Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Место Эдема наконец найдено!



Рай, как пристанище душ умерших праведников, существует во всех религиях нашей планеты – и у народов Сибири, и у полинезийцев, и у папуасов. Большинству людей идиллический райский сад Эдем известен по Библии. Эта древняя семитская книга – сборник легенд, сказаний и обрядовых канонов – представляет Эдем как сплошной оазис, где Бог взрастил первых людей – Адама, Еву и их сыновей, позже изгнал их и превратил рай в обиталище душ праведников, а также ангелов и архангелов. Там же определенные обязанности выполняли апостолы Христа и евангелисты. Точный адрес Эдема Библия не называет: он был «за Евфратом». И все!

* * *

Когда в начале XX века были расшифрованы шумерские клинописные таблички, первичность Библии сразу отпала. Оказалось, что именно шумеры – племя индоевропейское – за несколько тысяч лет до составления Библии создали свои легенды о всемирном потопе, вавилонском столпотворении и о грехопадении первых людей в Эдемском саду. И миру науки стало ясным, что все древнейшие шумерские верования вошли в библейские сказания, но в несколько измененном виде. При этом ко всем героям шумерских сказаний составители старозаветной книги отнеслись с явным уважением, но придали им вавилонские имена.

Шумерские источники называют, что райский сад был расположен на земле Дильмун. Самим шумерам, разумеется, эта земля была хорошо известна, позже они поселились там и поэтому не позаботились оставить координаты. Когда государство шумеров распалось, Дильмун был забыт.

Востоковеды сперва восприняли сказания о Дильмуне как сказочный миф о священном вечноцветущем саде, где не было хищных зверей, из земли повсюду били ключи с чистейшей водой, а в лесах было полно финиковых пальм и фруктовых деревьев, ароматных цветов и целебных трав. Там было вечное лето, люди не испытывали печали и отчаяния. Они почитали своих богов, трудились на плодородной земле и процветали.

Постепенное изучение все новых и новых клинописных табличек, продолжавшееся более 70 лет, привело науку к мысли, что Дильмун с Эдемским садом и первыми людьми все‑таки реально существовал. Но где? Ведь он всеми забыт. Нужны были археологические раскопки. В каком месте их начинать?

* * *

Произвольных версий о местонахождении Эдема было много. Американские миссионеры искали его у подножия Арарата. Немецкие ученые посчитали – он мог быть в Судане, а французские – в центре знойной Аравии. Другие относили его на берега Нила. У русских священнослужителей сложилось мнение: Эдем находился либо в Индии, либо на Цейлоне. Паломники из Петербурга побывали в тех местах. Российские богословы считают, что главное в их попытках не сам адрес, а убежденность в его земном расположении.

Да, Дильмун основательно забыт. Однако чтение клинописных текстов давало надежду. В шумерских легендах эта земля рисовалась яркими красками со многими подробностями. Первым на этой благодатной земле поселился бог Энки с супругой, они произвели на свет много других богов и богинь. Одни отвечали за плодовые деревья, другие – за лечебные травы, третьи – за виноград и напитки из него. Ничто человеческое не было им чуждо. И когда в Эдеме появились люди, боги научили их дорожить благословенной землей.

В шумерском мифе о потопе уцелевшим человеком был Зиусудра – прообраз библейского Ноя. Боги Ану и Энлиль возлюбили этого человека, спасли ему жизнь при потопе. Корабль прибило к стране Перехода, где восходит солнце. Так первые шумеры попали в Эдем.

К точному адресу науке пришлось подбираться долго. В 1945 году переведен текст табличек с поэмой «Энки и Нин‑хурсат». Действие происходит в священной земле, чистой и непорочной. Корни поэмы, которой почти 4000 лет, явно из земли Эдемского сада. В шумерскую часть Месопотамии она перекочевала позже. Скорее всего, остров был колонией шумерского города Ура. В другой поэме, «Энки и мироздание», конкретно рассказывается, что корабли из разных стран привозили на благодатную землю стропильные камни, стволы деревьев, слоновую кость, лазурит, руды металлов. Затем они переправлялись в Ур. Ученые установили, что дильмунцы вели торговлю с Оманом, Индией, Африкой. Товарооборот был огромным. Был свой порт, торговые склады. Все это всплывало из забвения крошечными фрагментами. Только в 1946 году сложилось убеждение, что Дильмун не клочок земли, затерянный на суше, а остров в Персидском заливе. Помогла расшифровка табличек на шумерском языке, записанных при царе Саргоне Аккадском. Он завоевал остров в Нижнем море с названием Тильмун. Где же находился этот лакомый кусочек земли? Только в 1952 году ученые наконец решили: это остров Бахрейн. И помогли опять же шумерские источники о крупных торговых сделках Ура на островной перевалочной базе. Перевели «Гимн о торговле Дильмуна». Ур поставлял на остров шерсть, керамику, металлические изделия, а получал через Дильмун диорит, золото, бронзу, серебро, мыльный камень для изготовления печатей, сосудов и статуэток. Шумерские товары шли в основном в Индию – города цивилизации Мохенджо‑Даро, где их во множестве находили археологи.

