Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Олимпия



Этот древнегреческий город, один из центров культа верховного бога Зевса и место проведения знаменитых Олимпийских игр, находился в Элиде, в западной части Пелопоннеса. Олимпия являлась священным городом и получила свое название благодаря соседству с горой Олимп, на которой, по верованиям древних греков, обитали боги.

Первые поселения на ее территории возникли в III тысячелетии до н. э., а развалины наиболее древних архитектурных сооружений датируются началом II тысячелетия до н. э. Следует отметить, что в этих местах в древности весьма почитался герой Пелопс, сын царя Тантала. Тантал, желая проверить, всеведущи ли боги, убил своего сына и подал им на пиру приготовленные из него кушанья.

Разгневанные боги осудили Тантала на тяжкие муки в подземных владениях бога смерти Аида, а Пелопса воскресили. Игры в честь своего деда, бога Зевса, Пелопс установил после того, как победил в состязаниях на колесницах Эномая, царя Элиды. Женившись на его дочери Гипподамии, Пелопс распространил свою власть на всю Южную Грецию, которая была названа в его честь Пелопоннесом – «островом Пелопса». Однако традиция игр через какое‑то время была забыта и вновь восстановлена героем Гераклом, сыном бога Зевса и смертной женщины Алкмены. Кроме того, Геракл установил границы священного участка, центром которого являлась священная роща с оливковыми деревьями.

Олимпийские игры в честь бога Зевса являлись общегреческими торжествами, которые проводились раз в четыре года с 776 года до н. э. Однако эта дата достаточно условна. В период игр временно прекращались все военные действия на территории Греции, и устанавливался так называемый «священный мир» – экехерия, которая длилась два месяца. В этот период Элида объявлялась «священной зоной мира», в которую запрещалось входить с оружием. Нарушителей штрафовали либо лишали права принимать участие в играх, но такие случаи бывали крайне редко. Дата начала игр назначалась на первое полнолуние после летнего солнцестояния. Особая комиссия рассылала по городам Греции специальных гонцов – спондофоров, которые оповещали о времени прохождения игр.

Игры длились пять дней. В первый и пятый дни совершались жертвоприношения богам. В остальные дни проходили состязания в скачках на колесницах, в пятиборье (беге, метании копья и диска, прыжках в длину и борьбе), кулачном бое и др. Кроме спортивных соревнований, во время Олимпийских игр проходили выступления знаменитых поэтов и ораторов. До 472 года до н. э. на спортивные состязания отводился лишь один день.

Принимать участие в играх имели право только граждане греческих полисов. Позднее к состязаниям стали допускать и римских граждан. Женщины не только не имели права принимать участие в играх, но даже не должны были приближаться к месту состязаний. Присутствовать на играх в качестве зрительниц могли лишь жрицы богини Деметры, другим женщинам за нарушение запрета грозила смерть.

Победителей в Олимпийских играх высоко чтили по всей Греции. По традиции, установленной Гераклом, их награждали венками из ветвей священной оливы. Олимпионики – так называли победителей игр – у себя на родине пользовались рядом экономических и политических привилегий; иногда их приравнивали к божествам. С 60‑й Олимпиады победители получили право поместить свою статую на территории храмового комплекса Олимпии – Альтиса.

Организацией Олимпийских игр занимались судьи (элланодики), которых избирали из числа граждан Элиды. Численность элланодиков в различные периоды времени не была одинаковой: самые первые Олимпиады организовывались одним выборным представителем, но позднее их количество выросло до двенадцати человек. За деятельностью судей наблюдал специальный Олимпийский совет (буле).

Перед началом состязаний участники игр приносили торжественную клятву перед алтарем Зевса, обещая соблюдать правила. Порядок во время игр поддерживали специальные служители. Перед входом на стадион стояли медные статуи Зевса, отлитые на средства, взысканные как штраф за нарушение правил состязаний. С III века до н. э. по предложению историка Тимея Сицилианского греки стали вести летоисчисление по Олимпиадам, но постепенно игры потеряли былое значение, став зрелищным мероприятием. Римские императоры частично вернули древним торжествам былую пышность, но с победой христианства игры, как языческий обряд, были отменены в 394 году н. э. указом императора Феодосия Великого.

Долгое время история и былая слава Олимпии пребывали в забвении. Лишь в XVIII веке исследователи проявили интерес к руинам этого города. В 1787 году французский ученый и путешественник Фавель подробно описал руины храма Зевса Олимпийского. В следующем году вышло «Описание античной Греции» Ж. Ж. Бартелеми; в этой книге приведен реконструированный план Олимпии.

