Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Как правильно подобрать бумагу для акварели



Работу акварельными красками следует выполнять на белой или светлой тонированной бумаге следующих видов: чертежная, эскизная, которая изготавливается из её отходов, ватман, полуватман, фильтровальная, эстампная, торшированная мелко-, средне- и крупнозернистой поверхности, а также тонированная. Такая бумага позволяет работать на ней кистью с водным раствором краски, ее можно при необходимости процарапывать, выскабливать в нужных местах, подчищать ножом. Торшированная зернистая бумага лучше, чем гладкая. На гладкой бумаге краска ложится ровным слоем; положенная же на зернистую поверхность краска как бы дополняет свой оттенок в зависимости от того, где ляжет: на освещенной стороне выпуклости она светлее и ярче, в углублении - темнее и несколько меняет оттенок. Это чередование светотеней на зернистой бумаге создает игру цвета, что делает работу интересней.

Выбор бумаги должен соответствовать характеру изображаемого. Так, мелкозернистая и гладкая бумага подходит для мелкомасштабных изображений, затененных форм или для изображения воздушных и нежных предметов. Крупнозернистая бумага применяется для изображения грубых, фактурных и сильно освещенных форм.

Рисовальная бумага выпускается следующих видов:

В - для выставочных художественных работ

Ф - для работы тушью, для гравюр

А – для работы акварелью

О – для массового назначения

В зависимости от заданной шероховатости, зернистости поверхности бумаги пигмент в краске неравномерно распределяется на поверхности бумаги в процессе высыхания. В зависимости от горизонтального или наклонного положения листа пигмент по-разному концентрируется в неровностях бумаги и тем самым создает мозаичную неравномерную структуру, которая обогащает оттенками один и тот же колер. Для этих целей специально выполняют тиснение листа еще на стадии его отливки. Чтобы крупное зерно бумаги сохраняло свою форму, толщину бумаги увеличивают и лист при весе свыше 300 г/м2 напоминает картон, уже не требующий натяжения на планшет. Например, фактура типа «торшон» (от франц. torchon — соломенная плетенка, тряпка) имитирует грубую ткань. При глубоком тиснении бумага отражает меньше света и кажется по тону более серой. Выраженная зернистость рассеивает свет, и темные тона живописи становятся светлее. Чем мельче шероховатость, тем шире тональный диапазон между белой бумагой и черной краской.

Зернистая поверхность бумаги дает возможность применять после окончания акварельной живописи дополнительные изобразительные материалы. С акварелью хорошо сочетается пастель, которой удобно делать поправки в рисунке и цветовой гамме, доводя работу до завершения. Можно провести несколько линий, а иногда и радикально пройтись по всей работе
Гладкие бумаги более точно отражают цвет нанесенной краски, на них удобно моделировать мелкие детали изображения. А вот нанести обширные заливки ровным слоем краски довольно сложно. На наклонной поверхности краска стремится стечь вниз, и каждый мазок в нижней части имеет усиление тона (по-своему подчеркивая «акварельность» живописной техники). В горизонтальном положении бумага частично деформируется за счет увлажнения, и толщина красочного слоя уменьшается на выпуклой поверхности. По этой причине тонкие бумаги для акварели необходимо натягивать на планшет. Однотонные слои красок наносят на бумагу методом «отмывки», как это часто применяется в архитектурных проектах, которые обычно вычерчиваются на гладкой бумаге.

Отдельно сравнивая цветовые оттенки самой бумаги, от серовато-желтого до белоснежно-белого, можно только задаться вопросом, как долго сама бумага сохранит собственный оттенок без изменений. Некоторые имеют естественный цвет хлопковой целлюлозы, другие содержат отбеленную древесную целлюлозу. Чем теплее бумага, тем сложнее передать в живописи холодные, нежно-голубые и сиреневые оттенки акварели, они становятся зеленоватыми и коричневатыми. В некоторых случаях теплый тон бумаги дополнительно объединяет всю работу. Надо быть внимательным при оформлении такой работы в паспарту. Белоснежное оформление может вызвать ощущение, что живопись была выполнена давно, на плохой бумаге, и от времени пожелтела. Так что хороша та бумага, которая проверена самим художником.

К бумаге для акварельной живописи предъявляются следующие основные требования:

1. Бумага, смоченная водой, не должна деформироваться после высыхания.

2. При покрытии бумаги акварелью на ее поверхности после высыхания не должны выступать пятна.

