Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Воздействие права на демократизацию и гуманизацию глобальных общественных процессов



Развитие человеческого общества заходит в тупик в связи с возникающими глобальными неразрешимыми противоречиями: с одной стороны, происходит бурный процесс развития науки, техники, новых гигантских открытий тайны природы, крупного бизнеса, взаимного обмена и обогащения людей, а, с другой, возрастает антагонизм между богатыми и бедными государствами, конкуренция их товаров и валюты, рост смертоносного оружия, отход от мирного сосуществования государств и беспрерывное развязывание войн.

В разрешении этих сложных противоречий должны участвовать не только дипломаты и международные организации, но и ученые всех отраслей науки. Нам не нужны революции и насильственные смены властей. Это уже пройденный этап. Надо выявить и обосновать мирные, реальные пути сближения всех стран и народов без ущемления их материальных и моральных интересов. С этой точки зрения, глобализация мировых общественных процессов и их влияние на национальное государство является чрезмерно актуальной современной проблемой. Ставится задача, как воздействовать на современные глобальные общественные процессы национальным государствам с помощью права и управления, как им сдерживать негативные факторы, исходящие извне.

Наши ученые-юристы в основном занимаются анализом внутригосударственных правоотношений, возникающих при решении конкретных национальных задач, а также частично международных отношений, основанных на соотношениях Республики Беларусь с другими зарубежными государствами.

Позитивная же и негативная глобализация мировых общественных процессов просачивается в национальные государства без их ведома и согласия. От ее негативных явлений надо защищаться, спасать естественную человеческую цивилизацию.

Глобализация – не новое явление, она была всегда. Но в разные периоды международные отношения государств имели свои особенности. Было время, когда государства Мира четко разделялись на два противоположных, агрессивно настроенных лагеря. Более крупные государства воевали друг с другом, втягивая в свою орбиту иные зависимые от них государства и распространяя на них свою идеологию.

В настоящее время ситуация в Мире иная: значительно возросла политическая самостоятельность государств, а также экономическая и бытовая зависимость менее развитых стран от более развитых государств и союзов. Век атомной энергетики, атомного оружия и компьютеризации с ее Интернетом, международной экономической конкуренции, коррупции, терроризма, авторитарных режимов, космополитизма будто развивается глобальное информационное пространство, несущее негативные явления на уклад жизни, форму правления, культуру, науку, политику, демократию слаборазвитых стран и народов. Поэтому создать в Мире достойную цивилизацию непросто: есть международный разобщенный капитал, влиятельный ислам, Китай, Индия с миллиардным населением и другие явления, разобщающие людей, и негативно влияющие на их развитие. Например, владельцам международного капитала нужны только деньги, а не право и справедливость. При сильном капитализме многие государства беднеют, им навязываются чужая культура, чужая пресса, внедряются в жизнь иные негативные явления, подрывающие национальный патриотизм, устанавливается дисбаланс наднациональной культуры, что имеет место в Скандинавских странах. Им нечего противопоставлять этому глобальному влиянию: нет сильных авторитетных руководителей, крепких вооруженных сил, беспомощность старых религиозных организаций. В свое время известный миллионер Сорос предвидел выход из этого тупика в создании всемирного государства.

Американцы отвергают такую идею. Они самостоятельно стремятся влиять на политику всех государств Мира в своих интересах, то есть навязывать им американизацию.

В Европейском союзе нет экономического равенства государств, поэтому политика «открытых дверей» скоро станет политикой «закрытых дверей». Европейский союз уже принял более 70 тысяч документов и правовых актов, глобально влияющих отрицательно на суверенитет национальных государств, их правосубъектность и культуру. Низы, порою не думают о проблемах общества, они живут сегодняшним днем. Ослабление внутренней культуры общества ослабляет и само общество, в котором не может развиваться демократия.

Ущемление глобализацией верховенства и суверенитета национального государства на своей территории приводит к утрате его управления общественными процессами, подрыву авторитета местных и центральных властей.

Человек с момента рождения обладает множеством положительных качеств, которые он теряет с внедрением отрицательных идей глобализации.

Убежден, что основными направлениями в глобальном развитии мирового Сообщества должны стать научно обоснованные правовые нормы, направленные на демократизацию и гуманизацию управления общественными и государственными процессами. Соответствующие структуры международных организаций и национальных государств должны создать эффективно действующие механизмы по реализации правовых норм, в которых заложены удобные и благородные для человечества правила о демократических и гуманных жизненных процессах.

