Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Кладоискатели: от простолюдинов до царей



И прииде сам князь на восход, где восхождаху на церковные полати, и на самом всходе, на правой стороне, повелел стену ломати, и просыпася велие сокровище…

Новгородский летописец, XVI в.

Первые исторические сведения о «гулящих копачах», грабящих курганное золото, появились еще в Средние века. В одном из документов XVI века говорится: «По городищам и селищам ходячи, могилы роскопуют, ищучи там оброчей и перстней». Вирус кладоискательства поражал в первую очередь бедняков‑ неудачников, которых лихая доля преследовала по пятам. Им казалось, что самый реальный выход из нужды – найти клад и одним ударом разрубить клубок жизненных неурядиц. Мечта о счастье в виде клада не давала покоя. Тем более что нередко клады находили, и эти реальные случаи сразу же обрастали мифами и небылицами. Под их влиянием забитый селянин, ослепленный сиянием мифического золота, бросал хозяйство и начинал искать сокровища.

Клацоискательство было весьма распространенным занятием в крестьянской среде. Иногда золотая лихорадка охватывала целые деревни и даже несколько селений. Вместо того чтобы пахать и сеять, мужики сбивались в артели до двухсот‑трехсот человек и толпой уходили за удачей. По полгода они бродили по степям и лесам, копая день и ночь там, где надеялись найти сокровища. Все шло прахом, но бессмысленные поиски золота не прекращались. Поистине, прятать и искать деньги – традиционная «русская забава»!

На Русском Севере поиски кладов начались еще в XV–XVI веках и с завидным упорством ведутся вот уже почти пятьсот лет. Происхождение кладов всегда связывали с чудью или панами, курганы которых якобы обладали загадочными свойствами. Считалось, что если ударить по «чудской могиле», то внутри слышится пустота. Но ценных находок в них не находили, и поэтому считалось, что «панские клады» в руки не даются – зачаровала их хитрая чудь.

Уже в XVII веке в Сибири распространился дотоле неизвестный промысел – «бугрование», означающий раскопки курганов. Одновременно здесь появились так называемые «бугровщики» – люди, занимавшиеся грабежом преимущественно скифских древностей. Свое название они получили от слова «бугор», которым в тех местах называли курганы и которые были основной целью их преступного промысла. «Бугровщики» были прекрасными раскопщиками: они безошибочно определяли и разоряли курганы железного века, в которых могло находиться золото. При этом они не трогали более ранние памятники, где подобные находки никогда не встречаются. По свидетельству первого историка Сибири Миллера, численность сибирских кладоискателей в то время не уступала количеству охотников за соболями.

В России, впрочем, как и в других странах, всегда хватало искателей приключений и просто хищников, готовых на все ради обладания «золотым тельцом». Несмотря на дурную репутацию кладов, их поиски во все времена были популярным занятием.

Но не только у простого люда мутилось сознание в надежде отыскать несметные сокровища. Кладоискательская страсть была настолько заразительной, что наряду с крестьянскими массами завлекала и знать: вельмож, князей, духовенство и даже царствующих особ. Последним всегда катастрофически не хватало денег.

В частности, царь Иван Васильевич Грозный был большим знатоком кладов: постоянно перепрятывал собственные ценности в подвалах Кремля, а свою библиотеку запрятал так надежно, что с тех пор она будоражит умы историков и простых обывателей. Безусловно, он обладал потрясающей интуицией. Иначе никогда бы не смог собственноручно отыскать в 1547 году огромный клад, замурованный в стене Софийского собора в Новгороде. А это реально документированный факт.

