Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Куда бежала из Тавриды Ифигения



Всем, что стало известно в нашем столетии человечеству о забытых цивилизациях, мы обязаны Генриху Шлиману, который не только раскопал мифическую Трою и удлинил историю античности на целое тысячелетие, но и выработал научный метод поиска древних городов по анализу легенд и мифов. Следуя его методе, американские археологи откопали Пилос – город мудрого старца Нестора, героя «Илиады». Англичанин А. Эванс открыл города крито‑микенской исторической культуры. Французские ученые раскопали города, упоминаемые в Библии. Итальянские историки нашли Си‑барис – город «сибаритов», утонченных греков‑колонистов. Всего более 200 городов, известных по легендам, стали музеями под открытым небом.

Мифы оказались не сказками, а архаическими памятниками, осколками сверхзнаний далеких предков. Если правильно подобрать к ним ключ, расшифровка дает поразительные результаты.

Примечательна в этом отношении история открытия храма, где главной жрицей была, по легенде, Ифигения – дочь Агамемнона, штурмовавшего вместе с Ахиллесом Трою.

* * *

В чем же сюжет этой сказочной истории? По сказаниям греков, Ифигения – дочь Клитемнестры и микенского царя Агамемнона. Трагической фигурой выступает эта царевна в мифах, гомеровском эпосе и в драме Еврипида «Ифигения в Тавриде».

Легенда повествует, что Агамемнон прогневал Артемиду, подстрелив на охоте лань, которой покровительствовала богиня. Когда герой «Илиады» во главе греческого войска плыл к берегам Трои, богиня наслала на флот противные ветры и бурю. Агамемнон дал обет принести свою дочь Ифигению в жертву богине – бросить в море, чтобы утихла водная стихия. Однако Артемида пожалела невинную девушку и унесла ее чудодейственным образом в Тавриду, то бишь Крым, где она стала жрицей в храме Артемиды Таврической.

Брат Ифигении Орест некоторое время спустя с благословения Аполлона отправился в Крым и помог сестре бежать, но не в родные Микены, а в Аттику, где она стала жрицей Артемиды в новом храме в Брауроне.

Но где искать беломраморный храм, который, по сведениям не только легенд, но и хроник, был в XIII веке до н.э. самым красивым и важнейшим в Элладе? И где искать Браурон, который в нашем XX веке не значится ни на одной карте?

За распутывание загадки взялся афинский историк, мастер реставрации древних руин и знаток мифологии А. Пападимитриу. Он проанализировал сотни древних легенд об Артемиде и нашел в них частое упоминание города Браурон, где был храм богини‑девственницы, а его главной жрицей – легендарная Ифигения. Никто из греческих историков не верил тогда в реальность Ифигении, а Пападимитриу добыл средства и к 1967 году нашел реальные следы легендарной жрицы.

Команда археологов обнаружила руины города под домами рабочего поселка к северу от Афин на побережье Эгейского моря. Копать пришлось глубоко, ибо вековые наслоения превышали четыре метра. Но наконец усердие и вера в удачу привели к пластам золы – древнему культурному слою. В нем нашлась и мраморная крошка, и осколки архаической посуды. Потом потянулись недели и месяцы без всяких находок.

И вот – первая удача, но не в раскопе! Рассматривая как‑то на досуге фундамент византийской базилики, археологи обнаружили, что его восточная часть выложена из готовых блоков античного мрамора. При этом два из них оказались плитами, составляющими когда‑то широкую лестницу. Эврика! У Еврипида ясно говорилось, что к фронтальным колоннам храма Артемиды вела самая большая лестница в Элладе. Вспомнились и мифы, повествующие о том, как Ифигения по утрам обращалась к богам Олимпа с верхних ступеней святилища.

Такая находка «заимствованного мрамора» заставила ученых по‑новому взглянуть на план своих поисков. Они засели за топографические карты местности и принялись искать возвышенный холм, на котором мог стоять храм. Древние строители предпочитали возводить святилища именно на природных возвышенностях.

Археологи принялись рыть траншеи на всех склонах местных холмов. И вот наконец раздался долгожданный скрежет лопаты о камень. Это была массивная горизонтальная плита. Лестница!

Теперь все стало проще. Снимали слой за слоем и обнажили величественную череду мраморных ступеней. На вершине трудилась другая группа, и у нее находки следовали одна за другой: основания колонн и сами колонны, осколки скульптур и целые мраморные головы, черепки ритуальной посуды и вазы. Все говорило о храме, который стоял здесь века.

Вскоре откопали высокий фундамент храма, принялись за очистку пола внутри колоннады. Появилась мозаика из разноцветных и позолоченных камней. Да, тут был храм! Когда‑то его колонны поднимались на высоту шести метров. Но следы варварского разрушения были очевидными.

По камешку, по крупице археологи восстановили план здания. Оно имело 22 метра в длину и 11 в ширину. То, что перед нами остатки знаменитого храма Артемиды, ученые уже не сомневались: среди глиняных статуэток, извлеченных из земли, изображения Артемиды преобладали.

