Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Словарь терминов и персоналий. 4.1. Литературные направления



4.1. Литературные направления

Реализм (лат. вещественный, действительный) – литературное направление, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах. В отличие от романтизма культивировал интерес к «другой личности». См.: http://www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie-terminy/realizm/?q=458&n=189

Романтизм – литературное направление, пришедшее на смену сентиментализму, в конце XVIII - начале XIX вв. Название термина восходит к франц. Romantique – нечто таинственное, странное, нереальное. Эстетика романтизма основана на двоемирии: отвергая повседневность, герой устремляется в историческое прошлое или в экзотические миры. Клучевым понятием становится внутренний мир человека, в его универсальности и исключительной ценности. В начале XIX века романтики формируют интерес к национальной истории и фольклору, которые тоже рассматриваются противостояние современности. В России развитие романтизма связано с двумя историческими потрясениями: война 1812 года и восстание декабристов 1825.

4.2. Литературные кружки и общества

Арзамас – литературное общество (1815 – 1818), объединившее сторонников новаторского «карамзинского» направления в литературе, противопоставившие себя «архаистам» (членам «Беседы русского слова»). Возникло в результате полемики с «Беседой». 23 сентября 1815 г. состоялось представление комедии А. А. Шаховского «Урок кокеткам или Липетские воды», в котором были нападки на баллады. Жанр этот символизировал новое литературное направление и связывался с творчеством В. А. Жуковского, вокруг которого объединились арзамассцы. Академикам и метрам российской словесности противопоставлялись «безвестные люди», каждый из которых взял себе литературное прозвище из баллад Жуковского. Члены общества: К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский, А. А. Плещеев, В. Л. Пушкин, А. С. Пушкин, А. А. Перовский, С. П. Жихарев, А. Ф. Воейков, Ф. Ф. Вигель, Д. В. Давыдов, Д. А. Кавелин, братья А. И. и Н. И. Тургеневы, С. С. Уваров, Д. Н. Блудов, Д. В. Дашков, М. Ф. Орлов, Д. П. Северин и др.

См.: Арзамас. В 2-х томах. М., 1994; Гиллельсон М. И. Молодой Пушкин и арзамасское братство. Л., 1974.

Беседа любителей русского слова – литературное общество (Петербург, 1811–1816), объединившееся вокруг Г. Р. Державина и А. С. Шишкова. Члены общества: С. А. Ширинский-Шихматов, А. С. Хвостов, А. А. Шаховской и др. Приверженцы классицистической эстетики (архаисты). Главные оппоненты арзамасцев. На заседаниях «Беседы…» читали оды, поэмы, трагедии, переводы с иностранных языков, вели социально-политические разговоры. Беседчики издавали журнал «Чтения в Беседе любителей русского слова» (1811 – 1816 гг.).

Аронсон М., Рейсер С. Литературные кружки и салоны. М., 2001.

Зеленая лампа – литературно-театральный кружок, основанный Союзом Благоденствия (Петербург, зима 1818/19 – 1820 гг.; современный адрес – Санкт-Петербург, Театральная площадь, дом 8). Огранизатор – Никита Всеволжский. Собрания проходили у него дома по субботам. Название дано по зеленой лампе, висевшей в комнате собраний, символически обозначавшей “свет и надежду”. Образ лампы присутствовал в гравировке колец, которые носили участники общества. Среди участников поэты: А. С. Пушкин, А. А. Дельвиг. Военная молодежь: Я. Н. Толстой, Д. Н. Барков, Ф. Н. Глинка, С. П. Трубецкой, П. П. Каверин и др. На заседаниях читались стихи, обсуждались доклады на театральную тему, в частности о театральном репертуаре Петербурга 1819 г. Здесь были отмечены первые драматургические опыты А. С. Грибоедова («Притворная верность», комедия в 1 действии, перевод с французского А. С. Грибоедова и А. А. Жандра. «Молодые супруги» А. С. Грибоедова (подражание французскому)). По мнению Б. Л. Модзалевского: «Связь «лампы» с «Союзом» была негласная, и о ней знали лишь члены «Союза», да и то, быть может, не все, поэтому внешне главнейшею задачею кружка выставлялось, по показанию самих «лампистов», чтение литературных и, преимущественно, на политические темы произведений» (Модзалевский Б. Л. К истории «Зеленой лампы» // Модзалевский Б. Л. Пушкин и его современники. Избранные труды. СПб., 1999. С. 10;

http://www.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=KS7aGBcYAOo%3D&tabid=10183)

Общество любомудрия – московскийлитературно-философский кружок (1823–1825). Участники: Владимир Одоевский (председатель), Дмитрий Веневитинов(секретарь), И. В. Киреевский, С. П. Шевырёв, Н. А. Мельгуно и др. Участники кружка интересовались немецкой идеалистической философией, изучали работы Ф. В. Шеллинга, Б. Спинозы, И. Канта, И. Г. Фихте, немецких натурфилософов. Члены общества называли себя «любомудрами» (любителями мудрости, философии).

См.: Аронсон М., Рейсер С. Литературные кружки и салоны. М., 2001.

4.3. Поэтические жанры и манифесты

Баллада (от народно-латинского «ballare» – «плясать») – общее обозначение нескольких, различных по существу, жанров лирической поэзии.

Северно-французское «balete» обозначают форму плясовой песни с определенной тематикой (восхваление весенней поры и любви, осмеяние «ревнивцев» мужей и т. п.) и слабо выраженными формальными признаками [наличие рефрена, соединенного одной общей рифмой с последней строкой строфы, несколько основных типов строф]. Близкая к народной песне тематика (мотив ревнивого мужа), намеки на весеннюю обрядовость, связь с куртуазной лирикой.

В русской лит-ре появление Б. связано с традицией сентиментализма и романтизма конца XVIII — начала XIX в. Первой русской Б. считается «Громвал» Г. П. Каменева, но особую популярность она приобретает благодаря В. А. Жуковскому–«балладнику», по шутливому прозвищу Батюшкова, сделавшему достоянием русского читателя лучшие Б. Гёте, Уланда, Саути, Шиллера, Вальтер-Скотта, Бюргера (перевод «Lenore» — «Людмила», 1808, вольное подражание «Светлана», 1813). Балладная традиция продолжается на протяжении всего XIX в.: Пушкин («Песнь о вещем Олеге», «Утопленник», «Бесы»), Лермонтов («Воздушный корабль», «Русалка»).

См.: Шор Р. Баллада // Литературная энциклопедия: В 11 т. [М.], 1929– 1939. Т. 1. [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. Стб. 307–311.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 383 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...