Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Священная книга археологов – Библия



Вот уже полтора века ученые собирают отдельные факты, из которых складывается мозаика подлинных событий, скрытых за пышной декорацией библейских легенд. Еще С.Н. Булгаков писал, что Библия – не только «вечный Символ», раскрывающийся вере, но и «просто книга, доступная научному изучению». Для специалистов же она – важный источник сведений о политической истории и культуре народов Ближнего Востока во II–I тысячелетиях до нашей эры.

«Библейские тексты являются историческим документом» – таково общее мнение археологов, ведущих раскопки в Иерусалиме и Иерихоне, Асоре и Мегиддо, Самарии, Гезере, Сихеме и многих других городах. Целый ряд вопросов интересен исследователям, изучающим древности Святой земли: начало «неолитической революции»; жизнь в Палестине в эпоху медного и раннего бронзового века; переселения кочевых народов в начале II тысячелетия и последующий расцвет ханаанейских городов; события 1200–1000 годов до нашей эры, совпадающие с движением «народов моря»; наконец, эпоха единого Израильского царства. Это – наиболее мифологизированная часть Библии; тем интереснее знать ее историческую подоплеку.

В начале III тысячелетия до нашей эры в Палестине и Сирии появляются города: Мегиддо, Беф‑Шан, Рас‑Шамра, Тирза… Начинается «городская революция», являющая, по словам А.В. Меня, «рубеж исторического и доисторического миров». В каждом городе непременно есть храм. В Палестине, как и в Шумере, храм был также экономическим и властным центром. Наряду с крупными городами возникают и многочисленные сельские поселения. Однако выгодное положение Палестины – на перекрестье торговых путей – издавна привлекало захватчиков. Это обусловило ход ее истории: краткие периоды мира перемежались все новыми потрясениями.

Развалины на холме Мегиддо. Одно из знаменитых библейских мест

В 2300–2000 годах до нашей эры Западная Палестина переживает «кризис городов». Все они покинуты и опустошены. Назывались разные причины: походы фараонов, вторжения амореев, а также резкое изменение климата – оно подорвало основы хозяйства. Возможно, полагает российский историк Н.Я. Мерперт, ответ даст библейская традиция. В Книге Бытия (14, 1–12) рассказано о войне «четырех царей против пяти». В ней сражались цари Содома, Гоморры, Елама… Быть может, руины городов Нумейра и Баб‑эд‑Дра, открытые недавно на побережье Мертвого моря, остались именно от той эпохи?

Лишь новое вторжение – теперь семитоязычных ханаанеев – возродило городскую культуру. Они поселились на плодородных землях, а по соседству с ними многие века жили кочевые и полукочевые племена скотоводов‑амореев: «Аморреи живут на горе, Хананеи же живут при море и на берегу Иордана» (Чис. 13, 30). Города хорошо спланированы, обнесены мощными стенами и украшены огромными дворцами. Они напоминают сирийскую Эблу, месопотамский Мари, египетский Аварис.

К этой эпохе относятся библейские рассказы об Аврааме, Иакове, Иосифе. Уже давно их связывают с постепенным переселением в Египет жителей Ближнего Востока, которых в стране фараонов именовали гиксосами. После 1650 года до нашей эры они стали править Египтом, который к тому времени был ослаблен смутами. Возможно, это событие отразилось в предании об Иосифе, который стал «владычествовать над всею землею Египетскою» (Быт. 45, 26), а также в рассказе о переселении его отца, Иакова, и его братьев «со всем, что у них» (Быт. 47, 1) в землю Гесем – плодородную землю в дельте Нила близ города Аварис, столицы гиксосов.

После 1530 года до нашей эры Яхмос, правитель Фив, изгнал гиксосов из Египта и основал Новое царство. Власть фараонов распространилась и на Палестину. Во всех городах, от Газы до Беф‑Шана, пребывали египетские наместники, надзирая за местными царьками. Земля ханаанеев превратилась в страну, «где течет молоко и мед» (Исх. 3, 8). Палестина была богата, тому порукой – пышное убранство местных дворцов. Ее жители торговали с отдаленными странами: Микенами, Критом и Кипром, привозя оттуда красивую керамику.

Около 1200 года побережья Ближнего Востока, Малой Азии и Египта подверглись нападению «народов моря». В Палестине наступило безвластие. С моря сюда вторгаются филистимляне, с севера и востока – израильские племена. Переселение евреев было длительным событием и не напоминало военный поход, описанный в Книге Иисуса Навина. Поначалу пришельцы расселялись в пустынных нагорьях. Они вели полукочевой образ жизни, спускаясь в конце лета в плодородные долины, где пасли свой скот на сжатых полях. Появлялись они и в городах, приходили на торжища, постепенно усваивая язык и культуру ханаанеев, перенимая навыки строительства, металлургии и изготовления керамики. В последние десятилетия были открыты сотни небольших поселков в Галилее, Негеве, Заиорданье, близ Мертвого моря, относящихся к той эпохе.

