Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Победитель 2 страница



[142] Лк. 1, 19.

[143] Лк. 2, 14.

[144] См.: Мф. 1, 19–21.

[145] См.: Мф. 2, 13.

[146] См.: Мф. 2, 19–20.

[147] См.: Мф. 2, 12.

[148] Мф. 4, 11.

[149] См.: Лк. 22, 43.

[150] Мф. 26, 53.

[151] Ср.: Лк. 8, 30.

[152] См.: Мф. 28, 2–7; Лк. 24, 23.

[153] См.: Деян. 1, 10–11.

[154] ЛамЕх, сын одного из допотопных патриархов, он вторым после Каина совершил неслыханное преступление – убийство (см.: Быт. 4, 23–24).

[155] См.: Быт. 4, 19–24.

[156] Ср.: Быт. 1, 28; 9, 7.

[157] См.: Быт. 9, 20–27.

[158] См.: Быт. 19.

[159] Саул был благословлен пророком Самуилом стать первым израильским царем (см.: 1 Цар. 9, 2). Он победил Нааса и аммонитян, совершил много других воинских подвигов, но за непослушание Богу лишился царского достоинства. О гибели его см. примеч. 176.

[160] Святой пророк Давид (1085 – ок. 950 до Р.Х.; память в неделю по Рождестве Христовом) стал царем Израильским после Саула (см.: 2 Цар. 2, 4; 5, 1–2). За время своего 40-летнего царствования Давид привел Израиль в цветущее состояние, расширил его пределы, перенес ковчег завета в Иерусалим, в новую скинию, собрал сокровища для строительства Иерусалимского храма и подготовил план его строительства. Пророк Давид написал богодухновенные псалмы.

[161] См.: 1 Цар. 31, 4–10.

[162] Ахав, царь израильский (925–903 до Р.Х.), под влиянием своей жены, развратной и нечестивой Иезавели, идолопо­клонницы, сам стал поклонником Ваала. На поле битвы «случайная» стрела ранила его сквозь швы лат, и он в тот же день умер. И псы лизали кровь его, а омывали блудницы, по слову Господа, которое Он изрек (3 Цар. 22, 38). Иезавель была вы­брошена из окна своего дворца, и ее растоптали. Когда стали искать ее, чтобы похоронить, то не нашли ничего, кроме некоторых частей тела: как предсказал пророк Илия, псы съели ее (см.: 4 Цар. 9). Имя Иезавель стало синонимом разврата и нечестия (см.: Откр. 2, 20). Брак Ахава с Иезавелью положил начало падению царства Израильского.

[163] См.: 3 Цар. 1622.

[164] См.: Быт. 11–22.

[165] См.: Быт. 19.

[166] См.: Быт. 21, 17–18.

[167] См.: Быт. 28, 12.

[168] Мисир, Египет; название происходит от имени одного из сыновей Хама, Мицраима (см.: Быт. 10, 6), который мог быть родоначальником египтян. Такова же и этимология современного арабского названия Египта – Миср.

[169] См.: Исх. 14, 19–20.

[170] См.: Ис. 6, 1–7; Иез. 10.

[171] См.: Дан. 8, 18.

[172] См.: Тов. 12, 5.

[173] СеннахирИм, царь ассирийский (см.: 4 Цар. 18, 13; 19), сын и преемник Салманассара, уничтожившего царство Изра­ильское в 721 г. до Р.Х. Был умерщвлен двумя своими сыновьями в храме Нисроха – идола, изображавшегося с орлиной головой.

[174] См.: 4 Цар. 19, 35; Сир. 48, 24.

[175] См.: 3 Цар. 19, 5.

[176] 4 Цар. 6, 16.

[177] См.: 1 Мак. 7, 41; 2 Мак. 8, 19–20; 11, 6–11; 15, 22–27; 3 Мак. 6, 17–18.

[178] См.: Суд. 13.

[179] См.: Суд. 6.

