Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социология М.Вебера



Одним из самых влиятельных теоретиков социологии был Макс Вебер (1864 - 1920), немецкий социолог, социальный философ и историк, основоположник понимающей социологии. Труды Вебера представляют собой удивительный по широте охвата и смелости сплав исторических изысканий и социологической мысли. Центральное место в его методологических конструкциях занимает концепция понимания. Он использовал это понятие как метод раскрытия сущности всей социальной реальности, всей истории человечества. В основе его концепции понимания лежало систематическое и точное исследование, а не просто “переживание” исторических событий.

Сущность понимающей социологии, по Веберу, заключается в том, что социолог должен понять и объяснить: 1) посредством каких осмысленных действий люди пытаются осуществить свои стремления, в какой степени и по каким причинам им это удавалось или не удавалось; 2) какие последствия имели их стремления для поведения других людей.

Важным вкладом Вебера в социологию было введение понятия “идеальный тип”. “ Идеальный тип” – искусственно логически сконструированное понятие, позволяющее выделить основные черты исследуемого социального феномена. Например, идеально-типическое военное сражение должно включать в себя все основные компоненты, присущие реальному сражению. Идеальный тип возникает из реального мира, а не из абстрактных теоретических построений. По Веберу, это понятие динамическое. Поскольку общество и интересы его исследователей постоянно изменяются, постольку необходимо создавать новые типологии, соответствующие изменившейся реальности.

Вместе с тем, основа социологической теории Вебера заключается в том, что это теория социального действия, причем сознательного действия, ориентированного на действия других людей. Иначе говоря, Вебера интересовало действие, включающее мыслительные процессы и осуществляющее посредничество между стимулом и реакцией.

В трудах Вебера исследованы феномены бюрократии и всеподавляющей прогрессирующей бюрократизации общества. Бюрократию (этот термин в социологии носит нейтральный характер) Вебер рассматривает через призму рациональности, высшим воплощением которой бюрократия и является. В концепции Вебера эффективность бюрократии является ее сущностной характеристикой, а само это понятие приобретает позитивное значение. Вместе с тем он отмечал, что бюрократия может угрожать либерально-буржуазным свободам и демократии. Однако без бюрократической машины не может существовать ни одно общество.

Социология Вебера оказала решающее воздействие на западную социологию середины и второй половины XX в. Она до сих пор служит источником полемики по основным теоретико-методологическим проблемам социологического знания.