По рассказу летописца, об этом кладе неизвестно было никому, «ниже слухом, ниже писанием». Поэтому новгородских монахов испугал неожиданный ночной визит царя в собор. И не напрасно. Иван Васильевич сразу же приступил к поискам. Его методика была простой и эффективной: не тратя времени даром, он сразу же «начал пытать про казну ключаря софийского и пономарей». Но в этот раз проверенные способы дознания дали сбой – вопя от боли, несчастные убедили монарха, что ничего не знают о кладе. Дальше начинается самое интересное! Ничего не добившись от монахов, царь стал медленно подниматься и осматривать стены на лестнице, которая вела «на церковные полати». Наверху он остановился и неожиданно для сопровождающих приказал ломать стену в указанном месте. Через какое‑то время из замурованной здесь ниши посыпались вниз многочисленные древние слитки «в гривну, и в полтину, и в рубль»…

Ивана Грозного можно считать удачливым кладоискателем (парсуна XVI века)

По свидетельству современников, найденный тайник содержал не только новгородские гривны и монеты, но также мягкую рухлядь – изъеденные молью меха соболя и куницы, золотые кубки и серебряные чаши новгородских златокузнецов, драгоценные изделия заморских мастеров и туеса с янтарными поделками и самоцветами. Клад оказался настолько большим, что для отправки в Москву его пришлось грузить на возы.

Этот случай сам по себе уникальный. Летопись сообщает, что Грозный «неведомо как уведал казну древнюю, сокровенную». Вряд ли у него были информаторы, иначе он бы точно знал местонахождение сокровищ и не пытал бы новгородских затворников. Скорее всего, он руководствовался старинной легендой о скрытом в стене собора кладе. По преданию, он был оставлен его строителем, князем Владимиром, внуком Владимира Святого. Имея большой опыт в создании тайников, Грозный догадывался, где могли находиться деньги. И благодаря этому и своему звериному чутью – не ошибся!

Самое интересное, что обычай замуровывать клады в стены каменных церквей в Новгороде не единичен. Историкам известен еще один подобный случай. В 1524 году при правлении Василия III горожане во время ремонта Пятницкой церкви нашли в стене замурованное «сокровище древних рублев новгородских литых 170, а полтин 44». Скорее всего, это была церковная или купеческая казна. Учитывая, что Святая Параскева Пятница считалась покровительницей торговли, кто‑то из купцов мог припрятать для надежности свои деньги именно в «купеческом» храме. Но они так и не были востребованы.

В приказных документах XVI, XVII и XVIII веков имеются многочисленные сыскные дела о кладах. В них сообщалось, что крестьяне, нашедшие, но утаившие клад, были «у пытки и у огня». То есть тех, кто хоть словом пробалтывался о неких потаенных сокровищах, пытали огнем и каленым железом. Но нередко кладоискатели, прошедшие огонь и воду лесов, болот и старых кладбищ, выдерживали и эти испытания, и не выдавали найденные сокровища. Немало было и других примеров, когда о найденных ценностях сообщалось властям. И в этих случаях власть имущие вели себя более чем либерально.

В 1626 году в Путивле мастер Роман Гаврилов и его работники нашли в древнем кургане «золота два прута, да 26 плащей (то есть пластин), да 9 перстней золотых, и пуговицы, и иные мелкие статьи золотые и серебряные». Сокровище не стали прятать и сразу же отправили в Москву. В столице оно было «смотрено и ценено», а потом… отдано находчику, Роману Гаврилову. Честный мастер и здесь поступил по совести: вырученные от продажи драгоценностей деньги потратил на постройку церкви («на церковное строение»). Как полагают историки, он случайно обнаружил богатое захоронение древнерусского князя, а золотые «пруты» – не что иное, как шейные гривны, распространенные в IX–XI веках украшения.

В XVII веке поиски кладов для провинциальных воевод представляли возможность выдвинуться и зарекомендовать себя сверхдолжным усердием. Прослышав о кладе, воевода лично принимался за розыски, а иногда и просил для работы «государевых людей, с кем тое казну вынять на великого государя».

Так, в 1645 году в городе Шацке до воеводы Бестужева дошел слух, что в Казачьей слободе на Соломенной горе казак Евдоким Карев пахал «под репу» землю и нашел клад старинных серебряных монет. Сохранить находку в тайне не удалось, и сбежавшиеся соседи в мгновение ока растащили рассыпавшиеся по пашне деньги. Посланные воеводой сыщики по монетке вытрясали клад из жителей слободы, пока, наконец, не собрали «23 алтына 2 деньги» – около 70 штук. Но достигли этого результата с большим трудом.

