Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

I. Рабочая программа



1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

Выпускник, получивший квалификацию «музеолог», должен обладать целостным представлением о культуре, ее морфологии и функциях, механизмах исторической динамики социокультурных процессов, особенностях формирования этнонационального самосознания и культурной идентичности, принципах межкультурного диалога; владеть основами знаний по охране культурного наследия.

Ни один музей не может обойтись без экспозиций, затрагивающих различные аспекты верований, религиозности, и хотя бы поэтому профессиональная подготовка музеолога невозможна без достаточно глубокого знания истории и современного состояния различных конфессиональных систем - фактора, без учета которого понимание всемирно-исторического процесса становления человеческой культуры становится ущербным и искаженным. Данная программа должна дать возможность студенту культурологических специальностей получить базовые знания по истории религий.

Курс «Сравнительная история мировых религий» входит в блок дисциплин профессиональной подготовки музеолога и органично взаимосвязан с дисциплинами этого блока. В наибольшей степени – с курсами социологии, философии, истории и теории культуры, этнологии, истории культур и цивилизаций, истории искусства. Этот факт неизбежно ведет к дублированию материала при построении программы лекционного курса, определению тематики семинарских занятий, а также в процессе мероприятий по контролю усвоенных знаний.

Изучается курс в течение 6-7 семестров, и в каждом семестре студенты сдают зачет по изученной части курса.

Содержание предлагаемого курса не ограничено знакомством с мировыми религиями (как заявлено названием дисциплины в государственном стандарте), а, следуя содержанию того же государственного стандарта, расширено. Точнее было бы назвать курс «Сравнительная история религий мира». Составители УМК выражают надежду, что расхождение названия дисциплины с ее содержанием в государственном стандарте вызвано тем, что терминология в религиоведении не вполне устоялась.

История религий – в определенной мере философская дисциплина, а религиозные концепции, как правило, являлись частью той или иной системы философских взглядов - это справедливо как для мыслителей древности, так и для философов нового и новейшего времени. Религия – факт культуры, всегда основывающийся на ценностном стержне, и поиск и осмысление этого стержня составляет предмет культурологических теорий. Религиозно-этические проблемы, (в частности, борьба добра и зла, представленная в художественных образах) всегда лежат в основе произведения художественного творчества литературного, изобразительного, музыкального.

Поэтому развитие религий и богословской, теологической и теософской мысли тесно связано с историей философии, и при изучении курса, в частности, студентам следует опираться на уже полученные знания о философских, культурологических школах, определенных идейных направлениях, и взглядах мыслителей и создателей художественных произведений самых разных жанров.

Более глубокое изучение конкретных религий и их национально-исторических форм продолжается в соответствующих курсах историй конкретных стран, а также возможно в ходе спецкурсов и спецсеминаров.

В основе построения программы лежат следующие принципы: объективность, научность и исторический подход. Хотелось бы обратить внимание на название курса “сравнительная история религий“ - программа рассчитана на изучение различных форм религиозного опыта, при одинаково нейтральном к ним отношении (чтение курсов по истории религий священнослужителями приводит обычно к тому, что история религий превращается в историю одной конкретной религии, а иногда и церкви, а научный подход сменяется теологическим или проповедническим - пропагандистским).

Предлагаемая составителями программа предполагает, что преподавание ведется с позиции отказа от оценочных высказываний относительно излагаемых доктрин, максимально “отстраненно” от известных оценок.

Цель авторов программы показать развитие религиозных систем, динамику их становления, особенности школ и направлений, дать объективную информацию о современном этапе развития конфессий. Одним из постулатов составителей программы является сознательный отказ от односторонне-критического подхода к анализу тех или иных положений религиозной идеологии. Цель - дать студенту материал для самостоятельного выбора и самостоятельной оценки.

В работе над программой использовались достижения различных зарубежных направлений истории религий: экология религий, феноменология религий, а также отечественного семиотического направления в изучении духовной культуры. Большое внимание уделяется работе с текстами и их анализу. Учитывая особенность религиозной ситуации в России и в Сибири несколько большее место в курсе уделяется православию и исламу, а также, учитывая интерес молодежи - новым религиям.

Требования к знаниям и умениям студентов:

В результате изучения курса «сравнительная история религий» студент-музеолог должен:

- быть знакомым с различными формами религиозного сознания, историей и характерными чертами различных конфессий;

- иметь представление о базовых текстах основных конфессий;

- знать региональные этноконфессиональные и конфессиональные особенности населения и специфику его взаимодействия с социальной средой;

- владеть культурой научного мышления, базирующегося на системных представлениях об обществе и природе;

- уметь делать прогнозы и принимать решения на основании полученных знаний;

- проявлять толерантность к различным проявлениям мифологического и религиозного сознания в процессе делового и личного общения.


1.2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 212 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...