Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ранний Диккенс (1833-1841)



Первым произведением, принесшим сразу Диккенсу успех, был сборник «Очерки Боза» (1836). Боз – псевдоним Диккенса, которым он подписывал свои первые произведения (шутливое прозвище его младшего брата). Такой счастливый старт был не у всех.

В сборнике были собраны очерки писателя, опубликованные в газетах за несколько лет. Диккенс нашел своего читателя – это был выходец из мелкобуржуазной среды. В 4 разделах сборника он описывает жизнь лондонского мещанства.

Очерки Диккенса представляют собой краткие, но очень выразительные зарисовки жизни и быта лондонского мещанства, а также разнообразных характеров. Описываются наиболее колоритные социальные типы: смотритель работного дома, учитель, тюремный надзиратель, отставной военный, старая дева, молодой джентльмен. Многие реалисты 19 века, к примеру, Бальзак, также начинали свой литературный путь с физиологических очерков. В дальнейшем Диккенс станет непревзойденным создателем самых разнообразных социальных и человеческих типов.

Первым романом Диккенса стали знаменитые

«Посмертные записки Пиквикского клуба» (1836-1837).

История создания произведения. Диккенс был приглашен для написания подписей к смешным рисункам известного художника Роберта Сеймура. Еще с 18 века в Англии еще были весьма любимы юмористические журналы, из которых самым известным был журнал «Панч» (наш Петрушка). В них был популярен своеобразный жанр – описание различных комических случаев из жизни, то есть это был прообраз комиксов.

Вторая причина появления этого произведения - образование в Англии клубов по интересам. Такой клуб организуют мистер Пиквик и его друзья, только комизм романа состоит в том, что их главный интерес был связан с изучением абсолютно заурядной рыбешки - колюшки. После неожиданной смерти Сеймура (самоубийство) Диккенс становится по существу главным автором этого издания.

Вскоре из серии комиксов издание превращается в роман с определенной сюжетной линией, хотя нередко Диккенса справедливо упрекают в несовершенстве сюжетного построения этого произведения.

Сюжет романа – история приключений (а точнее, «злоключений») 5 героев, путешествующих по сельской Англии. В романе явно просматривается близость романа Диккенса к «Дон Кихоту» Сервантеса. Пиквикисты (то есть мистер Пиквик и его друзья) - первые из чудаков Диккенса. Это наивные и простодушные, как дети, джентльмены, которые в силу своей наивности постоянно попадают в смешные, а иногда и трагикомические ситуации. Их беда состоит все лишь в том, что они не знают настоящей жизни и живут по законам своего сердца.

«Записки Пиквикского клуба»- настоящая энциклопедия национального английского юмор, в которой мы встречаемся с множеством самых различных комическиххарактеров и ситуаций. Произведение Диккенса представляет весьма редкий жанр – комический роман.

«Приключения Оливера Твиста» («Оливер Твист») (1837 – 1838)

- первый социальный роман Диккенса. Создан в жанре романа-биографии.

Причины создания романа: социальная – гневный отклик на создание работных домов; литературная – полемика с «ньюгетским» романом (желание показать преступников такими, какие они есть); нравственная – осудить царящее в мире Зло и поощрить Добро.

Главная особенность романа – социальная проблематика романа тесно связана с нравственной проблемой Добра и Зла.

Социальный аспект романа подчеркнут композиционными особенностями произведения – это «хождение по мукам» Оливера Твиста, ребенка благородного происхождения, родившего в приюте и получившего воспитание в детском работном доме. С целью создания занимательного повествования Диккенс вводит в роман элементы «сенсационного» романа: тайну рождения героя; тайну брака его родителей: тайну наследства.

Как мы видим, в этом раннем романе Диккенсу свойственно еще наивное представление о социальной системе Англии и о соотношении Добра и Зла в мире. Автор верит в то, что Добро и Зло уравновешивают в мире друг друга. В то же время он понимает, что добро и зло присущи как обществу, так и человеку.

Творчество 1840-х годов -

Важнейшим событием в жизни Диккенса становится его поездка в январе 1842 года в Америку. Причины поездки были разными: желание увидеть Новый Свет, познакомиться со своими американскими поклонниками и забота о гонорарах, которые он не получал. Диккенс был с восторгом принят американским президентом, встречался с американскими писателями.

Как журналист и публицист он познакомился с американскими тюрьмами и приютами – и был поражен и восхищен условиями содержания в них, Он также побывал на фабриках и в суде. Стране. «Я с приязнью и интересом отношусь к этой стране», - писал он позднее. В американцах его привлекли свобода высказываний, деловая хватка, высокая работоспособность. Но в то же время он был опечален отсутствием у них стремления к идеальному, что было очень важно для Диккенса.

Лучшим романом этого периода является роман

«Домби и сын» (1848).

В нем синтезированы многие темы предыдущих произведений Диккенса. Но в то же время имеются и важные изменения – от изображения частных судеб героев писатель переходит к более широким обобщениям; углубляется и психологизм писателя.

Новизна романа проявляется уже в самом названии романа (это название фирмы – «Торговый дом «Домби и сын», торговля оптом и в розницу»). Интересно, что главным героем оказывается фирма, с которой так или иначе связаны многочисленные герои романа. Этим обстоятельством определяется и структура романа. В предыдущих романах Диккенс строил свои произведения как серию эпизодов. В этом романе все стянуто к одному центру.