Каким же требованиям должны отвечать само право и публичное управление (администрирование) в условиях глобализации негативных явлений, тормозящих развитие общества? Надо заложить в праве и управлении научно обоснованные идеи о демократизации и гуманизации человеческой жизни с тем, чтобы в процессе развития общества с их помощью поощрялись положительные тенденции процесса глобализации общества и тормозились, устранялись негативные явления, создавалась возможность для разрешения возникающих противоречий при глобальном внедрении демократизма и гуманизма во все сферы государственного строительства и общественного развития.

Важно, чтобы этот глобальный позитивный процесс развивался одновременно в двух направлениях: от национальных государств и обществ к европейскому и мировому Сообществу и, наоборот, - от сообществ государств к национальным государствам.

На сегодняшний день в Мире приняты и действуют многочисленные нормы международного права, защищающие и гарантирующие права и свободы национальных государств. Настоящие реальные демократические начала в международном праве должны найти свое проявление в нормах национальных государств, в действиях их органов и общественных объединений. Это реальный путь решения глобальных, сложных общечеловеческих задач через демократизацию и гуманизацию международных и национальных правовых систем. Если же отдельные национальные государства будут выражать сомнения в развитии общих демократических устоев и воздерживаться от их внедрения, то их руководящие государственные органы должны пользоваться «Правом усмотрения», то есть выразить несогласие с правилами, заложенными в этих общих нормах права, и не исполнять их. Никакого принуждения к таким государствам не должно быть. Следует рассматривать такое положение как обычное правомерное явление. Вполне возможно, что подобные государства еще «не созрели» для восприятия демократического пути развития.

Полагаю, что из многочисленных путей развития человеческого общества следует выделять самый важный демократический, гуманный путь устройства жизнедеятельных людей, основанный на их самоуправлении, т.е. управление народа должно осуществляться самим народом. В такой ситуации господствующее положение учреждается не за государством, а за народом.

Но беда в том, что в мировой науке нет единого понятия «демократия» и единого подхода к ней. Некоторые ученые ратуют за демократию и видят в ней возможность создания добра, равенства, справедливости, равновесия в обществе, удобства для жизни всех людей. Демократия определяется как принцип организации и деятельности субъектов политической системы, как режим общества, как метод управления обществом и государством, как форма государства, как элемент правового социального государства, как гарантия правопорядка, как реальная реализация прав, свобод и обязанностей граждан, т.е. власти народа, как реальное равноправие граждан и справедливость, как условие прогрессивного развития общества, как допустимость множества мнений и их свободного высказывания, при учете мнения большинства должно учитываться и мнение меньшинства. Смысл ее состоит в том, чтобы человек мог сам себя ограничить. Таких коренных характеристик демократии можно назвать множество. В своих публикациях я называю их более 25.

В противоположность позитивному подходу к демократии имеют место и иные мнения, например, священнослужители оценивают демократию как «бунт против Бога», а некоторые западные политологи вообще отрицают демократию в век атомной энергии, компьютеризации и требуют заменить «толпу» сильной личностью, фюрером, с чем принципиально нельзя согласиться.

Демократия – весьма широкое, универсальное, многогранное явление, пропитывающее своей сущностью все процессы функционирования гуманного общества, государства и жизни людей.

Представленная своего рода цепочка однопорядковых явлений отражает содержание и назначение демократии. Нельзя противопоставлять перечисленные формы выражения демократии; они все важны, взаимообусловлены и только их реализация в целом может обеспечить глубокий демократический процесс в государствах, обществах и Мире.

В моем понимании, реальная демократия – это такое состояние общественных отношений (т.е. определенный порядок), при котором создается возможность достижения единства интереса народа, как суверена власти, его отдельных групп и каждого члена общества, наделенного политическими правами, свободами и несущего обязанности, при реализации власти большинства с учетом интересов меньшинства в осуществлении управления (самоуправления) обществом и государством.