[180] Эпигон, последователь, лишенный творческой оригинальности, подражатель.

[181] Ин. 1, 45.

[182] См.: Ин. 1, 43.

[183] Ин. 1, 46.

[184] Ин. 1, 49.

[185] Ин. 1, 29.

[186] Мф. 16, 15, 16.

[187] Ср.: Ин. 7, 46, 47–49.

[188] Рим. 1, 22.

[189] См.: Лк. 23, 12.

[190] См.: Мф. 12, 2.

[191] См.: Мф. 15, 2.

[192] См.: Мф. 22, 17.

[193] См.: Мф. 9, 14.

[194] См.: Мф. 12, 10; Лк. 13, 14; Ин. 5, 16.

[195] См.: Мф. 9, 11.

[196] См.: Мф. 22, 36.

[197] См.: Мф. 22, 24–28.

[198] См.: Ин. 8, 33; Мф. 13, 55.

[199] См.: Мф. 27, 24–26.

[200] См.: Лк. 23, 9–12.

[201] Мф. 9, 2, 8, 3; Мк. 2, 7.

[202] Мф. 9, 33.

[203] Ин. 1, 36.

[204] Лк. 4, 18.

[205] См.: Ин. 6, 24.

[206] См.: Лк. 19, 1–4.

[207] Фаддей, апостол из числа семидесяти, епископ Едесский († ок. 44; память 21 августа / 3 сентября).

[208] Мф. 18, 11.

[209] Ср: Лк. 19, 8.

[210] Лк. 19, 8.

[211] Лк. 7, 48, 50.

[212] Ср.: Лк. 23, 40–41.

[213] Лк. 23, 42, 43.

[214] Ср.: Пс. 44, 3.

[215] Ис. 53, 2.

[216] ТаИнник, тайноведец, тот, кому открыты священные тайны.

[217] Лк. 1, 38.

[218] Ср.: Лк. 2, 19.

[219] См.: Мф. 1, 18–24.

[220] См.: Лк. 1, 6.

[221] Лк. 1, 18.

[222] См.: Лк. 1, 39–56.

[223] См.: Мф. 2, 1–12.

[224] СатрАп, деспот, самодур, управляющий по собственному произволу.

[225] Мф. 2, 8.

[226] См.: Мф. 2, 16.

[227] Ср.: Мф. 3, 7.

[228] См.: Мф. 14, 4.

[229] См.: Ин. 12, 21.

[230] Здесь и далее текст в квадратных скобках добавлен редактором русского издания.– Ред.­

[231] Ин. 14, 8.

[232] Ин. 11, 16.

[233] Ин. 20, 25.

[234] Ин. 20, 28.

[235] См.: Мф. 8, 5–13; 15, 22–28.

[236] Праведный Лазарь Четверодневный, епископ Киттийский (память 17/30 октября и в Лазареву субботу), после сво­его воскрешения удалился на Кипр и здесь был епископом в течение 30 лет. По преданию, Пресвятая Богородица передала ему омофор, сделанный Ее пречистыми руками. Мощи праведного Лазаря были перенесены в 898 г. императором Львом Философом в Царьград.

[237] См.: Ин. 11; 12, 2.

[238] См.: Мф. 23, 14; 6, 16, 5, 2; Ин. 8, 3–9.

[239] Мф. 9, 3; ср.: Мк. 2, 7; Лк. 5, 21.

[240] Ср.: Мф. 9, 34; 12, 24.

[241] См.: Мф. 12, 10–14; Мк. 3, 1–6; Лк. 6, 6–11; Лк. 13, 10–17; Ин. 5, 1–16.

[242] См.: Мк. 5, 22; Лк. 8, 41.

[243] См.: Мф. 9, 20–22.

[244] См.: Мк. 12, 42; Лк. 21, 2.

[245] См.: Ин. 3, 1.

[246] См.: Мф. 14, 3–12.