Где‑то в этом районе древнего Можайска в 1702году нашли и частично растащили древний клад (фото автора)

Несмотря на все старания воеводских посланцев, многие слобожане попрятали свои находки. На допросах они бесхитростно жаловались сыщикам, что «схоронили те деньги у себя на дворе, и ныне тех денег найти не умеем, и того места не узнаем». Полностью клад собрать так и не удалось. Найденные же монеты оказались «неведомо какие, нерусского дела», и воевода сделал вывод, что они – татарские.

Схожий случай произошел в Можайске. Здесь летом 1702 года в приказную избу явился местный житель Герасим Васильев и «настучал», что в городе близ торга и двора посадского человека Василия Лукьянова собрались многие люди, которые роют землю и «ищут денег». Воевода Петр Савелов тотчас же сообразил, что найден клад, и не теряя времени, выехал на место, где «деньги берут». У двора Васьки Лукьянова он действительно нашел сборище разного рода людей, перекапывавших пятачок земли.

Воевода остановил самовольные раскопки и приказал продолжить розыск находившимся поблизости «служилым людям». В его присутствии они собрали «денег 16 алтын, а те деньги старинные». В ходе дальнейших поисков был перерыт весь пятачок «до матерой земли», и на этом месте нашли еще «старинных денег и денежек 12 алтын, да из земли вынули малый избный жернов». На этом поиски прекратились. Так и осталось неясно, сколько монет было в кладе и кому он принадлежал. По традиции, часть денег, найденных раньше, так остались у местных жителей, которые в очередной раз прикинулись «потерявшими» память.

Зато несколько раньше, в 1673 году, в Старой Рязани крестьяне нашли «погреб и выняли многую великую казну – серебро литое и золотые плиты и цепи и волоки и прутья золотые, и иную многую казну». По‑видимому, это был один из княжеских кладов, зарытых в 1237 году при взятии Рязани Батыем.

Бывали примеры, когда крестьяне различных областей подавали прошения о разрешении искать им клады даже на имя царя. К известиям о кладах власти всегда относились серьезно. Местная администрация в этом отношении была даже строже центральной. Кладоискатели, а особенно люди, уже нашедшие клад или только оговоренные в этом, сейчас же задерживались, а иногда даже и заключались в тюрьму, в ожидании ответа из Москвы. Впрочем, перейти к следующей ступени допроса – пытке – воевода без государева указа обыкновенно не решался. В это время и Разрядный приказ в Москве, куда поступали дела о кладах, действовал уже менее жестко. В большинстве случаев он предписывал задержанных отпустить из тюрьмы «от пристава и с порук, и впредь кто станет находить, и у тех не отымать, и им продаж не чинить».

При Петре Великом в России появился закон: явившись к приставу с кладом, старатель получал 100 процентов стоимости металла и надбавку за художественную ценность (если речь шла о старинных вещах). Правда, темный люд истолковал его по своему разумению: древние золотые монеты переплавляли и отсылали слитки в Петербург, а отыскав исторически ценные, но ветхие предметы, начинали их латать и красить. Зная об интересе Петра к различным древностям, в 1706 году в столицу прислали из Киева клад древних восточных монет. И хотя царь находился далеко в походе, ему незамедлительно отправили для ознакомления несколько экземпляров.

Сам Петр очень серьезно относился к разного рода преданиям, слухам и даже песням, в которых упоминалось хоть что‑ то о спрятанных сокровищах. Он и его ближайшее окружение тоже не избежали искушения древним золотом. Дело в том, что по случаю рождения царевича Петра Петровича известный уральский промышленник Никита Демидов преподнес жене Петра, Екатерине, подарок – «бугровые сибирские вещи». А в 1715 году сибирский генерал‑губернатор князь Матвей Гагарин привез царю десять золотых предметов, найденных в «буграх». Это было курганное золото скифов. Изящные древние изделия настолько понравились царю, что он отдал распоряжение еще «приискать старинных вещей». Тогда на следующий год М. Гагарин прислал в Санкт‑Петербург более сотни новых золотых «бугровых вещей». Впоследствии они составили так называемую «Сибирскую коллекцию» – гордость Государственного Эрмитажа.

