распускается каждую весну. Сжалился Зевс над горем богини любви и велел он брату своему Аиду отпускать Адониса на полгода из мрачного царства умерших на землю к солнцу. С первыми весенними лучами солнца приходит Адонис на землю, и вся природа оживает, в степи и на опушках леса распускается золотисто‑желтый цветок, названный его именем. Согласно другой легенде, цветок получил имя Адониса в честь финикийского и ассирийского бога солнца Адона, который ежегодно умирал осенью и воскресал весной.

Азалия (рододендрон)

С греческого слово «рододендрон» переводится именно как «розовое дерево». А вот название «азалия» (сухой), было придумано Карлом Линнеем и характеризовало, по большей части, сам кустарник – суховатый, покрытый невыразительными мелкими листьями.

По одной из легенд, почти магическое очарование азалии объясняют вмешательством эльфов. Как‑то раз, спасаясь от пожара, семейство эльфов вынуждено было покинуть родные места. Уставшие, почти обессиленные эльфы укрылись в небольшом лесочке, росшем у подножия гор. Они начали искать себе место для ночлега, но лесные люди уже заняли деревья. А прекрасные цветы отказывались принимать на постой чужаков, объясняя свой отказ боязнью повредить свои пышные лепестки. И только один, неприметный с виду кустарник гостеприимно разрешил беженцам укрыться среди своей листвы. Проведя ночь под его сенью, эльфы решили наградить кустарник за доброту. И вот, когда взошло солнце, на его ветках распустились сотни прекрасных ярких цветов. Пристыженно молчали те растения, которые отказали эльфам в приюте – гостеприимный кустарник затмил своим очарованием самые пышные цветы!

Чтобы оправдать рододендрон (именно так назывался тот самый предок нашей любимой азалии), эльфы наградили его необыкновенным свойством. Именно эта таинственная особенность рододендрона стала причиной событий, описанных Ксенофонтом, древнегреческим ученым.

Произошла эта странная история в V веке до нашей эры, когда воинственные греки покоряли разрозненные племена, ютившиеся в горах Колхиды. Прекрасно вооруженные войска эллинов практически не знали поражений, завоевывая пядь за пядью земли противника. Но однажды слава триумфаторов была поколеблена: странная болезнь подкосила греческих солдат – они пали на землю, потеряв сознание. Как оказалось, перед этим завоеватели отведали дикого меда, который был собран пчелами с душистых цветов рододендрона. Едва ли не вся армия полегла, сраженная таинственным недугом. Впрочем, обошлось без смертельных исходов – сознание вернулось к пострадавшим на следующее утро, а спустя два дня, ослабевшие как после тяжелой болезни, они смогли встать на ноги. Разгадка этой тайны, как считали наши предки, в том, что рододендроновый мед ядовит. Однако современные исследования показали, что алкалоиды содержат только листья этого растения, мед, же получаемый из пыльцы, безвреден – разве что обладает более терпким вкусом, нежели традиционные цветочные сорта. Но долгое пребывание в зарослях цветущих рододендронов может стать причиной плохого самочувствия – очень уж силен запах, дарованный эльфами.

Возможно, чтобы объяснить свое поражение перед каким‑то цветущим кустарником, греки решили считать рододендрон растением Артемиды (якобы, на ложе этой вечно молодой богини всегда лежали его душистые лепестки). Отсюда и его задиристый характер – как и богиня‑охотница, прекрасные цветы не дают себя никому в обиду.

А вот на востоке рододендрон выступает символом женской притягательности. В Японии он называется цветком плотских удовольствий, его манящий аромат считается чувственным сверх меры.

Нет ничего удивительного, что рододендрон (он же – азалия, он же – альпийская роза) часто становился одним из героев романтических баллад. Воспевали его очарование и отечественные поэты‑символисты, которые не могли остаться равнодушными к его прелести. После триумфа конусообразной азалии на петербургской выставке садоводства в 1860 году, этот цветок надолго сместил с пьедестала главной цветочной музы саму розу.

Акация

Согласно древнеегипетскому мифу, сын Исиды и Осириса – бог Гор – произошел благодаря акации, по другим вариантам – из акации. По мифам, Исида зачала Гора от мумии мертвого Осириса (собрав расчлененное тело мужа и не найдя фаллоса, который съели рыбы, по разным вариантам мифов она сделала его из глины или из дерева акации). Тело Осириса она нашла в долине Нила в сундуке из акации (в который заключил тело Сет), а вокруг сундука выросли кустарники акации, чтобы скрыть тело от посягательств посторонних. Исида хотела, чтобы Гор отомстил за смерть отца, которую причинил Осирису его родной брат Сет. Богиня тайком родила и вырастила своего сына, укрывшись в болотных зарослях, сделав там гнездо из камыша. По мифам, Гор воскресил своего отца, но противостояние Гора с Сетом длилось около 80 лет, и большую часть времени божественные мать и сын прятали в камышах тело убитого Осириса. Но по воскрешении Осирис уже пожелал править загробным миром, став царем мёртвых, и предоставил Гору править царством живых. Но Сет не успокоился, претендуя на место Гора, и начал вести войну против племянника. Решающий поединок происходил в дельте Нила, а на берегу собрались остальные боги, выступившие в качестве свидетелей. Сет вытесал себе лодку из камня, а Гор – из дерева акации. Гор поначалу проигрывал, и боги долго видели превосходство сил Сета, но в результате Гор превозмог своего противника, поразив гарпуном, и у богов не осталось сомнений, что царем должен быть Гор. Отсюда и происходит еще одно поверье древних, будто акация является символом выносливости, возрождения, бессмертия, инициации.