[247] См.: Деян. 12, 23. Ирод Младший, или Антипа, за домогательство царского достоинства вместе с Иродиадой был сослан императором Калигулой в Галлию, в Лион (юг современной Франции).

[248] См.: Мф. 14, 3, 6; Мк. 6, 17, 22; Лк. 3, 19.

[249] Иродиада была внучкой Ирода Великого. Она вступила в незаконный брак со своим дядей, сыном Ирода Великого, Иродом Филиппом I, а потом – в кровосмесительное сожительство с другим своим дядей, Иродом Антипой, братом своего незаконного мужа.

[250] См.: Мф. 27; Мк. 15; Лк. 23; Ин. 18, 29–40; 19, 1–16.

[251] Понтий Пилат, по свидетельству историков, отличался во время своего прокураторства в Иудее жестокостью и несправедливостью по отношению к местному населению. Был низложен за злодеяние, совершенное им над иудеями в храме во время их жертвоприношения, когда он смешал их кровь с их жертвами (ср.: Лк. 13, 1). По одной из версий, был сослан в Вену по определению суда, где был заточен и сам лишил себя жизни.

[252] Ср.: Мф. 19, 21.

[253] См.: Ин. 4, 6–41.

[254] Мученица Фотина (Светлана, † ок. 66; память 20 марта/2 апреля), за распространение христианства была убита при Нероне: брошена в колодец.

[255] См.: Мф. 20, 20–23.

[256] Мф. 27, 19.

[257] Мф. 8, 19, 20.

[258] См.: Лк. 9, 62.

[259] Равноапостольная Мария Магдалина (память 22 июля/ 4 августа, Неделя святых жен-мироносиц), дошла до Рима, преподнесла императору Тиверию крашеное яйцо, возвестив: «Христос воскресе!», и рассказала о злодеянии, совершенном над Иисусом Христом. Прошла многие страны Азии с благовестием Христовым; вернувшись в Ефес к святому Иоанну Богослову, блаженно почила. Мощи ее были перенесены в Царьград при императоре Льве Мудром и поставлены в монастыре святого Лазаря.

[260] См.: Мк. 16, 9.

[261] См.: Мф. 27, 56, 61; 28, 1; Ин. 20, 1, 18.

[262] См.: Мк. 15, 40–41, 47; 16, 1; Ин. 19, 25.

[263] См.: Лк. 23, 39–43.

[264] См.: Мф. 27, 35.

[265] Мф. 27, 54.

[266] Мученик ЛОнгин (память 16/29 октября), после казни Христа, возвратившись на свою родину, в Каппадокию, стал проповедовать Евангелие. Воины, посланные Пилатом, обезглавили его, а голову принесли в Иерусалим во свидетельство, а затем выбросили за стенами города. Обрела ее ослепшая женщина, получив при этом исцеление. ЧестнАя рука мученика Лонгина хранится в соборе святого Павла в Риме.

[267] Мф. 7, 16.

[268] См.: Мф. 21, 18–19.

[269] Второй тип в оригинале отсутствует.– Ред.

[270] Ср.: Лк. 10, 31–32.

[271] СамАрией во времена Господа Иисуса Христа называлась центральная часть земли ханаанской; в северную часть Самарии входила Галилея, в южную – Иудея. Сюда Ассирийским царем были высланы в 722 г. до Р.Х. израильское население и ассирийские колонисты; из их смешения и образовался самарянский народ. Смешанной была и религия самарян. Между иудеями и самарянами существовала ожесточенная вражда (см.: Мф. 10, 5; Ин. 4, 9); слово «самарянин» было бранным у иудеев (см.: Ин. 8, 48).

[272] Барсук, очень необщительный зверь, скрытный и домовитый. Он строит для себя сложные норы со множеством тоннелей и запасными выходами, забивает свои кладовые запасами на зиму.

[273] Лк. 12, 19.

[274] ТалАнт (греч.: τάλαντον – вес, весы), мера веса и денег у греков и евреев, равнявшаяся 60 минам, 6 000 драхмам или 3 000 священным сиклям; это была самая крупная денежная и весовая единица: один талант весил более 20 кг.