Артемида, между прочим, дочь громовержца Зевса и родная сестра‑близнец Аполлона. Храм в ее честь был шедевром, роскошным архитектурным сооружением с богатой скульптурной отделкой.

Причины его разрушения выяснились из хроник. Трагедия случилась в V веке до н.э. Мрамор святилища варварски разломали персы, предварительно ограбив его кладовые. Чуть позже они же разрушили Парфенон.

Команда греческих археологов провела затем раскопки и вокруг храма. Выяснилось, что до греко‑персидских войн тут был процветающий приморский город. Украшали его беломраморные здания. Обнаружены фундаменты торговых рядов, школьных зданий, особняков, гимнастических залов и мостов через ручьи и речки.

Близ самого храма Артемиды рабочие нашли плиту с надписью. Она оказалась описью подношений святилищу от женщин, благодаривших богиню за удачные роды и сохранение красоты.

Удалось найти часть подношений. И опять же по следам легенд. В одной из них упоминалось, что рядом с храмом протекал ручей. Священнослужители перегородили его, чтобы образовался пруд. В его воду гречанки бросали бусы, зеркала, кувшинчики с благовониями, вазы и маленькие скульптурки Артемиды. Археологам удалось разыскать остатки этого священного водоема. Из окаменевшего ила извлекли кольца, бронзовые украшения и шарики из цветных камней, стекла. На одном из бронзовых зеркал прочитали: «Гиппила, дочь Онетора, предназначает свой подарок Артемиде Брауронской». По характеру надписи определили примерную дату подношения – 480 год до н.э.

В тот вечер археологи в своих палатках подняли бокалы за день летнего солнцестояния, за Генриха Шлимана и его столь полезную для науки веру в достоверность древних сказаний.

Этот тост уже в следующие дни как бы сбылся: близ храма обнаружилось помещение, куда не смогли проникнуть персы. Это был тайник, где священнослужители успели спрятать статуи и барельефы, посвященные Артемиде. Некоторые барельефы удивили специалистов своей необычностью. По существу, это были мраморные картины. На одном из них богиня изображена сидящей на скале. Перед ней целая процессия паломников – от стариков до малых детей. На другом богиня возвышается перед алтарем, к которому группа людей ведет жертвенного быка. Нетрадиционен и барельеф, где Артемида кормит лань и ее трех детенышей. На следующем она находится в центре композиции. Рядом с ней Посейдон, Афина и Аполлон. Все они лицами обращены к богине‑девственнице.

Лицо Артемиды на барельефе с богами Олимпа было совершенно спокойным, поза же выражала напряжение и волю, необходимую для того, чтобы управлять вверенной ей частью природы.

Среди других уникальных находок в тайнике – скульптуры мальчиков и девочек в длинных хитонах. В руках они держат зайцев, птиц и других животных, которым покровительствовала Артемида. Скорее всего, скульптуры заказывали благодарные родители за излечение своих чад в храме Артемиды.

* * *

По старинным легендам об Оресте и его друге Пиладе выходило, что Ифигения, возвратившись из Тавриды, долго служила в новом храме и была похоронена в Брауроне. «Если Шлиман нашел могилу Агамемнона, то почему бы не поискать могилу его дочери?» – задумались археологи.

Команда Пападимитриу несколько месяцев потратила на поиски следов храмового некрополя. И опять их ждала удача – среди захоронений скромных служителей и служительниц культа Артемиды они вскрыли одну усыпальницу, где были поистине царские украшения – браслеты, подвески, кольца, золотые обручи. Так древние греки провожали в мир иной лишь очень знатных особ. Ифигения была принцессой, дочерью знаменитого по «Илиаде» царя. Ни в одной другой могиле золота и серебра не было. Именно это и позволило археологам утверждать, что они открыли могилу легендарной Ифигении. Кстати, женские украшения соответствовали эпохе Троянской войны и были явно микенского стиля.

В наши дни гиды туристических фирм, ведущих экскурсии среди античных руин в Брауроне, показывают камни склепа как подлинную усыпальницу знатной жрицы Артемиды. Кто из наших читателей попадет ныне в Грецию, может сам все это увидеть и понять, что в Брауроне археологи – историки с лопатой – открыли еще одну красочную страницу из книги древностей – детства человечества. Еще одна легенда стала историей.

Рельеф с богами Олимпа. Найден в Брауроне. Посейдон, Афина, Аполлон и Артемида. Она крайняя справа, но является смысловым центром композиции

* * *

Работа ученых не окончилась открытием древнего храма, где дочь Агамемнона служила своей богине. Ведь в их руки попал исторический материал, который следовало хорошенько осмыслить: обнаруженные при раскопках масштабы почитания Артемиды и новые аксессуары не встречаются в так называемый классический период Эллады. Сложившиеся мнения о пантеоне греческих богов требовали пересмотра и осмысления.

