Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 3. По храмовым и дворцовым фрескам, а также рисункам на стенах гробниц мы можем видеть, что типичный египтянин был стройным



Жилище

Одежда

По храмовым и дворцовым фрескам, а также рисункам на стенах гробниц мы можем видеть, что типичный египтянин был стройным, широкоплечим, с крупными мускулистыми руками и ногами. У него, как правило, был квадратный подбородок, крупный рот, широкий лоб, большие глаза, небольшой крючковатый нос. У него были темные волосы и довольно светлая кожа, независимо от того, был ли он наполовину азиатом и жил в Нижнем Египте, или в его жилах текла африканская кровь и он жил в Верхнем Египте. Время от времени на фресках и памятниках появляются изображения завоевателей, которые правили Египтом в различные периоды его истории, и мы видим, что они сильно отличались по своим физическим характеристикам: здесь и негроидные черты правителей, которые пришли из Нубии или с нубийской границы; здесь и черты бедуинов, которые присутствовали у ливийских царей, и семитские черты кочевников гиксосов или «царей‑пастухов». Египтян, подобно большинству «изолированных» народов (например, британцы Елизаветинской эпохи), всегда влекло к иностранцам, и черты любого торговца или путешественника, заехавшего в Египет, сразу же запечатлевались самым тщательным, но не всегда объективным образом. Иностранцы давали художнику благословенный шанс оторваться от изображения родной, но так уже надоевшей действительности.

Египетские художники также запечатлели весь спектр египетской моды, начиная от одежды придворных «от кутюр» до самой простой одежды крестьян. На переднем плане любого надгробного рисунка или в центре любой группы статуй была фигура царя. В эпоху Древнего царства, когда условия жизни были более чем скромными, а философия процветала, царя обычно изображали обнаженным до пояса: это означало, что царь всегда готов к тяжелой работе и презирает всякую слабость. Даже в дни полнейшего благополучия в эпоху Нового царства и Позднего династического периода царь был облачен в простое платье свободного покроя, типичного для того времени. Единственное, что отличает его на рисунках от окружающих его людей, – это белая корона у него на голове. Если вы пролистаете альбом по египетскому искусству, вы увидите, что в действительности у фараона было великое множество корон, до двадцати. Наиболее часто встречается на картинах Белая корона Верхнего Египта – высокая, изящная, конической формы шляпа из накрахмаленного белого льняного полотна (рис. 38). Белая корона – это неизменный головной убор бога Осириса, царя мертвых, который считался богом всего Египта в основном благодаря убеждению, что его культ стал главным в Верхнем Египте (рис. 66). Помимо Белой короны, у царя была и Красная корона, являвшаяся национальным символом Нижнего Египта. Она представляла собой круглую с плоским днищем шляпу с высокой приподнятой задней частью, украшенной металлическим орнаментом.

Рис. 38. Белая корона Верхнего Египта

В особо торжественных случаях царь надевал Красную или Белую корону, в зависимости от того, происходила ли его династия из Нижнего или Верхнего Египта. Иногда две короны объединялись в весьма непривлекательную Двойную корону, символизировавшую единство двух царств. В других случаях головной убор царя украшался двумя перьями, что символизировало его родственную связь с Гором (богом с головой сокола), с богиней правды Маат, а также с могущественным вождем Анцти, чьи функции и внешний вид принял бог Осирис. Во время очень важных празднеств, когда царь желал особо подчеркнуть свое родство с Осирисом или Хнумом (богом с головой барана), создавшим мир на гончарном колесе, он надевал особый, изысканный головной убор, называвшийся «корона‑атеф». Подобно короне святого Эдуарда этот головной убор был очень тяжелым, не имевшим достаточного центра тяжести, и до некоторой степени лишал надевавшего его человека способности двигаться. Этот головной убор состоял из Белой короны, украшенной по краям свисающими перьями, рогами барана и священными змеями. И во всем этом великолепии сверкали диски, символизировавшие солнце. Неудивительно, что в эпоху Нового царства эта причудливая смесь атрибутов царской власти была предана забвению и уступила место удобной и привлекательной на вид Голубой короне («хепрешу») (рис. 59). Голубая корона, сделанная из формованной кожи, схваченной золотыми нитями, была обвита священной коброй, символом богини Буто, покровительницы Нижнего Египта, которая имела своего рода двойника – богиню Нехбет (с головой ястреба), покровительствовавшую Верхнему Египту. Таким образом, кобра, сомкнувшаяся кольцом, и диск солнца символизировали нерушимое единство фараона и его двух царств.