[275] Мф. 18, 34.

[276] См.: Мф. 20, 1–16.

[277] Лк. 23, 43.

[278] Мф. 22, 14.

[279] См.: Мф. 25, 1–13.

[280] См.: Мф. 25, 14–30.

[281] См.: Мк. 12, 2–9.

[282] Расхристанный – небрежный.– Ред.

[283] См.: Рим. 2, 29; Гал. 6, 15; Кол. 2, 11.

[284] См.: Лк. 2, 46–47.

[285] См.: Мф. 3, 11.

[286] Ср.: Мф. 5, 17.

[287] См.: Мф. 17, 3.

[288] См.: Мк. 5, 1; Лк. 8, 26.

[289] Жизнь острова Ява в Малайском архипелаге на территории Индонезии доныне тесно связана со змеями. Местные йоги учат прохожих, как обращаться с крокодилами и ядовитыми змеями, в небе развеваются воздушные змеи, запуск которых – повальное увлечение детей. Змей здесь такое количество, что за ними приезжают в случае нашествия крыс: двухметровых питонов собирают и выпускают на поля, опус­тошаемые грызунами. С VIII в. по Р.Х. индуизм – государственная религия на Яве; имеются здесь и приверженцы буддизма и ислама.

[290] См.: Ис. 53, 7; Ин. 1, 29, 36.

[291] См.: Ин. 10, 14.

[292] Соль необходима овцам; по современным правилам овцеводства, соль-лизунец должна всегда быть в их кормушках.

[293] Мф. 11, 28.

[294] См.: Мф. 14, 14–21; 15, 32–37.

[295] См.: Мф. 8, 23–27.

[296] См.: Лк. 5, 4–7.

[297] Лк. 7, 13.

[298] См.: Ин. 11.

[299] Веять – значит очищать обмолоченное зерно от сора и мякины, подбрасывая его деревянной лопатой в направлении против ветра.– Ред.

[300] См.: Мф. 26, 6–13.

[301] Ин. 8, 7, 11.

[302] См.: Мк. 5, 1–17; Лк. 8, 26–39.

[303] Мк. 5, 36.

[304] В оригинале: «как бруствер». Бруствер – земляная насыпь перед окопом.– Ред.

[305] Лк. 12, 32.

[306] См.: Лк. 12, 32.

[307] См.: 1 Пет. 1, 17.

[308] Мф. 19, 14.

[309] Мф. 18, 3.

[310] См.: Мк. 10, 13–16.

[311] Ин. 5, 7, 8.

[312] См.: Мф. 27, 25.

[313] См.: Мф. 28, 20.

[314] Триплет – один из видов удара в бильярдной игре.– Ред.

[315] САнкхья (санскр.: число), одна из шести древнеиндийских ортодоксальных брахманских философских школ. Исходный пункт метафизики санкхья – учение о реальном превращении причины в следствие, где следствия являются причинами новых явлений. Санкхья оказала влияние на другие философские системы, а также на йогу и буддизм.

[316] Слово ведАнта действительно имеет один корень со словом «ведать», «знать», но родственны ему и такие слова, как «ведьма», «ведун» и «ведовство» (волхвование, ворожба). В индийском менталитете, в отличие от современного славянского, между вЕдением (знанием) и колдовством сохраняется очень тесная, органическая связь.

[317] Метафизические, т.е. относящиеся к объяснению принципов бытия, нечувственные, философские.

[318] Радостная весть, благовестие – дословный перевод греческого слова «Евангелие» (ευ̉αγγέλιον).

[319] Мк. 1, 15.

[320] Мк. 5, 36; Лк. 8, 50.

[321] Мк. 16, 16.

[322] Ин. 3, 15.

[323] Ин. 3, 36.

[324] Ин. 6, 35.

[325] Ин. 6, 40.

[326] Ин. 6, 47.

