Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Внимание! Некоторые характеристики листа заметно меняются в зависимости от предлагаемой производителем "весовой" линейки в пределах сорта.

- Разные сорта бумаги по-разному передают яркость и тон цвета, поэтому пробные мазки делайте на такой же бумаге, что и рабочий лист.

- Некоторые характеристики листа заметно меняются в зависимости от предлагаемой производителем "весовой" линейки в пределах сорта.

- Разные партии бумаги, от некоторых производителей, бывают отличны по свойствам. Поэтому, покупая знакомую марку, будьте готовы к сюрпризам.

- Старайтесь не писать сразу на только что купленной бумаге, особенно «машинной» выделки. Дайте ей полежать недельку.

- Использование случайной или «специализированной» дешёвой бумаги, не только снижает качество акварельной живописи, но и ставит под вопрос существование ваших работ в первозданном виде даже на относительно небольшом отрезке времени.

О БУМАГЕ
(немного конкретики)

Позволю себе высказать личное мнение о некоторых сортах акварельной бумаги разных марок

Из почивших в бозе, в первую очередь, хочется упомянуть старый акварельный «Гознак», иногда ещё встречающийся на рынке, благодаря запасам художников старшего поколения. Он идеален для многосеансных работ, благодаря своей непревзойдённой «жесткости» поверхности листа. Писать на нём «классические» портреты - самое милое дело. Правда, при работе «по-мокрому» создаётся не очень приятное ощущение «мыльности». К недостаткам можно отнести его пожелтение, и довольно часто встречающиеся скрытые дефекты, которые проявляются при нанесении красочного слоя, иногда и при второй или даже третьей лессировки. Как-то, в «Лавке художника», я встретил лист этой бумаги с водяным знаком в виде портрета Ленина…

Так же можно, «по случаю», приобрести старую «чертёжку» с великолепными «заливочными» свойствами. Небеса «по-мокрому» выходят просто роскошные в смысле реалистической передачи. Можете встретить и «Агат»- тонкую бумагу с лёгкой фактурой (на ней прекрасно получается «сухая кисть»).

Известный в советских акварельных кругах «немецкий торшон» последний раз я купил года три назад. Склейка была старая, практически развалившаяся на листы. Идеальная была бумага для техники «по-мокрому»! Казалось, всё получается само собой.
Данные сорта не производятся ныне, а запасы не вечны. К тому же, акварели на них от современных авторов, не котируются в галереях ввиду низких параметров сохранения бумаги.

Популярные в незапамятные времена «клеёнка» и «скорлупа» весьма испортились по качеству. Общими у них с прототипами остались только характерные фактуры, от которых они и получили свои названия.

Более всего используемые мною марки бумаги на данный момент:

ARCHES (Франция)

FONTENAY (Франция)

BOCKINGFORD (Великобритания)

SAUNDERS WATERFORD (Великобритания)


ARCHES использую двух сортов, Grain Torchon и Grain Fin, оба по 300 г/м²

Существует и более дешёвый вариант 185 г/м² обеих разновидностей, но он менее удобен при работе с большими форматами, а его "акварельные характеристики по сравнению с 300 г/м², отличаются не в лучшую сторону. Тяжёлые весовые категории, 356 и 640 г/м², применяю крайне редко, ввиду их неприлично высокой стоимости.

ARCHES Grain Torchon очень красивая двухсторонняя бумага, с внушительной фактурой. Побуждает к «брутальным» работам и крупным планам в «сухой» технике. На мой взгляд, обратная сторона (судим по угловому тиснению) лучше воспринимает красочный слой. Однако, в случае неудачи на одной стороне, можно, почти с тем же успехом писать на второй, что подтверждается моей богатой практикой. Устойчива к синтетическим кистям. Самая звонкая бумага при встряхивании листа.


Фрагмент работы на ARCHES Grain Torchon 300 г/м²


ARCHES Grain Fin элегантна, обратная сторона похожа на Grain Torchon, но с меньшим размером фактуры. Располагает к «сырой» технике и лессировкам. Лицевая(судим по угловому тиснению) сторона почти гладкая, с ощущением некоторой рыхлости, послушная при работе «по – мокрому», но хуже переносит синтетику.


Фрагмент работы на ARCHES Grain Fin, обратная сторона.


В этом ряду существует гладкая ARCHES SATINE, имеющая своих поклонников. Весьма нестойкая даже к колонковым кистям, не говоря уж о синтетических.

Помнится, в 2000 году, у меня были и пять листов такой ограниченной серии, как
ARCHES EDITION LIMITEE.
Дрожал над ними так, что путнего ничего и не вышло. Собственно говоря, по ТТХ эта "экзотика" ничем не отличалась от ARCHES Grain Torchon 300 г/м².
Однако, присутствие специального водяного знака посвящённого смене тысячелетий, придавало листам особую ценность. Сохранилась вкладка упаковки:


ARCHES можно приобрести в листах, рулонах и склейках различных размеров.