Рис. 39. Бритва

Среди других регалий, изображенных художником, заслуживает внимания фальшивая борода. В отличие от своих соседей с северо‑востока у египтян не было такой обильной растительности на теле, как у Исава и его соплеменников, и они гордились тем, что умели бриться при помощи искусно сделанных бритв, которые хранили в кожаных футлярах (рис. 39). Поэтому заплетенная в косичку борода, которую можно было прикреплять к краям короны или царского парика, была искусственной, а не настоящей. Ее назначение до сих пор остается загадкой. Вполне возможно, она была предназначена для того, чтобы напоминать фараону и его подданным о их корнях, которые, по их мнению, находились внутри Африки, там, где Нил вытекал из Пунта, жители которого были обладателями роскошных бород. Однако нет ничего загадочного в остальных символах царской власти: крюке и цепи. Они предупреждали подданных о том, что, хотя с незапамятных времен царь и был для них заботливым пастухом, направляющим и охраняющим их, при необходимости он может применить и менее нежные инструменты, чтобы заставить их идти вперед.

На голове у фараона так называемый немс. Это простая полосатая ткань, которая надевалась поверх парика, через лоб шла за уши и завязывалась у самого основания шеи, при этом концы этого платка спускались по плечам на грудь. Вообще, парики были весьма распространенным элементом одежды высшего сословия Египта. В жарком климате этой страны мужчины в основном носили короткие прически, иногда они даже брились наголо, однако по особо важным случаям они надевали тщательным образом завитые, причесанные и напудренные парики. В любом случае они любили, когда их волосы были убраны, и это отличало их от неаккуратных и диких варваров.

Рис. 40. Образцы мужских и женских причесок

Женщины обычно украшали свои и без того сложные прически париками, в которые были вплетены украшения из бисера и металла, банты и тиары (рис. 40). Часто мужские и женские парики увенчаны белым конической формы предметом. Мы до сих пор точно не знаем, что это такое. Вполне возможно, что это конус, сделанный из затвердевшего воска и обильно надушенный. В ходе праздника или банкета воск постепенно таял, а шея и лицо владельца парика приобретали изысканный аромат.

В стране, большинство населения которой носило лишь набедренные повязки, а то и вообще ходило обнаженным, представители высшего сословия обычно были одеты в одежды из белого полотна. Мужчины надевали это одеяние поверх набедренной повязки, а женщины – поверх нижней юбки или рубашки. У крестьян не было специальной одежды для торжественных случаев или праздников, они носили набедренную повязку зимой и летом. Чаще всего они ходили обнаженными, равно как и их жены, сестры и дочери, работавшие в господских домах. Вообще, египтяне спокойно относились к своей наготе. Принцы бегали обнаженными, как и дети крестьян, а представители знати у себя дома и в поместьях ходили в обычных набедренных повязках.

Для проведения особо важных церемоний чаще всего использовалась одежда из «лучшего льна Верхнего Египта». Церемониальные платья богатого мужчины или богатой женщины были той обманчивой простотой, которую кусок простого материала приобретает в руках парижского кутюрье, а египтяне были настоящими мастерами в искусстве плетения, драпировки, гофрирования и т. д. Платье мужчины держалось на бретельках либо ниспадало с плеч свободными складками и схватывалось на талии широкой полотняной лентой. Пояс завязывался таким образом, чтобы выглядеть чем‑то вроде треугольного фартука или короткой юбки наподобие шотландского кильта. Женщины надевали либо похожее на индийское сари платье, либо обтягивающую льняную тунику (рис. 41).