21 общая характеристика американской социологии

В развитии американской социологии можно выделить три основных этапа. Первый из них, охватывающий период с начала ХХ в. до 1950-х гг., характеризуется отсутствием единой социологической теории, которая выступала бы в качестве общепризнанной парадигмы. Второй этап (50–60-е гг.) связан с преобладанием структурного функционализма, претендовавшего на роль такой парадигмы. Третий этап (с конца 60-х гг.) отличают распад «ортодоксального консенсуса», опиравшегося на теорию Парсонса, и выдвижение нескольких конкурирующих теоретических подходов. Вместе с тем с середины 80-х гг. наметилась все более усиливающаяся тенденция к теоретическому синтезу, которая получила выражение, в частности, в формировании социологической теории неофункционализма. Развитие американской социологии права как раздела общей социологии также прошло через указанные этапы. Если обратить внимание на различия в условиях возникновения социологии в Америке и в Европе в общих чертах, то можно - впрочем, в сильно упрощенном виде - указать на некоторые отличия американской социологии от европейской. Прежде всего, следует указать на отсутствие феодальных традиций. Хотя мигранты из Европы прибывали в Америку с бременем социальных структур и институтов своей старой родины в сознании, мышлении и поведении, но в Новом Свете все это быстро утрачивало свою реальность перед лицом требований жизни в этой стране. Многообразие европейских традиций, сплетавшихся здесь, снижало значение каждой отдельной из них. Структуры и институты в новом окружении не имели больше того значения, которое они имели в европейских обществах. Представление о социальных фактах как «предметах особого рода», которые существуют помимо и сверх человеческого сознания и поведения, не могло здесь возникнуть. С этим тесно связано также отсутствие питательной почвы для марксистских идей. Хотя в США существовали и существуют социалистические идеи и движения, но их коллективистская ориентация, их лозунга классовой борьбы с трудом пробивались в этом окружении. Тот факт, что элита и верхний слой сформировались уже в Новом Свете, послужили основой для возникновения мифа об успехе и достижениях отдельного человека, идеологии «Self-Help». Социал-дарвинизм, экономический индивидуализм и либерализм господствовали в США в представлениях об обществе в XIX веке. Успех как сравнимое достижение отдельного человека переместил внимание на поведение вместо структур. Говоря об индивидуализме американского мышления XIX века, нельзя забывать, что этот индивидуализм имел пуританские истоки, а не романтическое представление об индивиде. Индивидуальность и равенство не вступили здесь в противоречие, поскольку функцией равенства было обеспечение сравнимости. Здесь плохо приживались не только социалистические идеи и движения, но и все общие теоретические конструкции, суть которых явно не соответствовала потребностям и условиям практической жизни. Прагматизм был следствием и выражением этой позиции, и он пронизывает все мышление американцев. Пуританизм, утилитаризм и деловой прагматизм стали этическими основами поведения в Америке ХIХ века, однако они сохраняют свою действенность и сегодня.

22 теория постиндустриального общества

постиндустриального общества теория

постиндустриального общества теория - одна из концепций совр. буржуазной футурологии, основанная на положениях индустриализма, согласно к-рым развитие каждого об-ва определяется уровнем развития промышленности (индустрии), выражаемым обобщенным показателем величины валового национального продукта (ВНП). По этим теориям, низкий ВНП, характерный для большинства стран Азии, Африки, Латинской Америки, независимо от их общественного строя, означает стадию «доиндустриального об-ва», высокий уровень ВНП, характерный для стран Европы, Северной Америки,- различные стадии «индустриального об-ва», а еще более высокий, ожидаемый в этих странах к концу 20 - началу 21 в.,-наступление «постиндустриального об-ва», качественно отличного от существующих. Нек-рые буржуазные идеологи считают, что США и др. развитые экономически капиталистические страны уже вступают в стадию «постиндустриального об-ва». Для «поистиндустриального об-ва», по мысли его «конструкторов», характерно подавляющее преобладание доли занятых в «производстве информации» (т. е. в различных сферах обслуживания и духовного производства) - до 9/10 и более всех занятых; уменьшение доли занятых в сфере промышленного производства - до 1/10 и менее и сельскохозяйственного производства - до 1/100 занятых; примерно такое же соотношение между высоко-, средне- и низкоквалифицированными работниками с соответствующим уровнем образования; существенное снижение продолжительности рабочего года; прекращение роста народонаселения в связи со снижением рождаемости и переориентация экономики и культуры на повышение «качества жизни», т. е. на удовлетворение преимущественно культурных потребностей и т. п. Идеологи «П. о.» т. (У. Ростоу, Дж. Гэлбрейт, Белл, Г. Кан, Р. Арон и др.) противопоставляют свою концепцию теории научного коммунизма, игнорируя закономерности развития об-ва, тенденции развития общего кризиса капитализма, с одной стороны, и социалистического и коммунистического строительства в странах мировой системы социализма - с др. В ходе кризиса буржуазной футурологии, развернувшегося на протяжении 70-х гг., «П. о.» т. подверглась резкой критике из лагеря самих же буржуазных идеологов, указывавших на ее явное несоответствие тенденциям. и обозримым перспективам развития современного человечества. Проблемы, обсуждаемые в «П. о.» т., находят свое решение в теории научного коммунизма.

24 русская социология 2 половины 19в-начала 20 вв





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 257 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...