Особенной страстью к кладоискательству отличалась сводная сестра Петра I, царевна Екатерина Алексеевна. Известно, что она не отличалась утонченным интеллектом и держала при себе баб‑ворожей. Одна из них, баба‑кимрянка Домна Вахрамеева, постоянно жила у нее в чулане под лестницей. Екатерина мечтала найти старинные сокровища и для этого велела Домне… видеть сны про клады. Домна такие сны «видела», и царевна посылала по ее указаниям людей. Однажды, узнав, что за 220 верст от Москвы на дворе одного крестьянина в хлеву, под гнилыми досками, стоит котел денег, царевна отправила туда «для взятья кладу» дворцового сторожа. Она была настолько уверена в его существовании, что наняла подводы и охрану для вывоза денег. Клад, однако, не нашли. В другой раз царевна отрядила приближенных женщин в полночь на кладбище разрывать могилы, чтобы покойники «рассказали» о древних сокровищах. Естественно, что и эта дикая затея окончилась ничем.

При царевне состоял некий костромской поп Григорий Елисеев, который хвалился, что может определять местонахождение кладов по имеющимся у него особым «планетным тетрадям». Вся эта возня рядом с троном раздражала Петра. Вскоре по его приказу все эти «укащики» кладов были подвергнуты сыску и оказались при ближайшем рассмотрении банальными шарлатанами. Сам поп Гришка Елисеев под батогами признался, что у него были «планетные тетрадки», но он «по планетам клады узнает, а царевне говорил обманом, взятки ради».

Разобравшись с недалекой сестрой, Петр тем не менее и сам был не прочь пополнить пустую казну за счет спрятанных кладов. С этой целью он пытался обнаружить монастырские сокровища Киево‑Печерской лавры, о существовании которых наверняка знал. И не только он. Целенаправленным поиском древнерусских кладов и казны монастыря занимался и литовский польный гетман Януш Радзивил, отбивший в 1651 году Киев у войск Богдана Хмельницкого. О его безуспешных попытках найти эти сокровища сообщал очевидец и «природный киевлянин», впоследствии игумен Михайловского Златоверхого монастыря Феодосий Софонович.

В 1706 году, когда страна вела войну со Швецией, Петр приехал в Киев с целью раскошелить монастырь на нужды войска. Ради победы Петр забирал ценности, по его убеждению, без всякой пользы лежавшие в православных церквях и монастырях. Но лаврские монахи, сохранившие до этого казну от поляков‑католиков, не желали делиться ею и с российскими братьями. Как выяснилось спустя два века, они в очередной раз перепрятали деньги. По поручению духовного начальства четыре монаха быстро и умело спрятали огромные богатства, да так надежно, что даже император с его неплохо поставленной службой розыска не смог обнаружить тайник. В отличие от Ивана Грозного Петр не обладал такой мощной энергетикой и интуицией по отношению к кладам. Поэтому его поиски и завершились неудачей. Не дался ему клад!

Киево‑Печерская лавра так и не раскрыла свою тайну российскому императору (фото XIX века)

Несмотря на то что казну удалось сохранить, монахи не спешили использовать ее на нужды обители. Мало того, в ночь с 21 на 22 апреля 1718 года киевляне были разбужены звуками набата. Горела лавра, и пожар долго не могли потушить. К рассвету, когда огонь затих, подсчитали урон. Оказалось, что сгорели все деревянные строения монастыря и пострадал верх Успенского собора. По официальной версии, пожар начался в доме наместника лавры, который, вероятно, по рассеянности, забыл в своей келье горящую свечу… Как случилось, что пламя маленькой свечки превратилось в опустошительный пожар, никто из монахов вразумительно объяснить не мог. Но как бы там ни было, лавра погорела, и духовное начальство пребывало в трауре.