Религиоведы часто отождествляют имена Осирис и Христос не только потому, что считают их созвучными, но и по одинаковым мотивам истории – и тот, и другой боги были воскрешены. А по мнению исследователя масонства А. Пайка, терновый венок Иисуса, в котором его вели на распятие, был сделан из веток акации – самого выносливого растения. Масоны украшают знаком акации некрологи и кладут ветки этого растения в гроб умершим, чтоб акация защищала их. Кроме того, у масонов акация обозначает чистоту и святость. А, если вспомнить, что издревле акация считалась символом невинности, то вполне логично, что она же символизирует и чистоту. Для евреев акация стала священным деревом, символизирующим похороны и траур. На протяжении тысячелетий кочевавшие по аравийским пустыням племена поклонялись акации, называя ее «материнским деревом».

У христиан, согласно Библии, из древесины акации (гофера) были сделаны Ноев Ковчег и алтарь иудейского Храма, известный как престол в часовне «Неопалимая купина». Это место выбрано не случайно, именно здесь рос горящий, но не сгорающий колючий куст (наиболее вероятно – куст акации), из которого явился ангел прямо на глаза пасшему овец Моисею. Ангел воззвал Моисея вывести народ из Израиля и Египта в Обетованную землю, где произойдет Воскресение, а когда исчез, на кусте не осталось и следа от огня.

Есть свидетельства о том, что древние египтяне после того, как Исида первой научилась делать мумию из трупа, стали мумифицировать тела умерших жидкостью, добытой из акации. Сегодня из многих видов акаций добывают вязкое прозрачное вещество гуммиарабик, которое применяется как клей, а также различные природные консерванты, используемые в пищевой промышленности. Из акации аравийской в Древнем Египте строили суда.

Существует масонский миф о Мастере и ветке Акации.

Масоны (вольные каменщики) – религиозная секта, полухристианского, полуегипетского и полуеврейского происхождения, берущая начало от ордена Тамплиеров (одна из степеней «Рыцарь Востока») и Розенкрейцеров (Роза на кресте – символ распятой души, у подножия креста пеликан, вскармливающий птенцов (символ Христа)). В западной Европе и России в век Просвещения это тайное общество ставило целью, привести человечество, через гуманное просвещение каждого отдельного индивида, к Земному Раю. Оно занималось книгоиздательством, учреждением школ; в общество входили представители интеллигенции от искусства и медицины, а также прогрессивные монархи. Значимый растительный образ в масонстве – акация.

Тело убитого учениками и закопанного в землю Адонирама, пожертвовавшего собой ради всеобщего блага, было обнаружено вследствие того, что на его могиле выросла акация.

Благодаря своей твердой и прочной древесине она олицетворяет собой преодоление смерти.

Быстрый рост акации сделал ее символом плодовитости. Акация символизировала также весеннее равноденствие, олицетворяемое мифологемой воскрешения солнечного божества. Кроме того, она подразумевает чистоту и невинность. Такое восприятие вызвано особой чувствительностью растения, которое морщится от прикосновении человека.

С точки зрения эзотерики, является символом постоянства и неизменности.

Акация является эмблемой различных мистерий. Неофиты при посвящении несли перед собой ветви или букеты цветов акации. В ряде средиземноморских стран акация символизировала жизнь, дружбу и платоническую любовь.

Аконит

Возможно, латинское название аконита намекает на греческий город Аконе, где эти растения встречались особенно часто. Аконит – растение ядовитое. С этим связан древнегреческий миф, описывающий 11‑й подвиг Геракла. Однажды царь Еврисфей приказал Гераклу спуститься в Аид и укротить страшного трехглавого пса Цербера (Кербера). Вход в царство мертвых находился недалеко от города Аконе. Геракл спустился в преисподнюю и направился к богу смерти Аиду. Тот позволил Гераклу забрать с собой Цербера с условием, что герой укротит ужасного трехглавого пса без стрел и копья. Герою удалось побороть чудовище и вытащить его из царства мертвых на свет. От ужаса Цербер заскулил, из его пастей потекла ядовитая слюна. Там, где она падала на землю, вырастали смертоносные акониты. Согласно поэме Овидия соком аконита Медея хотела отравить Тесея. Древние скандинавы называли аконит «борцом». В одной из скандинавских саг это растение связано с Тором – сильнейшим из всех богов.

