Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Теотиуакан: город без имени



Этот город оказал огромное влияние на культуру всей Центральной Америки. В период своего расцвета он превосходил размерами Рим. Однако историки до сих пор не знают имени ни одного из его правителей. Жители города не оставили никаких письменных свидетельств – ни хроник, ни царских указов. Внезапно он погиб, но и причины его падения по‑прежнему не ясны.

У города нет даже имени. Известное название, которым мы пользуемся, чтобы очертить этот конгломерат грандиозных построек, оставленный в окрестностях Мехико, принадлежит ацтекам, увидевшим руины неведомого города через несколько столетий после того, как тот был покинут жителями. Набредя в своих странствиях на эти безлюдные громады, они решили, что только здесь, среди вознесшихся на десятки метров ввысь зданий, могли родиться их боги. Слово «Теотиуакан» переводится как «Место, где люди становятся богами».

Мертвый город лежит в Центральной Мексике, в долине, расположенной на высоте более 2000 метров над уровнем моря и окаймленной с севера несколькими потухшими вулканами, а с юга – горной цепью. Известно, что люди стали селиться на территории Теотиуакана еще в VI веке до нашей эры. Около 100 года до нашей эры (в Риме родился Цезарь) здесь возникает крупное поселение, в котором проживает около 20 тысяч человек.

Так начинается процветание «города без имени». Секрет его успеха прост: обсидиан, вулканическое стекло. В Месоамерике подобный материал пользовался большим спросом, поскольку легко поддавался обработке и применялся для изготовления орудий труда и – оружия убийственной силы. Жители Теотиуакана монополизировали добычу и обработку обсидиана, а также торговлю этим сырьем и изделиями, изготовленными из него. Ведь крупнейшие в Месоамерике его месторождения лежали в радиусе лишь нескольких десятков километров от Теотиуакана.

В первые два столетия нашей эры в Теотиуакане развернулось грандиозное строительство. За это время здесь было воздвигнуто около двух десятков святилищ. Особенно впечатляет пирамида Солнца, сооруженная в центре города. Это – вторая по высоте постройка доколумбовой Америки. Она была возведена в I веке нашей эры, на руинах более древней постройки. Перед ней простиралась громадная платформа, на которой проводились различные церемонии. Как полагают, эту пирамиду сооружали около 3000 рабочих в течение 30 лет. Площадь ее основания – 220×225 метров – почти такая же, как у пирамиды Хеопса, правда, высота – 65 метров – значительно меньше. Кроме того, в отличие от египетских пирамид, на нее можно подняться. Вверх ведет лестница, довольно крутая, – так что стоит стать у ее подножия, и ее вершина скроется из вида.

Храмовый комплекс в Теотиуакане

Планировка Теотиуакана поразительна. Его улицы, его жилые кварталы словно вычерчены по линейке и отличаются строгой симметрией. Наиболее плотно была населена северо‑западная, древнейшая часть города, тогда как в юго‑западной части обширную площадь занимали поля, включая систему искусственного орошения.

В южной части города, рядом с Дорогой мертвых, пересекавшей Теотиуакан с севера на юг, располагался комплекс построек, возведенных на одной громадной платформе, имевшей форму квадрата. Этот комплекс получил название «Сьюдаделла» («Цитадель»). Стена, окружавшая его, скрывала все, что происходило внутри (длина стены составляла около 400 метров). Некоторые историки сравнивают эту «крепость» с Запретным городом в Пекине. По оценке американского археолога Джорджа Коуджилла, главная площадь Сьюдаделлы могла вместить до 100 тысяч человек. Очевидно, здесь проводились различные культовые церемонии.

Пирамида, возведенная на территории «Цитадели», была, несомненно, посвящена Кецалькоатлю, Пернатому Змею, – легендарному божеству, научившему людей отсчитывать время и составлять календарь. В мифологии ацтеков Кецалькоатль нисходит в воды Подземного мира, чтобы там сразиться с богами тьмы и, одержав верх, вернуться в наш мир. Расположенная в Сьюдаделле «Пирамида Пернатого Змея» – это древнейший известный нам памятник, украшенный скульптурами, которые иллюстрируют этот миф. Вдоль ее фасада красуются изображения головы Кецалькоатля – своего рода дракона с гривой из перьев.

Так что один из главных богов ацтеков родился по меньшей мере за тысячу лет до того, как сами они впервые увидели «место, где рождаются боги». Возможно, вся культура Месоамерики, какой ее застали испанские конкистадоры в XVI веке, вела происхождение от мифов и верований, росписей и скульптур Теотиуакана?

Время наивысшего расцвета Теотиуакана: V–VI века нашей эры (падение Римской империи). Этот город определял духовную, политическую и хозяйственную жизнь всей Месоамерики, подобно тому как античная Греция оказывала влияние на всю известную ойкумену.