Поначалу между местными жителями и переселенцами вряд ли возникали столкновения. Сражаться с колесницами ханаанеев кочевники не могли. Они мирно занимали земли, вовсе не стремясь «побивать все дышащее» (Нав. 11, 11). Лишь со временем, твердо обосновавшись в отдельных районах Палестины, израильтяне начали нападать на расположенные рядом города. Завоевание Палестины длилось свыше двух столетий. Иерусалим пал около 1000 года до нашей эры. Еще Книга Иисуса Навина признавала, что «Иевусеев, жителей Иерусалима» не могли изгнать израильтяне, «и потому Иевусеи живут… в Иерусалиме даже до сего дня» (Нав. 15, 63). Это – «город иноплеменников» (Суд. 19, 12).

История X века до нашей эры – это история единого Израильского царства. Она подробно описана в Библии, хотя, как отмечает израильский археолог Э. Мазар, «именно для эпохи трех царей – Саула, Давида и Соломона – археологические свидетельства весьма скудны». Без Библии мы ничего не знали бы об этих царях. От эпохи Саула известен лишь один памятник: угол крепости в 7 километрах к северу от Иерусалима. Предположительно это – Гива Саулова (1 Цар. 11, 4). Завоевания Давида подтверждают лишь некоторые находки в Иерусалиме, а также скромные поселки, возникшие на руинах разрушенных городов.

Главные же постройки Соломона известны только по библейским текстам. Знаменитый Храм в Иерусалиме, судя по его описаниям, напоминал храмы бронзового века в Эбле, Мегиддо, Сихеме. Его даже строят из того же материала – ливанского кедра, из которого возводили свои святилища ханаанеи и филистимляне. Такая деталь храма, как «херувимы, простиравшие крылья над местом ковчега» (3 Цар. 8, 7), напоминает мотив, распространенный в искусстве ханаанеев, финикийцев и сирийцев. Перед храмом высились две колонны, как и перед ханаанейским святилищем в Асоре. Сам храм не раскопан и даже не доступен для исследования, поскольку на его месте стоит теперь мусульманская святыня.

Не найден дворец Соломона (3 Цар. 7, 1–12). Однако, по описанию, он похож на памятники Тира, Сидона, Гезера, Мегиддо, Асора.

Зато в феврале 2010 года было объявлено, что 70‑метровый фрагмент древней стены – его обнаружили ранее при раскопках в Иерусалиме, проводившихся неподалеку от Храмовой горы, – был возведен в эпоху Соломона и являлся частью тогдашних городских укреплений.

…Подобное путешествие можно длить еще долго. Мы так и не успели побывать в Палестине Иеремии и Иезекииля, братьев Маккавеев и Иисуса Христа. Что ж, Земля обетованная – это впрямь страна‑памятник, а Библия – поистине священная книга археологов.

Моавитяне, аммонитяне и другие «злые братья»

Во второй половине II тысячелетия до нашей эры Палестина представляет собой цветущую страну. Богатство ее городов основано прежде всего на торговле. На исходе бронзового века – в особенности с примирением Египта и Хеттской державы, которое положило конец длительным войнам на Ближнем Востоке, – торжествует глобализация.

Все меняется около 1200 года до нашей эры. Появление «народов моря» знаменует окончание целой исторической эпохи. Угарит, Крит, микенская Греция – все лежит в руинах, всюду начинается отсчет «темных веков истории». Претерпевает крушение и система международной торговли.

Для Палестины – страны, чьи недра бедны металлами и другим ценным сырьем, – новые времена особенно тяжелы. Теперь кормит не столько дерзость купца, готового ради выгоды бросить вызов и морю, и суше, сколько тяжкий труд крестьянина. После 1200 года на территории Палестины возникает все больше деревенских поселений. Их жители, не надеясь уже на товары, когда‑то привозимые купцами, сами снабжают себя всем необходимым.

Начиная с Х века до нашей эры отдельные области Палестины обособляются друг от друга. На карте Земли обетованной появляется целая россыпь царств. Всюду истово почитают своих правителей, чуть ли не обожествляют их. Всюду стремятся к войне с соседями. Добрый мир бронзового века сменяет худая война века железного.

Саркофаг из «земли Моавитской»

На побережье расселяются филистимляне, одни из «народов моря». Они оседают в Аскалоне, Газе, Экроне, Гефе, снова наполняя жизнью эти опустевшие города бронзового века. Страницы Библии полны нескрываемой ненависти к филистимлянам. «Они были оставлены, чтобы искушать ими Израильтян и узнать, повинуются ли они заповедям Господним» (Суд. 3, 4). Современные историки, скорее, склонны видеть за этими инвективами традиционную ненависть горцев (в данном случае, древнееврейских племен) к богатым жителям прибрежных городов.

Войны между филистимлянами и израильтянами долгое время шли с переменным успехом, но, в конце концов, этот «проклятый» Библией народ растворился среди другого населения Палестины. Но прежде этого отказался от всего своего. Филистимляне стали поклоняться богам, в которых веровали местные жители. Забыли родной язык, принадлежавший к индоевропейской семье, и стали говорить на одном из западносемитских языков, как и все жители Палестины.