Одним из главных героев является мистер Поль Домби-старший, так как его сын – его полный тезка. Это тип английского буржуа, крупного финансиста, сноба, который сосредоточен только на своей фирме

С точки зрения истории мистера Домби роман представляет притчу о «раскаявшемгрешнике». Его жизнь сначала связана с коммерческим успехом, рождением долгожданного наследника. Но потом наступают печальные времена в его жизни – смерть жены при родах, несчастливый второй брак, уход из дома дочери, смерть сына, разорение, одиночество… Герой собирается покончить жизнь самоубийством, но ему на помощь приходит когда-то отвергнутая им Флоренс (любимое писателем мелодраматическое событие). И переродившийся мистер Домби становится самым лучшим на свете отцом и дедушкой.

Зрелый Диккенс: творчество Диккенса 1850-х годов

«Большие надежды»(1860-1861)-

один из лучших романов писателя. Роман, в котором будут продолжены предыдущие темы и проблемы Диккенса, представлены излюбленные типы его произведений, но мастерство зрелого писателя придаст произведению новое звучание.

Жанровое своеобразие романа: это и роман воспитания, и сенсационный роман, и в определенной форме детективный, и в нем можно даже увидеть элементы сказки.

Главный герой романа – сирота Филип Пиррип, который проходит через весь роман со своим домашним именем Пип. Он воспитывается в доме своей сестры миссис Джо (по имени мужа), которая предстает перед нами как женщина неласковая. Учитывая представления автора о матери, можно было бы сказать, что его сестра – жестокая мать.

В чем глубина этого романа? На все в жизни автор смотрит уже другими глазами. Диккенс был непревзойденным знатоком человеческого характера. Посмотрим внимательно на историю жизни миссис Джо. После смерти родителей она, молодая девушка, осталась на руках с маленьким Пипом. Но она не отдала его ни в работный дом, ни в приют. Тем самым она усугубила свое положение: на руках ребенок и, более того, сестра Пипа внешне она была очень непривлекательна. За Джо она вышла, как можно предположить, не по любви, а потому, что он готов был жениться на ней с ребенком.

Джо она считала человеком слабым и неинтересным. Но всегда заботилась о своих мужчинах. Ее знаменитой фразой была фраза, обращенная к Пипу: «Я воспитала тебя своими руками». С точки зрения построения фразы она смешна. Но, в действительности, в ней заложен смысл ее жизни. Так обычно говорят люди, которые несут свою тяжелую ношу и подбадривают себя подобными фразами. Кроме того, миссис Джо не может быть настоящей матерью, потому что она ею никогда не была. Поэтому ее заботу Диккенс символически передает через следующий факт (в хлеб с маслом иногда впивалась иголка или булавка, но они никогда не возмущались этим).

Реалистически правдивым изображен Пип, который предстает перед на страницах романа от детского возраста до зрелости. Это не идеальный Оливер Твист. Это герой, который может и струсить, и обмануть, а юношей наделать множество ошибок. Великолепна атмосфера романа - мы видим одинокого ребенка, который играет на могиле своих родителей, страдает от недостатка любви.

Но на самом деле не все так трагично в судьбе Пипа – у него есть настоящий друг, муж сестры Джо. Цитирую : «золотой человек: тихий, мягкий, смирный, покладистый, Геркулес и по своей силе, и по своей слабости». Выдающееся мастерство в изображении человека у Диккенса.

Вернемся к Пипу. Как принято в романе воспитания, в жизни Пипа будут описаны «три поры надежд» главного героя (сравни с этапами в жизни Жюльена Сореля).

У Диккенса мы всегда встретим неожиданные повороты судьбы. Первой надеждой Пипа было желание стать, как Джо, кузнецом. Но «большой переменой» в его жизни стала служба в доме сумасшедшей мисс Хэвишем, где он встретил свою любовь – Эстеллу. С этого времени его планы меняются, так как он теперь хочет стать настоящим джентльменом, достойным Эстеллы. Диккенс любит тайны, и поэтому в жизни Пипа появляется таинственный покровитель, на деньги которого он отправляется в Лондон, где должен стать джентльменом. Так в романе главной проблемой станет проблема выбора пути, которая будет связана с проблемой истинного и ложного джентльменства.

В романе ставится множество проблем, в том числе и проблема «падшего» героя, преступника. В «Оливере Твисте» мы встречаемся с такими героями. Это Сайкс, это Фэйджин, это Монкс. Нередко, это люди, принадлежащие к высокому обществу. У раннего Диккенса – они все отвратительны.

В данном романе таким героем нам предстает бывший каторжник Мэгвич, которого однажды на кладбище встречает маленький Пип и из страха помогает ему. Первоначальное представление о герое – похож на сказочного Карабаса Барабаса. Его последующая судьба в романе – перерождение героя через отцовское чувство к Пипу.

В романе много героев, связанных между собой. Каждая из них своеобразна. Совершенно в новом ключе у Диккенса показана любовная линия Пипа и Эстеллы. В ранних произведениях писателя эта ситуация разрешалась благополучно. Концы многих романов Диккенса были счастливыми. В данном романе конец роман открытый (намерение писателя и совет Бульвера Литтона). Мы видим уже реалистическое изображение любви и реалистическое изображение дальнейшей судьбы главного героя.. Читать эпизод встречи Пипа и Эстеллы.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 709 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...