3. Бумага после неоднократных промывок губкой, смоченной водой, не должна размягчаться и ворситься и должна сохранять свою первоначальную плотность.

4. Красочный слой должен легко удаляться - соскабливаться специальным ножом без нарушения поверхности бумаги.

5. Цвет бумаги должен быть белый и он не должен изменяться неограниченно долго.

6. Бумага должна слегка, только поверхностным слоем, впитывать акварельную краску.

7. Поверхность бумаги должна быть матовой четырех видов: мелкозернистой, среднезернистой, крупнозернистой или гладкой.

8. Бумага для рисования карандашом (при испытании бумаги резинкой линии наносят карандашом 1 М.) не должна лосниться, скатываться при стирании резинкой.

Поверхность подобранной по фактуре и качеству бумаги должна быть совершенно чистой. С нее должна быть удалена мелкая, часто невидимая пыль, мелкие загрязнения. При этом пользоваться резинкой не следует. Для удаления пыли и загрязнений бумагу промывают мыльным раствором, который готовят из слабощелочного мыла, например детского. Наструганное мыло растворяют в теплой воде до получения жидкости, напоминающей снятое молоко.

Мыльный раствор наносят на бумагу мягкой кистью, осторожно промывая всю поверхность.

На бумаге, очищенной от пыли, краски будут ложиться равномерно и мягко, в то время как на непромытой бумаге краски будут собираться в капли.

В процессе работы нужно следить за чистотой бумаги, с тем чтобы на ней не образовывались пятна от прикосновения рук. Образовавшиеся пятна (даже незаметные для глаза) мешают равномерному нанесению красок. Поэтому перед началом работы руки следует тщательно вымыть.

Второй стадией подготовки бумаги к живописи является крепление и натяжка бумаги на подрамник.

Подрамник лучше всего изготовить из мягкой древесины, например липы, к которой легко крепить бумагу кнопками. Подрамник должен быть глухим - с наложенной и прибитой к нему фанерной филенкой. Для устранения гигроскопичности и исключения деформации и вспучивания фанерной филенки желательно подрамник и филенку покрыть с двух сторон горячей олифой. Такой подрамник пригоден для письма по сырому, когда под увлажненную бумагу подкладывают тонкий слой смоченного поролона, увлажненную тряпку, фильтровальную или промокательную бумагу.
Если бумагу на подрамнике укрепляют на непродолжительное время, то ее крепят кнопками.

При длительной работе бумагу натягивают на планшет. Для этого ее смачивают с двух сторон. Это позволяет натягивать ее более равномерно. Бумага должна быть большего размера, чем планшет, на 2,5 - 3 см. Для закрепления листа бумаги на планшете края листа смазывают столярным клеем или клеем из густо заваренной муки.

При креплении смоченной бумаги к подрамнику ее растягивают вначале посередине вдоль длинных сторон, затем натягивают середины коротких сторон листа; после этого бумагу натягивают к углам - по диагоналям листа - и поправляют, подтягивая, если это требуется, промежутки сторон бумаги, чтобы не осталось складок по краям. Последовательность натягивания бумаги на планшете показана на рис. 1.

Для смачивания бумаги пользуются губкой, в которую набирают небольшое количество воды. Бумага протирается губкой так, чтобы края ее с тыльной стороны, куда наносится клей, оставались сухими. Затем смачивают лицевую сторону бумаги, увлажняя и края. Большие листы смачивают целиком, после их натяжки.

Если бумагу не приклеивать к планшету, а прикреплять к нему кнопками, то в этом случае нужно смачивать ее с двух сторон, включая и края на тыльной стороне.
Для облегчения работы красками рекомендуется лицевую сторону бумаги смочить смачивателем № 1 (препаратом из бычьей желчи), выпускаемым Ленинградским заводом художественных красок. Смачиватель № 1, который равномерно разносится по бумаге, не дает краске скатываться в капли.
Сушку натянутой бумаги следует производить при умеренной температуре без каких-либо дополнительных источников тепла, например солнца, рефлекторов и т. п., при этом не подвергая натянутую бумагу сквознякам, иначе ее может повести или даже разорвать.

Кроме обычного натягивания бумаги на планшет, иногда живописцы пользуются стиратором, представляющим собой рамку с прижимом (см. рис. 2).
Смоченную бумагу накладывают на прижим, сверху накладывают рамку и прижимают ее так, чтобы она плотно натягивала бумагу. Обычно стиратором: пользуются при работе с натуры на пленэре.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 1653 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...