Сразу после Второй мировой войны переведены финансовые документы купца из Ура Эа‑Насирана. Он получал с Дильмуна слитки меди и перепродавал плавщикам бронзы. Купец называл Дильмун островом, куда прибывали тысячи кораблей. Они доставляли на остров драгоценные камни, кунжутовое масло, хрусталь и даже балтийский янтарь. С острова их переправляли парусными судами, а затем все товары шли в Ур и другие города Месопотамии на телегах.

Наступило время подумать о раскопках. Но Бахрейн принадлежал арабам, доступ туда европейцам был закрыт. Исключение делали только для нефтяников. И вот датский археолог Джефри Бибби в 1952 году поехал на Бахрейн служить в английской компании. Для него это было предварительной разведкой. Он понял, что откопать там можно много интересного и необычного. Но сперва была только интуиция исследователя.

После долгих и нудных переговоров он привез на Бахрейн в 1958 году лопаты, палатки, кирки и консервы. Помогло, как ни парадоксально, удивление арабов, что датчанин знает Коран и нашел в нем упоминание Дильмуна. Это был остров среди двух морей – пресного и соленого. Действительно, у берегов острова прямо со дна бьют мощные родники чистейшей питьевой воды. В суре «Ангелы» Дж. Бибби нашел место, где находились жемчужины с этого острова. Позже он нашел следы этого промысла с датировкой III тысячелетием до н.э.

С интересом датчанин выслушал легенды местных арабов о том, что в древнейшие времена на Дильмуне обитали чужие «непросвященные» боги и демоны язычников, но Аллах приказал изгнать их, а храм разрушить.

С чего начинать раскопки? Естественно, с руин. И вот на поиски поехали с севера на юг острова. Кругом пески, зной, пыльный ветер. А по бокам дороги вдруг стали попадаться круглые курганы из щебня. Нет, не три или четыре, а десятки, сотни. Аэрофотосъемка позже насчитала их более 200 тысяч. А где же Эдем, остатки городов и храмов? Археологи оказались в центре огромного кладбища: курганы были впереди, сзади и со всех сторон. Высота их от 2 до 4 метров. Конечно, они не арабские, это совершенно ясно. Поэтому решили остановиться и вскрыть их. Но каждое захоронение оказалось ограбленным. Правда, в раскопочном деле нет ничего безнадежного. Остались черепки от разбитой ритуальной посуды. Набрали целый мешок, промыли, рассортировали. Остатки крутых красноватьк кувшинов и ваз – это явно шумерский след. Такие находили англичане в Уре и других городах южной Месопотамии. А вот более простая с геометрическими узорами – это уже очень интересно, ибо относилась к эль‑обейдской культуре близ устья Тигра. Она принадлежала протошумерским племенам, первым пришедшим в Месопотамию. Значит, и освоение Дильмуна начали они, скорее всего, более 7 тысяч лет назад.

Черепки – ориентиры своего времени. Подчас они раскрывают столько же, сколько и надписи. И открытие керамических фрагментов в одном из самых грандиозных некрополей древности убедило Дж. Бибби и его команду, что попали они именно на Дильмун. Следовательно, надо копать еще и еще.