В эти годы в Теотиуакане проживало от 150 до 250 тысяч человек, перебравшихся сюда со всех концов региона. Впрочем, пришлые люди – майя, миштеки, сапотеки – старались держаться в этом «Вавилоне» обособленно, жили в отдельных кварталах – «чайнатаунах» древности, строго соблюдали свои традиции и обычаи.

Почти все дома в городе были ярко раскрашены и покрыты настенными росписями, как в Помпеях. Они – главный источник наших сведений о повседневной жизни горожан. Однако археологи не нашли ни одного портрета и – не в пример императорскому Риму – ни одной статуи правителя. Может быть, как полагают некоторые историки, Теотиуакан был первой республикой на американской земле?

На сохранившихся фресках – единственных «глаголах», которыми жители безымянного города пытались поведать о своих радостях и роковых переживаниях, – мы видим пышно одетых или обнаженных людей, а также войну, жертвенные приношения, кровь. Часто встречаются изображения растений, животных, сказочных существ. Смысл многих композиций не ясен. Популярны, например религиозные сюжеты, о значении которых мы можем только догадываться, вспоминая мифы ацтеков и майя. Со стен зданий на нас глядят и ацтекский бог дождя Тлалок, и некая неизвестная богиня, оставленная в призрачном прошлом, как и души хозяев этих жилищ.

Жилищ и работных домов. Здесь обнаружено более четырех сотен мастерских, где обрабатывали обсидиан, и около пяти сотен мастерских, в которых изготавливали керамику. В городе было налажено чуть ли не промышленное производство украшений и культовых статуэток. Этот мегаполис в те века был буквально всем: главной святыней, духовным оплотом, важнейшим промышленным и инновационным центром Древней Америки.

Так продолжалось примерно до 600 года. Затем влияние Теотиуакана начинает убывать, а около 750 года происходит катастрофа. Центр города выжжен. В этом пламени исчезло славное прошлое. Кто возжег его? Захватчики, привлеченные богатствами, которые, казалось бы, не истощит любая война? Мятежники, громившие память о ненавистном правителе? Или город давно пережил свое славное прошлое, уступив в соперничестве новым торговым и политическим центрам – городам майя?

Как бы то ни было, великий город умер. Последние жители ушли из него, судя по археологическим находкам, в IX веке. Однако опустевшие руины не были окончательно забыты. Они стали местом паломничества. Особенно почитали их ацтеки. В наши дни археологи надеются, что когда‑нибудь Теотиуакан откроет свои тайны и в опустевший, призрачный город вернется жизнь – повседневная жизнь людей VI века нашей эры.

Водопровод, сработанный инженерами майя, и не только…

Весной 2010 года археологи сообщили, что на юге Мексики обнаружена, возможно, древнейшая на американской земле конструкция, предназначенная для создания гидростатического давления. Эта водопроводная система была сооружена предположительно в III веке нашей эры. Речь идет о подземном канале Пьедрас‑Болас, построенном в одном из самых известных городов майя – Паленке. Канал был полностью замурован; лишь в конце его имелось небольшое отверстие, диаметр которого был раз в двадцать меньше начального. Этот узкий сток и привлек внимание археологов. Миновав канал, вода буквально впрессовывалась в двухметровую трубу. Это позволяло создать мощный напор. Расчеты показывают, что поток воды, хлынувший в трубу, мог бы, миновав ее, затем – через отверстие в своде – взметнуться ввысь на 6 метров. Прежде предполагалось, что подобные гидравлические системы появились в Новом Свете лишь с прибытием сюда испанцев. Это – первая находка такого рода, сделанная здесь. А сколько их еще будет!

Один из самых известных городов майя – Паленке

Но археологи, исследующие страну майя, заняты не только поиском затерянных каналов. В наши дни среди густых зарослей тропического леса – настоящих «джунглей» – скрываются целые города майя. По большей части, руины прошлого остаются недоступными для исследователей. Сравнительно хорошо изучены лишь самые крупные города, оставленные этой великой цивилизацией. Другие города и поселения майя – особенно расположенные в отдаленной местности – все еще хранят свои тайны. Это убедительно показали археологические открытия, сделанные в 2009–2010 годах в одной из небольших центральноамериканских стран.

Археологи из Флоридского университета Арлен и Дайана Чейз вот уже четверть века ведут раскопки в Белизе, в районе города Караколь. За это время с помощью местных жителей и студентов, ударами мачете прорубавших ходы в непролазных дебрях, они изучили территорию площадью 23 квадратных километра, на которой раскинулся древний город.

Однако теперь на помощь ученым пришли новые технологии. В апреле 2009 года они начали обследовать окрестности Караколя с борта самолета, используя специальные приборы. С их помощью ученые «осмотрели» территорию площадью 200 квадратных километров вокруг Караколя, сплошь покрытую дождевыми лесами. На карте, составленной ими, проступили тысячи построек, которые так просто не разглядеть с воздуха, не заметить за деревьями и кустами, находясь всего в нескольких метрах от них. Судя по этим результатам, в Караколе в период его расцвета – около 650 года нашей эры – могло проживать не менее 115 тысяч человек.