Рис. 41. Полное облачение для торжественных случаев

Хотя это платье было безыскусным и очень функциональным, его оживляли яркие бусы и браслеты. Египтяне, бедные и богатые, мужчины и женщины, очень любили всякого рода украшения. Они также были очень суеверными, и драгоценности, позвякивавшие на их шеях и запястьях, обладали не только чисто эстетическими, но и магическими свойствами. Прелестные кольца и броши не только радовали глаз, но и могли предотвратить болезнь или спасти от дурного глаза, если были сделаны в форме дающего жизнь «анкха» или глаза Гора.

Египетские ювелиры были настоящими мастерами своего дела. Их лучшие работы так и остались непревзойденными, а их шедевры стоят в одном ряду с произведениями Челлини или Фаберже. Чеканщики по золоту Двенадцатой династии, например, достигли величайшего уровня мастерства, которого так не хватает более тяжеловесным работам позднего периода империи. По счастью, до нас дошло несколько чудесных образцов их творчества. В гробнице принцессы Хнумет, дочери Аменемхета II, похороненной рядом с пирамидой отца в Дахшуре, была найдена пара изящных корон, одна из которых представляет собой тончайший золотой обод, инкрустированный сердоликом и бирюзой. Также в Дахшуре были найдены ювелирные украшения в двух ларях из слоновой кости, принадлежавших царице Меренит и принцессе Сут‑Хатхор, которые были похоронены возле пирамиды Сесостриса III. В этих ларях лежало не менее пяти изумительных нагрудных подвесок, которые были подарены этим дамам фараонами Сесострисом II, Сесострисом III и Аменемхетом III, чьи царские знаки они носили. Еще одна египетская принцесса Сут‑Хатхор‑Юнет, похороненная возле пирамиды своего отца в Лахуне, была дочерью Сесостриса II. На подвесках, найденных в ее могиле, вырезаны имена ее отца и Аменемхета III; помимо них, в ее могиле была ее очаровательная маленькая корона, украшенная уреем (фигурой змеи), двумя перьями и маленькими цветочками в форме цветка лотоса (рис. 42).

Рис. 42. Корона принцессы

Еще одним весьма распространенным ювелирным украшением, которое можно видеть на надгробных рисунках, было ожерелье из бисера. Его носили в самые ранние периоды истории, и состояло оно из продолговатых бисеринок, соединенных по кругу. Такое ожерелье было не менее трех дюймов шириной, однако иногда оно делалось таким широким, что закрывало верхнюю часть плеч наподобие короткого капюшона. Эти ожерелья отличались цветом, узором и способом переплетения бисера. Застежки всегда были очень изящными, чаще всего они делались в форме головы ястреба, символизирующей собой бога Гора. Браслеты носили представители обоих полов, а по особо торжественным случаям царь надевал искусно сделанный пояс, украшенный его личными символами. Женщины часто носили браслеты на верхней части рук, а также на запястьях и щиколотках. Конечно же чрезвычайно популярны были кольца, а серьги прикреплялись к мочке уха при помощи специальной прищепки и были зачастую такими большими и тяжелыми, что деформировали ухо. Кстати, тут стоит заметить, что египтяне использовали драгоценные и полудрагоценные камни: агат, аметист, берилл, кальцит, халцедон, коралл, гематит, жадеит, лазурит, малахит, оникс, жемчуг, горный хрусталь, бирюзу и некоторые другие. А вот бриллианты, опалы, рубины и сапфиры были им неизвестны.

Рис. 43. Украшения из золота (браслет, серьги и подвеска)

Рис. 44. Часть ожерелья из бисера

Рис. 45. Бусы

Завершающим элементом ансамбля у египтян являлись сандалии из кожи или тканого папируса. Сандалии обычно имели традиционный фасон: у них была поперечная и продольная перемычка; иногда продольная перемычка обхватывала пальцы и застегивалась, образуя заостренный мысок наподобие того, какой был у туфель в средневековой Европе. Египтяне не особо заботились о том, какую обувь они носят, и даже представители высшего сословия по большей части ходили босиком (за исключением визитов вежливости и особо важных случаев). На знаменитой фреске, изображающей первого фараона Нармера, слуга несет за царем его сандалии, а сам царь идет босиком. Сомнительно, чтобы у египетского крестьянина была за всю его жизнь хотя бы пара сандалий. Однако за эту «свободу» они расплачивались заболеванием ног. Подробнее об этом рассказано в главе, посвященной науке и образованию египтян.