Если филистимляне прибыли в Палестину морским путем, то аммонитяне переселились с восточного берега реки Иордан после 1200 года до нашей эры, когда эта цветущая местность была разорена «народами моря». По преданию, аммонитяне происходят от младшей дочери Лота. Помимо этого библейского анекдота, известны лишь отдельные надписи, в которых упоминается этот народ, расселившийся на северном берегу Мертвого моря. Археологические же находки редки. Из Библии мы знаем, что царь Давид завоевал земли аммонитян. Их же самих «умерщвлял… пилами, железными молотилами и секирами. Так поступил Давид со всеми городами Аммонитян» (1 Цар. 20, 3). Впоследствии, после распада единого Израильско‑Иудейского царства, образовалось небольшое государство Аммон, которое долго сохраняло независимость, ловко угождая интересам крупнейших держав региона. Но в VII веке до нашей эры оно было легко захвачено ассирийцами.

На месте столицы Аммона, Раввы, – «Иоав воевал против Раввы Аммонитской и взял почти царственный город» (2 Цар. 12, 26), – находится теперь цитадель и Нижний город Аммана, современной столицы Иордании. Письменные памятники на аммонитском языке датируются IX–V веками до нашей эры. Позднее этот язык был вытеснен арамейским. Сейчас археологи располагают всего тремя сотнями текстов на аммонитском языке, причем в большинстве случаев речь идет о коротких надписях на печатях, содержащих лишь имя владельца, место его рождения и иногда род занятий.

Земли, населенные моавитянами, – они лежали к востоку от Мертвого моря – какое‑то время удерживали под своей властью израильтяне. По преданию, именно «в земле Моавитской, по слову Господню» (Втор. 34, 5) умер Моисей. В Библии говорится, что он «погребен на долине в земле Моавитской против Беф‑Фегора и никто не знает места погребения его даже до сего дня» (Втор 34, 6). К сказанному нечего добавить. Археологам пока не удалось ни доказать историчность Моисея, ни тем более отыскать его гробницу.

Земля же Моавитская вскоре отпала от Израиля. В середине IX века до нашей эры царь моавитян Меша даже захватил часть земель на востоке Израиля. Об этом напоминает надпись на оставленной им стеле. На этой стеле из черного базальта, найденной в 1868 году, высечены 34 строки, в которых повествуется о том, как Моав избавился от гнета израильтян. Помимо Библии, откровенно враждебной к моавитянам (притом что «Руфь Моавитянка» считается прабабушкой царя Давида), это – одно из немногих исторических свидетельств, описывающих события, которые происходили в ту пору в Палестине. Многое могли бы поведать раскопки в столице Моава, но у археологов пока нет возможности к ним приступить, ведь руины древнего города Кир‑Моав скрываются под крепостью Эль‑Керак, или Крак Моавский, возведенной крестоносцами. Около 720 года до нашей эры царство моавитян было покорено ассирийцами. Постепенно память об этом народе, впервые упомянутом в египетской надписи XIII века до нашей эры, исчезает из исторических источников. Как полагают специалисты, остатки моавитян вошли в состав племенного союза набатеев, построивших скальный город Петра.

К югу от Мертвого моря вплоть до залива Акаба простирались земли, населенные эдомитянами. Они контролировали «Дорогу ладана», по которой доставляли благовония из Саудовской Аравии. Свое собственное государство они создали позже других народов, населявших этот регион. По преданию, эдомитяне были потомками одного из библейских персонажей, Исава, сына Исаака, что не помешало израильтянам причислить их к своим злейшим врагам. Эдом был завоеван ими, потом добился независимости, но около 700 года до нашей эры был легко покорен ассирийцами.

Никаких письменных свидетельств эдомитяне не оставили, но раскопки в их столице, Бусейре, лежащей в 45 километрах от скального города Петра, велись. Там были обнаружены остатки крепостных сооружений. Большое значение имели раскопки эдомитского селения Умм‑эль‑Биджара, обнаруженного еще в 1929 году. Здесь была выявлена типичная керамика эдомитян, что позволило впоследствии идентифицировать еще несколько поселений, в которых жили «сводные братья» израильтян.

Итак, Палестина никогда не была этнически однородным регионом, даже в далеком прошлом. Рядом с израильтянами жили несколько народов, постоянно враждовавших с ними. По большому счету, все они были родственниками – но тем более ожесточенной была их вражда. Как отмечает профессор библейской археологии Ульрих Хюбнер, «сами израильтяне считали себя людьми пришлыми, чужими здесь», но страна, верили они, была обещана им Богом.

Подобная казуистика определяла политику израильтян. Все следы прошлого – невольно или намеренно – стирались. Место реальных событий занимали библейские легенды, место подлинных приоритетов – претензии. Хроникальные записи подменялись пропагандой, освященной именем Бога. Так что археологам еще предстоит восстановить подлинную историю Палестины, а также открыть для себя тайны забытых народов – «злых братьев» израильтян.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 307 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...