Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Просвещенный абсолютизм как общеевропейское явление. Синова И. В



После Возрождения и Реформации Просвещение явилось третьим духовным переворотом, практически полностью покончившим со средневековой системой ценностей. Просвещение – это отдельная эпоха в развитии европейской философии. Ее отличительными особенностями являлось стремление к упорядочению и рациональному осмыслению действительности.

Основные черты Английского Просвещения были сформулированы философом Д. Локком, который рассматривал государство как продукт взаимного соглашения людей. Для успешного развития общества граждане согласились передать власть государству. Однако это соглашение затрагивало только серу власти и не затронуло глубоко жизнь людей. Согласно теории Локка государство должно было подчиняться тем же законам природы, которым подчинялись граждане в естественном состоянии. Поэтому государство не могло посягать на естественные неотчуждаемые права граждан. Локк предусмотрел также и специальный механизм, который мог ограничить бесконтрольные действия государства. Это разделение властей, принцип верховенства закона (ни для одного человека закон не должен делать исключения), в крайнем случае Локк допускали восстание граждан против тирании. Конституционные идеи Локка в значительной мере воплотились в политическом строе Англии.

Выдающимися представителями французского Просвещения были Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Вольтер, Д. Дидро и др. Политические взгляды Руссо изложил в сочинении «Об общественном договоре», в котором на первый план выдвигает общество, доказывая, что обществу раньше принадлежала вся власть, которую оно по договору передало правителям, чтобы они пользовались этой властью в интересах самого общества.

Главный труд Монтескье «О духе законов» содержал идеи права и государства, и поэтому был актуален для многих европейских монархов. Вольтер по своим политическим взглядам был монархистом, состоял в дружбе и переписке со многими европейскими монархами.

Значительное влияние на общество оказали члены кружка Дидро, которые издавали в 1751-1776 гг. «Энциклопедию наук, искусств и ремесел». Они критиковали существующие взгляды и порядки, призывали к судебной реформе, религиозной свободе, уничтожению сословных привилегий, освобождению крестьян, народному представительству и другим демократическим правам и свободам граждан.

Общей чертой французских просветителей было господство рационализма, направившего свою критику на вопросы политического и социального характера, в то время как немецкие просветители были в большей степени заняты разрешением религиозных и моральных вопросов.

Основным стремлением Просвещения было найти путем деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни, такие как естественная религия, естественное право, естественный порядок и т. п.

Во второй половине XVIII в. в связи с общеевропейским экономическим и демографическим подъемом в правящих кругах европейских государств нарастало осознание необходимости модернизации экономической и политической системы. Это общеевропейское явление получило название «просвещённого абсолютизма» и составило главное содержание внутренней жизни Западной Европы в первые три четверти XVIII в.

Суть политики просвещенного абсолютизма состояла в том, чтобы, не меняя по существу государственных форм абсолютной монархии, проводились реформы в экономической, политической, культурной областях, направленные на модернизацию устаревших явлений феодального порядка. В проведении этих реформ монархи использовали некоторые иди философии Просвещения. Эпоха просвещённого абсолютизма охватывает период с 1740 г. до 1789 г. Начало связано с вступлением на престол «короля-философа» Фридриха II, друга главного вождя просвещения, Вольтера а окончание завершением его правления и революционера на троне короля Иосифа II. На эти полвека приходится царствования Карла III Испанского, Иосифа-Эмануила Португальского, Фердинанда IV, Леопольда в Тоскане, Христиана VII в Дании, Густава III в Швеции, Карла-Фридриха в Бадене и Екатерины II в России.

Правители второй половины XVIII в. разделяли многие воззрения философов, делились своими мыслями, искали у них сочувствия и популярности, оказывали им поддержку, приглашали их к себе на службу и вступали с ними в дружескую переписку. В 1765 г. Дидро писал, что в это время в Европе не было ни одного монарха, который не был бы философом. В свою очередь «просветители» возлагали большие надежды на монархическую власть, как на политическую силу, которая могла дать победу в жизни новым идеям. Просвещенный абсолютизм выступал против прав сословий, вступил в борьбу с привилегиями духовенства и дворянства и противопоставил им естественное право, на котором основывалась государственная власть.

В католических странах одновременно проходило освобождение государства и общества от последствий религиозной реакции, господствовавшей около двух веков. Кроме этого католические государи Португалии, Франции, Испании, Неаполя и Пармы изгнали из своих стран иезуитов и добились у папы уничтожения самого ордена.

Прусский король Фридрих II Великий (1712-1786), оставил после себя 30-томное собрание сочинений. Под влиянием идей просветителей он издал свод законов – «Фридрихов кодекс», вводивший в Пруссии равный для всех суд, установил полную веротерпимость, отменил пытки. Но увлечение идеями Просвещения у Фридриха II было поверхностным, об этом свидетельствуют его практические дела. Он оставил без изменения социальный строй Пруссии, с преобладанием дворянства над другими сословиями.

Иосиф II (1741-1790) более последовательно проводил политику просвещенного абсолютизма. После смерти отца Франца Стефана он стал германским императором, а после смерти матери Марии Терезии унаследовал австрийские владения. Иосиф II провёл ряд реформ, главная из которых освобождение крестьян от крепостной зависимости и наделение их землей. Наиболее глубоко и последовательно реформы затронули судопроизводство, появился так называемый «Иосифовский законник». Но при этом король ликвидировал автономию земель и провинций империи Габсбургов, поощрял германскую колонизацию Венгрии, Трансвильвании, Галиции.





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 1585 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...