[327] Ин. 9, 35.

[328] Ин. 10, 38.

[329] Мф. 17, 20.

[330] Ин. 11, 25.

[331] Ин. 11, 26.

[332] Ин. 11, 40.

[333] Ин. 12, 36.

[334] Ин. 14, 1.

[335] Ин. 14, 10, 11.

[336] Ин. 6, 29.

[337] Ин. 20, 29.

[338] Ин. 20, 30–31.

[339] Эсхатология (греч.: εσχατος – последний, конечный и λόγος – слово, учение), учение о конце мира.

[340] Речь идет о Гегеле. Вся его философия зиждется на индийском триплете: тезис, антитезис и синтез. Грубо им понятая, еще грубее, чем другими, им примененная, эта философия ученика индийской виртуозной мудрости произвела кавардак в европейском человечестве как в отношении мысли, так и в отношении практики.– Свт. Николай.

[341] О Зевсе см. примеч. 29. Зевс, Посейдон (Нептун) и Плутон были братьями.

[342] Нептун, древнейший римский бог, введение культа которого приписывалось Ромулу, основателю Рима. Нептун всегда был связан с водой, ему посвящался праздник, проводившийся 23 июля с целью предотвращения засухи, его почитали также люди, чья судьба зависела от моря; с ним связаны два божества – его жена Салация и нимфа Винилия; отож­дествляется он с греческим Посейдоном.

[343] Плутон, одно из имен Аида, владыки царства мертвых в древнегреческой мифологии, или – Гадес (см. примеч. 37). Плутоном (греч.: богатый) он был назван потому, что владел как несметным количеством человеческих душ, так и нес­мет­ными сокровищами земных недр.

[344] Языческие божества могут состоять друг с другом в родственных отношениях, как мы видели это на примере Осириса и его «дружной семейки» (см. примеч. 28), и зачастую плотски связаны друг с другом, но это не сообщает им Бо­жественности, а как раз наоборот, приземляет их.

[345] Мф. 11, 27.

[346] Мф. 27, 43.

[347] Ин. 10, 30.

[348] Ин. 10, 38; ср.: Ин. 14, 10, 11.

[349] Ин. 15, 23.

[350] Ин. 16, 15.

[351] Ин. 16, 28.

[352] Ср.: Ин. 14, 26; 15, 26.

[353] Ин. 14, 13.

[354] Ин. 14, 16–17.

[355] Ин. 10, 25.

[356] Ин. 10, 15.

[357] Ин. 8, 54.

[358] Ин. 8, 42.

[359] Ин. 8, 29.

[360] Ин. 6, 63.

[361] Ин. 6, 44.

[362] Ин. 6, 38.

[363] Ин. 5, 43.

[364] Ср.: Ин. 17, 25, 26.

[365] Ин. 17, 24.

[366] Деян. 1, 8.

[367] Деян. 2, 1, 4.

[368] 1 Ин. 2, 22.

[369] 1 Ин. 5, 7, 8.

[370] 1 Ин. 4, 8.

[371] Нивелирование истины и лжи – расхожая «мудрость» индийских религий и общее место всех пантеистических религий как таковых. Добро и зло считаются ими понятиями неразвитого, примитивного мышления, незнакомого с тонкими истинами философии. В европейской мысли идея релятивности истины и лжи развивалась философами, за подобные спекуляции названных софистами (греч.: σόφισμα – умная мысль, хитрость, обман). Однако их релятивизм совершенно лишен гнетущего индийского цинизма. К примеру, аргументация софиста Протагора (V в. до Р.Х.) такова: любое мнение является истинным, так как о каждой вещи можно высказать противоположное суждение. Скажем, верно и то, что эта стена белая, и то, что эта стена небелая, потому что со временем она испачкается и перестанет быть белой.

