Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Поршни встречены только в слое XV в., причем все они — крайне простой конструкции.
Сапоги в XV — XVI вв. были наиболее распространенным типом обуви у населения Новгорода. Большинство их имело острые, приподнятые носки. Среди сапог этого времени встречены специальные охотничьи сапоги с широкими и длинными голенищами, заходящими выше колен.
Остроносые сапоги украшены тиснением, наносившимся на головки в виде ряда параллельных полос (рис. 7, 5), или набивкой на край носка и задника (в центре пятки) металлических гвоздиков с выпуклыми круглыми шляпками.
В рассматриваемый период встречались также сапоги с высоким, узким каблуком, которые позднее были распространены не только в Новгороде, но и в Москве. Наиболее полное представление об этих сапогах дают зеленые сафьяновые сапоги XVI — XVII вв., хранящиеся в фондах Новгородского музея (рис. 7, 6) 111.
Голенища у таких сапог были двухшовными (высота — 27, 5 — 29, 5 см) с поднарядом. По верхнему краю их нашит темно-коричневый кожаный кант, образующий узор в виде
101 Н. Н. Воронин. Древнее Гродно, стр. 61, рис. 26, 3. |
102Раскопки Г. П. Гроздилова, 1954 г. Государственный Эрмитаж. |
103Русский музей (Ленинград). Икона «Николы» из Духова монастыря в Новгороде. |
104 А. Л. Монгайт. Ук. соч., стр. 315 (рисунок). |
105 Н. Н. Воронин. Древнее Гродно, стр. 62. |
106Раскопки Г. П. Гроздилова, 1954 г. Государственный Эрмитаж. |
107 А. В. Арциховский. Курганы вятичей. М., 1930, стр. 102. |
108 Л. И. Якунин а. Ук. соч., стр. 43, рис. 18, б. |
109«Изучение древнего производства кожи и изделий из кожи», рис. 5, б, в, г;7 и 8. |
110 И. И. Срезневский. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным источникам, т. I. СПб., 1893, стр. 1182. |
111НМ, инв. № 7628, 7629. |
меандра в сочетании с параллельными линиями. Спереди концы канта спускались вниз в виде стрелки. Швы, соединявшие головку и задник с верхом сапога, также отделаны кантом из светлой и темной кожи и медной проволочкой. Задник расшит медной проволокой и полосками цветной кожи (красной и желтой). Подошва пришивалась к верху сапога малиновыми и желтыми нитками. Низ ее сплошь обит железными гвоздиками с выпуклыми шляпками (диаметр — 3, 5—4 мм), образующими узор в виде «елочки».
Металлическая основа каблука была вбита в деревянный подкаблучник, обтянута кожей задника и обвита внизу параллельными рядами медных спиралек. Между высоким каблуком, слегка оттянутым назад, и подошвой (в геленочной части) получалось пространство, где на самом деле мог «пролететь воробей» (рис. 7, 6).В древнерусском фольклоре сохранилось образное описание сапог с высоким каблуком:
«У оратая сапожки зелен сафьян:
Вот шилом пяты, носы востры,
Вот под пяту-пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати» 112.
Закончив хронологическую классификацию новгородской кожаной обуви, основанную на массовом археологическом материале X — XVI вв., отметим следующее:
1. Большое количество кожаной обуви, встречаемой при раскопках в Новгороде и относящейся ко всем периодам его существования, начиная с X в., является одним из показателей культурного уровня населения города.
2. Для каждого периода характерны определенные типы обуви.
3. Отличие рассматриваемой нами обуви, полученной в основном в результате археологических раскопок ремесленных кварталов города, от обуви князей и бояр, изображенной на памятниках искусства (иконах, фресках и др.), свидетельствует о наличии в Новгороде различных категорий ремесленников-сапожников, обслуживавших потребности определенных классов общества (ремесленников, бояр, князей).
Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 270 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!