Определение демократии через общественные отношения обосновывается двумя моментами: 1) Теоретическим. Демократия – это власть, а власть выражается в общественных отношениях, в которых субъект воздействует на другого субъекта. 2) Практическим. При таком определении создается возможность совершенствовать демократические формы воздействия в случае обнаружения ошибок и недостатков во взаимоотношениях сторон. То есть демократией можно управлять в определенном смысле, стремясь придать ей более эффективный характер воздействия на социально-экономические и иные отношения. В этом велика роль права, регулирующего подобные общественные отношения.

Принцип законности демократии состоит в том, что возникновение, развитие содержания и форм проявления демократии базируются на правовых нормах. Демократия и законность являются понятиями, взаимно предполагающими друг друга. Демократия – это фундамент законности, так как законность может реально осуществляться лишь в условиях демократии. В свою очередь демократизм опирается на четкий порядок, регулируемый законодательством. Право также будет демократическим лишь тогда, когда его содержание наполнено общностью, единством интересов граждан и государства.

Демократизация функционирования государственного зависит от установления взаимных гуманных отношений государства со своими гражданами. В юридической и социально-политической литературе эта важнейшая проблема освещается упрощенно и поверхностно, без глубокого анализа взаимного влияния человека, гражданина с государством и обществом, то есть без учета реального баланса их взаимоотношений. Без глубокого знания и теоретического осмысления этой проблемы нельзя раскрыть содержание таких понятий, как «сущность общественного строя», «политическая система общества», «демократия», «государство», «суверенитет народа», государства», «правовой статус человека и гражданина» и др.

Поведение же и общение человека, личности в системе государственно-правового регулирования зависят от характера, содержания общественного строя, определяющего сущность правовых норм и мотивы поведения в различных жизненных ситуациях. В отличие от монархического и реакционного строя демократический общественный строй выдвигает человека, личность на первое место.

Государственный аппарат должен считаться с волей и желанием своего народа при издании нормативно-правовых актов, проведении внутренней и внешней политики; заботиться о высоком материальном и культурном уровне жизни граждан, обеспечивать их надлежащей информацией, защищать правовыми и иными средствами.

А граждане в свою очередь формируют представительные органы государственной власти в центре и на местах, всячески помогают им, контролируют их работу (заслушивают отчеты руководителей и депутатов), вправе отзывать своих депутатов, не оправдавших доверия, лишать их мандатов, избирать новых депутатов вместо выбывших.

При демократическом, гуманном режиме органы государственной власти опираются на мудрость и силу многочисленных общественных объединений, которых в Республике Беларусь зарегистрировано более 2500 (политические партии, профсоюзы, землячества, молодежные, женские объединения, творческие союзы, научно-технические общества и др.).

Лишь та власть остается в благодарной памяти потомков, которая поддерживала граждан, опиралась на них, защищала, созидала, а не разрушала.

Обладая суверенитетом, правовое социальное государство в своей деятельности ограничено волей народа и законом. Оно не может брать на себя нереальные, невыполнимые обязанности в отношении граждан, точно так же, как и предъявлять к ним необоснованные требования, Конституционный принцип взаимной ответственности государства и личности обязывает обе стороны нести бремя ответственности.

Особенностью взаимоотношений социального государства со своими гражданами в идеальном плане является его опора на «гражданское общество», т.е. свободное общество, основанное на принципах самоуправления, саморегулирования, свободной инициативы граждан и их коллективов, на разуме, благородстве, свободе, праве и демократии, отрицании любого насилия. Такое общество будет контролировать государство, которое ему служит. Чем сильнее будут развиты характерные особенности гражданского общества, тем шире в нем будет «растворяться» и ярче проявляться сущность демократического социального государства.

Гарантиями гуманных взаимоотношений государства с гражданами являются: 1) реальный суверенитет государства; 2) демократический путь развития государства; 3) реальное обеспечение власти народу; 4) высокий культурный уровень граждан и государственных служащих; 5) реальное обеспечение конституционных прав, свобод и обязанностей граждан; 6) устойчивость гражданства.

Для решения этих сложных глобальных проблем одного желания недостаточно. В настоящее время на мировом уровне очень слабо развита теория о демократии, гуманизме и их прикладном значении в прогрессивном развитии человеческого общества. Этому мешает «разброс» мнений и целей различных социальных группировок, в том числе и политических партий. С одной стороны, законодатель поощряет проявление множества мнений людей при решении определенных общественно важных вопросов, называя его демократией. А, с другой, научно необоснованное искусственно созданное противостояние больших социальных групп тормозит развитие истинно демократических общественных процессов. В такой ситуации политики в большинстве случаев не считаются с мнением юристов, основанным на нормах права. Они «забывают их» и действуют «по своему усмотрению» при принятии нормативных актов и иных решений.