[372] Возможно, имеются в виду 7–8 аяты суры 33, в переводе Ю. Крачковского звучащие следующим образом: «И взяли Мы с пророков завет – и с тебя, и с Нуха, и Ибрахима, и Мусы, и Исы, сына Марйам, и взяли с них суровый завет, чтобы Он мог спросить верных про их верность, а для неверных приготовил мучительное наказание».

[373] См.: Мф. 12, 18, 20; 25, 31–46; Ин. 5, 22, 27–29; Деян. 10, 42; 17, 31; Рим. 14, 10; 2 Кор. 5, 10; 2 Тим. 4, 1; Откр. 19, 11–13.

[374] См.: Гал. 1, 8.

[375] См.: Иов 38, 7.

[376] См.: Иов 38, 7.

[377] Лк. 1, 33.

[378] Мф. 3, 2.

[379] Мф. 4, 8.

[380] СлАвия, название Руси у арабских историков Х в. Славию отождествляют с землей ильменских славян, а ее центр – с Новгородом (Салау, Слава).

[381] Ин. 12, 31; 14, 30; 16, 11.

[382] Непоминаемый, то есть нечистый, сатана. В оригинале использовано специальное существительное – «непоменИк», произносимое в Сербии вместо названий тяжких болезней и др.

[383] Ср.: Ин. 18, 36, 33.

[384] Хеопс (Хуфу), Кафр (Хафра, Хефрен) и Менкерий (Менкаура, Микерин), фараоны древнеегипетского царства, правившие в XXVIII–XXVII вв. до Р.Х., соорудили в Гизе грандиозный комплекс самых высоких в мире пирамид. У Хеоп­са было 30 пирамид, самая большая из них имеет высоту 146,6 м, длина ее основания 233 м, за ней следуют пирамиды двух других фараонов. У пирамиды Хефрена стоит знаменитый гигантский сфинкс.

[385] Тутанхамон (1351–1342 до Р.Х.) стал известен благодаря его гробнице, открытой археологами в 1922 г. Через год после вскрытия гробницы умер спонсор археологических раскопок, а за ним 22 их участника и 3 посетителя гробницы, в этом было усмотрено «проклятие Тутанхамона». Он был сыном фараона Аменхотепа IV, установившего культ бога солнца Ра и символ этого бога – солнечный диск Атон. Аменхотеп присвоил себе имя Эхнатон («угодный Атону»), построил в честь солнечного диска город Ахетатон и перенес туда столицу из Фив. После его смерти Тутанхамон снова вернул столицу в Фивы.

[386] Имя Рамзес, или Рамсес, носили 11 египетских фараонов; самым известным из них стал Рамзес II (1317–1251 до Р.Х.), благодаря построенному им гигантскому святилищу, известному ныне как Абу-Симбел. Капище это было вырублено в скале, в нем были 20-метровые статуи фараонов и 22-метровые статуи павианов, обезьян. В самой глубине святилища, в 55 метрах от входа в него, являлся своим поклонникам Рамзес, сам себя объявивший богом солнца. Раз в год он ночью совершал моление богу солнца, продолжавшееся до самого утра, пока этот самый бог не посылал свой луч на статую Рамзеса. В такую глубину луч проникал лишь 2 раза в год и только на одно мгновение. В капище так называемого малого храма стояла одна лишь статуя коровы. В конце 1950-х было намечено строительство Асуанской ГЭС, и Абу-Симбел должен был быть затоплен. Чтобы этого не произошло, он был разобран и в 1967 по частям перенесен в более высокое место. Этот перенос стал самым дорогостоящим проектом ЮНЕСКО.

[387] МахарАджа – титул князей и царей в Индии.

[388] «РамАяна», древнеиндийский эпос, созданный в IV–III вв. до Р.Х.; «“Рамаяна” – любимая поэма индийцев. Многие ее стихи они знают с детства и пересказывают наизусть. В деревнях специальные сказители, чаще всего брахманы, долгими зимними ночами по частям нараспев пересказывают ее, как и другую великую эпическую поэму древней Индии, “Махабхарату”, жадно внимающим слушателям» (Васильев Л.С. История религий Востока. 2-е изд. М., 1988. С. 247). Сюжет «Рамаяны» составляет романтическая история царевича Рамы и его возлюбленной Ситы.