Цветки аконита своей формой напоминали его шлем. Аконит был знаком и древним германцам. В мифах ядовитый аконит часто связан с Волком – воплощением Мирового Зла. Не случайно германцы называли это растение «волчьим корнем». У славянских народов аконит получил название «царь‑трава»; только люди просвещенные, в частности монахи, могли иметь дело с этим ядовитым растением.

Алоэ

Первые упоминания об алоэ появились в записях египетских врачей в 1550 году до н. э. Высоко ценили это растение Диоскорид, Плиний, Гален. И даже философ Аристотель упоминает в своих трактатах об этом растении.

В древней Ассирии считалось, что алоэ, повешенное над дверью дома, охранит его от невзгод, а тем, кто живет в доме, обеспечит беспечальное существование. Индейцы верили, что в этом растении живет богиня и, если ей помолиться или принести жертву, то она одарит здоровьем и богатством. В Мексике букет из цветков алоэ дарили молодоженам, считая, что это растение приносит удачу. Букет нельзя было выбрасывать, а следовало воткнуть в землю. Пока живет растение – живет любовь в семье, а сколько побегов даст свадебный букет алоэ, столько и детей будет у молодоженов.

Некоторые исследователи полагают даже, что в один из своих успешных походов знаменитый Александр Македонский выступил только затем, чтобы собрать там сок алоэ: речь идет о завоевании Александром острова Сикотра, на котором местные жители выращивали алоэ и производили из него сок. Безусловно, Македонский знал о лечебных свойствах этого растения, и сок алоэ был необходим ему для лечения ран у солдат.

В России как домашнее растение алоэ появилось лишь в XIX веке, для лечения использовали сок алоэ – сабур. В середине XX века были обнаружены лечебные свойства алоэ, которые можно использовать для лечения поражений кожи: ожогов, ран порезов. Было также установлено, что алоэ является болеутоляющим средством. Академик Филатов, долго занимавшийся изучением лечебных свойств алоэ, установил, что растение является биогенным стимулятором и может повышать иммунитет, излечивать от простуды, ангины, помогать при лечении глазных болезней и язвенной болезни желудка. Биогенные стимуляторы вообще и алоэ в частности были приняты официальной медициной в качестве лекарственных препаратов.

Жаль только, что такое прекрасное и полезное растение цветет так редко.

Амарант (уаутли, или семена дьявола)

В конце XV – начале XVI века испанские конкистадоры, устремившиеся завоевывать американский континент, столкнулись с удивительным и самобытным народом, создавшим на территории нынешней Мексики могущественное высокоразвитое государство. Культура, религия, мировоззрение, образ жизни ацтеков были настолько диковинны, что не были ни приняты, ни поняты пришельцами. Достаточно быстро странную цивилизацию уничтожили, но рассказы испанцев об увиденном и по сей день будоражат фантазию человечества.

Заокеанские поселения утопали в роскошном цветении множества живописных растений, ими украшались храмы, жилища, одежда. В зеркале водоемов отражались плавающие сады, воссоздать которые европейцам так и не удалось. Ботанические коллекции насчитывали тысячи невиданных пород, на плантациях, кроме прочих растений, возделывались батат, маис, уаутли, служившие основным исходным продуктом для приготовления экзотических блюд. Культ растений чувствовался во всем. Поэты слагали им поэмы и воспевали в песнях, младенцы назывались именами любимых цветов. Правители постоянно снаряжали экспедиции в поисках новых видов, а право обладания одним‑единственным экземпляром отстаивалось в сражениях. С покоренных народов взималась дань цветами, семенами и растениями.

Но более всего шокировали испанцев обряды жертвоприношения главному божеству Уитцилопочтису. Подобно христианскому обычаю причащения, связанному с употреблением плоти и крови, американские аборигены для ритуального поклонения использовали смесь из уаутли, сдобренную темным медом и человеческой кровью. Церемония включала обязательное поедание месива, что делалось с благоговейным удовольствием, приводя в содрогание европейцев и тем самым предрешив судьбу растения в Америке. Его объявили дьявольским, на выращивание наложили запрет под страхом смерти, нещадно пресекая малейшие попытки соблюдения религиозных канонов. Так незаслуженно надолго был предан забвению уаутли – амарант хрящевидный, или белосемянный. С тех пор прошло много времени, растение давно уже реабилитировано и сейчас занимает умы ученых всего мира, восхищая большим количеством уникальных полезных веществ, содержащихся в нем.

Экзотическая культура вошла в моду в средние века.

Его воспевали поэты, воссоздавали в своих творениях архитекторы и художники. Амарант вошел в дизайн садово‑парковых ландшафтов.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 426 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...