С подобной порочной практикой следует вести бескомпромиссную борьбу. Желательно законодательным путем повысить роль юристов в нашем государстве и обществе, какие бы должности они не занимали, предоставив им возможность официально и публично воздействовать на правонарушителей любых рангов, подрывающих законность и демократические устои. С мнением юристов, разъясняющих содержание конкретных правовых норм, должны считаться депутаты, служащие государственных органов и общественных объединений.

Следует иметь в виду и такие негативные явления, тормозящие развитие демократических процессов, как бюрократизм, эгоизм, правовой нигилизм, низкая правовая культура граждан, служащих государственных органов и общественных объединений, неподготовленность граждан к реализации демократических процессов, нарушения дисциплины, правопорядка, преступность и др.

Переход белорусского общества от социализма к новому социально-экономическому строю, основанному на частно-предпринимательской деятельности, вызвал огромные трудности и необоснованную ломку государственного аппарата. Процесс идет зачастую, без учета закономерностей и теоретического обоснования. О демократии лишь вспоминают, но раздутый госаппарат с волей народа мало считается,

Местное управление и самоуправление значительно утратили свое значение: местные Советы депутатов отделены от местных исполнительно-распорядительных органов, резко сокращен депутатский корпус, ограничена компетенция местных Советов, им никто не помогает, их никто не контролирует. Даже былая демократия не везде сохранилась. Необходимо многое «вдохнуть» в Советы, чтобы они стали сильной властью на местах, без чего не может быть сильной государственной власти в центре.

Ликвидация этих пороков и стабильное учреждение демократии должны осуществляться параллельно через взаимодействие государства, взаимодействие властей национальных государств, через обновление законов и иных нормативных актов, учреждающих демократию, усиление законодательной и иных функций парламента, реализацию принципов законности и народовластия в организации и функционировании всех органов государственной власти и общественных объединений, реализацию основных прав и свобод человека и гражданина в глобальных масштабах.

Успешное развитие демократических, гуманных процессов должно гарантироваться также высокоразвитой финансово-экономической базой общества. Все это является выходом из тупика во взаимоотношениях всего мира.

Таким образом, достижение высказанных нами идей о стабилизации и глобализации демократии как общечеловеческой ценности не может быть осуществлено мгновенно. Это длительный, но реальный процесс учреждения демократических, гуманных устоев общественной жизни и государственном строительстве, требующей высокой культуры, сознательности и организованности каждого члена общества в соблюдении норм права, закрепляющих демократические, гуманные устои в обществе и государстве.

Вероятнее всего развитие процесса демократизации пойдет от отдельных государств, к их группам, союзам и мировому Сообществу государств. Уже сегодня принцип демократии, демократического устройства, закрепленный во многих конституциях национальных государств, приобретает международное признание и закрепление в международных правовых актах (Декларациях, Соглашениях, Конвенциях и др.). Как правильно отмечает Гусейнов Л.Г. (Баку), – «...устарело традиционное правило, согласно которому внутренняя организация каждого государства оставлено полностью на его усмотрение».[1] Многие международные правовые акты определяют процесс демократизации как единственно приемлемую систему правления, хотя они носят еще рекомендательный характер.

Однако при принятии вновь возникшего государства в международную организацию одним из важнейших его критериев должно являться соблюдением им демократии и основных прав человека. И, наоборот, государства, в которых установлены антидемократические режимы, должны признаваться незаконными. Такая тенденция стала проявляться в международном праве. Убежден, что она отвечает особенностям современного мира. Народ устал от войн, оккупации и унижений. Все больше и смелее стали выдвигаться требования о мировом сосуществовании и добрых взаимоотношениях государств. Ни первое, ни второе требование не могут осуществляться без демократических устоев управления обществом и государством. Таким образом, будущее в международно-правовых отношениях за народами, а не за государствами. Проявление же воли народов в международной политике и будет означать эффективность международной демократии, способной установить и обеспечить устойчивый мир на Земле. Это одна из важнейших проблем современности.

Демичев Д.М.

БГЭУ (Минск)





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 480 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...