[389] Арджуна, герой «Махабхараты», сын бога Индры. Шурином Арджуне доводился сам Кришна, «верховная божес­твенная личность». «Бхагавад-гита», являющаяся частью «Махабхараты» и ставшая культовой книгой кришнаитов, есть совокупность религиозно-огласительных поучений, преподанных Арджуне Кришной.

[390] Акбар Великий, индийский «царь Соломон» правил в 1542–1605 гг., внук Бабура, первого правителя из династии Великих Моголов – мусульман, вторгшихся в Индию в 1526 г. Акбар воссел на трон в возрасте 13 лет и за 20 лет покорил весь Индостан. В 1574 г. он приступил к внутренним реформам в своем государстве: ввел единое налоговое обложение, административное деление, единую систему мер и весов, единый солнечный календарь и свободу вероисповеданий. Акбар завязал торговые отношение даже с Европой, покровительствовал нау­кам, при нем была собрана большая библиотека, насчитывавшая более 24 тысяч томов, и создана школа живописи.

[391] Видимо, под Могулом святитель Николай имеет в виду первого из Великих Моголов – Бабура (1483–1530), потомка Тимура, до покорения Индии правившего небольшим уделом в Средней Азии, а затем Кабулом. Многие жемчужины индийского зодчества были сооружены в эпоху Великих Моголов, например: мавзолеи Великих Моголов Акбара, Хумаюна и Тадж-Махал, мавзолей султана Шах-Джахана и его женыМумтаз-Махал, дворцы и мечети в Дели, а также великолепные сады на склонах с фонтанами и ручьями. Имя Могул стало нарицательным; оно использовалось как титул царей. Империя Великих Моголов распалась в XVIII в. на ряд государств, вскоре захваченных английскими колонизаторами.

[392] См.: Дан. 1012.

[393] НавуходонОсор I, правитель Вавилонского царства (1124–1103 до Р.Х.), отбил нападки еламитов, и при нем Вавилония пережила краткий подъем. Наивысшего расцвета Вавилонское царство достигло ранее, при царе Хаммурапи (1792–1750 до Р.Х.), завоевавшем весь Шумер и часть Северного Двуречья. После его смерти Вавилонское царство было покорено хеттами.

Навуходоносор II правил Вавилонским царством в 605–562 до Р.Х. В 605 г. он захватил Сирию и Палестину, в 597 г. покорил Иерусалим и увел в плен более 3 тысяч иудеев. В 587 или 586 г. он снова захватил восставший Иерусалим и увел в плен еще 9 тысяч иудеев. При нем Вавилонское царство достигло максимального расцвета: Вавилон был прекрасно застроен и украшен, были разбиты висячие сады, называемые именем Семирамиды, воздвигалась пресловутая Вавилонская башня. После смерти Навуходоносора часто стали меняться цари, и лишь через 7 лет пришел к власти Валтасар. На 17-м г. своего правления он устроил роскошный пир, на котором для поругания Бога использовал священные сосуды из Иерусалимского храма. Во время пира невидимая рука написала на стене роковые слова: мене, мене, текел, упарсин (ср.: Дан. 5, 25–28), что означало: «Исчислил Бог царство твое и положил конец ему; ты взвешен на весах и найден очень легким; разделено царство твое и дано Мидянам и Персам». В ту же ночь персидский царь Кир напал на город и убил Валтасара. Так пало Вавилонское царство. Кир поставил царем в Вавилоне Дария-мидянина.