Египтянка в праздничном одеянии представляла собой восхитительное зрелище: это была победа искусства над природой. Природа действительно одарила египтянку редкой красотой. Тем не менее она считала нелишним добавлять к своей природной красоте штрихи, оттеняющие ее. Приступая к туалету, египтянка мылась с той тщательностью, которая стала в Египте чуть ли не фетишем. Для омовения она использовала специальную моющую пасту и воду, очищенную путем добавления солей натрия. Затем, после мытья головы, она брала круглое бронзовое зеркало с эбонитовой ручкой (рис. 48) и начинала наносить макияж. Это подчас была весьма длительная процедура. В Британском музее выставлен деревянный ящик для туалетных принадлежностей Тату, жены писца Ани. Подобные шкатулки были и у многих других женщин (рис. 46). В четырех отделениях ящика хранились баночки и кувшины с мазями и притираниями; там же была маленькая дощечка для смешивания косметических средств и краски для глаз; кусок пемзы для удаления лишних волос и придания формы бровям; подушка, на которой покоилась рука во время утомительной процедуры нанесения красоты; и, наконец, пара изящных шлепанцев, сделанных из мягчайшей кожи антилопы.

Рис. 46. Деревянный ящик для туалетных принадлежностей

Рис. 47. Знатная египтянка

Рис. 48. Бронзовое зеркало

Готовясь к процедуре нанесения на лицо «боевой раскраски», Тату сначала приступала к подкрашиванию глаз. В Египте в большой моде были миндалевидные глаза. Сначала Тату выдергивала несколько непослушных волосков из бровей при помощи серебряных щипчиков, затем смачивала кончик пальца или кисточки и обмакивала его в бутылку с краской для век. Она обводила каждый глаз жирной линией и наносила на веки слой краски. До конца эпохи Нового царства краска для век производилась из малахита и зеленой окалины меди, а позднее для этой цели стал использоваться галений (или свинцовый блеск). Когда Тату приходила к выводу, что ее глаза выглядят в достаточной степени таинственными и манящими, она насыпала на свою палитру немного порошка красной охры и старательно натирала ею губы и щеки. Затем она наносила на ногти хну, которая тогда использовалась очень широко (впрочем, как и сейчас). Она также использовала хну, чтобы подкрасить ладони и ступни. И наконец, она опускала крошечную ложку в алебастровый сосуд и наносила на тело духи. В ее распоряжении находился большой выбор как тончайших, так и очень концентрированных духов. В отсутствие синтетических материалов, которые используются современными парфюмерами в качестве фиксативов, духи Древнего Египта, по сути, были ароматизированными маслами. В качестве ингредиентов использовались горький миндаль, кардамон, корица, кипарис, ладан, мирра, касторовое масло и вино. Существовало также много специальных лосьонов для удаления пигментных пятен и разглаживания морщин. В их состав входили молоко ослицы, гипс, натрий и мед. Очень популярная «грязевая маска» готовилась на основе порошка алюминия.

Рис. 49. Коробочка для духов

Особо следует сказать об удивительной красоте египетских предметов. Маленькие личные принадлежности египтян зачастую были настоящими произведениями искусства (рис. 49). Сосуды из камня или гипса, в которых хранилась вода для омовения, были фамильными ценностями, и, как правило, они были произведениями лучших мастеров. То же самое можно сказать о миниатюрных бутылочках из стекла, фритты или фаянса, выполненных в форме рыб или птиц, в которых хранились притирания и краска. Когда устаешь от обилия пирамид и пилонов, от каменного величия гипостильных залов и, кажется, бесконечных рядов фресок и фризов, всегда приятно переключить внимание на предметы личного пользования, которые египтяне носили с собой или которыми уставляли свои шкафы и туалетные столики. Именно эти безделушки дают нам понять уровень развития общества и качество жизни египтян. Среди них – трости и кнуты, луки и бумеранги, заколки, расчески и застежки. Эти вещи не предназначены для того, чтобы поражать воображение, и поэтому не утомляют своей монотонностью; в них раскрывается обаяние, вкус, практичность и чувство юмора египтян. Если бы мы были состоятельными людьми и имели склонность к коллекционированию, то вряд ли нашли бы лучший объект, чем египетские сосуды для целебных мазей или ложки для духов. Эти предметы – источник постоянного наслаждения и восхищения.