Копать, как учил Шлиман, надо холмы. От нефтяников узнали, что на северном побережье есть руины на холме из песка. При первом же сбросе песка датчане определили, что это остатки не арабской, а португальской крепости XVII века. А вот под ними оказались мусульманские руины. Это даже обрадовало, ибо арабы всегда использовали чужие камни. Составили рабочий план и заложили глубокие шурфы. Конечно, нашли и следы дильмунских построек. Место было удобным – на возвышении у берега. Только тут и стоило строить крепость. Она была, как и полагалось по традициям шумеров, из мегалитических блоков. Затем перед археологами стали открываться одна за другой культурные слои самых разных эпох. Таких слоев насчитали семь. № 1 – самый нижний – не поддался точной датировке, настолько он древний. Скорее всего, период неолитической революции. № 2 – остатки приморского городища первых дильмунцев, прибывших из Эль‑Обейда на юге Месопотамии. Ему – 4500 лет. № 3 – фундаменты построек касситов, завоевавших остров. Конец их владычеству на острове положили ассирийцы – слой № 4. Следующий слой, № 5, относился к эпохе Александра Македонского, когда на острове было смешанное население. № 6 – чисто исламский, где постройки собраны из камней дильмунцев и касситов. Верхний слой – португальский, самый бедный артефактами. Словом, и здесь археологи нашли факты в пользу того, что копают именно на Дильмуне. Пригласили европейских знатоков, которые признали доводы датчан. Но условия требовали новых находок.

Дж. Бибби и его команда принялись раскапывать холм, возвышавшийся в двух километрах от берега. И вскоре их лопаты наткнулись на каменные ступени. Для археологов уходящие вниз ступени всегда привлекательны – приведут к неожиданному. Когда рабочие убрали землю, увидели древний колодец – каменный монолит с отверстием в центре. Песок в нем был влажным. Некогда рядом стояли каменные быки, но им отбили головы, поломали передние ноги. Быки были в чисто шумерском стиле. Черепки нашлись и тут, и опять они были от красноватых кувшинов. В Дании потом их датировали III тысячелетием до н.э. Этот колодец был дильмунским святилищем.

Но вот и главная неожиданность – впереди оказались ступени, ведущие вверх. Принялись за работу и откопали подземный зал. Он заканчивался возвышением, на котором стоял изящный трон. Может, сам бог Энки – главное божество дильмунцев – некогда восседал на нем. Но скорее всего, как подумал Дж. Бибби, – жрец, олицетворявший божество священной воды – чистой и прохладной, прославленной во всех городах Шумера.

Когда весть о троне достигла Европы, прокатолические газеты поспешили написать – на этом троне восседал сам Бог и поучал Адама и Еву. Кстати, позже Дж. Бибби нашел скульптурку этих перволюдей в раскопе близ арабской деревушки Дираз. И тут опять всплыли шумерские мифы и поэмы о первых людях, созданных богами именно на Дильмуне. Эти предания позже попали в Библию.

Затем датчане принялись раскапывать еще один холм не очень далеко от берега залива. И надо было спешить. Сезон раскопок длится всего три месяца – в промежутке между адской жарой и ветрами с приморских болот с миазмами тропической лихорадки. И тут к датчанам нагрянули европейские востоковеды, целой группой. Придирчиво рассматривали все находки, задавали сотни вопросов, напросились побывать в раскопах, откуда рабочие выбрасывали песок с черепками. Красная керамика экспертами была безоговорочно признана шумерского типа. Потом пошли обработанные камни. По их обилию датчане поняли, что вышли не на городище, а на приморский город. Сперва открыли фундамент жилого дома и улицу, где он стоял. Город дильмунцев был с четкой планировкой – улицы пересекались под прямым углом. Каждый квартал имел мусорную яму, как и в шумерских городах Месопотамии. Конечно, все ямы перекопали до дна – обогатились одной керамикой.

Постепенно стало ясным, что город погиб в III веке до н.э. И тут же последовало важное открытие – руины большой и странной постройки. Кровля рухнула, ибо стены были разобраны грабителями. Стали разбирать камни и убедились – тут был дильмунский храм. Нашли ритуальную посуду – бронзовые миски и вазы, кувшины для вина и керамический черпак с длинной ручкой. Старательно откопали внутренний дворик с алтарем. Храм некогда был монументальным сооружением, он много раз перестраивался, а возник на месте древнего капища. Реконструкция по отдельным элементам показала, что дильмунцы хотели придать ему привычный для Шумера вид зиккурата – ступенчатого здания. Но эта задумка не была доведена до конца.

Во внутренней части храма было много скульптур, но остались одни постаменты. Между ними в кучах мусора нашли лазуритовые бусинки, алебастровые вазы, медную скульптурку человека в молитвенной позе. Точно такую же англичане в XIX веке нашли в Уре и датировали серединой III тысячелетия до н.э.