В XIX веке в ходе раскопок на территории Олимпии были обнаружены руины храмов Пелопса, Геры и Зевса, развалины булевтерия, в котором заседали члены Олимпийского совета, стадион и множество предметов античного искусства: статуй, изделий из металла и др. Значительный вклад в исследование Олимпии внесли такие археологи, как Э. Дюбуа, Э. Курциус, Ф. Адлер, В. Дерпфельд и А. Фуртвенглер. В 1887 году был создан музей Олимпии, в котором собраны предметы, обнаруженные на развалинах города.

Зевс (римская копия)

Ника Пеония (реконструкция)

Ученые установили, что Альтис, храмовый комплекс Олимпии, сложился к VI веку до н. э. Одним из самых крупных сооружений был храм богини Геры, располагавшийся за пританеем – зданием, в котором собирались старейшины. За храмом находились сокровищницы, в которых хранились дары богам. Вне священной рощи был булевтерион, в котором заседал Олимпийский совет.

В храме Геры стояла статуя богини, для которой каждые четыре года изготавливали новое одеяние. Там же хранился бронзовый диск, где были записаны правила Олимпийских игр, маленькое ложе из слоновой кости, которое считали игрушкой Гипподамии (жены Пелопса) и другие предметы, с которыми были связаны те или иные легендарные события.

Оживленное строительство храмов в Олимпии началось после 476 года до н. э. и было связано с победой греков в греко‑персидских войнах. Многие святилища были реконструированы, в том числе и портик над могилой Пелопса. В 471–457 годах до н. э. неподалеку от могилы Пелопса архитектор Либон воздвиг храм в честь Зевса Олимпийского. Перед храмом была установлена статуя богини победы Ники работы Пеония. В самом храме находилась знаменитая статуя Зевса Олимпийского работы Фидия, которую верующие могли видеть только по большим праздникам.

В V веке до н. э. был выстроен портик Эхо, в котором звук повторялся семь раз. О нем упоминает в своих трудах Павсаний, называя портик «Картинной галереей Пойкиле». Вероятно, портик служил своеобразным выставочным залом для работ греческих художников. В ходе раскопок археологами на месте священной рощи были обнаружены постаменты статуй с надписями, где значились имена прославленных скульпторов Греции: Поликлета, Фидия, Мирона и др.

Голова Аполлона с западного фронтона храма Зевса в Олимпии. 460–450 гг. до н. э.

Дискобол Мирона

В IV веке до н. э. строительные работы в Олимпии продолжались. Вокруг священной рощи возвели стену, расширили и реконструировали сооружения для соревнований и тренировок, завершили строительство булевтериона и портика над могилой Пелопса. Был выстроен храм, посвященный Матери всех богов. По распоряжению царя Македонии Филиппа II в честь победы над греками при Херонее (338 год до н. э.) было начато строительство филиппейона – новой сокровищницы и святилища героев, которое завершилось в правление его сына Александра Македонского. При последнем также был реконструирован стадион и выстроена гостиница, в которой стояла статуя Афродиты работы Праксителя.

К III–I векам до н. э. относится сооружение палестры и гимнасиона, предназначенных для тренировок атлетов. Палестра была достаточно благоустроенным спортивным комплексом, в который входили крытые помещения, душевые и бассейн. Тренировочная площадка гимнасиона была соотносима по размерам со стадионом, на котором происходили Олимпийские соревнования. В здании гимнасиона хранились списки Олимпийских игр и атлетов‑победителей.

Со временем Олимпия и Олимпиады утратили прежнее значение в жизни Греции. Храм Матери всех богов был превращен в храм Августа, обожествленного императора. Игры стали зрелищным мероприятием, зависящим от благосклонности императоров. В этот период постройки в Олимпии были немногочисленными. Археологи обнаружили останки триумфальной арки императора Нерона и термов философа Герода Аттика.

Предпринятые некоторыми римскими императорами попытки реанимировать угасающую языческую религию и культуру лишь временно приостановили упадок древнего святилища в Олимпии. Алтари старых богов пошатнулись под напором христианства; в 394 году император Феодосий запретил языческие культы и обряды, в том числе и Олимпийские игры. В 395 году священный город древности пережил нашествие готов под предводительством Алариха и землетрясение, разрушившее храм Геры и часть стены вокруг священной рощи. Наконец, в 426 году император Феодосий II приказал разрушить храм Зевса и другие культовые сооружения, посвященные языческим божествам, и былое величие Олимпии обратилось в прах.