Если бы последующие поколения судили о египтянах только по дошедшим до нас архитектурным памятникам, то у них был бы повод (и оправдание) считать египтян чопорным и надменным народом. Но благодаря этим маленьким вещицам они становятся более человечными и понятными нам.

Мебель

Египетские гробницы не только открыли нам тайну того, как выглядели и что делали египтяне; они также познакомили нас со средствами передвижения и мебелью, украшавшей их дома. Например, в 1925 году рядом с Большой пирамидой было сделано открытие, благодаря которому мы узнали, что жившие сорок пять веков назад египетские мебельщики были настоящими мастерами своего дела. В усыпальнице, находящейся возле главного хода пирамиды, знаменитому египтологу Рейзнеру посчастливилось раскопать погребальный ящик жены Снофру (она, кстати, была матерью великого Хеопса). По какой‑то непонятной причине тела самой царицы Хетефрас, или Хетепхерес, не было в гробнице; однако Рейзнер нашел там элегантный мебельный гарнитур, которым она пользовалась при жизни. Благодаря умелому и осторожному обращению со своей находкой ему удалось восстановить первоначальный вид мебели. Сначала он разъединил и вновь собрал основание и опоры царского дивана, который был разобран самими мастерами‑мебельщиками; затем он собрал переносной стул царицы и, наконец, каркас кровати, подголовник, два стула и другие предметы мебели. Полог кровати, подаренный царице мужем, был отделан золотом. Изящные занавеси защищали частную жизнь царицы от нескромных взглядов, а заодно служили преградой для назойливых насекомых. Находка Рейзнера была поистине уникальной: характер найденных вещей еще раз доказал, что в целом стиль египетской мебели сформировался еще в эпоху Древнего царства и с тех пор оставался практически неизменным, что лишний раз свидетельствует о врожденном консерватизме египтян. Поскольку форма человеческого тела остается неизменной, вряд ли можно внести что‑то радикально новое в дизайн мебели; тем не менее между стульями и кроватями, найденными в гробнице Хетефрас, и такими же предметами из гробницы Тутанхамона, погребенными на тысячу лет позже, меньше разницы, чем между современной английской мебелью и произведениями Чиппендейла и Хепплуайта[1].

Кровать царицы Хетефрас имеет пологий спуск к полу и подголовник (рис. 50). Трудно поверить, что даже чопорные представители династий Древнего царства спали положив шею на узкий кусок дерева, возможно также, что подголовник использовался при совершении церемониальных обрядов или для того, чтобы поддерживать голову усопшей в гробу. А иногда для того, чтобы во время послеобеденного отдыха не помять прическу. Матрас помещался поверх узких кожаных ремней, служивших своеобразными «пружинами». Представители высшего сословия Египта очень гордились своими кроватями, поскольку спать на кровати означало быть цивилизованным человеком, в отличие от крестьян, азиатов или «жителей пустыни» (бедуинов).