Особенно опечаленным выглядел архимандрит Иоанникий Сенютович, который стал отправлять Петру I слезные прошения о помощи. Он умолял российского царя отпустить денег на восстановление сгоревших строений, клятвенно уверяя, что все монастырское достояние погибло, а лавра абсолютно обнищала. Плач киево‑печерского архимандрита был услышан в Москве. И хотя с деньгами было туго (государственную казну опустошала Северная война), в октябре 1720 года Петр приказал отослать в лавру 5 тысяч рублей. А ведь совсем недавно он сам хотел поживиться за счет богатого монастыря!

Печерским монахам нечего было сетовать на разорительный пожар. Они умело провели русского императора: не только избавились от старых, пришедших в негодность деревянных строений, но и за счет царской казны украсили обитель новыми каменными зданиями. При этом и свои заветные сокровища сберегли… Невольно приходит мысль: не был ли «красный петух» выпущен в тот год из монашеских рук? Однако произошло непредвиденное событие – столь оберегаемые сокровища оказались… забытыми. Как же это могло произойти? По всей вероятности, во время эпидемии чумы, свирепствовавшей в Киеве в середине XVIII столетия, монахи, знавшие о тайнике в Успенском соборе, умерли или бежали из города. В результате почти два столетия клад оставался в забвении.

Не избежала искушения пополнить казну за счет счастливого случая и дочь Петра I – императрица Елизавета. Ей кладоискательское искушение пришло из города Михайлова в виде «надежной» информации от «верных людей».

ДЕЛО О «МИХАЙЛОВСКОМ КЛАДЕ»

Доноситель казак Терехов за ложный донос и утруждение Высочайшей Императорской персоны, в страх других, подлежит жестокому наказанию кнутом с вырыванием ноздрей и ссылке в Оренбург на тяжкие работы.

Рапорт Сенату, 1756

В июле 1756 года императрица всея Руси Елизавета Петровна получила донесение от дежурного генерал‑адъютанта о том, что в городе Михайлове спрятаны «несметные сокровища».

Якобы «выход сокровищ» видел своими глазами в Щетинной слободе казак Терехов, прибывший из Оренбурга. Он насчитал ни много ни мало тридцать шесть (!) бочек с серебром, две бочки с золотом и две – с мелким жемчугом. А перед ними, по уверению Терехова, находился Крест Господен – «охранитель от нечистой силы».

Несмотря на всю фантастичность «видения», Елизавета решила проверить данное сообщение – уж очень манили сокровища! В Михайлов срочно отправляется майор пехотного полка Алсуфьев. Вместе с людьми городской воеводской комиссии он проводит сыск в доме солдатки Богатыревой, где бравый казак узрел огромные ценности. Но перерыв весь дом, комиссия ничего не нашла, о чем и отправила рапорт в Сенат. При этом ее члены потребовали наказать Терехова за ложный донос и, главное, за «утруждение Высочайшей Императорской персоны». Уже в декабре того же года Сенат определил Терехова наказать кнутом и сослать в Оренбург, а его сообщника, ямщика Малышева, также бить плетьми и «ежели к службе годен – отослать в военную коллегию».

После этого следы казака теряются, но ямщик вновь появляется на горизонте. В июне 1757 года он через генерал‑ фельдмаршала графа А. Б. Батурина обращается к императрице и убеждает ее в реальном существовании ненайденного клада. Через два года к ней поступает очередной донос, который пишут «россияне Алексей Ростунов и товарищ его белгородский купец Антон Белов». Тема та же – клад в городе Михайлове. И в очередной раз Елизавета не выдерживает и распоряжается об очередном поиске сказочных сокровищ. Возможность получить несметные богатства перевесила реальный смысл. По ее именному указу Сенат отправляет всех трех информаторов вместе с сенатским экзекутором Евлашевым и рудокопным мастером Тихоновым в Михайлов.