Работа с рулонным ARCHES имеет сложности в стадии начальной подготовки. Уже только при распаковывании рулона можно основательно его повредить. Довольно значительный край рулона заходит в обёрточную бумагу. Будьте осторожны! К сожалению, на этом проблемы не заканчиваются. Рулон устойчиво сохраняет свою форму, так что разрезание его на фрагменты оказывается весьма затруднительным занятием, чреватым различными повреждениям бумаги.


FONTENAY* выглядит, как невеста на выданье, из за своей большей, чем у ARCHES, белизны. Из-за этого на ней получаются роскошные зимние пейзажи. Прекрасно воспринимает и «сухое», и «сырое» письмо. Лицевая сторона имеет довольно крупную фактуру, обратная почти гладкая, и очень послушна в работе, но плохо переносит синтетику.
Эта бумага встречается в листах 56х76 и склейках. Плотность её З00 г/м².
Не так давно CANSON анонсировал FONTENAY Grain Torchon З00 г/м². Пока я видел только пробник.



Фрагменты работ на лицевой и обратной сторонах FONTENAY 300 г/м²

(добавлено) Едва ли не случайно, я стал обладателем достаточного количества FONTENAY 640 г/м², о котором до сей поры даже не слышал.Фактура, мягко говоря "ядерная". Существует большая вероятность того, что это недавняя разработка. В общем, понравилось, правда,не смотря на свою фактуру показался несколько рыхловатым. Опыт работы с ним пока не велик. Одно можно сказать точно: имеет склонность к сильным краевым эффектам.

Лицевая и обратная сторона FONTENAY 640 г/м²

Какие либо опознавательные знаки на самих листах отсутсвуют.

Сравнение фактур FONTENAY 640 г/м²(сверху) и FONTENAY 300 г/м²

BOCKINGFORD (300 г/м²), не так красива как ARCHES и FONTENAY. Она не является бумагой ручной выделки, а потому существенно дешевле. Тем не менее, эта бумага очень послушна и является отличной «рабочей лошадкой». Позволяет приёмы письма которые не проходят на вышеупомянутых марках. Хорошо держит цвет, терпит синтетику. Имеет три тонированных модификации. Бумага двухсторонняя, с весьма различающимися характеристиками сторон, хотя на вид они очень похожи, что доставляет большие неудобства в определении необходимой стороны. Дело в том, что одна из сторон даёт мутноватый, как бы "затёртый" красочный слой.Надо добавить, что BOCKINGFORD (особенно тяжёлые его разновидности) имеет склонность к ускоренному подсыханию краёв**Встречается в листах 56х76 см и склейках.
Знакомство с этой бумагой состоялось задолго до того, как её стали у нас продавать.
Когда-то привезли мне из Англии большую партию принтов с моими же видами Петербурга, выполненных на BOCKINGFORD (300 г/м²).
С большим удовольствием писал на их «задниках». Так все и извёл.

Фрагменты работ на BOCKINGFORD 300 г/м², белый и тонированный листы.


Неплохие результаты дают и более тяжёлые разновидности BOCKINGFORD 480 и 640 г/м²

Фрагменты работ на BOCKINGFORD 480 и 640 г/м²


Тяжёлые сорта бумаги, при работе по-сырому, много заметнее гасят цвет, чем их лёгкие собратья. Особенно это заметно на листах от 640 г/м² и выше.
Складывается ощущение, что красочный слой "уходит" на большую глубину.

Хочу отметить голландскую ANTIQUE (Не ручаюсь за точность написания) с эффектом "жатой" бумаги. Наткнулся когда то на склейку 40х50, а позже прикупил большую партию «контрабандных» листов 56х76 см. Подобия этой бумаги встречаю и сейчас под разными названиями, но они заметно уступают оригиналу. Бумага односторонняя, довольно рыхлая, обладающая необычной и очень крупной фактурой. На таком листе карандашиком не порисуешь. Замечательно подходила к зимним романтическим пейзажам, а падающий снег на ней получался с необычайной лёгкостью.


Фрагмент работы на ANTIQUE

Цвет она, конечно «подсаживает» не мерянно, однако всё искупается красотой и объёмностью нанесённого мазка. Это здорово помогало делать очаровательную халтуру. Но "пустоту" и за фактуру не спрячешь.

MONTVAL. Наиболее распространён сейчас Montval Tradition. На мой взгляд, ранние образцы MONTVAL были добротней. Они, правда, давали заметную «белёсость» в цвете, но «сухой» мазок был куда красивее. Есть ещё Montval TORCHON, с красивой крупной, однако весьма не резкой фактурой, из-за чего она становится практически бесполезной. Так же как и на Montval Tradition, красочный слой на нём неубедителен при работе "по-мокрому". А вот листовой Canson Montval и, на мой взгляд, будет поинтересней.