Перечитав заново все сказки, легенды и мифы, связанные с образом Артемиды, ученые выявили неожиданную картину. Оказалось, что Артемида – одна из самых древних и важнейших богинь в пантеоне эллинов. Ее сложный образ существовал еще до образования классического собрания богов на Олимпе. За свою многовековую историю она выступала под разными именами – Ортия, Кития, Тавропола, Браурона. На ранней стадии она была богиней природы, покровительницей зверей, растительности, пастбищ, нив с пшеницей и садов с виноградом. Но были у нее и другие обязанности.

Сложный и противоречивый образ богини удалось проследить за период более чем в две тысячи лет. Он был не статичным, а развивался и преображался, порождая все новые и новые вопросы. Почему, например, юбилеи битвы с персами при Марафоне греки отмечали богатыми жертвоприношениями не Афине, а богине Артемиде? Ведь она, будучи девственницей и покровительствуя свадьбам, не должна была иметь ничего общего с войной… Почему в мифах и сказаниях о битве богов с титанами Артемида выступает активной воительницей, вооруженной волшебным луком? На иерархической ступени Олимпа ей положено было защищать от стрел лишь диких детей природы…

Странным оказалось и то, что в одном из эпизодов «Илиады» Гомер живописует энергию, с которой Артемида на собрании богов Олимпа защищала троянцев. А вот в другом эпизоде отряд греков, то есть противников Трои, молился именно ей перед штурмом крепости…

Выходит, что к ней обращались воины разных и противоборствующих сторон. Ученые нашли у Ксенофона фразу, где сообщается об обычае закалывать козу перед алтарем Артемиды, прежде чем двинуться в поход. Фраза эта, кстати, оказалась достоверной, ибо как раз в городе Ифигении была откопана чернолаковая ваза с изображением жертвоприношения: греческие воины в бронзовых доспехах закалывают козленка перед статуей богини.

В древнем аттическом сказании Артемида выступает как талантливый стратег и ловкий тактик. Она показала войску, которому покровительствовала, тайную тропу в горах, посоветовала привязать факелы к рогам коз, чтобы освободить руки для оружия. Чтобы отличать своих от чужих при ночном приступе, она посоветовала окрасить часть доспехов в белый цвет. А вот после войны она опять становилась богиней весеннего пробуждения природы, урожаев, свадеб и деторождения.

Казалось бы, тут налицо множество явных противоречий. Ан нет! Структурный анализ мифологического материала показывает динамику развития образа, тесно связанную с развитием греческого общества. Оно шло от варварства к цивилизации и в образ богини вкладывало свое развивающееся мировоззрение и миропонимание. Артемида покровительствовала охотникам, но следила и за тем, чтобы зверей не убивали безразборно. Она покровительствовала женщинам и учила девушек, как подготовиться к главному предназначению в жизни – продолжению рода человеческого. Юношей учила трудолюбию, мужеству, накоплению физических сил. Она была богиней урожаев и учила любить землю, не превращать ее в пустыню. Она была богиней‑посредницей между людьми и природой, мужчинами и женщинами, войной и миром. Словом, Богиня‑Мать!

Изучение культа Артемиды в его историческом развитии, сравнительный анализ метаморфоз в ее образе показал: чем дальше в глубь веков, тем шире были ее божественные обязанности, тем больше она держала в своих руках ключей к общественной, интимной, культурной и политической жизни греков. К эпохе Гомера многие ее обязанности постепенно перешли к другим богам Олимпа.

О коренной общности культур, религий и языков индоевропейских народов сейчас уже не приходится спорить. И здесь нам стоит сделать шаг в сторону корней Артемиды. По‑гречески она – медведица. Почему?

Давайте разберемся. Гнавшие свои стада из степей Евразии к Дунаю прагреческие племена поневоле сталкивались здесь с другими арийцами, в частности, с огромными праславянскими объединениями, в пантеоне которых была богиня Мать Земли, чьим извечным символом была медведица, и этот символ был заимствован греками, взявшими себе множество чужих богов и полубогов. Например, Диониса и Орфея они заимствовали у фракийцев, которые, по словам Ксенофона, были синеоки, русы и буйны характером. У ликийцев, родственников фракийцев, они взяли себе Лето, которая родила от Зевса (Леруна) двух близнецов – Аполлона и Артемиду. Лето – это праславянская Лада – богиня весны и согласия. Отсюда и проистекает славянское происхождение Артемиды – медведицы. В стародавние времена жрицы этой богини, в том числе и Ифигения, в праздник весеннего плодородия надевали для ритуальных танцев медвежьи шкуры. На Балканах это постепенно забылось, а у славян весенние танцы девушек в медвежьих шкурах сохранились до начала XX века. В Белоруссии, например, они назывались «комоедицы». Неслучайно греческие мистерии, посвященные пробуждению природы, назывались «комедиями». Славянский корень очевиден.

Нам остается добавить, что храм Артемиды в Брауроне был возведен по древнейшим арийским и праславянским обычаям на месте древнего священного капища, определенном лозоходцами. На таких благословенных местах возведены многие священные постройки разных народов – башни‑зиккураты шумеров, храм в Дельфах, Парфенон, собор в Лурде и храм Христа Спасителя в Москве.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 342 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...