Датчане откопали и каменный монолит, на котором сохранились остатки гранитного трона. И туг явно шумерский стиль. Близ трона обнаружили в земле бронзовые и керамические саркофаги весьма малых размеров. В них находились скелеты змей. Этот обычай восходит к эль‑обейдской протошумерской культуре, он привился затем во всей Месопотамии, упоминается в эпосе о всемирном потопе. Но еще интереснее то, что такой же ритуал захоронения змей под полом, чтобы они стали добрыми домашними духами, был у славян Трипольской культуры на Днестре и Днепре. Как передалось туда это шумерское поверье, можно только гадать.

Не лишним здесь будет упомянуть, что известный киевский археолог Ю. Шилов нашел шумерские астрологические и ритуальные знаки в причерноморских курганах и на Херсонщи‑не. Так что далекий Дильмун и шумерская часть Месопотамии имеют некое отношение к территории нашей страны.

Тут снова примчались европейские археологи, на этот раз из Норвегии. Изучение остатков храма рассказало им о жизненной философии дильмунцев, о их вере в благорасположение богов, которым они приносили ежедневные жертвы. Кстати, пантеон местных богов насчитывал около трех тысяч персон, отвечающих за урожай, удачу в торговых делах и семейной жизни. Конечно, это были шумерские божества.

Датская экспедиция нашла в развалинах храма свидетельства размаха международной торговли. Лазурит был из Афганистана, печати купцов из Хараппы и Мохенджо‑Даро – цивилизации на берегах Инда, терракотовые кадильницы с побережья Средиземного моря, слоновая кость и страусиные яйца – из Африки. Кстати, нашлись свидетельства, что храмы на Дильмуне служили еще зерновыми амбарами, складами для орехов и шерсти. О хозяйственном назначении храмов свидетельствует все тот же миф о всемирном потопе, где капитаном ковчега был Зиусудра – любимец богов.

Раскопки города не удалось довести до конца, и его засыпали, ибо любителей старых камней для своих убогих построек кругом была тьма‑тьмущая. Площадь приморского города определена в 16 гектаров. Там были в основном дома купцов и ремесленников, гостиницы для пилигримов из Шумера. В одном помещении обнаружили гири шумерского стандарта – весом от 1, 7 грамма до 1370 граммов.

В общей сложности Дж. Бибби провел на Бахрейне 12 весенних сезонов в течение 20 лет. Каждый раз, покидая остров, археолога охватывала горестная мысль: «Вдруг команда остановилась в одном метре от самого важного открытия?»

Но вот пришло время окончательно прощаться – окончились ассигнования и лицензии от шейхов, разочарованных тем, что датчане не нашли золотых сокровищ. Да, весь мир признал, что они открыли легендарный Дильмун, но почему‑то они не нашли ни одной клинописной таблички. Ведь дильмунцы были грамотными, вели торговлю со многими странами. И конкретное место Эдема они не определили, хотя и посчитали им весь остров – огромный оазис. Многое не раскопано потому, что ныне побережье Бахрейна занято плантациями финиковых пальм, поместьями шейхов и полями нефтяных вышек. Все это неприкасаемо.

Самолет унес команду Дж. Бибби в Европу. На аэродроме в Копенгагене журналисты задали ему вопрос, почему в его книгах и статьях повторяются слова, что на Дильмуне он нашел менее тысячной части того, о чем мечтали. Ответ был следующим:

– Главное удалось: доказано, что легендарная страна Дильмун находилась на Бахрейне. Это был крупный перевалочный центр на перекрестке торговых путей глубокой древности. Но у нас было чрезвычайно много трудностей. Чтобы познать все тайны острова, – райской земли – нужна не одна экспедиция, а десятки. Необходимы крупные средства и современные приборы поиска. У моей команды не было экскаватора, подчас мы действовали ледорубом, а жили в сарайчике из пальмовых листьев. Увы, раскопки не были систематическими, они велись урывками, ибо шейхи просили покопать у их друзей то в Катаре, то в Саудовской Аравии. Печально и то, что после моей экспедиции, как рассказали европейские востоковеды, у ученых планов поработать на Бахрейне нет… И действительно, археологи на Дильмуне до сих пор не побывали…





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 449 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...