Опытный рудокоп с нанятыми крестьянами копает во всех местах, на которые указывают «знатоки». В результате они перерыли все окрестности, но клада не нашли. В Петербурге возмущены повторением печального результата. Зимой 1759 года Сенат принимает суровый вердикт: Ростунова и Белова разослать в разные места, а Малышева в очередной раз нещадно бить плетьми и отослать в военную контору для направления в солдаты.

Императрица Елизавета Петровна серьезно отнеслась к сообщению о «михайловском» кладе.

Ямщик стойко перенес наказание, но так и не успокоился. Почему‑то он был твердо убежден, что клад существует. Через два года Малышев вновь напоминает о себе. В июле 1761 года через крестьянина Новгородского уезда Куркова он опять отправляет донос о спрятанных сокровищах и просит послать для их поиска сержанта Григория Суздина. Видимо, этих людей он также заразил фанатичной верой в существование михайловского клада.

Но ему уже не верят. На это послание следует жесткий ответ: никаких комиссий не слать, Куркова наказать, а самого Малышева судить по закону военной коллегии. Как говорится, достал… После этого распоряжения неугомонный ямщик навсегда пропадает со страниц государственных документов. Судьба его неизвестна, как неизвестна и причина его маниакальный веры в существование клада, «увиденного» казаком Тереховым.

Казалось бы, история закончилась и в столице окончательно убедились, что в Михайлове клада нет. Но с вступлением на престол императора Петра III она получает неожиданное продолжение. В январе 1762 года ему вручают донос от солдата Ингерманландского пехотного полка Никифора Поднорова и дворцового крестьянина Петра Чугунова о том, что в Михайлове… клад все же есть! И старая история раскручивается по третьему кругу!

Петр III мог не знать о предыдущих поисках клада, поэтому, ознакомившись с очередным доносом, тут же повелел отправить на его поиски лейб‑гвардии Преображенского полка поручика Миллера. Надежда неожиданно пополнить казну никогда не покидала русских монархов.

Император Петр III продолжил поиски сказочных сокровищ

Поручик выполнил поручение с военной дотошностью. Он облазил все закоулки, погреба и чуланы в домах солдатских жен Ирины Богатыревой и Матрены Рышкиной, где якобы находятся бочки с ценностями. Но как и следовало ожидать, поиск в очередной раз оказался безрезультатным. Об этом Миллер и составил обстоятельный отчет.

Ознакомившись с ним, император был раздосадован на кладоискателей‑неудачников и указом от 20 апреля 1762 года повелел: «За неправильный донос и напрасное дерзновение Его Величества на утруждения учинить доносителям публичное наказание кнутом, сослать их в Нерчинск на вечную работу, чтобы впредь от них таких вымышленных доносов быть не могло и дабы другие, смотря на ложные доносы, чинить не отважились». На этом данная история наконец‑то завершилась, но оставила ряд вопросов.

Поразительно, но дело о «михайловском кладе» трижды повторялось в мельчайших деталях: донос о сокровищах, их неудачные поиски, разочарование царственных особ и жестокое наказание инициаторов поиска. Его уникальность состоит в том, что в россказни о фантастическом богатстве клада поверили первые лица государства. Причем не только поверили, но и дали санкцию на их поиски. Когда же они поняли, что стали жертвами невежества, пришла досада и последовали суровые санкции.

Спустя столетия не все ясно в этой странной истории. Настораживает фанатичная вера информаторов в существование клада. Она не могла появиться на пустом месте, но тогда кто или какие явления ее «подпитывали»? Почему клад искали в домах только двух солдаток? Мнение о том, что именно они распускали слух о кладе, чтобы привлечь к себе внимание, не выдерживает критики. Вряд ли они нуждались во внимании царствующих особ. Истину в этой истории уже вряд ли удастся установить. Но она наглядно показала, как самые фантастические видения сокровищ могут привести к сну разума.

Этот случай прогремел на всю страну. Но в России редко когда учились на собственном опыте. Не прошло и 60 лет, как подобная история повторилась почти в деталях, но уже в Калужской губернии.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 457 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...