Лишь века спустя, в 1896 году, произошло возрождение знаменитых Олимпийских игр. Основателем современного олимпийского движения был Пьер де Кубертен, завещавший похоронить свое сердце в священном городе Греции – Олимпии.

Помпеи

Трагическая судьба этого древнеримского города, о которой стало известно благодаря находкам археологов, послужила сюжетом для всемирно известной картины русского художника К. Брюллова «Последний день Помпеи». Художник запечатлел на полотне гибель города вследствие извержения вулкана Везувий 24 августа 79 года. Помпеи были засыпаны слоем вулканического пепла толщиной в несколько метров, под которым город в течение веков сохранялся практически в неизменном виде.

Этот город находился в провинции Кампания неподалеку от Неаполя. Помпеи были основаны италийским племенем осков или греками в IV веке до н. э и просуществовали до I века н. э. В дальнейшем город оказался в руках самнитов, а в IV веке до н. э. перешел во владения Римской державы.

Через Помпеи проходит знаменитая Аппиева дорога (Виа Аппия), названная так по имени цензора Аппия Клавдия, при котором в 312 году до н. э. было начато ее сооружение. Она соединяла Рим и Южную Италию, что способствовало развитию торговых связей между римскими провинциями. Так как местность, в которой находились Помпеи, отличалась плодородием и мягким климатом, многие знатные римляне приобретали там виллы. Так, знаменитый философ и политический деятель Цицерон имел в Помпеях три виллы.

Известно, что пробуждение вулкана Везувий, который долгое время считали потухшим, происходило постепенно. За несколько лет до катастрофы (5 февраля 62 года) произошло землетрясение, о котором древнеримский историк Тацит упоминает в своих «Анналах».

Несомненно, что накануне катастрофы в окрестностях города наблюдались явления, которые должны были насторожить жителей Помпей. В начале августа 79 года в предгорьях вулкана стали ощущаться периодические толчки, затем перестали бить подземные источники – это было признаком растущего давления в земных недрах. За несколько дней до извержения Везувия из близлежащих лесов исчезли звери и птицы. Домашние животные тоже проявляли повышенное беспокойство, предчувствуя беду. Лишь люди, как это зачастую бывает, постарались отмахнуться от очевидного предостережения судьбы. Впрочем, часть жителей Помпей, помня о землетрясении 62 года, поспешила покинуть город, еще не зная, что он обречен на гибель. Другие же были застигнуты врасплох потоками лавы. Некоторые жители Помпей встретили свой конец среди разнузданных наслаждений, кто‑то замешкался, собирая ценные вещи, кто‑то тщетно пытался спасти своих близких…

При извержении Везувия помимо Помпей было уничтожено еще два города – Геркуланум и Стабии, которые также располагались неподалеку от вулкана. Согласно сохранившимся свидетельствам, извержение было необычайно сильным, частицы пепла долетали до Египта и Сирии.

Город, засыпанный многометровым слоем вулканического пепла, был обнаружен в XVII веке при постройке водопровода, однако планомерные раскопки начались лишь в 1748 году. Итальянский археолог Д. Фьорелли с 1860 года проводил новаторские в методологическом отношении раскопки Помпей. Найденные в толще пепла полые углубления, которые полностью сохранили форму тела и позы погибших людей и животных, Фьорелли предложил заливать раствором извести; таким способом были получены многочисленные скульптурные изображения жителей Помпей.

Раскопки продолжались в XX веке. В 1940–1950 годах из‑под толщи пепла были освобождены некрополь, усадьбы и дома, в которых сохранились фрагменты настенной росписи и мозаичные полы, а также храмы, термы, амфитеатр, скульптуры, амфоры и т. д.

В настоящее время некоторые специалисты, изучающие Аюрведу (одна из священных индийских книг‑вед, содержащая жертвенные формулы и толкования), считают, что Помпеи были выстроены в соответствии с законами Ваасту, подразумевающими единство и гармонию с силами природы. В качестве доказательства своей гипотезы эти ученые указывают на высокий уровень комфорта в Помпеях.

Благодаря работе археологов удалось воссоздать картину жизни города. В Помпеях процветала торговля: товары привозили из различных провинций по Аппиевой дороге, в кораблях по реке Сарно, кроме того, Помпеи были приморским городом, и часть товаров доставлялась морем. Однако значительную долю богатств приносило сельское хозяйство.

В Помпеях сохранились многочисленные лавки, трактиры, пекарни и мастерские. При раскопках были найдены разнообразные изделия из стекла, керамики и металлов, в том числе и драгоценных, что свидетельствует о высоком уровне развития ремесел. Главное место в жизни женщин занимало ткачество.