[394] Персидское царство основал Кир II Великий (? – 530 до Р.Х.), в 558 г. до Р.Х., никому не известный до этого племенной вождь, грозный полководец. Захватив Мидию, он объявил себя царем персов, покорил Малую Азию, нанес в 546 г. поражение грекам, в 540 г. разбил халдеев, а в 539 г. завоевал Вавилон (см. предыдущую сноску). Ему наследовали могущественные цари, называемые Ахеменидами, почитатели Ахурамазды, начинавшие свои клинописные надписи словами: «Велик бог Ахурамазда». Вот, кроме основателя, имена важнейших из них представителей: Дарий I (522–486), Ксеркс I Великий (486–465), Артаксеркс III (358–338). Персидское царство Ахеменидов прекратило существование в 330 г. до Р.Х. в результате завоевания его Александром Македонским.

[395] Александр Македонский (356–323 до Р.Х.) унаследовал от своего отца Филиппа богатое царство Македонию, в учители ему был взят сам Аристотель. Когда по смерти отца Александр в 20 лет стал царем, начались восстания, которые он подавил, до основания разрушив один из взбунтовавшихся городов, Фивы. Уже через 2 года, в 334 г., Александр вы­ступил против самой мощной в то время державы, Персидской, и за 10 лет захватил не только ее, но и весь Восток. Он дошел до Индии и Средней Азии, ему, как освободителю от персидского рабства, поклонился Египет. В 324 г. Александр обосновался в Вавилоне и вскоре умер в возрасте 33 лет, вероятно от лихорадки или отравления. Уже к 311 г. его империя распалась на ряд государств, а в 276 г. в славной Македонии воцарилась новая династия – Антигониды.

[396] Рим был основан по преданию в 754/753 г. до Р.Х., в 64 г. до Р.Х. он разрушил царство Селевкидов, а в 30 г. завоевал царс­тво Птолемеев, постепенно все Средиземноморье признало его власть. Империей Рим стал в 27 г. до Р.Х., когда его правитель Октавиан Август объявил себя императором. Римская империя была гигантской: в нее входили Италия, Франция, Испания, Англия, Германия до Рейна, весь Балканский полуостров, юг Крыма, Кавказское побережье, часть Армении, Малая Азия, Сирия, Палестина, вся населенная Африка, вплоть до пустыни. Со II в. по Р.Х. запад Римской империи стал клониться к упадку, а восток с 330 г. стал называться Византией. В 476 г. Рим был захвачен Одоакром, вождем одного из наемных германских отрядов на римской службе, низложившим последнего римского императора Ромула Августула. Восточная Римская империя под названием Византия просуществовавала еще около 1000 лет.

[397] См.: Дан. 2, 31–45.

[398] МандарИн, португальское название китайского чиновника, образованного человека.

[399] Тимур (Тамерлан, 1336–1405), один из величайших мировых завоевателей, родился в Бухарском ханстве в отуреченном монгольском племени барулас. Начинал он как главарь шайки разбойников, в 1370 г. стал великим эмиром (ханом он по скромности себя не называл) и обосновался в Самарканде. С 1379 г. начались его опустошительные завоевания: Хорезм, монгольские владения до Иртыша, Персия, прикаспийские области, Азербайджан, Закавказье, разгромил он и Золотую Орду. В 1395 г. Тамерлан вступил в южные пределы Руси. Узнав об этом, Московский митрополит Киприан (1330–1406) послал духовенство во Владимир за чудотворной Владимирской иконой Божией Матери, и 26 августа/8 сентября весь московский люд и духовенство со слезами и мольбами встречали ее. В самый момент встречи (сретения, по-церковнославянски) дикий захватчик дремал в своем шатре и вдруг увидел сияющую Жену, идущую на него в окружении Ангелов с ог­ненными мечами. Он немедленно отвел свои войска. На месте встречи иконы Божией Матери воздвигнут Сретенский монастырь. После этого Тамерлан захватил Дели, в 1402 г. пленил османского султана Баязида Молниеносного и опустошил всю Малую Азию, а через 3 года, заболев, умер. Тимур, в отличие от Чингисхана, имел любовь к наукам, хотя сам был неграмотен и жесток до зверства.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 119 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.03 с)...