Исследования культуры майя вновь переживают бурный подъем. Особое внимание археологов привлекает та эпоха, которая так долго казалась им незначительной, – первое тысячелетие до нашей эры, доклассическая эпоха.

Так, в 2002 году в Гватемале, близ границы с Мексикой, в Сан‑Бартоло, были обнаружены древнейшие фрески майя возрастом 2200 лет. Они позволили нам впервые заглянуть в мир религиозных представлений майя в ранний период их истории. Здесь, к удивлению исследователей, запечатлены сцены из мифов майя, широко распространенных в классическую эпоху, к которой и было обращено все внимание ученых в последние десятилетия. Эта находка способна перевернуть наши традиционные представления о цивилизации майя. Очевидно, ее расцвет начался примерно на пять столетий раньше, чем мы полагали. Но свидетельства этого культурного взлета надо еще поискать – или среди непроходимых зарослей, или под толщей позднейших культурных наслоений.

В 2006 году там же, в Сан‑Бартоло, в пирамиде, где велись раскопки, была обнаружена древнейшая надпись майя, датируемая 350–300 годами до нашей эры, – каменный блок, покрытый десятью иероглифами. Она выполнена с каллиграфической четкостью и вовсе не напоминает ученические упражнения. Очевидно, к тому времени майя пользовались этим письмом уже не одно десятилетие.

В это долго не верилось. Считалось, что письменность майя – достижение классической эпохи. В более ранний период своей истории майя просто не владели изящными таинствами иероглифов. Пирамиды Тикаля и Чичен‑Ицы невольно заслоняют от нас прежние достижения этой исчезнувшей цивилизации. Между тем уже в первом крупном городе майя, Накбе, основанном около 1000–800 годов до нашей эры – в те времена, когда в далекой Европе еще не был основан Рим, – высота пирамиды достигала почти полусотни метров. В последующие столетия появились и другие города майя – Ламанай, Серрос, Калакмуль, Вашактун, Йашха, Эль‑Тинталь, Эль‑Перу, Сан‑Бартоло и Эль‑Мирадор. В основном они вырастали в Петене – покрытом непроходимыми лесами районе Гватемалы. Именно он кажется теперь археологам колыбелью культуры майя.

Около 300 года до нашей эры начинается строительный бум в Эль‑Мирадоре. Его руины лежат опять же в Петене. На протяжении нескольких веков он оставался крупнейшим городом майя. Именно здесь высится пирамида Ла‑Данта (72 метра) – самое высокое здание, возведенное майя. Американские историки полагают, что в окрестности Эль‑Мирадора произошло становление первого государства майя. С этим можно поспорить, но нельзя отрицать, что уже здесь возникла строгая иерархия в обществе, существовало разделение труда, зародилось изобразительное искусство, переживала расцвет архитектура. Под влиянием Эль‑Мирадора находилась целая сеть поселений, лежавших вокруг него – в низменной, заболоченной равнине. Метрополию связывали с этими деревнями прекрасные насыпные дороги шириной от 18 до 24 метров, проложенные по окрестным топям.

В начале 2009 года американский археолог Ричард Хансен обнаружил при раскопках в Эль‑Мирадоре фрагмент фриза длиной 4 метра и высотой 3 метра. На этом фризе, датированном разными специалистами 300–250 годами до нашей эры, изображены сцены, заставляющие вспомнить о «Пополь‑Вухе» – классическом эпосе майя, записанном уже после испанского завоевания. Если это так, то это самое раннее свидетельство бытования мифов майя, которые легли в основу их знаменитого эпоса.

Около 150 года нашей эры жители Эль‑Мирадора внезапно покидают свой город. Примерно то же происходит и с другими крупными городами доклассического периода. Гибель цветущей культуры майя в Петене во II веке нашей эры историки называют «малым коллапсом». Происходившие тогда события еще труднее поддаются объяснению, нежели великий «коллапс» культуры майя в IX столетии нашей эры.

При раскопках в одной из пирамид Эль‑Мирадора тот же Хансен обнаружил недавно следы разрушений, наконечники стрел и копоть от огня. Возможно, полагает он, эта древняя культура погибла в результате братоубийственной войны или нападения других племен. Свою роковую роль могли сыграть и длительная засуха, и постепенное истощение земли, что уже не способна была прокормить жителей перенаселенной долины.

Специалисты подчеркивают, что мы только начинаем изучать доклассический период майя. Большая часть их поселений и городов на юге Мексики, в Белизе и Гватемале до сих пор остаются неисследованными. Густые заросли тропического леса все еще хранят множество тайн. В последние годы археологи делают здесь одно открытие за другим. Уже сейчас очевидно, что мифология, политические воззрения, художественные пристрастия майя сформировались задолго до благословенных времен Тикаля и Чичен‑Ицы.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 282 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...