Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Древние мифы



Следы более древних мифов прослеживаются в следующем акте драмы: Шива идет по земле, неся на спине мертвую Сати и разрушая все на своем пути. Земля высыхает, растения вянут, урожай гибнет. Все живое содрогается, видя печаль Великого Бога. Тогда Вишну, желая спасти человечество, предстает перед Шивой и своим смертоносным диском принимается разрезать тело Сати на куски, пока Шива не осознает, что бремя его исчезло. Он возвращается в Кайлас и погружается в транс. Тело Сати разделено на пятьдесят две части. Там, где часть ее тела падает на землю, возникает алтарь.

Эта история напоминает миф о Персефоне и Деметре, пятьдесят две части тела Сати заставляют нас вспомнить другую легенду, где фигурирует семьдесят два фрагмента тела Осириса, найденные Исидой в Библосе. Говорят, что раньше год состоял из семидесяти двух недель. Таким образом, тело Осириса олицетворяет собою год, разделенный на отрезки. Можно ли в таком случае персонифицировать Сати?

Как мы знаем, культ богинь появился задолго до культа богов. Примечательно, что в древних египетских мифах активную позицию занимает именно женщина, которая ищет и находит мертвое тело мужчины. История Шивы и Сати более поздняя, и потому здесь иная ситуация – муж ищет и находит тело жены.

Ума

Спустя некоторое время Сати возродилась в образе дочери Гималаев. После рождения ее нарекли Умой или Хаимавати, называли ее также Парвати – дочь горы. У Умы была старшая сестра – река Ганга. С детства Ума чтила Шиву и часто ускользала ночью из дома, чтобы возложить цветы и фрукты к лингаму и зажечь священный огонь. Предсказано было, что Ума станет женой Шивы. Отец Умы пожелал обручить дочь с Шивой, но Шива был погружен в медитативный транс и ничего не замечал вокруг себя. Ума стала его служанкой и выполняла все его просьбы, но ей не удалось отвлечь Шиву от аскетизма и пробудить его любовь.

В это время ужасный демон по имени Тарака притеснял богов и людей. Боги не могли справиться с ним, поскольку в прошлом он практиковал аскетизм и получил силу от самого Брахмы. Боги отправились к Брахме и взмолились о помощи. Брахма объяснил им, что ему не подобает сражаться с демоном, которого он сам наделил силой, но предсказал, что у Шивы и Парвати родится сын, который одолеет Тараку.

Тогда повелитель богов Индра отправился к богу любви Камадеве и попросил у него помощи. Камадева согласился помочь и вместе со своей супругой, богиней любовной страсти, направился к горе, у которой обитал Шива. На земле царила весна, деревья покрылись цветами, снег растаял, у птиц и зверей начался брачный сезон. Один лишь Шива, погруженный в созерцание, был недвижим.

Красота Умы ослепила даже Камадеву. Выбрав подходящий момент, бог любви натянул тетиву своего лука и собирался выпустить стрелу в Шиву, но Великий Бог заметил его и испепелил Камадеву взглядом своего третьего глаза. Богиня любовной страсти лишилась чувств, Шива ушел, а Парвати забрал отец. С того времени Камадеву стали звать Анангой, Бестелесным, ибо он не умер. Когда богиня страсти оплакивала своего супруга, явлен ей был глас, возвестивший:

– Муж твой не ушел навсегда. Когда Шива женится на Уме, он вернет тело Камадеве. Таков будет его свадебный подарок невесте.

Парвати же проклинала свою красоту, ибо что толку быть красивой, если избранник не обращает на нее внимания. Она стала санньясини – монахиней. Сняв украшения, Парвати облачилась в одежду из древесной коры и отправилась к одинокой горе. Здесь она совершала аскезы, медитируя и думая о Шиве. Однажды Парвати посетил молодой брахман, выразивший восхищение ее самоотречением. Но почему, спросил он, Парвати избрала такой путь, ведь она молода и красива, и у нее было все, что она могла пожелать. Парвати поведала брахману свою историю и сказала, что со дня гибели Камадевы у нее нет иного способа завоевать любовь Шивы, кроме как через преданное служение ему. Брахман попытался переубедить Парвати, рассказывая о дурных деяниях Шивы, но девушка встала на защиту своего возлюбленного, заявив, что любовь ее останется неизменной, что бы ни говорили о Шиве. Тогда юный брахман принял свой истинный облик. Оказалось, что это был сам Шива. Парвати вернулась домой и рассказала отцу о том, что Шива почтил ее своей любовью. Немедленно начались приготовления к свадьбе. Наконец радостный день настал. Шива в сопровождении Брахмы и Вишну торжественно въехал в город. После свадьбы он вернул Кама‑деве его тело и увез жену в Кайлас.

Много лет прожили Шива и Парвати в счастливом браке. Потом явился к ним бог огня и стал упрекать Шиву в том, что он так и не подарил миру сына, способного защитить богов от демона Тараки. Первым сыном Шивы и Парвати стал Сканда, будущий бог войны. Возмужав, он повел армию на Тараку, убил демона и восстановил мир на земле и на небе.

Вторым сыном Шивы и Парвати был Ганеша – бог мудрости. Однажды Парвати, гордясь своим ребенком, попросила планету Сатурн взглянуть на Ганешу. Гибельный взгляд Сатурна испепелил голову Ганеши. Парвати обратилась к Брахме, и тот посоветовал приставить ребенку голову первого же существа, что ей встретится. Первым Парвати встретился слон.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 263 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...