В Помпеях функционировала продуманная система водоснабжения. Вода для фонтанов и терм, а также в дома богатых горожан поступала по специальному акведуку Аква Августа, спускавшемуся с горных склонов.

Город был выстроен по продуманному плану. На пересечении двух главных улиц, из которых одна шла с севера на юг, другая – с запада на восток, находился форум – прямоугольная площадь, где происходили все важные события общественно‑политической жизни. Здесь находились храмы, административные сооружения и рынок. Город состоял из девяти кварталов.

Роспись Виллы мистерий в Помпеях. I в. до н. э.

Все улицы в Помпеях располагались параллельно главным. Они были вымощены камнем, причем тротуары приподняты над проезжей частью на 20–25 сантиметров. На перекрестках имелись своеобразные переходы для пешеходов, представляющие собой несколько камней – для того чтобы в дождливую погоду граждане не промочили ноги. Вдоль дорог располагались канавы, по которым текли сточные воды. Эти канавы были накрыты каменными плитами. На перекрестках были установлены фонтанчики с питьевой водой, подававшейся по свинцовым трубам. Также в городе стояли цистерны для сбора дождевой воды.

Для проведения досуга в городе имелось два театра, амфитеатр, рассчитанный на 20 тысяч зрителей и школа гладиаторов. Один из театров мог вместить 5 тысяч человек.

Сохранилась сцена и скамьи для зрителей, расположенные на склоне холма. Другой театр был значительно меньше.

Общественные бани – термы – помимо основной функции, нередко служили местом собрания граждан. Здесь занимались некоторыми видами спорта, в первую очередь плаванием и гимнастикой, а в зимнее время в термах можно было согреться, так как система отопления жилых помещений была еще достаточно примитивной и не позволяла долго сохранять тепло в домах.

Обитательницы «веселых домов» – лупанаров – считались одними из самых изящных и искусных в любви женщин Римской империи, что неизменно манило в Помпеи богачей, желающих развлечься. Многие скульптуры и живописные изображения, найденные археологами, недвусмысленно свидетельствуют о том, что в Помпеях царил культ наслаждений. Нередко город сравнивали с печально известными Содомом и Гоморрой, о которых рассказывается в Библии. Вероятно, это вполне оправданно, особенно если учитывать обстоятельства их гибели.

Стены многих домов покрывались росписями. Некоторые из них позволяют представить, как проходила повседневная жизнь города, – здесь можно увидеть и мастерскую ремесленника, изготавливающего изделия из меди, и лавку башмачника, и рынок, где продавали съестное.

В домах богатых владельцев стены и потолки нередко украшались яркими фресками, изображавшими сцены из мифов. На полу выкладывалась мозаика. Она могла быть как простой – в этом случае основой служила смесь цемента и щебенки с узором из белой гальки, так и представлять сложные композиции. Примером подобной мозаики может служить изображение битвы Александра Македонского с персидским царем Дарием, которая была обнаружена в 1831 году на так называемой вилле Фавна. Это название связано с найденной во внутреннем дворике виллы бронзовой статуей танцующего Фавна, которого древние римляне считали божеством, покровительствующим стадам, а также лесам и полям.

Элементом декора были не только изображения, но и надписи. Перед главным входом в дом на полу выкладывали слова приветствия. В некоторых домах можно встретить такие высказывания, как «Привет тебе, прибыль» или «Прибыль – радость».

На наружных стенах зданий сохранились надписи, сделанные поклонниками актеров и гладиаторов, а также представителями различных политических группировок, призывающими граждан отдать голоса тому или иному кандидату или сообщающими сведения, порочащие оппонентов.

Все богатые дома Помпей имели типичную для древнеримских жилищ планировку. Парадной частью дома считался атрий – внутренний дворик, в центре которого находился бассейн – имплювий. Над бассейном в крыше оставляли специальное отверстие, через которое в бассейн во время дождя стекала вода. Из атрия можно было попасть в кабинет хозяина дома – таблиний, столовую – триклиний, спальни – кубикулы и библиотеку. В доме имелись собственные термы с горячей и холодной водой и внутренний сад – перистиль, который нередко был застекленным, являясь аналогом современных оранжерей и зимних садов. Окна в домах выходили во внутренний дворик, а не на улицу, чтобы в помещение не проникали лучи палящего солнца. В комнатах имелись многочисленные ниши, где устанавливались статуи, изображающие богов и легендарных героев.

Таким образом, благодаря археологам удалось установить, что Помпеи были высокоразвитым древнеримским городом. В настоящее время Помпеи представляют собой город‑музей под открытым небом, который в 1997 году включен ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 187 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...