Рис. 50. Подголовник из слоновой кости

Рис. 51. Повседневная мебель: кушетка, табуретки, стол и стулья

Подобная же система кожаных перетяжек использовалась для изготовления сидений стульев, причем очень много великолепных образцов таких стульев дошло до наших дней (рис. 51). Наиболее изысканными из них были квадратные стулья с пышно декорированными спинкой и подлокотниками и священными фигурами‑символами, украшавшими боковые панели (фото 6). На двух стульях царицы Хетефрас можно увидеть изображения сокола и цветка лотоса; изображение сокола Гора украшает и стул Тутанхамона; стул принцессы Ситамон украшен изображениями лотоса, символа «анкх» и очаровательного каменного козла. Надо сказать, что стул принцессы Ситамон – действительно удивительная вещь, поскольку это стул ребенка, сделанный для маленькой принцессы, когда она еще бегала по огромному дворцу Малката в Фивах. Стоит отметить, что ножки этих царских стульев и кроватей сделаны в виде лап льва – символа императорской власти. Возможно, считалось, что таким образом обладатели этих предметов мебели впитывали в себя силу и дух этого животного. Менее важные предметы мебели обычно имели прямые ножки, примерно такие, как у наших кухонных стульев. Существовали также специальные кровати, которые могли разбираться на две или три части, и переносные стулья, легко складывающиеся. Раскладушки и складные стулья ни в коем случае не являются изобретением наших дней. Египетская мебель смотрится на удивление современной. И дело тут не в общности форм, а в том, что египетские мотивы дошли до нас посредством влияния, которое египетская культура оказала на более поздние цивилизации, а в особенности – на римскую цивилизацию. Она, в свою очередь, оказала сильное влияние на творчество архитекторов и дизайнеров Франции и Англии XVIII – XIX веков.

Хотя большинство дошедших до нас образцов египетской мебели не отличаются очень высоким качеством и свидетельствуют о том, что египетские ремесленники не поднимались выше среднего уровня, тем не менее среди их произведений попадаются действительно уникальные вещи. Египетские плотники знали разные способы соединения деталей: вполдерева, потайной, увенчанный митрой, крестовой и т. д. Закончив работу, плотник передавал свое творение другому мастеру, который украшал его. Предмет мебели подвергался процессу обработки, раскрашивался, инкрустировался деревом или металлом; на него наносились вензеля из фаянса или эмали. Прекрасным примером тому является рисунок, выполненный золотыми иероглифами на спинке переносного стула царицы Хетефрас, который делает этот стул настоящим произведением искусства.

Безусловно, столь престижные вещи, как кровати и стулья, были предметами обихода далеко не во всех домах египетской знати. Без сомнения, очень многие почтенные египтяне принимали пищу сидя на расстеленных на полу камышовых циновках, а ночь проводили прямо на матрасах. Не следует считать, что загородный дом зажиточного египтянина был заставлен мебелью даже в эпоху Восемнадцатой династии. Что касается крестьян, то у них в домах мебели не было вовсе, и, вероятно, в большинстве египетских жилищ не было ничего из предметов мебели, кроме стеллажа для глиняной посуды. Зажиточной считалась семья, в которой было два комплекта посуды: один – глиняный – для повседневного использования и второй – из кристаллического сланца или гипса – для особо торжественных случаев. К тому же в большинстве домов не было стульев и столов, поэтому ничего необычного не было в том, что хозяева и гости вместе сидели на полу и брали пищу руками.

Рис. 52. Глиняные горшки и сосуды для питья

В Древнем Египте не было обеденных столов, какие мы привыкли видеть в наших домах, поэтому блюда ставились на маленькие приставные столики. Даже в присутственных местах стулья и столы были большой редкостью, хотя свиток папируса был достаточно жестким и писцу было тяжело писать, поместив его на колени и сидя на корточках. С другой стороны, кухонная утварь у египтян имелась в большом количестве; только действительно очень бедная семья не могла похвастать тем, что у нее есть комплект изящных чашек и кувшина. В более позднюю эпоху в моду вошли кувшины и вазы из золота и серебра, которые зачастую были снабжены внутренними фильтрами, как современные чайники.

Вероятно, почти в каждой семье был сундук, где хранились льняные вещи и семейные реликвии. Также в каждой семье имелась специальная тара для хранения корзин. В современных музеях можно увидеть сундуки отличной работы, начиная от изящных баулов и ящиков (и гробов), принадлежавших царям и царицам, до совершенно простых ящиков, имевшихся у менее высокопоставленных граждан и выполнявших также функцию стульев. Во многих домах одежда и другие личные вещи хранились во «встроенных шкафах» из кирпича, находившихся в основной спальне.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 195 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...