Из недорогих сортов можно посоветовать CANSON разных видов. Склейки данной марки я использую на пленэрах.

Любителям ярких красок подойдёт FABRIANO (синтетический и полусинтетический) Впечатление такое, что эта бумага совсем не «гасит» цвет. Правда, при работе на ней, у меня возникает ощущение, что я ем пластмассовое яблоко вместо настоящего. Уж больно «мыльная» поверхность!

Нельзя пройти мимо SAUNDERS WATERFORD
И в данном случае я предпочитаю вариант 300 г/м², при существующем также 185 г/м².
Бумага достойная во всех отношениях. Прекрасно держит цвет, устойчива к синтетическим кистям, и сохраняет свои характеристики даже при продолжительном замачивании. К её особенностям можно отнести охристый оттенок поверхности(хотя на маркировке написано "white":), и неправильную геометрию формы листа. Последнее, лично мне, несколько мешает. При письме без предварительного рисунка на большом формате, глаз привычно равняет вертикали и горизонтали сообразно краям листа, и могут возникнуть неприятные расхождения.

(добавлено) Позже выяснилось, что существует две версии SAUNDERS WATERFORD по белизне. Это "white", о которой я упоминал, и "high white".

SAUNDERS WATERFORD HIGH WHITE мне понравился больше.

SAUNDERS WATERFORD WHITE(верхний лист) и SAUNDERS WATERFORD HIGH WHITE


Фрагменты работ на SAUNDERS WATERFORD WHITE 300 г/м²

На фотографии представлены (с лева на право):
BOCKINGFORD, FONTENAY, ARCHES Grain Torchon, SAUNDERS WATERFORD
и два тонированных BOCKINGFORD (есть еще охристый вариант).
Все по 300 г/м²

Довольно распространена сейчас LANA*** разных весовых категорий. Добрых слов, в её адрес, у меня не нашлось.

Забавна AQUAFINE GEORGIAN, сходная своей линейной фактурой с весьма недорогой бумагой, которую делали на Каменногорской фабрике. Отдаю предпочтение последней, но выпуск её прекращён. Кстати, нечто подобное, встречается и у CANSON. Надо отметить, что из-за такой однонаправленной фактуры, имеет значение ориентация листа при работе.
При вертикальном расположении полос вода скатывается быстрее, что влечёт за собой сокращение времени подсыхания поверхности бумаги. Но главное в том, что вертикальный и горизонтальный мазки, существенно отличаются по характеру, особенно при работе "по-сухому". Максимальное удовольствие от этого можно было получить именно на каменногорской бумаге, а ныне существующие аналоги зарубежных фирм имеют более сглаженную фактуру.

Фрагмент работы на бумаге Каменногорской фабрики


Не так давно вновь попалась мне испанская GVARRO, о которой я помнил после давнего столкновеня с ней в девяностых годах прошлого столетия. Листы двусторонние, 50х70 и весом 350 г/м². Фактура лицевой стороны, по "брутальности" перекрывает ARCHESGrain Torchon.
Обратная сторона много сглаженней. При первой нашей встрече, помню,счёт был 1:1. Работал я тогда фактически только "по-мокрому", и лицевая сторона показалась мне абсолютно неуправляемой. А вот на обратной научился "ваять" милые моему сердцу питерские "зимки".
Нынешнее обращение к GVARRO дало следующие результаты:
При работе "по-мокрому" краски действительно менее "управляемы", а после высыхания красочный слой становится неприятно тусклым.
При работе "по-сухому" бумага ведёт себя замечательно.

Лицевая и обратная сторона GVARRO


Выскажу ещё пару замечаний. Фактура поверхности имеет излишне выраженный "ритм", что бросается в глаза на таком малом формате при исполнении приёма "проскальзывание кисти". По отношению к размеру листа, водяной знак(и так довольно крупный) излишне далеко отнесён от края и повторяется полосой трижды, что может вызвать определённые неудобства при нанесении красочного слоя. На мой взгляд, это самая некорректная реализация водяного знака по сравнению с другими производителями бумаги, если не считать нынешнего гознаковского ватмана.

Фрагмент работы на GVARRO (лицевая сторона)

Из всех ныне производимых сортов акварельной бумаги российского производства, которые были мною опробованы, ничего, к сожалению, не могу порекомендовать для профессиональной работы.
Хотя бывали исключения, и даже в недавнем прошлом.

Повторюсь:

Предпочтения к определённым сортам бумаги, дело личное, которое определяется не столько привычкой, сколько уровнем мастерства и финансовыми возможностями.
Выбор бумаги должен работать на замысел. Не «клиньтесь» на одном сорте. Чем больше вы будете знать и понимать свойства сортов тем легче вам будет воплощать свои замыслы.


Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 202 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...