Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Макс Вебер (1864-1920).Некоторые работы по теме «Политическая социология»: «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйство и общество», «Харизматическое господство», «Чиновник», «Политика как призвание и профессия».
Центральным понятием политической социологии выступает понятие власти.
Власть Вебер определяет как идеальный тип. Власть – принуждение к повиновению.Вебера интересовала особая форма власти— легитимная, признанная теми над кем она осуществлялась.
Легитимность – категория для установления двусторонних отношений. Она означает принятие притязаний на власть и согласие подчиняться.
Такую признанную легитимную власть он обозначал понятием господство. В структуре господства Вебер выделял три элемента:
1.глава политического объединения, политический лидер (монарх, президент, лидер партии)
2.аппарат управления, на который опирается лидер
3.подчиненные господству массы.
В своих работах Вебер исследовал отношение власти, господств. Он выделил 3 идеальных типа господства и обозначил их: легальное, традиционное, харизматическое.
Типы господства (власти):
1) Рациональное или легальное. Основано на вере в легальность установленного порядка и в легальность носителей политической власти. Вера в рациональность норм, обязывающих одних людей подчиняться другим. Основываясь на понятии рационального господства, Вебер выделяет основные признаки бюрократии:
I. Разделение труда
II. Порядок подчиненности
III. Публичная канцелярия
IV. Процедура подготовки должностных лиц
V. Штатные сотрудники
VI. Правила, регулирующие режим работы
VII. Лояльность каждого работника по отношению к своей организации.
Отсюда – бюрократия – идеальный тип (Привет идеальным типам и 3 вопросу – У.А.) рационального господства, воплощение рациональной власти.
2) Традиционное. Основано на обычае, на вере в священны характер старых традиций, установившихся порядков. Это сословное господство. Вебер рассматривает его в 2-х вариантах:
I. Паттерналистская власть – власть отца, старейшины рода. Здесь теплые доверительные отношения, держащиеся на авторитете лица, традиций.
II. Феодальная власть – например, власть во Франции в Средние века. Король имеет массу вассалов. Он облечен очень большой властью, выбирает из своих вассалов группу приближенных, которой передает часть своих полномочий. Эта властная группа становится звеном между королем и массой вассалов. Эта группа берется решать вопросы, касающиеся и вассалов, и самого короля. Они устанавливают контроль за королем. И если в этой группе есть свой личный интерес, то король всегда жертва.
3) Харизматическое. Харизма – милость, божья благодать, божественный дар. Опирается на личную эмоциональную преданность людей своему политическому вождю. Легитимность происходит благодаря вере людей в сверхъестественные, сверхчеловеческие качества вождя и доверию к установленному им политическому порядку. Харизматическая демократия рассматривается Вебером в качестве противовеса тотальной бюрократизации общественной системы с ее тенденцией к огосударствлению экономической деятельности людей. Следовательно, харизматический лидер призван уравновешивать возможные попытки узурпации власти со стороны различных олигархических и других групп.
Следует учитывать, что выделенные Вебером три типа господства представляют собой идеальные типы, то есть реально существующие формы отношений и власти могут включать в себя различные сочетания этих типов.
Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 1493 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!